Экономическое воспитание старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:58, реферат

Описание работы

В советские времена ребенок мог знать о наличии денег, например, в жизни вообще, об отсутствии их ему сообщалось фразой «…не куплю, нет денег», его редко посвящали в то, как решаются денежные проблемы. Он также знал, что ему хочется иметь ту или иную игрушку или лакомство и что его желание почти всегда удовлетворялось, но не знал, за счет чего это осуществилось. Он знал, что достаток в семье обеспечивается старшими, но не догадывался, что и он может помочь своей семье стать богаче. Он многое знал, но и о многом не догадывался - не было в этом необходимости.

Содержание работы

Глава 1. Теоретические основы экономического воспитания детей дошкольного возраста.
1.1. Теоретические подходы в экономическом воспитании.
1.2. Экономическое воспитание ребенка в семье.
Глава 2. Анализ методических разработок по экономическому воспитанию старших дошкольников.
2.1. Экспериментальная микропрограмма по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Перспективный план реализации микропрограммы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
2.3. Сюжетно-дидактические игры с экономическим содержанием.

Файлы: 1 файл

Курсовая на тему Экономическое воспитание старших дошкольников.docx

— 58.34 Кб (Скачать файл)

План:

 

  1. Экономическое воспитание
  2. Культура профессионального самоопределения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономическое воспитание

 

Содержание  
Глава 1. Теоретические основы экономического воспитания детей дошкольного возраста.  
1.1. Теоретические подходы в экономическом воспитании.  
1.2. Экономическое воспитание ребенка в семье.  
Глава 2. Анализ методических разработок по экономическому воспитанию старших дошкольников.  
2.1. Экспериментальная микропрограмма по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.  
2.2. Перспективный план реализации микропрограммы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.  
2.3. Сюжетно-дидактические игры с экономическим содержанием.  
 

 

Глава 1. Теоретические основы экономического воспитания детей дошкольного возраста.  
1.1.         Теоретические подходы в экономическом воспитании.  
Экономическое воспитание – еще одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ 1990-х годов, и стремления нашей экономики к рыночным отношениям. [7]  
В советские времена ребенок мог знать о наличии денег, например, в жизни вообще, об отсутствии их ему сообщалось фразой «…не куплю, нет денег», его редко посвящали в то, как решаются денежные проблемы. Он также знал, что ему хочется иметь ту или иную игрушку или лакомство и что его желание почти всегда удовлетворялось, но не знал, за счет чего это осуществилось. Он знал, что достаток в семье обеспечивается старшими, но не догадывался, что и он может помочь своей семье стать богаче. Он многое знал, но и о многом не догадывался - не было в этом необходимости.  
В настоящее время возникли новые ценности, а прежние утратились, по иному воспринимается жизнедеятельность общества. Дошкольник приходит в сегодняшнюю жизнь, в такую какой она существует, равноправным членом, которому предстоит ее совершенствовать. Ему проще, над ним не тяготеют прежние знания, но ему и сложнее – он еще не знает, как в этой жизни реализовать себя, но он и очень счастливый потому, что ему предстоит еще так много познать…Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, наш маленький согражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования.  
Не всегда оправдано, но за экономическое воспитание дошкольников сейчас принимаются многие, допуская, видимо, что это очень просто. Ведь нельзя не согласиться с тем, что, как и любая другая отрасль знаний, экономика требует определенной подготовки, чтобы правильно интерпретировать экономические категории и понятия, а затем им обучать своих учеников.[32]  
Нередко экономика подменяется:  
- арифметикой (например, Маша пошла в магазин и купила хлеб за 7 рублей, конфет на 3 рубля. Сколько денег потратила Маша? Здесь бы следовало обратить внимание на то, что Маша покупая хлеб и конфеты думала о том, какой продукт нужно купить, чтобы он был выгоден и по цене, и по качеству);  
- ботаникой ( например, эксперимент с выращиванием овощей на дачном участке и с тем, какой урожай получается в зависимости от качества ухода за растениями и какой доход от этого может получить семья);  
 - в какой-то степени, географией («Красная шапочка спрашивает «Каким видом транспорта можно добраться до моей бабушки?» Можно, конечно и этот маршрут определить, но при этом показать, что следует выбрать более экономичный, скажем, по стоимости или по затратам времени, или по качеству дороги, поскольку тогда меньше изнашивается обувь и т.п.).  
Нередко трактовка терминов, категорий, понятий экономических ошибочна. Скажем, под бюджетом понимается лишь доходная часть его, в то время, когда бюджет это свод доходов и расходов.  
Иногда обозначается понятие, например «реклама» и не поясняется ее значение как положительное, так и отрицательное, согласимся с этой двойственностью, и еще с тем, что реклама это механизм воздействия на экономические процессы, но никак не экономическая категория и вовсе не экономический показатель, и говорить о ней, видимо результативнее, в ракурсе ее влияния на экономический результат.[32]  
Экономика – это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться, при этом отсутствие одного их них делает недееспособным второй. Только в единстве, считает Валицкая А.П.  
Сложность осуществления экономического воспитания, в недостаточной экономической грамотности педагогов, а родителей, в большинстве своем, и в педагогике, и в экономике, а тем более в сочетании этих наук.  
Облегчение в осуществлении экономического воспитания содержит тот фон, который присутствует сегодня.  
Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хотим мы этого или не хотим, он все равно получает экономический опыт. Поэтому задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т.е. воспитать экономиста.[4]  
Исходя из вышесказанного, Богданов [3] предлагает включить в программу экономического воспитания дошкольников такие ключевые темы:  
1.Моя страна и моя семья.  
2.Доходы семьи  
3.Расходы семьи.  
4.Текущий и перспективный семейный бюджет.  
5.Семейные сбережения и их использование.  
Для примера и первоначальной ориентации предлагаем ознакомиться с содержанием нижеследующей таблицы по Богданову:  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Тема 

