Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами сказки в изобразительном искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2015 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Проблема эстетического воспитания дошкольников на данном этапе развития образования и воспитания в Республике Беларусь является актуальной. Она обусловлена социальным заказом общества на приобщение подрастающего поколения к ценностям национальной художественной культуры, воплощающим народную концепцию мировосприятия, выработанные веками эстетические идеалы народа. Подтверждением этому является принятие Концепции и Программы непрерывного воспитания детей в Республике Беларусь, в которых закреплены приоритеты формирования эстетической культуры личности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Теоретические аспекты изучения сказки как средства эстетического воспитания дошкольников.
1.1 Определение понятия эстетическое воспитание……………………………5
1.2 Воспитательное значение сказки для детей дошкольного возраста, роль в эстетическом воспитании………………………………………………………...7
1.3 Сказк как одно из основных средств воспитания эстетических чувств в дошкольном возрасте – ее необходимость и опасности неправильных интерпретаций…………………………………………………………………...111.4 Методы знакомства детей со сказкой ……………………………………..15
1.5 Рекомендации родителям по работе со сказкой………………...…………………………………………………………20
Глава II Характеристика опытно-экспериментальной работы
2.1 Сущность эстетического воспитания дошкольников……………………..22
2.2 Методики диагностирования эстетической воспитанности………………26
Глава III Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами сказки в изобразительном искусстве
3.1 Выявление начального уровня сформированности художественно-творческих способностей, способствующих эстетическому воспитанию через сказку……………………………………………………………………………..28
3.2 Организация работы по эстетическому воспитанию через сказку……………………….…………………………………………………….33
3.3 Анализ результатов работы ………………………………………………...34
Заключение…………………………………………………………………….....45
Библиографический список…………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 130.80 Кб (Скачать файл)

 

Условные обозначения:

1 - низкий уровень;

2 - средний уровень;

3 - высокий уровень

Вывод итогового эксперимента: проведя цикл занятий с использованием сказок и разработанных методических условий, видно, что у детей, имеющих способности к работе красками и нетрадиционным техникам, способствующим эстетическому воспитанию, изучаемые показатели находятся на высоком уровне, например, знание основ цветоведения. А у детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями, способствующими эстетическому воспитанию старших дошкольников, показатели находятся по-прежнему на низком уровне, но за счет применения сказок на занятиях и нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

Рекомендации воспитателю по эстетическому воспитанию в изобразительном искусстве через сказку

Основной задачей воспитателя, совместно с семьей является создание и выполнение определенных условий, которые станут способствовать эстетическому развитию личности, ее самосовершенствованию, в том числе и с помощью сказок. В качестве рекомендации по решению поставленной выше задачи мы разработали программу курса, способствующего эстетическому воспитанию детей, составленного с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Учебный план по программе 9 часов в год: рисование - 3 часа; декоративная работа - 1 час; лепка - 1 час; аппликация - 2 часа; конструирование - 2 часа.

Цель курса

Развитие эстетической культуры, нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве, предоставление свободы для художественно - творческого решения общей учебной задачи.

Задачи курса

1. Формирование на занятиях  эмоциональной атмосферы, атмосферы  любви и сотоварищества, постепенное  втягивание детей в осознание  темы, совместный диалог, рассуждения  и т.д.

2. Установление прочных  связей с окружающим миром, с  человеком (с самим собой), привлечение  личного опыта детей (эмоционального, визуального, бытового).

3. Использование метода  оформления интерьера группы  работами детей, оформление выставок.

4. Использование метода  свободного выбора в системе  ограничений (содержание темы, цвета, формы, конструкции и т. д.).

5. Развитие и регулирование  психических процессов и процессов  познания у детей через использование  дидактических и развивающих  игр.

6. Развитие ассоциативного  мышления, фантазии, воображения с помощью сказок.

7. Формирование знаний  о названии основных и составных  цветов, их эмоциональной характеристики.

8. Умение пользоваться  кистью, красками, палитрой.

9. Умение использовать  площадь листа, изображать предметы  крупно.

10. Овладение начальными  навыками выразительного использования  трехцветия (красный, желтый, синий цвета и их смеси).

11. Подбор краски в соответствии  с передаваемым в сказке настроением.

12. Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи.

13. Решение художественно-творческих  задач на сочетание различных  приемов аппликации (обрывание, вырезание) для достижения выразительного  образа.

14. Моделирование художественно  выразительных форм, выполненных  способом сминания, складывания, комбинирования бумаги и других материалов.

15. Применение разных способов  лепки (тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность).

16. Формирование знаний  о значении слов аппликация, оригами, симметрия, композиция.

17. Умение отличать технику  исполнения.

Ниже представлен тематический план программы (табл. 3).

 

Таблица 3 Тематический план

 

Основы художественного творчества

Регулирование психических процессов и процессов познания у детей

Техника безопасности художественного творчества

Дополнительные формы работы (художественное слово, музыка, сценическое движение, гимнастика)

 

I четверть - “В гостях  у осени”

       

1. Знакомство с волшебными  красками

Гуашь. Три основных цвета. Смешивание цветов. Рисование на тему “Какого цвета радуга”. Развивающая игра “Цветик-семицветик”

Понятие гармонии цвета. Использование цвета в соответствии с эмоциональным содержанием рисунка и настроением художника.

Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения. Семь цветов образуют спектр солнечного луча.

Правила хранения красок, кистей, бумаги. Правила работы с палитрой, кистью, бумагой. Организация рабочего места во время урока. Навыки организации труда по уборке рабочего места после работы с красками.

Использование музыкального фона. Диалог с детьми о природных явлениях: радуге ветре, солнце, дожде.

 

2. Дары осеннего сада.

Аппликация. Работа с цветной бумагой, муляжами фруктов. Тема композиции “Фрукты на блюде”. Изучение репродукции И. Т. Хруцкого “Цветы и плоды”.

Работа по шаблону. Умение работать согласно замыслу. Умение экономить бумагу. Умение вырезать по намеченной линии. Знание фруктов и их цветов.

Безопасная работа с ножницами и безопасное хранение ножниц. Техника наклеивания рядом и друг на друга. Чистота рабочего места после работы с клеем.

Чтение стихотворения “Яблоки”. Отгадывание загадок о фруктах.

 

II четверть - “Рассказы зимы”

       

3. Аппликация симметрии  “Снежинка”.

Симметрия в квадрате. Выражение положительных эмоций к явлениям природы

Развитее сосредоточенности, концентрации внимания, цельности восприятия. Понятие ритма в природных формах.

Техника сложения бумаги по правилам симметрии. Работа с мелкими формами без предварительной разметки. Техника безопасной работы с ножницами.

Прослушивание сказки. Музыкальный фон.

 

4. Праздничный наряд для  новогодней ёлки.

Создание радостного, приподнятого настроения в преддверье праздника. Работа с натуры. Изображение ветки ели с нарядными игрушками.

Развитие умения работы с натуры. Знакомство с законами композиции, светотеневыми градациями. Развитие творческих способностей. Передача эмоциональной приподнятости средствами художественной выразительности

Работа с красками на основе выбранной палитры.

Прослушивание стихотворения А. Барто “Ёлка”. Новогодние песни

 

III четверть - “Почувствуй  и расскажи”

       

5. Составление декоративных  композиций в квадрате. Знакомство  с техникой мозаики.

Закрепление названия геометрических фигур. Знакомство с особенностями расположения элементарной композиции в квадрате. Повторение понятия симметрии. Сравнение элементов повтора на плоской фигуре с шумовым и музыкальным ритмами. Понятие “Аккуратности” и порядка при составлении композиции.

Техника разминания, растирания пластилина. Техника вдавливания в пластилин декоративного природного материала. Умение привести в порядок рабочее место.

Прослушивание, прохлопывание и протопывание различных музыкальных ритмов.

 

6. Животные наши друзья.

Элементарное конструирование из бумаги. Оригами.

Применение элементов комплексного развития пространственного мышления, воображения. Знакомство с творчеством художников анималистов. Развитие пластики, мимики, жеста.

Техника сложения бумаги. Последовательность работы.

Ролевая игра “Угадай кто я?” - этюды на выразительность мимики и жеста. Воспроизведение характера, повадок животных через пантомиму.

 

7. Лепка. Коллективная работа  “Утиный пруд”

Образ птицы в мифах, легендах, песнях, сказках.

Развитие навыков лепки. Умение замечать красоту в окружающем мире.

Техника работы с пластилином комбинаторным способом и способом вытягивания. Работа со стекой.

Прослушивание весеннего пения птиц. Отгадывание загадок о птицах. Повествование о птицах в сказках и легендах.

 

IV четверть - “Весна красна”

       

8. Красота пейзажа “Весеннее  платье земли”.

Работа гуашью по представлению.

Знакомство с понятием линии горизонта. Развитие чувства сопереживания.

Техника работы гуашью, использование палитры. Подбор сложных цветов. Организация рабочего места.

Чтение стихов о весне. Работа с репродукцией картины И. Левитана “Большая вода. Весна”

 

9. Творческая работа “Краски  играют”.

Выполнение “Коллаж ладошек”. Передача эмоций, чувств с помощью коллажа.

Пробуждение положительных эмоций. Развитие чувства композиции, соразмерности.

Правила работы с гуашью. Техника безопасности при работе с ножницами. Умение привести в порядок рабочее место.

Прослушивание сказки. Коллективное творчество.

 
         

 

 

 

 

Вывод

В результате проделанной работы: проведен анализ литературы по теме исследования; охарактеризованы особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста; выделены средства изобразительного искусства, способствующие эстетическому воспитанию; выявлены методические условия, способствующие эстетическому воспитанию старших дошкольников через сказку; экспериментально проверена эффективность работы по эстетическому воспитанию старших дошкольников по изобразительному искусству с использованием сказок.

Изучение теоретических аспектов вопроса эстетического воспитания старших дошкольников через сказку позволило сделать следующие выводы:

1. Педагогика определяет  эстетическое воспитание как  развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное  в жизни и в искусстве, как  воспитание стремления самому  участвовать в преобразовании  окружающего мира по законам  красоты, как приобщение к художественной  деятельности и развитие творческих  способностей.

