Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами сказки в изобразительном искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2015 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Проблема эстетического воспитания дошкольников на данном этапе развития образования и воспитания в Республике Беларусь является актуальной. Она обусловлена социальным заказом общества на приобщение подрастающего поколения к ценностям национальной художественной культуры, воплощающим народную концепцию мировосприятия, выработанные веками эстетические идеалы народа. Подтверждением этому является принятие Концепции и Программы непрерывного воспитания детей в Республике Беларусь, в которых закреплены приоритеты формирования эстетической культуры личности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Теоретические аспекты изучения сказки как средства эстетического воспитания дошкольников.
1.1 Определение понятия эстетическое воспитание……………………………5
1.2 Воспитательное значение сказки для детей дошкольного возраста, роль в эстетическом воспитании………………………………………………………...7
1.3 Сказк как одно из основных средств воспитания эстетических чувств в дошкольном возрасте – ее необходимость и опасности неправильных интерпретаций…………………………………………………………………...111.4 Методы знакомства детей со сказкой ……………………………………..15
1.5 Рекомендации родителям по работе со сказкой………………...…………………………………………………………20
Глава II Характеристика опытно-экспериментальной работы
2.1 Сущность эстетического воспитания дошкольников……………………..22
2.2 Методики диагностирования эстетической воспитанности………………26
Глава III Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами сказки в изобразительном искусстве
3.1 Выявление начального уровня сформированности художественно-творческих способностей, способствующих эстетическому воспитанию через сказку……………………………………………………………………………..28
3.2 Организация работы по эстетическому воспитанию через сказку……………………….…………………………………………………….33
3.3 Анализ результатов работы ………………………………………………...34
Заключение…………………………………………………………………….....45
Библиографический список…………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 130.80 Кб (Скачать файл)

1.4 Методы знакомства детей со сказкой

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему,  рассказываются детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей. Очень важно обращать внимание на выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ. При подборе сказок, учитывается возраст детей и особенности их психического развития. С детьми младшего дошкольного возраста работа начиналась с таких сказок, как «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка». Содержание этих сказок близко и понятно детям.

Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

 Широко распространенным  приемом, усиливающим воздействие  текста и способствующим лучшему  его пониманию, является рассматривание  иллюстраций в книге. Иллюстрация  – рисунок, относящийся к определенной  части текста, поясняющий какой-то  момент. Нужно учить ребенка внимательно, долго рассматривать иллюстрации, узнавать на них героев прочитанной  сказки.

Детей желательно знакомить и с обложкой. Обложка – это лицо книги. Обычно на обложку художник выносит один из наиболее характерных эпизодов сказки.

 Следующий прием –  беседа по сказке. Продумывая вопросы для беседы о прочитанном, педагог стремится помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему. Очень важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок.

Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я? ” (описание героев) и другие.

На занятиях по ознакомлению детей со сказкой применяются и технические средства обучения. В качестве приема используется просмотр сказок в мультимедийном варианте либо прослушивание в записи известных мастеров сцены.

Инсценирование является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в инсценировании сказки удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Инсценирование способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Инсценирование используется в сочетании с другими приемами только после повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили содержание сказки.

 

Для младших дошкольников доступной формой инсценирования является настольный театр, театр мягкой игрушки, пальчиковый, варежковый театр, театр на фланелеграфе и другие виды театра.

Драматизация – более сложный вид театральной деятельности, поэтому мы планируем приготовить с детьми сказку «Заюшкина избушка» и показать её родителям и ребятам ясельных групп.

Знакомство со сказкой заканчивается продуктивной деятельностью: лепка персонажей сказки, построение нового дома для зверей, раскрашивание иллюстраций к сказкам и т. д.

Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, не только развивает его фантазию, но и помогает понять выразительность музыкальной речи. Сама музыка также «наполняет сказочные образы живым биение сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра» (В. Сухомлинский). Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.

В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание.