Основные понятия и категории 

«ручейки» понятий для конкретной программы 

№ 1

№ 2

№ 3

1.Моя страна, моя семья 

Страна, государство,  
герб, флаг, семья, ге-  
неалогическое дре-  
во, функции госу-дарства по отно-шению к семье,  
функции семьи.

  
 На 1 и 2 занятиях следует использовать все основные категории и понятия

2.Доходы семьи 

1.Состав совокуп-ного дохода семьи: зарплата сдельная и повременная, пен-сии, стипендии, по-собия, доходы от личного подсобного хозяйства, доходы от собственности, доходы от пред-принимательской деятельности;  
2.Деньги, бартер, инфляция,товар,про-  
дукт,услуга,  
3.Реклама,  
4.Банки,ценные бу-маги  
5.Бизнес, предприни-  
мательство

Зарплата  
Сдельная и повремен-  
ная; Деньги,  
инфляция;  
Реклама;  
Банки, цен-  
ные бумаги

Доходы от личного подсобного хозяйства;  
Товар,про-  
дукт, услу-  
га; деньги,  
бартер.

Пенсии, сти-  
пендии, по-  
собия; До-  
ходы от  
личного  
подсобного  
хозяйст  
ва;  
Услуги;  
Деньги, ин-  
фляция;

3.Расходы семьи 

Виды расходов:  
На питание,одежду,  
Развлечения,на жилище,образование,  
Газеты и журналы,  
Подарки,праздники,  
Неразумные расхо-  
ды семьи,отдых,при-  
обретение предметов  
роскоши и предме-  
тов длительного пользования.  
Налоги и обяза-тельные платежи,  
Потребности,воз-  
можности,бережли-  
вость,скупость, рас-  
точительность, рек-лама(в ракурсе рас-ходов семьи)Эффективность расходов  
Цена и стоимость,

Обязатель-  
ные расхо-  
ды семьи;  
Налоги  
Потребности  
И возмож-  
ности;  
бережливость,  
скупость,  
расточитель-  
ность, эф-  
фективность  
расходов. 
Реклама.  
Цена,стои-  
мость

Расходы на  
Развлечения,  
Подарки,  
Игрушки,  
Неразмные  
расходы  
Потребнос-  
ти возмож-ности;  
Расточитель-ность;эф-  
фективность  
расходов;  
Налоги  
Цена,  
стоимость

Расходы  
на жили-  
ще;  
Налоги;  
Потреб-  
ности  
Возмож-  
Ности,  
Эффек-  
тивность расходов,  
бережли-  
вость,  
расточи-  
тель-  
ность;  
Налоги,  
Цена,  
Стоимо-  
сть

4.Текущий и перспективный бюджет  семьи 

Бюджет, бюджет семьи, бюджет дошкольника,

Бюджет семьи, бюджет дошкольника 

5.Семей-  
ные сбереже-  
ния и их использо-  
вание

Сбережения, накопле-  
ния, банк, копилка,  
ценные бумаги,  
банковский процент,

