Экономическое стимулирование педагогических кадров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:49, дипломная работа

Описание работы

Цель: Разработать модель экономического стимулирования педагогических кадров.
В соответствии с целью, объектом и предметом была выдвинута гипотеза исследования, состоящая из двух рабочих положении:
- удовлетворённость трудом педагогических кадров будет повышена, если будет создана модель экономического стимулирования, предполагающая опору на базу преференции;
- если для успешной реализации модели в учреждении будут созданы условия для увеличения финансовых ресурсов за счет использования внебюджетных источников финансирования.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
Глава I Подходы к организации экономического стимулирования педагогических кадров……………………………………………………………7
1.1 Мотивирование персонала как научная проблема…………………...7
1.2 Методы экономического стимулирования педагогических кадров......................................................................................................................26
1.3 Модель экономического стимулирования педагогических кадров……………………………………………………….……………………35
Выводы по I главе ……………………………………………………….51
Глава II Опытно-поисковая работа по изучению эффективности экономического стимулирования педагогических кадров …………………..53
2.1 Цель, задачи и организация опытно-поисковой работы по организации экономического стимулирования педагогических кадров ……53
2.2 Обсуждение полученных результатов и рекомендации по организации экономического стимулирования………………………………..58
Выводы по II главе ……………………………………………………….62
Заключение ……………………………………………………………… 63
Библиографический список ……………………………………………..65

Файлы: 1 файл

диплом Эономическое стимулирование.doc

— 331.50 Кб (Скачать файл)

Результативность деятельности учреждений, реализующих основную общеобразовательную  программу дошкольного образования, непосредственно связана с качеством  труда педагогов. Оценка результативности должна осуществляться с участием различных субъектов образовательного процесса. Поэтому необходимо осуществлять передачу полномочий оценки качества гражданским институтам, органам государственно-общественного управления образовательного учреждения, включая полномочия по распределению стимулирующей части ФОТ.

Учет качества дошкольного  образования при определении  результативности труда педагогических работников учреждений, реализующих  основную общеобразовательную программу  дошкольного образования, может  также осуществляться на основе единых критериев, показателей и процедур, выработанных в региональной системе оценки качества образования.

Результаты внешней  оценки качества имеют прямое влияние  на увеличение базовой части ФОТ, так как служат основанием присвоения педагогу квалификационной категории. Они влияют и на аттестацию учреждения, в том числе с целью лицензирования, аккредитации, изменения его статуса (типа, вида). Учет внешней оценки качества может быть обеспечен установлением различных повышающих коэффициентов при начислении заработной платы педагогическим работникам.

Стимулирующая роль заработной платы возрастает также за счет введения стимулирующих выплат за качество и результаты труда. Стимулирование (повышение ставок, установление надбавок, премирование) осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами региона, муниципального образования. При введении стимулирующих выплат могут учитываться:

- результаты аттестации  и государственной аккредитации  образовательного учреждения, соблюдение  лицензионных условий;

- физическое и психическое  здоровье воспитанников (по результатам  мониторинга);

- создание благоприятного  психологического микроклимата (по результатам мониторинга);

- участие образовательных  учреждений в районных (городских), областных и всероссийских мероприятиях, результативность участия и др.;

- удовлетворение родителей  воспитанников качеством оказываемых  образовательным учреждением услуг[22;170].

Конкретные размеры  и порядок осуществления стимулирующих  выплат определяются в локальных  правовых актах образовательного учреждения и (или) в коллективных договорах.

Положение о размерах и порядке назначения стимулирующих  выплат по результатам труда (положение о материальном стимулировании) в обязательном порядке согласовывается с гражданским институтом - органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, по представлению руководителя учреждения и с учетом мнения профсоюзной организации. При принятии положения учитывается региональный опыт повышения ставок, установления доплат и надбавок за различные качественные показатели.

Исходя из анализа  действующего законодательства, регламентирующего трудовые отношения и вопросы оплаты труда, а также опыта регионов, внедряющих новые системы оплаты труда (НСОТ), было разработано 5 моделей НСОТ для педагогических работников образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Каждая модель включает вариативную часть, специфическую для этой модели, и инвариантную часть, обязательную для всех. Вариативная часть обеспечивает расчет базовой части заработной платы, а инвариантная – стимулирующей[72;18].

В рамках вариативной  части новых моделей оплаты труда  предлагаются разработанные с учетом регионального и федерального опыта  модели систем оплаты труда, в различной  степени решающие названные нами ранее задачи, а также обеспечивающие выполнение предписаний действующего трудового законодательства об условиях оплаты труда педагогических работников.

