Экспериментальное изучение проявления конфликтного поведения в группе студентов — будущих учителей начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить влияние конфликтного поведения на проявление межличностных отношений в группе студентов - будущих учителей начальных классов
Объект исследования: студенты — будущие учителя начальных классов.
Предмет исследования: влияние конфликтного поведения на проявление межличностных отношений в группе студентов - будущих учителей начальных классов

Содержание работы

Введение

Часть I.
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития межличностных отношений у группы студентов — будущих учителей начальных классов.

1.1.
Сущность понятий «отношения», «межличностные отношения», «общение».

1.2.
Особенности проявления межличностных отношений в студенческом возрасте

Вывод по I главе

Часть II.
Экспериментальное изучение проявления конфликтного поведения в группе студентов — будущих учителей начальных классов

2.1.
Характеристика испытуемых и описание методов исследования

2.2.
Анализ результатов исследования

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

Начало.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

………Далее идет коррекционный этап и заключительный этап диагностики………….

 

Выводы по II главе

Конфликт интересов стимулирует познание ценностей, позиций людей в «противоборстве», выявляет социально-психологическую обстановку. По мнению Бориса Фёдоровича Поршнева, советского историка и социолога: «Человек как личность формируется через свои отношения с другими людьми».

Сложность исследования конфликтных отношений в студенческой среде состоит в трудности получить точные данные, характеризующие важность тех или иных явлений.

Студенты не всегда могут или хотят вспомнить и сформулировать истинные причины и мотивы конфликтов.

Важно понять неосознаваемые факторы конфликтов, сконцентрироваться на когнитивных переменных, принадлежащих к сфере осознаваемого опыта.

Хотелось бы привести изречение Далай Ламы: «Мы привыкли думать, что, возражая кому-то, мы неминуемо вступаем с этим человеком в конфликт, который обязательно должен выявить победителя и побежденного или ущемить чьё-то самолюбие. Но давайте не будем воспринимать все в таком свете. Давайте всегда искать между нами что-то общее. Секрет успеха заключается в том, чтобы с самого начала проявить заинтересованность в точке зрения собеседника. Я совершенно уверен, что это под силу каждому из нас».

 

Заключение

В результате экспериментального исследования уточнены типичные конфликтные ситуации, возникающие в процессе совместной учебной деятельности студентов педагогического вуза. Доказано, что под влиянием учебной группы, в процессе социализации и программы психологического тренинга, направленной на повышение эффективности общения, минимизации и разрешения конфликтных ситуаций у студентов педагогического вуза с доминантно агрессивным стилем поведения в конфликте наблюдается развитие эмпатии, у студентов с доминантно пассивным стилем понижается идентификация, а также понижается рефлексия у студентов педагогического вуза с доминантно агрессивным стилем поведения в конфликте, вследствие чего, в учебном коллективе происходит уменьшение нивелирования между агрессивным и пассивным стилями поведения в конфликтной ситуации.

Перспектива дальнейших исследований в данном направлении предполагает углубленное изучение механизмов регуляции межличностных конфликтов студенческой среды в условиях вуза, изучение механизмов регуляции конфликтов во взаимосвязи с самосознанием человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению – Спб, 2006. – 176 с.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. – М.: Академия, 1999.
  3. Бернс Р. Развитие Я –концепции и воспитание. – М.: Педагогика, 1992.
  4. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. — М., 1999.
  5. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2002.
  6. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителей и родителей. – М.: Педагогика, 1987.
  7. Донцов А.И. Психология коллектива.  –М.: Прсвещение, 1984.
  8. Дубровина И.В., Данилова И.В. Психология. -  М., 1999. – 464 с.
  9. Едигес А.П. Психологическая концепция конфликтного общения // Психологический журнал. – 1984. – Т.5. - №5. – С. 52 -62.
  10. Зейгарник В.В. Теории личности в зарубежной    психологии. - М., 1982.
  11. Кон И.С. Психология ранней юности.  – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
  12. Концепция личности В.Н.Мясищева // В.А. Аверин Психология личности. – СПб, 2001.
  13. Краткий словарь системы психологических понятий / Под ред. К.К. Платонова. – М., 2004.
  14. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю. Забродин. —М., 1989.
  15. Лунев П. А. Как стать хозяином положения. Анатомия эффективного общения. Руководство практического психолога / ИП РАН. — М., 1996.
  16. Лутошин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива.  –М.: Просвещение, 1988.
  17. Маслоу А. Самоактуализация личности и образование. Киев-Донецк, 1994
  18. Межличностное восприятие и понимание // Современная психология: Справочное руководство /   Под ред. В. Н.   Мясищев. - М., 1999.
  19. Немов Р.С. Общие основы психологии. - М., 1994 г.
  20. Немов Р.С., Кирничник А.Г. Путь к коллективу. – М.: «Педагогика», 1988.
  21. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л., 1979.
  22. Обозова И.С. Возрастная психология: юность и зрелость. – СПб.: Облик, 2002. – 113 с.
  23. Ожегов С.И., Словарь русского языка.- М, 2006, стр. 419
  24. Панкратов В. Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. — М., 1996.
  25. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. Л., 1999.
  26. Популярный словарик. Психология / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998.,
  27. Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.
  28. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М.: Творческая педагогика, 1993.
  29.   Резников Е. Н. Межличностные отношения  // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н.   Дружинина. - М., 1999.
  30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб,2002.
  31. Собчик Л.Н.,  Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. -  СПб., 2002.
  32. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии/Под ред. Г. М. Андреевой и Н. Н. Богомоловой. М., 1997.
  33. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. – М.: Генезис, 2004.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Методики исследования

