Экспериментальное изучение проявления конфликтного поведения в группе студентов — будущих учителей начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить влияние конфликтного поведения на проявление межличностных отношений в группе студентов - будущих учителей начальных классов
Объект исследования: студенты — будущие учителя начальных классов.
Предмет исследования: влияние конфликтного поведения на проявление межличностных отношений в группе студентов - будущих учителей начальных классов

Содержание работы

Введение

Часть I.
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития межличностных отношений у группы студентов — будущих учителей начальных классов.

1.1.
Сущность понятий «отношения», «межличностные отношения», «общение».

1.2.
Особенности проявления межличностных отношений в студенческом возрасте

Вывод по I главе

Часть II.
Экспериментальное изучение проявления конфликтного поведения в группе студентов — будущих учителей начальных классов

2.1.
Характеристика испытуемых и описание методов исследования

2.2.
Анализ результатов исследования

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

Начало.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

О Г Л А В Л Е Н И Е

Введение

 

Часть I.

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития межличностных отношений у группы студентов — будущих учителей начальных классов. 

 

1.1.

Сущность понятий  «отношения», «межличностные отношения», «общение».

 

1.2.

Особенности проявления межличностных отношений в студенческом возрасте

 

Вывод по I главе

   

Часть II.

Экспериментальное изучение проявления конфликтного поведения в группе студентов — будущих учителей начальных классов

 

2.1.

Характеристика испытуемых и описание методов исследования

 

2.2.

Анализ результатов исследования

 

Заключение

 

Литература

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная  образовательная  ситуация предъявляет новые требования к личностным и  социальным установкам, мировоззрению личности,  социальной направленности,  профессиональному уровню, ее творческого потенциала.

Закон РФ «Об образовании» приоритетной целью определяет образование   личности  «во   имя   себя,    общества   и   государства». Тем самым подчер-кивается значимость и приоритетность личностного, индивидуального.

Понимание этого заставляет пересматривать организацию воспитательно-образовательного процесса подготовки специалиста. Во главу угла становится принцип развития и  саморазвития  вместо  принципа  накопления  знаний, умений, навыков, а  основной задачей профессионального образования является учет интересов и способностей личности.

Однако такое изменение приводит к тому, что смещается направленность, ценности общества с коллективистских на индивидуалистические ценности, а вопросы воспитания в коллективе  студентов - будущих учителей начальных классов недооцениваются. В итоге зачастую выпускники затрудняются устанавливать межличностные отношения с окружающими людьми, самостоятельно разрешать конфликты с сокурсниками.

Под межличностными отношениями мы понимаем субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов, через которые люди воспринимают, оценивают  друг  друга.  На развитие  межличностных  отношений  влияют многие факторы: пол, возраст, национальность, среда. 

По мнению исследователей  А.Г. Асмолов, А.В. Коломинский, И.С. Кон, И.С. Обозов, выпускник школы, поступив в учебное заведение, оказывается в новой, непривычной для него обстановке. Он ожидает чего-то нового, необычного. Все формы и методы организации учебного процесса, отношение к нему сокурсников, преподавателей он воспринимает с интересом. Однако, при поступлении в учебное заведение юношам и девушкам приходится заново проходить процесс становления и утверждения в новой группе.

Важнейшим условием взаимодействия людей в группах является общение. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей.

Общение имеет или, во всяком случае, предполагает некоторый результат - изменение поведения и деятельности других людей. Как отмечали в своих работах А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, такое общение выступает как межличностное взаимодействие, совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм – принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействия и взаимоотношения людей. На данный момент существует мнение, что необходимо учитывать не только индивидуально-психологические качества каждого человека, участвующего в совместной деятельности, но и возможные результаты формирования межличностных отношений, обусловленные процессом соединения этих людей. При этом может наблюдаться активное столкновение принципов, мотивов, установок, эталонов поведения, желание людей утвердить свою позицию, т.е. проявление противоборства, столкновения, а иначе говоря, конфликта или конфликтной ситуации. Исход разрешения возникающих противоречий определяет тип личности будущего специалиста.

Таким образом, необходимость разрешения данного комплекса противоречий, актуальность изучаемой проблемы послужила основанием написания курсовой работы на тему: «Влияние конфликтного поведения на проявление межличностных отношений в группе студентов - будущих учителей начальных классов» и определила научный аппарат нашего исследования:

Цель исследования: выявить влияние конфликтного поведения на проявление межличностных отношений в группе студентов - будущих учителей начальных классов

Объект исследования: студенты — будущие учителя начальных классов.

Предмет исследования: влияние конфликтного поведения на проявление межличностных отношений в группе студентов - будущих учителей начальных классов

 Гипотеза исследования состоит в предположении, что специально разработанные мероприятия по повышению конфликтоустойчивого поведения в группе студентов — будущих учителей начальных классов и обучение их эффективным методам управления конфликтным поведением межличностных отношений в группе студентов и могут помочь рационально вести себя в  конфликтной ситуации в будущем педагогическом коллективе.

