Экономическое стимулирование педагогических кадров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:49, дипломная работа

Описание работы

Цель: Разработать модель экономического стимулирования педагогических кадров.
В соответствии с целью, объектом и предметом была выдвинута гипотеза исследования, состоящая из двух рабочих положении:
- удовлетворённость трудом педагогических кадров будет повышена, если будет создана модель экономического стимулирования, предполагающая опору на базу преференции;
- если для успешной реализации модели в учреждении будут созданы условия для увеличения финансовых ресурсов за счет использования внебюджетных источников финансирования.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
Глава I Подходы к организации экономического стимулирования педагогических кадров……………………………………………………………7
1.1 Мотивирование персонала как научная проблема…………………...7
1.2 Методы экономического стимулирования педагогических кадров......................................................................................................................26
1.3 Модель экономического стимулирования педагогических кадров……………………………………………………….……………………35
Выводы по I главе ……………………………………………………….51
Глава II Опытно-поисковая работа по изучению эффективности экономического стимулирования педагогических кадров …………………..53
2.1 Цель, задачи и организация опытно-поисковой работы по организации экономического стимулирования педагогических кадров ……53
2.2 Обсуждение полученных результатов и рекомендации по организации экономического стимулирования………………………………..58
Выводы по II главе ……………………………………………………….62
Заключение ……………………………………………………………… 63
Библиографический список ……………………………………………..65

Файлы: 1 файл

диплом Эономическое стимулирование.doc

— 331.50 Кб (Скачать файл)

2.Повышение целостности  работы.

Повышение целостности  задания может быть достигнуто за счет добавления связанных с ним  задач. Это, как правило, какие-то подготовительные или заключительные операции, которые  выполняются разными людьми.  Даже процесс контроля за качеством работы значительно повышает целостность. Необходимо также иметь в виду то, что добавление рабочих операций более низкого уровня, которые не делают работу более целостной, обычно снижают уровень мотивации и вызывают чувство неприязни со стороны работников. Объединение нескольких операций в одну законченную работу улучшит многие показатели работы - от временных до стимуляционных. Однако важно вовремя остановиться и не поручить всю работу одному исполнителю.

3.Повышение важности  работы.

Если работник знает, как конкретно будут использованы результаты его труда, он начинает ощущать  важность собственной работы, что  стимулирует его к скорейшему выполнению работы при хорошем ее качестве. Работник всегда хочет знать, зачем он делает ту или иную работу. Даже если его просят собрать данные для отчета, ему хочется знать, какую цель преследует этот отчет. Поэтому при формулировке абсолютно любого задания необходимо упомянуть о целях, о том, что реально будет зависеть от скорости и качества выполнения данной работы, как эта работа «вливается» в работу фирмы в целом. После выполнения работы исполнитель будет ждать результата.

4.Увеличение автономии. 

Работа менеджера состоит  из решения задач разного уровня важности. Передача некоторых управленческих функций низкого уровня подчиненным несет двойной эффект - концентрация усилий менеджера на решении проблем более высокого уровня и одновременно положительное влияние на мотивацию работников. Передача права принятия решений низкого уровня подчиненным может рассматриваться как благо при условии, что они обучены и правильно понимают все особенности работы, в том числе где получить необходимую информацию и в какой момент принять решение.

5. Время является чрезвычайно  важным фактором во всех видах работы. Если человек не имеет достаточно времени для качественного выполнения работы, он будет считать, что на нее не стоит тратить усилий. Поручение работы заранее предоставляет работникам значительную автономию в выборе времени работы. У него появляется возможность расстановки приоритетов, планирования работу с учетом своих наклонностей, отсюда - получение большого удовлетворения.

6.Темп выполнения работы  также оказывает существенное  влияние на мотивацию. Поэтому  менеджер должен стремиться к снижению монотонности полуавтоматических процессов, предоставляя работникам свободу в выборе темпа. Если же это не возможно и темп всецело задается машиной, необходимо ввести систему буферных накопителей.