Все основные категории и понятия  темы


Конкретизирую приведенные  здесь термины:  
понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса;  
 категория - (от греч. kategoria - высказывание, обвинение; признак) в философии, наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности. [БСЭ]  
В итоге, как считает Богданов, дошкольник должен  
знать основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание на занятиях;  
уметь: соизмерять свои потребности и возможности; осознавать, что деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке; почувствовать причастность своей семьи к развитию и укреплению государства и неразрывную между ними связь; усвоить, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, а пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд; что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным , их увеличить; что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи; что сбережения семьи - это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, но дорогостоящих вещей; и т.п.  
осознать свою значимость для семьи и общества; ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.[3]  
Экономическое воспитание, как считает Струнилина Н.А., имеет ярко выраженный прикладной характер и поэтому приемы и методы его осуществления должно вычленить из общего арсенала педагогических приемов и методов. Они должны носить характер «погружения» и, в большей степени, активный. Это, прежде всего, на каждом шагу побуждение к дискуссии и высказыванию своей позиции по любому затронутому на занятии вопросу, это обязательное подведение итогов воспитателем с оценкой правильности и ошибочности высказываний и поведения детей.[30]  
Результаты экономического воспитания, по мнению Корнак Е.А.,будут проявляться в осознанном отношении детей к труду собственному, родителей и вообще к любому труду; в их поведении при решении вопросов эффективности расходования всех ресурсов: денежных, одежды и обуви, электроэнергии и воды, пищи и отходов, времени и здоровью, своему и всех членов семьи, воспитателей, имущества детского сада; в способности к правильному выбору ситуации, связанной с экономической деятельностью; в выработке чувства хозяина наравне со старшими членами семьи, а также ответственного отношения к своему детскому саду, к товарищам; в стремлении к повышению доходов семьи. [15]


 