2. Эстетическое воспитание старших дошкольников в изобразительном искусстве посредством  сказок  включает:

- знание законов, по которым  создаются произведения искусства;

- воспитание в ребенке  желание познать мир прекрасного;

- развитие творческих  способностей.

3. Вся система эстетического  воспитания нацелена на общее  развитие ребенка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

4. Старший дошкольный  возраст - это особенный возраст  для эстетического воспитания, где  главную роль в жизни дошкольника  играет воспитатель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не  только основать прочный фундамент  эстетически развитой личности, но и посредством эстетического  воспитания заложить подлинное  мировоззрение человека, ведь именно  в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

5. Применительно к изобразительной  деятельности важно выделить  содержание способностей, проявляющихся  и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом  случае важна целенаправленная  разработка методики эстетического  воспитания старших дошкольников в изобразительном искусстве. Изобразительная деятельность - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности. Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует эстетическому воспитанию.

6. Для наибольшей результативности  развития художественно-творческих  способностей необходимо применять  занимательные занятия. Цель занимательных  занятий - создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе. Таким образом, занятия занимательного характера  с использованием сказок, являются решающим фактором эстетического воспитания старших дошкольников.

7. Все вышесказанное подтвердилось  в исследовательской работе. Исследовательская  работа была проведена в три  этапа, на протяжении которых  осуществлялись следующие цели: изучение механизмов формирования  и развития детских способностей  в изобразительном искусстве, а  также выявление эффективности  разработанных методических условий  с целью повышения эстетического  воспитания старших дошкольников.

8. Проведенная на практике  работа, оптимизировала педагогический  процесс, сделала его для детей  развивающим, интересным и занимательным. Благодаря проведенной работе, исследуемые  показатели повысились.

9. Таким образом, можно  отметить эффективность разработанных  нами методических условий, способствующих  эстетическому воспитанию старших  дошкольников  и в целом практическую  значимость проведенного исследования.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: эстетическое воспитание старших дошкольников в изобразительном искусстве с использованием сказки будет наиболее эффективным, если: знакомить детей с особенностями рисования живописными материалами; организовывать специальные занятия по выявлению художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в области рисования нетрадиционными техниками и материалами; диагностировать и развивать художественно-творческие способности детей старшего дошкольного возраста в технике рисования живописью, а также, обязательно использовать знакомые детям сказки на занятиях по изобразительной деятельности.

Она нашла свое подтверждение в ходе исследования. Таким образом, цель исследования, заключающаяся в выявлении методических условий, способствующих эстетическому воспитанию старших дошкольников в изобразительном искусстве через сказку, достигнута, задачи выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Обобщая изученный материал, можно сделать следующие выводы. Диагностика уровня эстетической воспитанности детей в наше время очень актуальна. При диагностике учащихся, педагог должен опираться на следующие показатели эстетической воспитанности:

- показателем эстетической воспитанности является направленность внимания ребенка «на объект», «на других людей», «на себя»; а также выделение положительной направленности - на прекрасное;

- показателем эстетической воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным в зависимости от модели выпускника конкретного учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду,  прекрасному, природе, к самому себе.

- показателями являются отношение воспитанника к прекрасному; знание воспитанниками в соответствии с их возрастом эстетических категорий; сформированность умений и навыков к восприятию явлений действительности, а также проявление самостоятельности к творчеству и в области искусств в целом.

Для диагностики эстетической воспитанности мы использовали комплекс методов изучения личностных качеств. Применяемая система методов охватывала мотивы, знания и умения воспитанника. Спектр этих методов достаточно широк: наблюдение,  изучение продуктов деятельности ребенка и др.

Многие из методов не только позволили выявить особенности проявления того или иного качества, но и оказали воспитательный эффект. Тем более, что результаты ряда методик можно обсудить вместе с детьми.

Диагностические методики были подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Таким образом, для определения уровня эстетической воспитанности дошкольников целесообразно использовать такие методы диагностики как наблюдение, беседа, эксперимент.

Диагностики фиксируют наличие определенных характеристик личности, помогая педагогу расширить представление о ходе становления и развития личности ребенка.

Диагностирование позволяет педагогу корректировать воспитательный процесс, совершенствовать способы работы с детьми и обогащать содержание воспитательного процесса.

Педагогическая диагностика вмонтирована в контекст жизнедеятельности детей. Проведение диагностик само по себе является воспитательным актом. Они, помимо своей основной функции, служат также средством формирования ценностных ориентаций и самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1983.

2. Бордовский, Е.Н., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов- СПб.: Питер, 2001. - 304с.

3.Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. Детский мир и хрестоматия/К.Д.Ушинский - М.: Просвещение, 1986 - 350с.

4. Кабалевский, Д. К. С мыслью о Сухомлинском // Воспитание ума и сердца/ Д. К. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1981.

Информация о работе Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами сказки в изобразительном искусстве