7.Экономическое стимулирование.

Задача менеджера, в случае применения экономической мотивации, заключается в разработке премиальной схемы выплат за производительность, системы сдельной оплаты или трудовых соглашений. Существует несколько основных положений о премиях:

- премии не должны  быть слишком общими и распространенными, поскольку в противном случае их будут воспринимать просто как часть обычной зарплаты в обычных условиях;

- премия должна быть  связана с личным вкладом работника  в производство, будь то индивидуальная  или групповая работа;

-должен существовать  какой-либо приемлемый метод измерения  этого увеличения производительности;

- работники должны  чувствовать, что премия зависит  от дополнительных, а не нормативных  усилий;

- дополнительные усилия работников, стимулированные премией должны покрывать затраты на выплату этих премий [39;38].

       Управление персоналом  включает многие составляющие. Среди  них: кадровая политика, взаимоотношения  в коллективе, социально-психологические  аспекты управления. Ключевое же  место  занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников. Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей. Эволюция применения различных моделей мотивации показала как положительные, так и отрицательные аспекты их применения, и это естественный процесс, так как в теории и практике управления нет идеальной модели мотивирования, которая отвечала бы разнообразным требованиям.

       Мотивирование обращено к феномену мотивации. Мотива́ция (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности[32;64].

          В современном  обществе мотивация основывается на знаниях и механизмах психологии. Различные теории мотивации разделяют на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. В этой связи будут описаны интересующие нас некоторые аспекты теорий Абрахама Маслоу, Дэвида Мак-Клелланда, Фредерика Герцберга и некоторых других исследователей. Более современные процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.

          Что  касается мотивация персонала,  то это  одна из центральных  категорий науки управления. Мотивация персонала - это стимулирование к деятельности, процесс побуждения к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей [33;11]. Мотивация персонала - это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих персонал осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей, с затратой определенных усилий, с определенным уровнем старания, добросовестности и настойчивости.

         В научной литературе существуют различные определения мотивации персонала. В качестве рабочего определения мотивации будем использовать следующее: мотивация есть процесс побуждения человека к деятельности во имя достижения определенных целей. Мотивировать поведение персонала означает уметь понимать и воспринимать внутренние потребности работника, системы и побуждать людей к сознательному самостоятельному выбору действий по удовлетворению потребностей и достижению личных и коллективных целей. Мотивация персонала означает также умение добиваться понимания, восприятия и освоения ими целей организации. В этом случае необходимые для организации действия персонала будут высокомотивированными, а результаты труда - высокими.

         В конкретно-содержательном  отношении мотивация персонала  понимается как психологический  феномен, как биопсихическая реакция  человека на внешние воздействия и внутренние потребности, опосредованная особенностями среды и личности, и приводящая к определенному результату. При этом принципиально важно подчеркнуть наличие в мотивации естественного единства сознательных и бессознательных, рациональных и эмоциональных побуждений, отражающего человеческую природу, нарушение которого может приводить к ощутимым искажениям и потерям в практике управления[49;68].

         Мотивация персонала является неотъемлемым элементом управления организацией, государственного учреждения, общественной организации, церкви, а также любой неформальной организации.

         Успешность  управления любым социально-экономическим  объектом зависит от того, насколько  эффективна мотивация людей, работающих  в рамках этого объекта. Даже если в рамках объекта управления действуют совершенная система планирования, продуманная система контроля, сбалансированная система координации действий, прогрессивная оргструктура, но при этом система мотивации персонала недостаточно эффективна, общий результат функционирования данного объекта управления будет достаточно низким.

         Мотивация  персонала является основным  средством обеспечения  оптимального  использования ресурсов, мобилизации  имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия. Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является  возрастающая роль личности работника. Соответственно  и меняется соотношение мотивов и потребностей, на которые  может опереться система мотивирования. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения.