В работе с младшими дошкольниками в разделе слушание музыки использую несложные пьесы. Например, «Нянина сказка», «Мама» из «Детского альбома» П. И. Чайковского, «Шествие кузнечиков» С. Прокофьева, «Вечерняя сказка» А. Хачатуряна. Малыши эмоционально откликаются на музыку, слышат ее общее настроение, темповые, динамические особенности, некоторые выделяют мелодию. С помощью педагога они высказываются о характере музыки, придумывают сказки, пытаются в рисунках и элементарных движениях передать музыкальные образы, согласовывать действия соответственно смене частей музыкального произведения.

 При подготовке «Театральной  недели» в марте-апреле с малышами  мы слушаем, а потом разыгрываем  музыкальные сказки: «Теремок» музыка  Т. Попатенко, «Маша и медведь» музыка Е. Тиличеевой. В них звучат и инструментальная, и вокальная музыка, что намного облегчает малышам целостное восприятие музыкальных образов.

В любом случае задача нравственного воспитания, так или иначе, решается в каждой музыкальной сказке, сказка всегда воспитывает позитивные, нравственные качества, такие, как доброта, сочувствие и способность к состраданию, благородство и отвага, честь и совесть, единение и солидарность, потребность в труде и др.

Сказка также обличает трусость, жадность, желание легкой наживы и стремление жить за счет другого, хитрость и нечестность, лень и скупость.

Приступая к работе над музыкальной сказкой, мы стараемся включать все виды деятельности детей и используем интегрированный подход, обращаясь к помощи воспитателей, специалистов, родителей, детей старших групп (если речь идет о малышах) .

Так, например, того же Колобка дети узнавали сначала в группе, слушая чтение воспитателя и беседуя о сюжете и героях, затем лепили Колобочков из пластилина, а позже, на прогулке – из песка; рисовали уже знакомых персонажей этой сказки на занятиях изо, кувыркались, «как Колобки» на физкультурном занятии, а на полдник угощались вкусными пирожками, похожими на непослушного Колобка. Таким образом, стремились строить воспитательный процесс на основе принципов интеграции, наглядности, индивидуального подхода к ребенку в сочетании со слаженностью в работе педагогического коллектива, взаимоуважения и взаимовыручки.

Так же нужно помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.

Для решения этой задачи я составила комплекс мероприятий, которые нужно проводить совместно с родителями. Это:

1. Тематические родительские  собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок.

2. Дни открытых дверей  и проведение совместных досугов.

3. Выставка работ детей  и родителей «Моя любимая сказка».

4. Консультации для родителей  о том, какие сказки входят  в круг чтения детей.

Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно – художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказывать огромное воспитательное воздействие на ребенка.

По мнению Л. Н. Толстого:

«Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Сказки утверждают ребенка в правильном отношении к миру».

 

 

Сравнение сказки с современным мультфильмом

Например, если сравнивать сказку и мультфильм, то сказка оставляет простор для воображения и, таким образом, развивает у детей умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это является основой для творческой деятельности. Об этом стоит задуматься молодым родителям, которые хотят, чтобы в будущем у ребенка сложилась удачно учеба, карьера. Без творческого подхода к делу больших успехов не ждите. Вся наша взрослая жизнь – это результат того, что смогли заложить и развить в нас наши родители. 
 
С развитием телевидения, видеоигр и различных медийных устройств, сказки уходят на второй план, как будто несоответствия духу современности. Но это ошибочное, даже ложное представление о значимости сказок для воспитания современного подрастающего поколения.

Предлагаю сравнить русскую народную сказку «Маша и Медведь» и современный мультфильм для детей « Маша и Медведь». Сказка «Маша медведь» прочно заняла свое место среди любимых сказок нашего народа, потеснив такие, как сказка «Колобок», сказка «Курочка Ряба», русская народная сказка «Репка» и другие. Сказка содержит свою неповторимую «изюминку» в том, что, несмотря на происхождение и авторскую аранжировку, она смогла вобрать в себя и предоставить нам народные черты героев и дать педагогическое назидание детям. Благодаря наглядному сюжету ребенок без строжайшего наказа учится на образах тому, что такое «хорошо» и «плохо».