1.2. Экономическое  воспитание ребенка в семье.  
Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «финансового» воспитания ребенка, считает Голуб Л.А., – это идею о взаимосвязи общего стиля воспитания и частных вопросов. Обладание «имуществом» развивает в людях чувство ответственности за него, и это совсем не плохой путь к развитию самостоятельности мышления. Отсюда вытекает первый принцип «финансового воспитания» [7]:  
1.                Соблюдать гарантии неприкосновенности частной собственности. Тем, что принадлежит ребенку, может распоряжаться только он сам. Причем, это относится не только к деньгам, но и к игрушкам, книжкам и т.д. То есть, если оговорено, что данная вещь принадлежит ребенку – нельзя ругать его за то, что он вздумал ее подарить кому-то, или обменять, или просто испортил. Только осознание последствий своего поступка может в дальнейшем удержать ребенка от неверного шага. Иными словами, пусть лучше обнаружит, что зря подарил другу новенький самосвал, чем лет через 20 – что опрометчиво расстался с автомобилем или квартирой). Естественно, при появлении той или иной вещи, надо попробовать найти ей «хозяина» (чья она? она в личном пользовании или в частом?) и ненавязчиво объяснить ребенку, что он может с этой вещью делать, как распоряжаться ею и т.д. Можно вспомнить и свое детство, рассказать, как лично берегли (или не берегли) свои игрушки, и что из этого получилось. Иными словами, прорисовать перспективу «жизни» той или (иной вещи. Тогда ребенок будет готов к тем неожиданностям, с которыми может столкнуться (потерялась, разбилась, порвалась – или: сохранилась так хорошо, что служила много лет, и была самой любимой).  
2. Принять все убытки заранее. Никакой опыт не бывает бесплатным. Задать себе вопрос: согласны ли «потерять» энную сумму сейчас, когда многое поправимо, чем столкнуться с необратимой ситуацией в дальнейшем? В конце концов, любые курсы усовершенствования работают за плату. Помните, что с нами ребенок учится, имея «страховку» – которой у него, возможно, не будет в дальнейшем. Поэтому пусть он при нас совершит как можно больше ошибок! Наша задача здесь – не ругать и укорять, А разбирать эти случаи с чисто исследовательской целью. Когда ребенок поймет, что мы хотим ему помочь, он будет прислушиваться к нашим советам.  
3. Всегда объяснять, почему потратить деньги можно именно таким образом. В покупке важна не она сама, а обсуждение вокруг нее – возможные варианты, соотношение качества и стоимости, ее влияние на отношения с другими («Теперь ты сможешь пригласить своих друзей и послушать этот диск вместе с ними!»). Это приучает ребенка выбирать, а значит, анализировать существующие альтернативы. Советоваться с ним и при совместных (или только наших!) покупках. Польза двойная: можно будет увидеть, каков ход его мыслей, что для него является критерием успешности покупки («как у всех», «как ни у кого», «очень дешево», «выглядит дорого», «все ахнут» и т.д.) и получить иной взгляд со стороны.  
4. Четко соблюдать договоренность: никаких «дополнительных» финансовых вливаний, если ребенок нерационально распорядился первичной суммой; всегда надо отдавать обещанное, в противном случае – не обещать невыполнимого. Самая распространенная ошибка родителей – это компенсация утерянного (неправильно потраченного) ребенком.  
5.Обязательно определять систему финансирования ребенка. Чем раньше он получит в свои руки деньги, тем лучше! (Оптимально – с 3х лет). Ведь для того, чтобы научиться чему-то, (ну, например, выращивать цветы, разговаривать по телефону и т.д.) надо делать это как можно чаще. Навык формируется при непосредственном действии и его многократном повторении!  
На основании вышеизложенных принципов разработана система финансового обучения ребенка.[7]. Вот ее суть.  
Система финансирования. (карманные деньги) Главный тезис: Карманные деньги – это те средства, распоряжаться которыми ребенок может по своему усмотрению, несмотря иногда и на советы!!! Всегда надо помнить, что это не способ поощрения или наказания, а средство развития определенных навыков, своеобразный инструмент – такой же, как нож или вилка (для еды), молоток (для забивания гвоздей), лейка (для поливки цветов). Какие позиции надо определить в первую очередь?  
- периодичность выдаваемых средств  
- размер (сумма)  
- что входит в перечень затрат  
- штрафные санкции.  
Периодичность выдаваемых средств: оптимально – еженедельно.  
Размер: естественно, чем меньше ребенок, тем меньше сумма. Исходить надо из своих возможностей, но поинтересоваться у ребенка, какая сумма бы его устроила. Этим определяться его запросы. Если запросы сильно высоки (часто дети, кстати, не очень требовательны), вместе нужно откорректировать их, объяснив, что можем выделить только определенные средства.  
Что входит в перечень затрат (или: что ребенок может и что должен покупать на эти деньги). Надо напоминать ребенку почаще, что деньги – это средство для получения чего-то, а не цель сами по себе. (Многие дети мечтают стать богатыми. Лучше, если они будут мечтать иметь деньги, чтобы…построить корабль, открыть школу, путешествовать и т.д.) Обязательно надо интересоваться, куда потрачены деньги или оплачены ли необходимые расходы. Однако нельзя настаивать на полном отчете о личных тратах – надо уважать тайны ребенка, его возможные промахи.  
Если потратил свои деньги «не так» – надо объяснить, как надо (или как сделали бы вы) и почему именно так. Не надо жалеть ребенка, если он «попал» (не так потратил, обсчитался и т.д.). Лучше обсудить, почему так получилось, что он не учел. Посочувствовать: «Ну, что ж….» Никогда не предлагать финансовую компенсацию. Ограничиться психологической. Если потерял – никогда не ругать, иначе он будет бояться «связываться с деньгами». Сказать просто, что с вами такое тоже бывало, и не раз.  
Система штрафов – это что-то вроде деловой игры, когда убытки хоть и не смертельные, но весьма неприятные. Такая игра может послужить неплохой диагностической процедурой для ребенка. Это покажет, насколько он готов к материальной ответственности за свои действия, насколько внимателен, самостоятелен и справедлив к потребностям других.  
Как считает Орлова И.Ю., дети знакомятся с понятием «штраф» в общественном транспорте, когда некоторые люди не платят за билет.[21] Обычно первое упоминание о штрафах возникает в случае, когда вы даете ребенку деньги в долг. Если вы дали ребенку денег в долг – обязательно требуйте возврата всей суммы в срок. Сразу надо оговорить штрафные проценты (пени) и не стесняться настаивать на их выплате. Пусть ребенок поймет, что за невыполненные обязательства надо платить. Лучше закрепить свое соглашение письменно (распиской). (Это повышает ответственность ребенка за данное слово и позволит ему в будущем внимательнее относиться к чужим обещаниям, настаивать на соблюдении юридических норм).  
Итак, что же дает детям система самостоятельного распоряжения деньгами? По материалам Золотаревой А.В.[13]  
1. Умение считать (в прямом арифметическом смысле: складывать, умножать, делить и т.д.)  
2.Знание о соотношении стоимости вещей (услуг)  
3.Умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим и т.д.). Умение выбирать развивает мышление и способности анализировать.  
4.Умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, от менее ценного – и соответственно определять приоритеты)  
5.Повышение самооценки, чувства собственного достоинства. Как любой навык (знание, умение) –новый опыт прибавляет уверенности («Я сам что-то решаю»). Мера психологической зрелости – это мера ответственности. Чтобы почувствовать себя взрослым, надо познать себя через действие, через проявление себя в тех или иных ситуациях. Механизм здесь таков: поступок – последствия – осознание – понимание – развитие – психологическая зрелость – новый, уже более зрелый поступок.  
6. Познание себя. Иногда дети с удивлением обнаруживают, что они не так добры, как о себе думали; не так беспомощны, как предполагали – все это ведет к рефлексии.  
7. Познание других. Чем раньше ребенок осознает, что денежные отношения иногда являются «лакмусовой бумажкой» и для дружбы, и для любви, тем меньше ошибок и провокаций совершит он в дальнейшем. Уважение интересов других – тоже важно. Осознав, как иногда трудно лишиться части своей собственности, не будет претендовать на собственность другого ( в том числе и на вашу).  
8. Радость благотворительности, безвозмездной помощи другим. Это важно! Можно даже предложить ребенку пожертвовать часть его средств на добрые дела и посмотреть, как он к этому отнесется (хороший тест для родителей – кого же мы вырастили? Что нас ждет в старости?).  
9. Возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родителями (заключение договоров, одалживание, возможность «скинуться» на общее дело и т.д.). Здесь – база для становления субъектности ребенка.  
10. Знакомство с основными финансовыми понятиями – «долговое обязательство», «кредит», «договор», «расписка» и т.д. Современному человеку наряду со знанием компьютера и иностранного языка сегодня также необходимы начальные знания в финансовой сфере. Рынок есть рынок… К тому же, не исключен вариант, что обучение отношениям с деньгами станет для ребенка первой ступенькой в выборе сферы профессиональной деятельности.  
11. Умение просчитывать свои действия, видеть последствия того или иного решения.  
Анализируя все вышеизложенное, можно сделать объективный вывод о необходимости планомерного экономического воспитания детей. Рассмотренный вариант наглядно показывает целесообразность применения игр с использованием экономических моментов не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.[26]  
 