При этом предлагаемые модели оплаты труда педагогических работников учреждений, реализующих основную общеобразовательную  программу дошкольного образования, основаны на следующих концептуальных идеях расчета базовой части заработной платы.

1. Модель НСОТ, основанная  на учете качества работы, обеспечивает  повышение уровня оплаты труда  (включая его базовую часть)  в зависимости от оценки качества  работы педагога гражданскими институтами в сочетании с системой стимулирующих выплат, позволяющих более оперативно давать оценку результатам работы педагога.

При этом в качестве минимального размера заработной платы "дошкольного" педагогического работника определяется установленный Правительством РФ базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы соответствующей профессиональной квалификационной группы работников.

2. Модель НСОТ, основанная  на совершенствовании ЕТС, предполагает  модернизацию ЕТС посредством установления научно обоснованных тарифных коэффициентов, обеспечивающих надлежащее материальное стимулирование "дошкольных" педагогических работников и повышение уровня оплаты их труда в сочетании с системой надбавок, обеспечивающих учет качества работы с включением в оценку качества гражданских институтов.

В рамках данной модели дифференциация в оплате труда работников достигается  за счет стимулирования повышения квалификации в тарифной части заработной платы  и оценке качества работы педагога гражданскими институтами за счет надтарифной (стимулирующей) части оплаты труда.

3. Модель НСОТ, основанная  на использовании подушевых принципов  и учете результативности работы, обеспечивает повышение уровня  оплаты труда с учетом результативности  работы, включая наполняемость групп. Результативность работы оценивается гражданскими институтами в части оценки качества работы педагога и определяется исходя из объективных показателей, в том числе наполняемости групп.

4. Модель НСОТ, основанная  на отраслевой системе оплаты труда, разработанной Минобразованием. Отраслевая система оплаты труда базируется на использовании базовых размеров ставок, дифференцированных по уровню профессионального образования работников, стажевых групп и учете результатов аттестации.

5. Модель НСОТ, основанная на использовании базовой единицы и набора коэффициентов, апробирована в Санкт-Петербурге и с учетом ее модернизации, в том числе путем добавления в нее инвариантной части, также может быть рекомендована для использования регионами.

Инвариантная часть  обеспечивает реализацию принципов  материального стимулирования повышения  качества работы, стимулирования внедрения  инновационных образовательных  технологий и обязательности участия  общественности в управлении учреждением, посредством регламентации распределения стимулирующего фонда оплаты труда учреждения гражданскими институтами. Стимулирующие выплаты педагогическим работникам учреждений во всех моделях устанавливаются в соответствии с положением о распределении стимулирующей части заработной платы[72;19].

Наибольший рост базовой  части оплаты труда педагогов  обеспечивают модель оценки качества и отраслевая. Наименьший, причем как  для начинающих педагогов, так и  для обладающих высокой квалификацией, при нормальной наполняемости групп - "подушевая" модель оплаты труда. В ней минимален и разрыв между уровнем оплаты труда работников разной квалификации. Наибольшую дифференциацию в уровне оплаты труда в зависимости от квалификации педагогов (2,3 - 2,4 раза) обеспечивают модели оценки качества и совершенствования ЕТС.

Таким образом, выбор  модели зависит от предпочтений, что  именно необходимо прежде всего - стимулировать  оплату труда опытных педагогов (следовательно, увеличивается дифференциация оплаты труда) или содействовать  привлечению молодых специалистов.

Как показала апробация, работники дошкольных образовательных  учреждений и органов управления образованием ставят на первое место  повышение общего уровня оплаты труда  и не считают желательным увеличение дифференциации базовых окладов. Это  связано прежде всего с чрезвычайно низким существующим уровнем оплаты труда, не обеспечивающим притока молодых специалистов и обновления кадров в дошкольных учреждениях.

Хотя ряд регионов и рассматривают в качестве новых  систем оплаты труда действующую  усовершенствованную ЕТС, большинство полагает, что ее назвать новой нельзя. Хотя во многом параметры формирования базовых окладов трех систем, занявших первые места, очень схожи (различия во многом лишь математические, в порядке расчета), наиболее приемлемой регионы считают отраслевую систему оплаты труда (безусловный лидер). Она близка работникам дошкольного образования еще и потому, что подавляющее большинство их работают с советских времен и помнят действовавшую в то время систему оплаты труда работников народного образования[8;24].