Сюжет прост, но этим-то и интересен. Сказка «Маша и медведь»  рисует перед читателем образ непоседливой девчушки, попавшей в сложную ситуацию. По характеру девочка чрезвычайно независима, упряма и настойчива, но в то же время Маша добра. Случилось однажды, что девочку позвали подружки по грибы да по ягоды. Баба с дедом наказали внученьке – не отбивайся от девочек, а то заблудишься. Но Машенька ослушалась, забрела в лесную чащу. Маша находит чужой дом. Здесь и встретилась она с ключевым персонажем сказки – медведем. Хозяин леса, увидев у себя в доме маленькую девочку, очень обрадовался и решил никуда её не отпускать. Мишка наказал девочке топить печь, готовить и кормить его.

Так и стала жить девочка у медведя. Но не долго. Благодаря таким своим чертам, как трудолюбие, терпение, старание и находчивость смогла спастись. Решила однажды Машенька испечь пирогов и наказала медведю, чтобы тот отнёс их для бабушки с дедушкой. Добродушный Медведь согласился, а девочка сама залезла в короб с пирожками. Как не порывался Мишка полакомиться пирожком, Машенька осаждала его знаменитой фразой: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок – высоко сижу, далеко гляжу!». Так и пронёс он её прямо до самого дома и сказка «Маша и медведь» закончилась благополучным спасением храброй девочки.

 

 Сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказка учит смелости, честности, доброте, развивает чувство прекрасного. Поучительная русская народная сказка о предприимчивости, находчивости, о том,

что надо слушаться взрослых!

 

Что касается мультфильма, то:

Так как только дети слышат уже знакомую мелодию мультфильма «Маша и Медведь», то сразу затихают и внимательно смотрят очередную серию. Для родителей это своего рода выручалочка.  
 
Они рады, что их чада не мешают им в домашней работе, поэтому часто включают "Машу и Медведя", не обращая должного внимания на то, что же на самом деле смотрят и впитывают в себя их дети.

Немного проанализируем  мультфильм «Маша и Медведь»: в нём мало что осталось от русской народной сказки,  остались только имена героев. Тему современного мультфильма выделить не так уж и просто. Большая часть зрителей воспринимают его, как мультфильм о весёлой, остроумной, непоседливой девочке и терпеливом медведе. Однако, это первый внешний смысл. При более пристальном рассмотрении этих смыслов можно обнаружить куда больше, например, для педагога-психолога, очевидно, что, этот мультфильм, про гиперактивную девочку, про то, как должны себя вести родители с такими детьми. Не смотря на то, что Маша главный персонаж и в целом говоря детским языком «хорошая»,  активно демонстрирует негативное поведение: капризничает, перечит, ворует, врёт, дерётся.   В мультфильме «Маша и Медведь» присутствует несоответствие стиля поведения главного героя, с его социальной ролью.  

Без сказки, живой, яркой, завладевающей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление и детскую речь. Если говорить традиционно, то сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи.

Предлагаю просмотреть конспекты занятий по развитию речи с использованием пересказа сказки «Репка».

 

 

1.5 Консультация для родителей и воспитателей

«Театрализация сказки – как средство эстетического воспитания»

Сказка - одна из самых древних распространенных форм драматического исполнения. “Нельзя забывать, что сказка есть отнюдь не литературный жанр, а литературно-театральный. Она живет живой жизнью в звучании, в исполнении, в устах сказочника, на аудитории. Сказочник обладает целым комплексом приемов: он помогает себе мимикой, жестами, движениями, интонацией, паузами. И чем талантливей рассказчик, тем живее, эмоциональней, выразительнее его исполнение, тем разнообразнее его приемы”. (И. Карнаухов)

Занимаясь с детьми, главной целью нужно ставить развитие их творческих способностей средствами театрального искусства.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

 Задача  воспитателя - научить ребенка пониманию прекрасного, умению слышать и слушать, сопереживать, развивать его творческие способности и воображение, открыть перед ним тайны музыки, слова, движения.

Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. Например:

1) песенное творчество (сочинить  песню на знакомые стихи Маршака, А. Барто, русские народные потешки;  
2) танцевальное творчество (придумать танцевальные движения к разножанровой музыке: вальс, русский народный танец, полька, диско и т.д.);  
3) элементарное музицирование-сочинение мелодии на одной, двух пластинах металлофона.

Информация о работе Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами сказки в изобразительном искусстве