Глава 2. Анализ методических разработок по экономическому воспитанию старших дошкольников.  
2.1. Экспериментальная микропрограмма по экономическому  
воспитанию детей старшего дошкольного возраста.  
При реализации задач экономического воспитания, пишет Короткова Н.А., мы выделяем три блока или три направления работы с детьми. [16]  
I. Прежде всего, дать детям знания о труде и обо всем, что с ним связано, согласно "Программе воспитания и обучения в детском саду".[29]  
Реализация задач экономического воспитания возможна при условии полноценного решения задач трудового воспитания во всех возрастных группах детского сада, так как труд - ведущая категория экономической науки.  
II. Знакомство детей с простейшими экономическими терминами: экономика, инфляция, бюджет, цена, деньги, валюта, товар, стоимость, банк, аванс, кредит, процент, доход, убыток, собственность, прибыль, бизнес, биржа, акция, дивиденды, банкрот, аукцион, реклама, предприятие, владелец, выгода, бартер, конкуренция, норма, продукция, ферма, ярмарка; познакомить детей с новыми профессиями, такими как менеджер, предприниматель, бизнесмен, финансист, рекламодатель, фермер, брокер, бухгалтер.  
Закрепить знания из области категорий, связанных с трудом (предметы труда, результаты труда, индивидуальный - коллективный труд); познакомить с понятиями: дороже - дешевле, выгодно-невыгодно, выиграл, проиграл, поменял; формировать знания о человеке бережливом, экономном, хорошем хозяине; учить правилам честной, справедливой игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнера.  
III. Формирование у детей экономического мышления путем вовлечения старших дошкольников в процесс сюжетно-ролевых игр, настольно-печатных, дидактических; чтение художественной литературы.  
2.2. Перспективный план реализации микропрограммы  
по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного  
возраста.  
Сентябрь  
Занятие 1.  
Тема: Чтение "Сказки о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном Компьютере и верных друзьях" Т.Поповой и И.Меньшиковой (глава I).[28]  
Цель: Познакомить детей с понятиями "экономика", "инфляция", ввести эти слова в речь детей. Продолжать учить изображать по представлению персонажи литературного произведения, изобразительными средствами отражая свои эмоциональные впечатления. Воспитывать культуру речевого общения.  
План: 1. Чтение I главы сказки. 2. Беседа по содержанию прочитанного и объяснение терминов "экономика", "инфляция". 3. Рисование царицы Экономики и злодейки Инфляции.  
 Занятие 2.  
Тема: В гостях у царицы Экономики.  
Цель: Познакомить детей с экономическими понятиями "деньги", "цена", денежными знаками Российской Федерации, уточнить их назначение. Формировать умение соотносить товар с определенным количеством денег. Продолжать учить решать простые задачи на вычитание и раскладывать число на два меньших. Учить разгадывать кроссворды. Развивать сообразительность. Активизировать в речи детей употребление слов: цена, деньги, товар, экономика, инфляция.  
План: Дети отправляются в гости к царице Экономике.  
1. Рассматривание денег и рассказ воспитателя об истории их появления  
 2. Дидактическая игра "Магазин". Объяснение понятия "цена"  
3. Решение задач:  
- Муха нашла пятикопеечную монету. Самовар стоит три копейки. Сколько копеек сдачи должна получить муха?  
- Какими монетами ей могут дать сдачу?  
4. Разгадывание кроссворда:  
1. Особый товар, на который можно обменять любой другой товар.  
2. Количество денег, которое надо заплатить за товар.  
 
