Экспериментальная работа по выявлению и формированию навыков словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с на

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление наиболее эффективные методов и приемов формирования словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Объект исследования: процесс овладения словообразованием и словоизменением детьми с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: методы и приемы формирования словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…2
Глава 1. Научно – теоретические основы изучения словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта……………………………………......5
Нейропсихологический и психолингвистический аспекты изучения словообразования и словоизменения в онтогенезе……………..5
Сравнительная характеристика особенностей процесса формирования словообразования и словоизменения у детей с олигофренией и детей с сохранным интеллектуальным развитием………………........……………………….................................11
Выводы по первой главе………………………………………...........17
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению и формированию навыков словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта......................................................................................................19
2.1 Изучение состояния грамматического строя речи детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта и основные направления коррекционной работы..................................................................................19
2.2 Технология формирования навыка словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта .......................................................................................................22
Выводы по второй главе....................................................................27
Заключение............................................................................................29
Список использованной литературы.................................

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 69.23 Кб (Скачать файл)

Анализ литературных источников показал, что нарушения навыков словообразования и словоизменения у умственно отсталых детей являются сложным дефектом, и охватывают практически все уровни речевой деятельности.

Работа по развитию навыков словообразования и словоизменения должна проводится не только на специальных логопедических занятиях, но и на уроках русского языка, математики и т.д. Именно комплексный системный подход к развитию навыков словообразования и словоизменения у умственно отсталых детей может обеспечить эффективность логопедической работы.

Тем не менее, нужно отметить, что в настоящее время проблема развития навыков словообразования и словоизменения у данной категории детей, является малоизученной. Имеется острый дефицит, как теоретических источников, так и практических рекомендаций и программ.

В процессе обследования навыков словообразования и словоизменения детей с нарушением интеллекта было замечено, что эти дети испытывают затруднения в образовании новых слов и изменении слов предложенных логопедом, связанные с их стремлением к дословному изложению событий, приводящему к застреванию на отдельных словах и мыслях, к повторению отдельных частей предложений. В ходе изложения, доказательства дети порой отмечают не самые существенные признаки.

Мы считаем, что использование данных видов работы воспитателями и логопедами, поможет значительно повысить уровень словообразования и словоизменения у детей с нарушением интеллекта, что положительно будет влиять на развитие их познавательной деятельности. Целенаправленная коррекционная работа по повышению навыков словообразования и словоизменения школьников с нарушением интеллекта, с учётом структуры дефекта и психического состояния ребёнка, влияет на развитие речевой и познавательной деятельности, а также повышает уровень общего развития.

В результате проведенной работы нами были сделаны выводы, что уровень словообразования и словоизменения значительно вырос, подобранные нами игры эффективно способствовали развитию словообразования и словоизменению.

При выполнении заданий дети постоянно сталкивались с трудностями и прибегали к помощи педагога. Даже при оказании помощи многие не справлялись с заданиями или просто отказывались от выполнения и говорили что они либо не хотят либо не могут. Но после подробного объяснения задания и того как нужно правильно его выполнить, дети пробовали и справлялись с заданиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.Актуальные проблемы диагностики  задержки психического развития / Под ред. К.С.Лебединской. - М, 2003.

2. Ахутина Т.В. Порождение речи. М.: Академия. 2005. 230с.

3. Бадалян Л.О. «Невропатология», Москва, «Академия», 2003г.

4.Беккер К.П., Гебельт X. Ребенок, нуждающийся в специальном обучении // Дефектология. - 2004. - № 5.

5.Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети  с отклонениями в развитии. -М., 2003.

6.Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю  о детях с отклонениями в  развитии. - М., 2002.

7. Воспитание и обучение детей  с расстройствами речи / Под ред. С.С.Ляпидевского и В.И.Селиверстова. -М., 2005.

8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М. Академия. 2004.250с.

9. Генина Н.А. «Возрастная психология», методические рекомендации по  курсу, ЧГПУ, 2004г.