Мы полагаем, что нельзя вводить модели НСОТ, не пользующиеся широкой общественной поддержкой, так  как неприемлемые для большинства  работников и руководителей системы  образования модели ведут лишь к  дестимулированию работников и дезорганизуют работу с кадрами (где и без того имеются огромные проблемы вследствие крайне недостаточного уровня оплаты труда).

Следует отметить, что  независимо от выбираемой системы оплаты труда решение задачи увеличения среднего размера оплаты труда педагогов не менее чем в два раза требует обязательного соответствующего увеличения размеров фонда оплаты труда учреждений дошкольного образования.

Повышение в два раза среднего размера оплаты труда педагогических работников учреждений, реализующих  основную общеобразовательную программу дошкольного образования (к ним следует прибавить и руководителей таких учреждений, так как в противном случае, без их материальной заинтересованности, успешность введения новой системы оплаты труда сомнительна) потребует выделения объема дополнительных средств (повышение за счет внутренних резервов и использования родительской платы невозможно вследствие законодательно ограниченного уровня родительской платы в размерах 20% от стоимости содержания ребенка в учреждении).

Инвариантная часть, как уже говорилось, обеспечивает реализацию принципов материального стимулирования повышения качества работы, стимулирования внедрения инновационных образовательных технологий и обязательности участия общественности в управлении учреждением посредством регламентации распределения стимулирующего фонда оплаты труда учреждения. Такая регламентация осуществляется с обязательным для всех моделей использованием предлагаемых форматов и регламентов работы гражданских институтов, с участием которых будет проходить распределение стимулирующих надбавок для "дошкольных" педагогических работников[8;26].

Независимость оценки обеспечивается посредством включения гражданских  институтов в систему аттестации педагогов, реализующих основную общеобразовательную  программу дошкольного образования, и получения объективной общественно-государственной оценки качества работы педагога. Какие гражданские институты должны быть задействованы? В небольших учреждениях - родительские комитеты или советы учреждения с обязательным включением в них представителей родителей воспитанников (не менее 1/3 от общего состава совета) и общественности (представителей советов микрорайона, депутатов всех уровней и т.д. в той же пропорции). Обязательно также включение представителей общественности в состав родительского комитета. Для более крупных учреждений возможно (а для учреждений с контингентом воспитанников более 150 - обязательно) создание попечительских или управляющих советов. Далее различные названные гражданские институты будем именовать "Совет". При создании Совета требуется изменение устава учреждения в части регламентации деятельности данного гражданского института и встраивания его в систему управления образовательным учреждением. Также изменения вносятся в коллективный договор.

Следует быть готовым к тому, что участие общественности в распределении стимулирующей части ФОТ, в конечном итоге через гибкое регулирование оплаты труда педагогов, в случае не формалистского подхода, неизбежно окажет прямое влияние на образовательную программу учреждения. Иными словами, тем самым общественность включается в управление реализацией образовательной программы учреждения.

Критерии оценки развития ребенка должны учитывать его  возраст, а также динамику изменения  соответствующих показателей. Так, например, существует система показателей развития ребенка раннего возраста (1 - 3 года), куда включаются показатели общей моторики, тонкой моторики, когнитивного развития, навыков поведения, самообслуживания, социально-эмоционального развития, игры.

Выявляя результативность работы воспитателя (педагогическая диагностика), необходимо учитывать, что на развитие ребенка оказывает влияние семья, а также психофизиологическое состояние его здоровья.     Воспитатель должен знать психические и физические особенности каждого ребенка группы и ориентироваться в своей работе на них[72;16].

Диагностика должна базироваться в большей степени на определении  динамики развития ребенка. Содержать  информацию о ребенке могут карта  наблюдения, личностная диагностика, карта  развития (описание, сочинение о ребенке). Параметры результативности работы воспитателей - сочетание внутреннего формата (психологическое, физическое здоровье ребенка, его участие в разного рода занятиях, интеллектуальное развитие, коммуникативные способности, участие в игровой деятельности) и оценки родителей.

К результатам дошкольного  образования относятся:

- показатели личностного  развития, такие как креативность, мотивация, произвольность, любознательность, смекалка, степень нравственной  развитости и т.д.;

- уровень готовности ребенка к школе, что является основанием преемственности со школой и обеспечивает подготовку к освоению программы первой ступени общего образования;

- знания, умения и навыки, полученные ребенком в рамках  образовательной программы.

Приведем возможные критерии оценки педагогических работников учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования:

- высокие достижения  в развитии способностей детей  (интеллектуальных, творческих, физических, и т.д.);

- формирование толерантности детей, способностей к социальной адаптации;

- включение (интеграция) родителей в образовательный  процесс;

Информация о работе Экономическое стимулирование педагогических кадров