Сюжетно-ролевая игра "Магазин"  
 Цель: Формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания об экономических понятиях. Развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Закреплять умение соотносить товар с определенным количеством денег, решать простые задачи на вычитание и сложение в пределах 10. Формировать взаимоотношения сотрудничества. Воспитывать культуру речевого общения. Предварительная работа: рассматривание картины "Продавец", экскурсия в магазин, беседа "Мы были в магазине" (вычленение ролей), поделка материалов с детьми (чеки, касса, "деньги", ценники), встреча с продавцом магазина. Материал: касса, товары, "деньги", чеки, машина, строительный материал. Роли: продавцы, кассир, покупатели, контролер, шофер.  
Краткое описание: воспитатель объявляет, что построен новый магазин. Шофер привозит товар, продавцы принимают товар, размещают его в магазине по отделам. Контролер проверяет правильность цены товара.  
Анализ игры.  
Констатирующий этап. Цель: развивать умение играть в коллективе, помогать друг другу в затруднительных ситуациях, договариваться о ходе игры.  
Задачи: учить выбирать из множества единичное, находить возможное правильное решение в коллективном осуществлении замысла и сюжета.  
Формирующий этап. Цель: Формировать представления о профессиях, о ресурсах и способах их использования.  
Задачи: познакомить с новыми понятиями, показать их взаимозависимость.  
Контрольный этап. Цель: выявить уровень экономических знаний детей.  
Задачи: уточнить понятия, упражнять детей в правильном использовании терминов.  
Октябрь  
Занятие 1.  
Тема: Чтение "Истории Мухи-Цокотухи".  
Цель: Развивать у детей интерес к экономическим знаниям. Познакомить с экономическими терминами: бюджет, выгода, экономия. Продолжать учить строить пространственную модель сказки. Совершенствовать умение детей отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Развивать любознательность.  
План: 1. Чтение "Истории Мухи-Цокотухи" 2. Беседа по сказке с объяснением терминов "бюджет", "экономия", "выгода". 3. Составление пространственной модели "Истории..."  
Занятие 2.  
Тема: Знакомство с профессией бухгалтера.  
Цель: Закрепить знания об экономических терминах "выгода", "экономия", "бюджет". Дать представление о работе бухгалтера. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова. Воспитывать любознательность, усидчивость.  
План:  
1. Воспитатель просит детей объяснить значение терминов "бюджет", "экономия", выгода". В случае затруднения помогает детям, обобщает ответы и читает главы из книги И. Шведовой "Экономическая азбука для детей и взрослых" ("Бюджет", "Выгода").  
2. Дидактическая игра с мячом "Назови правильно" (на закрепление обобщающих понятий).  
3. Рассказ воспитателя о работе бухгалтера с показом иллюстраций, оборудования (счеты, калькулятор, компьютер).  
4. Дидактическая игра "Подбери однокоренное слово" (экономия, бюджет, бухгалтер, компьютер, выгода).  
Сюжетно-ролевая игра "Круиз"  
 Цель: Закрепить в игре экономические понятия "бюджет", "экономия", "выгода", "заработная плата", "затраты", знания о природно-климатических зонах (тропики, пустыня, горы). Продолжать учить выполнять роли в соответствии с сюжетом, используя атрибуты и строительный материал. Развивать творческое воображение. Воспитывать культуру речевого общения.  
Предварительная работа: Подготовка экскурсоводов, рассматривание схем кораблей. Материал: атрибуты для игр "Моряки", "Буфет", крупный строительный материал. Роли: капитан и команда корабля, группа туристов и руководитель группы, кассир, продавец буфета, экскурсоводы, строители.  
Краткое описание: в начале игры все получают некоторое количество денег. Выбираются строители. Они строят корабль по схеме и получают зарплату. Выбирается команда корабля. Воспитатель предлагает отправиться в круиз. Набирается группа туристов, воспитатель берет на себя роль руководителя группы. На корабле организуется буфет. На остановках проводятся платные экскурсии, где экскурсоводы знакомят с особенностями данной местности.  
Анализ игры.  
Констатирующий этап. Цель: учить организовывать предметно-игровую среду и ролевое взаимодействие с учетом темы игры.  
Задачи: ориентировать детей на тематику игровых сюжетов с экономическим содержанием, учить адекватно действовать в ходе игры.  
Формирующий этап. Цель: расширять представления детей о профессиях.  
Задачи: воспитывать умение разумно тратить деньги, рассчитывать на свои возможности, осознавая связь «труд-деньги-продукт».  
Контрольный этап. Цель: выявить уровень экономических познаний в результате игры.  
Задачи: расширять словарный запас детей, подвести к пониманию зависимости товара и услуги от качества.  
2.3. Сюжетно-дидактические игры с экономическим содержанием.  
Поиск оптимальных путей решения проблемы экономического воспитания дошкольников привел к использованию игровых технологий.  
Среди разных видов игр особую значимость приобретают сюжетно-дидактические игры экономической направленности. Для экономического воспитания особенно важно развивающее воздействие сюжетно-дидактических игр: развитие навыков поведения в соответствии с правилами, сопереживания, умения планировать, брать роль, сотрудничать, оценивать ситуацию, быть терпеливым, находчивым, настойчивым. Сюжетно-дидактическая игра помогает постичь смысл трудовой деятельности взрослых, точно выполняя все правила действия в соответствующей обстановке. Этого можно достигнуть при соблюдении следующих условий организации сюжетно-дидактических игр:  
1. Отбор знаний для игр;  
2. Ознакомление с доступной деятельностью взрослых через наглядность;  
3. Отображение экономического содержания в сюжете и содержании игры;  
4. Обогащение игры по тематике, сюжету, ролям, взаимоотношениям;  
5. Совместное изготовление атрибутов для игр;  
6. Участие воспитателя в игре;  
7. Создание игровой проблемной ситуации.  
Развитие сюжетно-дидактической игры идет поэтапно:  
1 этап – Сюжетно-дидактическая игра – воспитатель в ведущей роли.  
2 этап – Сюжетно-дидактическая игра – воспитатель во второстепенной роли.  
3 этап – Самодеятельная сюжетно-дидактическая игра. Воспитатель-наблюдатель.  
Система сюжетно-дидактических игр позволяет заложить основы базиса личностной культуры дошкольников с приоритетом экономического развития через интегрирование разных видов деятельности. [28]  
Качество игры детей во многом определяется их информированностью о сфере жизни, отражаемой в игре. В связи с этим важно большое внимание уделять средствам обогащения сюжета при разработке игровых технологий.  
Практика работы показывает, что наиболее целесообразной является следующая структура технологической карты сюжетно-дидактической игры:  
1. Тема, задачи игры.  
2. Роли, содержание сюжета.  
3. Средства обогащения сюжета.  
3.1. Занятия, дидактические игры.  
3.2. Литература, беседы.  
3.3. Наблюдение, демонстрация.  
3.4. Предметно-игровая среда.  
Так сюжетно-дидактическая игра помогает сделать экономику понятной через моделирование реальных жизненных ситуаций: купля-продажа, производство и сбыт продукции и др.  
Соответственно, данную методическую систему можно внедрять в любых ДОУ общеобразовательного типа и использовать в семье.