10. «Дети с ограниченными возможностями». Хрестоматия, Москва, 2005г.

11.Дефектология. Словарь-справочник/ под. Ред. Пузанова. М. 2003г. С.30.

12. Доблаев Л.П. Логико-психологический анализ текста. Саратов. 2001г.327с

13. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М. Прсвещение. 2004г 290с.

14. Забранная С.Д. Психолого-педагогическая  диагностика умственного развития  детей. -- М., 2005.

15.Коломинский Я.Л. «Психология  детей в норме и патологии», Москва, «Питер», 2004г.

16. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. -М., 2006.

17. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР», Москва, «Владос», 2004г.

18. Левина Р.Е. Основы теории и  практики логопедии. М. Изд-во АПН  РСФСР 2003. 379с.

19. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М. академия. 2003г.230с.

20.Логопедия: учебник для ВУЗов/ под ред. Л.С.Волковой. М. 1999г .с.61.

21. «Логопедия в школе» под  ред. Кукушина В.С., Москва-Ростов-на-Дону, «Март», 2005г.

22. Лосева Л.М. Как строится текст. М. Академия 2003г.270с

23. Лурия А.Р. Речь и мышление. М. Педагогика 2005г.400с

24.Лурия А.Р. Умственно отсталый  ребенок. - М., 2006.

25. Маллер А.Р., Цикато Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью», Москва,»Академия», 2003г.

26.Основы специальной психологии/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. -- М., 2002.

27. Петрова В. Г. Развитие речи  учащихся вспомогательной школы. -М., 2002.

28. Петрова В. Г., Белякова И.В. Кто  они, дети с отклонениями в  развитии? -- М., 2005.

29.Подласый И.П. «Педагогика», Москва, «Просвещение», 2003г.

30. Рубинштейн С.Л. Основы общей  психологии. М. Педагогика 2004г Т1.416с

31.Рубинштейн С.Я. Психология умственно  отсталого школьника. -- М., 2004.

32. Рубинштейн С.Я. Психология умственно  отсталого школьника. - М., 2004.

33. «Специальная психология» под  ред. В.И.Лубовского, Москва, «Академия,2005г.

34. Сухарева Г.Е. Стойкие психические  нарушения в отдаленном периоде  органических поражений головного  мозга. // Психология детей с нарушениями  и отклонениями психического  развития. Хрестоматия. / Под ред. В. Астапова, Ю. Микадзе. - СПб., 2001.

35. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Русская речь/ под ред. Л.В. Щербы. М. Педагогика 2003г. С 96-195.

 

Приложение 1

1. Обследование  словообразования

Задание 1. Образование от глагольных основ глаголов с помощью приставок

При

У ехать, идти, бежать, лететь

За

Задание 2. Образование глаголов с противоположным значением

Завязывать-пазвязывать

Приклеивать-отклеивать

Включить-выключить

Задвинуть-выдвинуть

Притащить-утащить

Задание 3. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса

Ключ-ключик

Пуговица-пуговичка

Звезда-звездочка

Задание 4. Образование слов обозначающих профессию с помощью суффиксов

Стекло-стекольщик

Сварка-сварщик

Кран-крановщик

Сапог-сапожник

Двор-дворник

Задание 5. Образование прилагательных обозначающих неполноту действия

Синий-синеватый

Зеленый-зеленоватый

Желтый-желтоватый

Задание 6. Образование глаголов от прилагательных

Красный –краснеть

Белый-белеть

Черный-чернеть

Желтый-желтеть

Задание 7. Подбор родственных слов

Дом-домик домашний домовой

Сад-садовый садик

Стол-столовый столик

Свет-светлый светить

Бег-беговой бежать бегун.

