Поведение групп в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Люди живут и работают в группах. 5 миллиардов 400 миллионов человек, населяющих нашу планету, образуют более 200 государств, в которых насчитывается 20 миллионов экономических организаций и сотни миллионов различных групп.
В большой организации индивидуальность личности растворяется в общей массе людей. Иное дело в группе (бригаде, отделе, офисе и т.п.); здесь каждый со своими способностями, недостатками, поступками как на ладони. В силу особенностей группы в ней происходят процессы, которые оказывают существенное влияние на поведение человека в организации.
Первым обратил на это внимание Элтон Мейо во время своих известных экспериментов в Хоторне. Дальнейшие исследования в данном направлении позволили сделать важные выводы.

Файлы: 1 файл

пример группового поведения.docx

— 72.06 Кб (Скачать файл)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
Югорский  государственный университет

Юридический факультет

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

Курсовая работа

 

дисциплина: Теория организации

тема: Поведение групп в организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ханты-Мансийск 2010

 

Введение

 

Люди живут и работают в группах. 5 миллиардов 400 миллионов  человек, населяющих нашу планету, образуют более 200 государств, в которых насчитывается 20 миллионов экономических организаций  и сотни миллионов различных  групп.

В большой организации  индивидуальность личности растворяется в общей массе людей. Иное дело в группе (бригаде, отделе, офисе  и т.п.); здесь каждый со своими способностями, недостатками, поступками как на ладони. В силу особенностей группы в ней  происходят процессы, которые оказывают  существенное влияние на поведение  человека в организации.

Первым обратил на это  внимание Элтон Мейо во время своих  известных экспериментов в Хоторне. Дальнейшие исследования в данном направлении  позволили сделать важные выводы.

Во-первых, группа занимает в организации ключевое место. С  одной стороны, она - естественная форма  объединения индивидов; с другой - структурный элемент для построения организации.

Во-вторых, группа оказывает  позитивное воздействие не только на отдельного работника, помогая ему  лучше узнать самого себя, приобрести новые навыки, удовлетворить различные  социальные потребности; но и на всю  организацию, способствуя ее сплоченности, стабильности, появлению новых идей, совершенствованию методов принятия решений и контроля. Процессы, вследствие которых все это происходит, Элтон  Мейо и Курт Левин назвали «групповой динамикой». Признавая ключевую роль групповой динамики в организационном  поведении, разные ученые по-разному  трактуют содержание этого понятия.

Одни вкладывают в него формирование группы и управление ею. Другие считают, что она представляет собой набор техник и методик  типа групповой терапии, ролевого тренинга и т.п.

Третьи при некотором  несовпадении в отдельных деталях  придерживаются концепции Элтона Мейо и Курта Левина, согласно которой  групповая динамика рассматривается  с точки зрения внутренней природы  группы, их характеристик и взаимодействия в них индивидов. Такой взгляд на групповую динамику позволяет  более глубоко подойти к ее изучению, поскольку он охватывает широкий круг вопросов.

Цель данной работы - рассмотреть наиболее важные из них.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу поведения групп.
  2. Рассмотреть роль групп в процессе деятельности организации.
  3. Дать общую характеристику ООО «Строитель».
  4. Проанализировать состояние формальных и неформальных групп в ООО «Строитель».

Объект исследования –  формальные и неформальные группы в  организации.

Предмет исследования –  межличностные отношения в группах, влияние групп на эффективность работы всей организации.

При написании курсовой работы применялись следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, систематизация полученных данных, группировка, метод обобщения и др.

Структура работы обусловлена  объектом, предметом, целью и задачами исследования и состоит из введения, трех частей, заключения, списка литературы.

В первой части устанавливается понятие группы, классификация групп и описываются основные элементы и характеристики группы. Во второй части рассматривается поведение групп на примере конкретной организации ООО «Строитель». Описываются формальные и неформальные группы внутри организации, конфликты групп и их неформальных лидеров. Определяются пути решения проблем управления группами в организации. В третьей части изучается способы повышения эффективности групповой деятельности. В заключении подводится итог теоретической и практической частей работы, отражается решение поставленных во введении задач.

В основе написания работы использовались труды специалистов в области менеджмента и организационного поведения, таких как Васильев Д.А., Аширов Д.А, Красовский Ю.Д и др.

 

1. Группа, взаимодействие человека и группы

 

1.1 Понятие группы и ее основные признаки

 

Группа - это несколько человек, небольшое собрание людей. Однако не всякое объединение людей действительно можно назвать группой.

Большинство исследователей утверждают, что для группы необходимо, во-первых, чтобы ее члены взаимодействовали  и, во-вторых, чтобы они чувствовали  свою сопричастность друг с другом.

Рассмотрим основные элементы структуры понятия группы: взаимодействие и принадлежность.

Взаимодействие предполагает действие индивидов на основе общих  целей и интересов. Если их нет, нет  и группы.

Следующим условием взаимодействия является схожее отношение членов группы к этим целям и интересам. Индивид  Х будет взаимодействовать с  индивидом У, если у того и у  другого совпадают установки  в ценности.

Чтобы у человека возникло желание установить связь с другими  людьми, он должен иметь в перспективе  возможность получить в результате взаимодействия определенное моральное  или материальное вознаграждение.

Глубокий смысл заложен  и во втором элементе структуры понятия  группы.

Чувство принадлежности необходимо человеку, чтобы реализовать его естественное стремление быть с другими людьми, сравнивать себя с ними и получать их оценку самого себя, уважение и признание. Принадлежность группе означает также потенциальную возможность для индивида иметь надежную защиту. Члены одной группы скорее заступятся друг за друга и при встрече с хулиганами на улице, и при разговоре с начальством, отстаивая групповые интересы. Наконец, принадлежность к группе, например, к какому-либо клубу или профессиональному союзу обеспечивает человеку определенное положение в обществе, дает ему власть и возможности для достижения конкретных целей.