Основные моменты профессионального  самоопределения личности

Введение

Важнейшим критерием осознания  и продуктивности профессионального  становления личности является ее способность  находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни. Личность же постоянно изменяется, развивается, значит, на разных стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному. Постоянное уточнение своего места в мире профессий (либо конкретной профессии), осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни человека. Иногда возникает отчуждение от профессии, человек начинает тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим профессиональным положением. Нередки случаи вынужденной смены профессии (специальности) и места работы.

Можно констатировать, что  перед личностью постоянно возникают  проблемы, требующие от нее определения  своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных  профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или  ее смене, уточнения и коррекции  карьеры, решения других профессионально  обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем в профессиоведеннии объясняют понятием профессиональное самоопределение.

Профессиональное самоопределение  личности

Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

Ядром профессионального  самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих  особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических  условий.

Профессиональное самоопределение  осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

Актуализация профессионального  самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как  окончание общеобразовательной  школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, увольнение с работы и т.д.

Профессиональное самоопределение  является важной характеристикой социально-психологической  зрелости личности, ее потребности  в самореализации и самоактуализации.

 

Повтор (возрастная переидизация личности).

В подростковом возрасте закладываются основы нравственного  отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность  отношения подростков к различным  профессиям.