2. Обследования  словоизменения

Задание 8. Изменение существительных по падежам

Задание 9. Изменение прилагательных по родам

Майка какая? Зеленая

Кресло какое? Красное

Автобус какой? Синий

Задание 10. Изменение существительных по числам

Кровать-кровати

Вагон-вагоны

Гнездо-гнезда

Задание 11. Изменение существительных с непродуктивными основами по числам

Лоб-лбы

Ухо-уши

Задание 12. Множественное число существительных в родительном падеже

Нет чего?

Парт

Ведер

Цветков

Задание 13. Согласование существительных с числительными

Одна тетрадь, две тетради, пять тетрадей

Одно яблоко два яблока пять яблок

Задание 14. Изменение глаголов по временам

Что делает девочка? Девочка поливает цветы

Что делала девочка? Девочка поливала цветы

Что будет делать девочка? Будет поливать цветы.

Приложение 2

Игры для закрепления формы множественного числа:

1. Игра  «Один - много».

Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.

Ход: Логопед показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.

Картинки: шар – шары, дом – дома, ведро – ведра и т.д.

Логопед показывает картинку и называет: шар.

- А у тебя, - спрашивает  логопед, - что на картинке?

Ответ ребенка: У меня на картинке шары.

Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).

2. Игра  «Лови и называй».

Логопед: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.

Эта игра напоминает нам правила игры «Один много».

Логопед бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Учить ребенка сочетать движение со словом. Логопед называет от пяти до восьми слов.

3. Образование  формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора,  дуб, береза). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием «ы».

4. Игра  «Измени слово». Логопед называет слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.

5. Придумывание  слов, обозначающих несколько предметов.

Игры для уточнения формы родительного падежа:

«Угадай, чьи это вещи». Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Логопед называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).

Игра «Угадай, чьи это хвосты». На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой – изображения хвостов. Логопед показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост. Аналогичным образом проводится игра «Чей клюв?».

Игры для уточнения формы дательного падежа:

1. Игра  «Кому нужны эти вещи». Детям предлагаются картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья, рыболов без удочки, продавец без весов и т.д., а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т.д.).

2. Ответы  на вопросы по картинке (кто кому что дает?). Например: Бабушка дает внучке ленту; Папа дарит маме цветы; Мама дает дочке куклу.

3. Игра  «Гости». На картинке изображен стол, на котором тарелки с различными угощениями (яблоко, рыбка, морковка, кость, грибы). Логопед объясняет: «Медвежонок ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье для своих гостей: яблоко, рыбу, морковку, косточку. Как вы думаете, кому приготовлено угощение? Кому морковка? (морковка - зайчику) и т.д.».

Игры для уточнения формы винительного падежа:

1.  Игра «Кто самый наблюдательный». Дети должны называть, что они видят: «Я вижу стол, стул, окно» и т.д.

2.  Ответы на вопросы, требующие постановки существительного в винительном падеже:

а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? На урок рисования? На урок ручного труда?

б) Что ты любишь?

в) Что ты нарисуешь красным карандашом? Зеленым карандашом? Желтым карандашом? и т.д.

Игры для уточнения формы творительного падежа:

1.  Ответы на вопрос «кто чем работает?» по картинкам (парикмахер – ножницами, маляр – кистью и т.д.).

2.  Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить пилой, причесываться расческой, шить иглой, резать ножом.

3.  Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзинка с грибами, ваза с цветами.

Игра для уточнения формы предложного падежа:

Игра «Помоги животным найти свой домик». Предлагают две группы картинок: на одних изображены животные, на других – их жилища. Логопед предлагает детям помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображения животного рядом с изображением его жилища .

Игры для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы.

1. Игра «Большой маленький».

Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.

Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.

Ход: Красные кружки – большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.

Логопед предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький». словообразование дошкольный недоразвитие речь

Это? – показывает на маленький кружок.

Ответ ребенка: кружок.

А это? – показывает логопед на большой круг.

Ответ ребенка: круг.

Логопед: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.

Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы – под кругом.

Логопед ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.

Информация о работе Экспериментальная работа по выявлению и формированию навыков словообразования и словоизменения у детей младшего школьного возраста с на