Основываясь на поставленной цели и выдвинутойгипотезе, можно предложить ряд задач:

1) Изучение и анализ литературных  источников по проблеме влияния конфликтного поведения на проявление межличностных отношений в группе студентов - будущих учителей начальных классов;

2) Изучение конфликтов в группе  студентов — будущих учителей  начальных классов и способов  их регулирования;

3) Экспериментальное исследование  особенностей влияния конфликтного  поведения на межличностные отношения  в группе студентов будущих учителей начальных классов;

4) Анализ результатов исследования  влияния конфликтного поведения  на межличностные отношения в  группе студентов будущих учителей  начальных классов;

5) Проведение в группе студентов  — будущих учителей начальных классов коррекционной работы, направленной на влияния конфликтного поведения на межличностные отношения в группе студентов будущих учителей начальных классов, повторное диагностическое исследование и анализ полученных результатов.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

  • Теоретические – анализ литературы по проблеме исследования.
  • Эмпирические – методы сбора данных (эксперимент).
  • Методы математической (статистической) обработки результатов.

Опытно-экспериментальная база: студенты — будущие учителя начальных классов …....

Методологическая основа предлагаемого пособия:

    • представления об единстве деятельности, сознания и личности Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Бодалева А.А.,
    • исследование    по    психологии    отношений     В.Н.  Мясищева, Я.Л. Коломенского, И.И. Обозова, Г.Н. Ковалева;
    • теории влияния тренинговой работы на развития личности (А.Г. Лидерс, А.Г. Грецова).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития межличностных отношений у группы студентов — будущих учителей начальных классов.

 

1.1.Сущность понятий  «отношения», «межличностные отношения», «общение».

Приступая к изучению основ развития межличностных отношений, необходимо выяснить сущность основных понятий.

Ключевыми понятиями нашего пособия выступают понятия «отношения», «межличностные отношения», «общение»1.

В толковом словаре «отношения» определяется как взаимное общение, связь между кем-нибудь, образующееся из общения на какой-либо почве.

Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их потребностями в совместной деятельности, включает в себя обмен информацией между субъектами деятельности, сотрудниками в группах и организациях, а также между группами; выработку совместной стратегии деятельности, в которую включены субъекты общения;  восприятие и понимание людьми друг друга в процессе решения совместных задач.

Иногда проявляется тенденция к отождествлению понятий “общение”, “социальные отношения”, “межличностные отношения”. Однако эти понятия, будучи взаимосвязанными, не являются тождественными, поскольку имеют свою специфику. Понятие общения имеет более широкий смысл. Общение объективно порождается совместной жизнедеятельностью людей в системах их внешних отношений с социальной средой и внутри групповых межличностных отношении.

Социальные отношения - безличностные - проявляются в общении людей не как личностей, а как представителей социальных классов (отношения работодателя и работника), экономических структур (продавец и покупатель товара), иерархических формальных организаций (областные и районные отделы образования) и т. п.

Межличностные отношения строятся на основе деловых и эмоциональных оценок, а также предпочтений людьми друг друга.

По мнению  Р. Бернсу, «межличностные отношения» - это так называемая «скрытая программа социализации», благодаря которой развивается эмоциональная и социальная жизнь ребенка, формируется его представление о себе и о том, что думают о нем другие2.

К.К. Платонов определяет межличностные отношения как вид массовых явлений, возникающих в любой группе людей как результат их психического взаимоотражения в процессе общения, взаимопознания и взаимопереживания. Межличностные отношения в свою очередь как непосредственно, так и опосредованно являются психологическим климатом, иногда способствующими, а иногда и мешающими достижению общей цели.

А.В. Петровский и И.В. Дубровина считают, что межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности  и  общения.   В  их основе лежат  разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их  психологические  особенности.  В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными3.

По мнению Р.С. Немова,  А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского и др., межличностные отношения — это система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе. В многочисленных работах, посвященных исследованию групп и коллективов, групповой динамике, группообразованию, коллективообразованию и т.д., показано влияние организации совместной деятельности и уровня развития группы на становление межличностных отношений, а также обратное влияние межличностных отношений на становление сплоченности, целостно-ориентационного единства членов коллектива.

Исследователями (Р.С. Немов, А.Г Кирничик, В.Н. Мясищев) выделены разнообразные виды межличностных отношений - деловые и личные, приятельские, товарищеские и супружеские. Проба и оценка межличностных отношений возникает на работе, в учебном коллективе, в быту. Межличностные отношения людей образуют сложную, изменяющуюся взаимосвязанную систему. По их мнению, относительную независимость, право на раздельное существование и изучение имеет каждый вид отношений, так как они могут быть дополнены через другие отношения, приобретая при этом свой специфический, социально-психологический оттенок.

Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться. Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Знакомства осуществляются в зависимости от социокультурных норм общества. Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. На этапе товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу. Дружеские отношения имеют общее предметное содержание – общность интересов, целей деятельности. Среди них выделяют утилитарную (инструментально-деловую) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу.

Информация о работе Экспериментальное изучение проявления конфликтного поведения в группе студентов — будущих учителей начальных классов