1. АНКЕТА ОЦЕНКИ КОНФЛИКТНОЙ  СИТУАЦИИ В КОЛЛЕКТИВЕ

1. Как часто бывают конфликты  в вашем коллективе?

2. Принимали ли вы участие  в каком-либо конфликте?

3. С какими людьми вы конфликтуете? Почему?

4. Что чаще всего для вас  является причиной конфликта?

5. Стараетесь ли вы любой ценой  доказать свою правоту?

6. Пытаетесь ли вы понять точку  зрения вашего оппонента?

7. Готовы ли вы идти на взаимные  уступки?

8. Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, задействованных в конфликте?

9. Были ли вы свидетелями такого  успешного разрешения конфликта?

10. Что мешает вам или другим  людям разрешать конфликты с  пользой для обеих сторон?

2. СТИЛЬ КОНФЛИКТНОГО  ПОВЕДЕНИЯ

С помощью адаптированной Н.В. Гришиной методики американского социального психолога К.Н. Томаса (1973) определяются типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в группе, в школьной команде, стремится ли он к компромиссам, избегает ли конфликтов или, наоборот, старается обострить их. Методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной спортивной деятельности.

ТЕКСТ МЕТОДИКИ

1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;

б) Вместо того, чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное  решение;

б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего;

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное  решение; б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти  поддержку у другого;

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. а) Я пытаюсь избежать неприятности  для себя; б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение  спорного вопроса, с тем чтобы  со временем решить его окончательно;

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего;

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Думаю, что не всегда стоит  волноваться из-за каких-то возникших  разногласий;

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь добиться  своего;

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стремлюсь  ясно определить то, в чем состоят  все затронутые интересы и  спорные вопросы;

б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры;

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах;

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого  и сохранить наши отношения;

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого;

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего;

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает другого  счастливым, я дам ему возможность настоять на своем;

б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я пытаюсь  определить то, в чем состоят  все затронутые интересы и  спорные вопросы;

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть  наши разногласия; б) Я стараюсь  найти наилучшее сочетание выгод  и потерь

для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, стараюсь  быть внимательным к другому;

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине  между моей и позицией другого  человека;

б) Я отстаиваю свою позицию.

23. а) Как правило, я озабочен  тем, чтобы удовлетворить желания  каждого из нас;

б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется  ему очень важной, я стараюсь  идти ему навстречу;

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте;

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. а) Я обычно предлагаю среднюю  позицию;

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) Зачастую стремлюсь избежать  споров;

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего;

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть  чувств другого;

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление) подсчи-тывается количество ответов, совпадающих с ключом.

Ключ

Соперничество: За, 66, 8а, 96, 10а, 136, 146, 166, 17а, 226, 25а, 28а.

Сотрудничество: 26, 5а, 86, 11а, 14а, 19а, 20а, 216, 23а, 266, 286, 306.

Компромисс: 2а, 4а, 76, 106, 126, 13а, 186, 206,22а, 246, 26а, 29а.

Избегание: 1а, 56, 7а, 9а, 12а, 156, 176, 196, 21а, 236, 27а, 296.

Приспособление: 16, 36, 46, 6а, 116, 15а, 16а, 18а, 24а, 256, 276, 30а.

Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.

3. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ  МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛИРИ

Методика создана Т. Лири (Т. Лиар), Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений, социальных аттитюдов наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на  
секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям.

Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Тимоти Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Предположим, необходимо выявить представления человека о себе. Ему дается инструкция: "Вам будут представлены суждения, касающиеся характера человека, его взаимоотношений с окружающими людьми. Внимательно прочтите каждое суждение и оцените, соответствует ли оно Вашему представлению о себе.

Поставьте на бланке ответов знак " + " против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе, и знак " – " против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему представлению о себе. Старайтесь быть искренним. Если нет полной уверенности, знак " + " не ставьте.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

I 1 Другие думают о нем благосклонно

2.Производит впечатление на  окружающих 

3.Умеет распоряжаться, приказывать 

4.Умеет настоять на своем

II 5.Обладает чувством собственного достоинства

б.Независимый

7.Способен сам позаботиться  о себе 

Информация о работе Экспериментальное изучение проявления конфликтного поведения в группе студентов — будущих учителей начальных классов