Дифференцированное отношение  к разным учебным предметам, занятия  в кружках художественного и  технического творчества формируют  и подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально  ориентированные мечты. Образцы  желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального  самоопределения.

Ранняя юность. Важнейшая  задача этого возраста – выбор  профессии. Это период реалистической оптации. Профессиональные намерения  подростков диффузны и неопределенны. Выбор учебно-профессионального  учреждения в данном возрасте часто  бывает психологически не обоснован. Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и  успех в жизни, прежде всего, будут  зависеть от правильного выбора профессии.

Юность. Подавляющее большинство  юношей и девушек уже учащиеся, их участие в производительном труде  рассматривается не только и не только с точки зрения его экономической  эффективности, сколько с точки  зрения его воспитательной ценности. Ведущей деятельностью в юности является профессиональное образование.

Молодость. Освоение профессиональной деятельности приводит к развитию следующих  психологических новообразований: профессиональной социализации, профессионального  опыта, профессионально важных качеств, профессиональной идентичности.

Актуальным становится профессиональный рост. Часть сверстников уже добилась определенных профессиональных достижений. Но подавляющее большинство молодых людей, завершивших, казалось бы, строительство своей жизни и профессионально самоопределившихся, начинают испытывать психологический дискомфорт, обусловленный нереализованными возвышенными профессиональными планами и психологическим насыщенным профессиональным трудом. Наступает период душевной смуты. Ревизия профессиональной жизни инициирует определение новых жизненно значимых целей.

Возможны два пути: либо оставаться в избранной профессии  и утверждать себя в ней, становиться  профессионалом, либо профессиональная миграция, означающая смену работы или профессии. Это наиболее продуктивный возраст – период реализации себя как личности, использования своего профессионального потенциала. Именно в этом возрасте реализуются жизненные  и профессиональные планы, оправдывается  смысл самого существования человека. Профессия предоставляет уникальную возможность применить свои способности  на конкретном трудовом посту, выработать индивидуальный стиль деятельности, реализовать свою потребность быть Личностью, индивидуальностью в профессиональном труде. Высокий профессионализм позволяет личности реализовать и свою склонность к сверхнормативной профессиональной активности, максимально выражающей запредельные возможности человека. Полная погруженность в профессиональную жизнь, удовлетворенность выбранной профессией, осознанная профессиональная позиция, постоянное подтверждение своей профессиональной значимости, нужности и полезности приводят к возникновению особого эмоционального состояния – профессионального оптимизма.

Все эти профессионально  обусловленные изменения способствуют профессиональному самоутверждению, конституируют самоопределение  личности в профессиональной культуре и означают полную интеграцию в профессиональную среду.

Наряду с этими психологически позитивными изменениями происходят и деструктивные. Часть профессионалов, в большей мере сориентированных на признание своего профессионально-психологического потенциала не удовлетворенных своим профессиональным и должностным статусом, вновь ревизуют свою профессиональную жизнь. «Аудиторство» собственных профессиональных достижений приводит их к мысли о необходимости кардинальной смены работы, должности и даже профессии. Однако груз огромного положительного профессионального опыта снижает профессиональную мобильность личности, затрудняет возможности профессиональной миграции. Компенсацией сужающегося профессионального пространства становится инициирование получения «добывания» разного рода профессиональных наград, социально значимых должностей, премий, званий и т.д.

Основными психологическими новообразованиями в возрасте 28-33 лет становятся социально-профессиональная активность, самостоятельность, социальная ответственность, профессионально  обусловленные черты характера.

Период относительно спокойной  жизнедеятельности 34-42 года. Женщины  и мужчины примеряются с социально-профессиональными  условиями и семейными отношениями. Многие становятся профессионалами, самоопределяются в профессиональном сообществе, достигают  вершин профессионализма и пика творческих успехов.

Особенностями социальной ситуации развития в 45-60 лет обусловлены  следующими моментами:

- постепенное физическое  старение, ослабление психофизиологических  и психических функций (внимания, памяти, мышления), снижение сексуальных  потенций;

- изменение жизненного  пространства за счет появления  новых родственников и постепенного  ухода из жизни близких, коллег, друзей;

- сужение перспектив  профессионального продвижения,  карьеры.

Профессиональное  становление личности

Началом данного процесса является формирование профессиональных намерений, которое завершается  осознанным, желанным, а иногда и  вынужденным выбором профессии. Этот период становления личности получил  название оптации. Особенность социальной ситуации развития заключается в  том, что юноши и девушки находятся  на завершающем этапе детства – перед началом самостоятельной жизни. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. В ее рамках складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы. Профессиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии.

Информация о работе Экономическое воспитание старших дошкольников