Следовательно, группа - это  двое или более лиц, которые взаимодействуют  друг с другом, влияют друг на друга  и воспринимают себя как «мы», т.е. как сообщество, к которому они  принадлежат.

 

1.2 Типы групп

 

Существуют разные критерии, по которым классифицируют группы. Например, в зависимости от характера  совместной деятельности они могут  быть производственные, учебные, семейные и т.п.; в зависимости от длительности и существования - постоянные или  временные и т.д.

Однако большинство ученых в основу типологии групп берут  наиболее общий критерий - принцип  их создания.

Одни группы создаются  директивно по воле руководства организации  для выполнения ее целей, другие - добровольно  самими работниками для удовлетворения своих различных потребностей. Первые называют формальными, вторые - неформальными.

Формальные группы бывают двух типов: административные и оперативные. К административным относятся группы, предусмотренные организационной  структурой: отделы, участки и т.д. оперативные включают рабочих и  служащих, которые вместе выполняют  какое-либо задание или проект. К  такому типу относится, например, команда.

Неформальные группы также  делятся на два вида: группы по интересам  и группы на основе дружбы.

Примером первого типа могут служить объединения людей  на основе стремления к саморазвитию, повышению своего профессионального  мастерства или коллекционеры.

Источником формирования групп второго типа являются симпатии друг к другу и сходство личностных ценностей и установок.

Формальные и неформальные группы имеют много общего.

Во-первых, и те, и другие проходят похожие стадии развития. Во-вторых, они одинаково организованы - у них есть иерархии, лидеры, роли, нормы (правила), статус, размер. В-третьих, групповой динамики тех и других свойственны одинаковы характеристики: сплоченность и конфликты.

Вместе с тем между  ними существует принципиальные различия (таблица 1). Наиболее важными из них  Джон В. Ньюстром и Кейт Дэвис считают  следующие.

 

Таблица 1. Различия формальных и неформальных групп

Основа для сравнения

Неформальная группа

Формальная группа

Общие взаимоотношения

Неофициальные

Официальные

Основные концепции

Власть и политика

Права и обязанности

Основное внимание к

Человеку

Должности

Источник власти

Исходит от группы

Делегируется руководством

Руководство к поведению

Нормы

Правила

Источник управления

Санкции

Вознаграждение и штраф


 

Как видно из таблицы, в  неформальных группах основную роль играют члены групп и их взаимоотношения, в формальных же - официальные роли в терминах должностных прав и  обязанностей индивидов.

Неформальная власть, таким  образом, обращается к человеку как  к личности и, следовательно, носит  личностный характер; формальная - как  к должностному лицу, она устанавливается  официально.

Власть эту лидер неформальной группы получает от товарищей по работе, формальный - от руководства организации. Поведение в неформальной группе регламентируется групповыми нормами, в формальной - правилами и должностными инструкциями.

Наконец в неформальной группе в качестве методов воздействия  на управление поведением служат групповые  санкции, в формальной - награждения  и штрафы.

Все эти различия способствуют созданию в неформальных группах  особых межличностных отношений, которые  оказывают порою более сильное  влияние на поведение работников, чем административная власть.

Поэтому, хотя неформальные группы создаются не по воле руководства, каждый менеджер должен считаться с  ними. От того, как взаимодействуют  неформальные группы с формальными, зависит в конечном счете эффективность  организации.

Неформальные группы имеют  много своих достоинств. Они облегчают  управленческую нагрузку менеджмента: если члены такой группы разделяют  цели организации, то сами осуществляют контроль.

Неформальные группы способствуют сотрудничеству и кооперации, получению  удовлетворения от труда, служат своего рода клапаном для выхода эмоций работников, улучшают коммуникации в организации.

Использование всех этих возможностей для повышения эффективности  организации - прямая обязанность менеджмента.

 

1.3 Формирование группы и ее основные характеристики

 

В литературе имеется несколько  моделей формирования группы, и в  каждой из них стадии ее жизненного цикла называются по-разному. Например, Джеймс Л. Гибсон, Джон Иванцевич и  Джеймс Х. Доннели - младший считают, что в самом развитии каждая группа проходит через стадии: взаимного  признания, общения и принятия решений, мотивации и продуктивности, контроля и организации.

По мнению Л.В. Карташовой, Т.В. Никоновой и Т.О. Соломанидиной, таких стадий пять: начальная стадия формирования, стадия внутригруппового конфликта, обеспечение сплоченности группы, стадия наивысшей работоспособности и заключительная стадия (для временных групп).

Е.Г. Молл, как и американские ученые, выделяет также 4 этапа: образование группы, стадию «бури и шторма» (конфликтации), стадию нормирования (дифференциации) и стадию исполнения.

Недостатком всех этих определений  является некоторая их произвольность, отсутствие методологического критерия.

В основе авторской модели лежит концепция, основанная на процессах, которые определяют особенности  развития каждой группы. Процессы эти, по общепризнанному мнению психологов, таковы: адаптация, идентификация, интеграция и коммуникация.

Адаптация характеризует  начальный этап формирования группы, когда ее члены узнают и принимают  друг друга, формируют задачи, вырабатывают нормы поведения, когда начинают проявляться структура, иерархия, статус, роли, лидерство.

Идентификация связана с  формированием чувства принадлежности индивида к группе. Этот процесс  протекает на трех уровнях: эмоциональном - как умение сопереживать; ценностно-мировоззренческом - как способность стать на точку  зрения другого человека или всей группы и поведенческом - как стремление подчиниться складывающимся групповым  нормам.

Информация о работе Поведение групп в организации