       Между тем,  определенной картины  о   соотношении отдельных аспектов  мотивационной  сферы сотрудников  сегодня и наиболее эффективных  методов управления ими ни  теория менеджмента, ни практика  управления персоналом не дает. [19;52]   Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что переход к социально ориентируемому рынку предполагает необходимость создания адекватного механизма мотивации труда. Без этого нельзя рассматривать на практике объективные предпосылки для повышения эффективности производства - основы роста реальных доходов и уровня жизни населения. При этом конечным пунктом осуществления всех реформ является организация, где непосредственно происходит соединение рабочей силы со средствами производства, осуществляется процесс трудовой деятельности. Признание определяющей роли мотивационного механизма в условиях проводимых реформ делает обращение авторов к теме внутрифирменной мотивации персонала особенно актуальным.

      Проблема  мотивации  персонала довольно широко рассматривается сегодня в научной и публицистической литературе. Однако попытки приспособить классические теории мотивации к современности  во многом не систематизированы,  что   затрудняет практическое использование технологий и методов мотивации. Сложность практической организации системы мотивации персонала определяется так же слабой изученностью  особенностей мотивации работников, занятых в отдельных отраслях экономики и видах производства. Хотя ряд трудов посвященных данной тематике  опубликовано. Определенную помощь в изучении структуры стимулов и мотивов  персонала руководителям могут оказать проводимые  социологические исследования  по особенностям и тенденциям   развития мотивационной сферы трудовой деятельности сегодня.

       Таким образом,  мотивация есть сознательный (подсознательный) процесс выбора человеком, социумом того или иного типа поведения, обусловленный воздействием потребностей развития и связанных с их удовлетворением ожиданиями.

         Можно сделать  вывод, что мотивация персонала  занимает одно из центральных мест в системе управления любым социально-экономическим объектом. Независимо от природы объекта управления в управлении этим объектом всегда участвует мотивация персонала. Мотивация персонала является одной из функций управления наряду с другими функциями, такими как планирование, организация, контроль, принятие решений и пр[7;48].

        Мотивация  – иерархия мотивов. Мотив (лат. moveo — двигаю)  — движущая сила человеческого поведения, его деятельности.

         Мотивы  играют важную роль в трудовой деятельности человека. Без них трудовая деятельность вообще не может осуществляться целесообразно. Но мотивы бывают разные и могут воздействовать с различной силой, вызывая направленную или ненаправленную активность человека. Практическая функция мотивации состоит в подборе различных способов и методов эффективного воздействия на персонал в целях его ориентации на результативную деятельность с учетом мотивационных установок работников и их профессионального и личностного потенциала[16;29].

            Мотив играет роль причины, объективной необходимости что-либо сделать, побуждение к какому-либо действию. Мотивы к труду формируются до начала профессиональной трудовой деятельности. Человек усваивает ценности и нормы трудовой морали и этики, закладывающие основы его отношения к труду. Мотив находиться “внутри” человека, имеет “персональный” характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Создание, поддержание и формирование условий для побуждения персонала - довольно непростое дело. Так как мотивы трансформируются в зависимости от особенностей работников, поставленных задач и времени. Тем не менее, имеют место общие принципы формирования и сохранения мотивации, и менеджер призван, по возможности, искать мотивацию персонала и в привлекательности труда, ее творческом характере, в высокой оплате труда, и в служебном росте[34;125].

Поведение человека, обычно, определяется не одним мотивом, а  их суммой, в рамках которой они находятся в конкретном отношении друг к другу по уровню взаимодействия на человека. Отсюда мотивационная структура индивида является основой претворения им в жизнь определенных действий. Эта структура характеризуется определенной стабильностью, но в то же время способна изменятся, в том числе сознательно, в зависимости от воспитания человека, образования и других факторов. Изучить эту структуру - это задача менеджера.

Рассмотрим виды мотивов  к труду:

Информация о работе Экономическое стимулирование педагогических кадров