Экологическое воспитание на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 13:37, аттестационная работа

Описание работы

Современное общество нуждается в экологически грамотном населении. Уроки русского языка и литературы помогают решить данную проблему.В ходе реализации проекта учащиеся научились правильно разрешать экологические задачи, иначе стали относиться к своему поселку, задумываться о своем поведении на природе.

Файлы: 1 файл

проект.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

            

1.ФИО – Зуенко Вера Николаевна

2. Место  работы и занимаемая должность –МОУ «Туркинская СОШ» Прибайкальский район, учитель русского языка и литературы

3.Образование –высшее

4.Повышение  квалификации – 2006 г., 2007г, 2008г.

5.Стаж работы – 23 года

6.Квалификационная  категория – высшая

7.Контактные  телефоны – 83014454778 (дом.), 83014454994(раб.), 89243903303

8. Название  проекта- Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы

9. Группа- реализованный проект

 

 

 

Протокол презентации проекта на заседании Управляющего совета

                            (выписка из протокола)

От 21 ноября 2008г.

                                   Присутствуют: Гавриш Н.Н., председатель  УС

                                                              Невзоров А.А., член УС

                                                              Тивикова Т.А., член УС

                                                              Митрофанова А.Н., член УС

                                                              Горбунова Л.И., директор школы

                                                              Учителя

Повестка: Презентация проектов учителей МОУ «Туркинская СОШ» в рамках      республиканского конкурса «Педагогическая элита Бурятии»

 

Выступили:                                                                                                                                                         Зуенко В.Н. представила вниманию присутствующих реализованный проект «Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы», познакомила с целями , задачами проекта, рассказала о механизме реализации, достигнутых результатах.

Тивикова Т.А. ,главный лесничий лесхоза, отметила, что необходимо данную работу проводить в школе, так как охрана окружающей среды- наша общая забота. Экологические проблемы сегодня звучат остро на всех уровнях, отрадно, что наша школа, учителя, дети не остаются в стороне и принимают самое активное участие в делах села, его благоустройстве, охране окружающей среды. А слово, как письменное, так и устное может оказать сильное воздействие. Я одобряю проект и его реализацию.

Горбунова Л.И. дала положительную оценку проделанной работе , заметив, что учитель в течение нескольких лет трудится над поставленными целями и задачами, добился хороших результатов. Ученики Зуенко В.Н. действительно любят свое село, принимают в его жизни участие. Данный проект носит практический, исследовательский характер, актуален в наше время. Следует отметить, что некоторые ученики Веры Николаевны поступили и успешно обучаются во ВСГТУ на экологическом фак-те.

Козулина Н,С. также одобрила проект. Она обратила внимание на исследовательскую сторону проекта. На школьных конференциях ребята не раз выступали со своими наблюдениями, пытаясь убедительно доказать, что мы- хозяева своего поселка, и это им удавалось. Одобряю проект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования и  науки Республики Бурятия

Прибайкальский район

МОУ «Туркинская СОШ»

 

 

 

 

 

 

                                                Проект

Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы

 

Выполнила:  Зуенко Вера Николаевна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2008г.

с. Турка

 

                                 

 

Актуальность проекта

          Наш  поселок располагается в удивительном  месте- на берегу самого красивого  озера – Байкала. Сегодня сюда  едут туристы из разных уголков  земли, в том числе , и из-за  границы,; едут полюбоваться природой, подышать свежим воздухом, отдохнуть. Но не все готовы к  культурному отдыху.  И хотя  результаты насилия над природой потрясают(вырубленные леса, загрязненные воды, погубленные озера, исчезновение редких видов животных, птиц ,горы мусора…), культура взаимоотношений с природой в нашем обществе еще не выработана.Кому как не нам, школе,  у себя в поселке  наводить порядок, охранять природу. Природоохранительное просвещение нужно вести на всех уроках. Уроки русского языка и литературы не исключение.

     Цели:                                                                                                              образовательные:

                              - сформировать у учащихся целостную картину мира;

                                - вовлечь каждого ученика в активный познавательный   

                                процесс;

                                -организовать проектную деятельность.

 воспитательные:

                              -воспитывать экологически грамотного человеека

                              -воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное,

                              доброжелательное отношение к  ответам и рассказам других;

                             -через содержание учебного проекта  подвести учащихся к 

                              мысли, что человек в ответе за все, что его окружает.

развивающие:

                             -развивать умение мыслить, проектировать в процессе

                             изучения экологических проблем;

                             - развивать умения работать самостоятельно с дополнительной      

                             литературой, проводить  исследовательскую  деятельность

                             -развивать способности к самоконтролю  действий по 

                            достижению действий целей и рефлексии

     Задачи:

                            -углубить и расширить экологические знания на уроках

                            русского языка и литературы

                            -развивать познавательную, творческую, общественную

                            -активность в ходе реализации  проекта

                            -сформировать чувство бережного  отношения к природе

                              Механизмы реализации проекта

       Предлагаемый  проект был реализован в рамках уроков русского языка и литературы , во внеклассной работе.

       Уроки русского языка предполагали следующую работу:

        -разработка  и внедрение в учебный процесс  программы по русскому яз. с   экологическим наполнением(см приложение)

     

 

- экологический  диктант;

       - ведение и оформление экологического  словаря и словаря природы;

       -творческие работы(сочинение, эссе )

        -работа с текстами о природе,  об экологических проблемах

        -наблюдение за своим любимым  уголком природы(творческая работа)

        -оформление стенда «Природа и  мы»

        -работа с картинами русских  художников-пейзажистов

        - оформление классного альбома  « Наши питомцы»

      Уроки литературы предполагали следующую работу:

      -анализ стихотворений о природе, птицах, животных

      - исследовательская деятельность

      -конференции по произведениям  М.Пришвина, К.Паустовского и др.

      -проектная деятельность, защита  презентации

      -творческая работа (стихи, рассказы…)

      -дискуссии

      -ролевые и ситуационные игры

        Экологическое  воспитание, начатое на уроках, продолжается  и после уроков – во внеклассной работе. Особенностью проведения внеклассных мероприятий является то, что учитель имеет возможность проводить их в лесу, на берегу Байкала, в экопарке, т.е. в непосредственном контакте с природой. Интерес представляют экологические праздники, постановка мини-спектаклей ( «Эко-я. Эко-мы. Эко-мир.», «Биосуд над расхитителями природы», «Весенние приключения Красной Шапочки» и др.)

         Творческие  работы уч-ся были опубликованы  на страницах местной газеты  «Прибайкалец»

 

                  Результативность проекта

      Современное общество  нуждается в экологически грамотном населении. Уроки русского языка и литературы помогают решить данную проблему.

      В ходе реализации проекта уч-ся научились правильно разрешать экологические задачи, иначе стали относиться к своему поселку, задумываться о своем поведении на природе.

     Анализ проводимой  работы показал, что уроки русской словесности, как никакие другие, имеют огромный потенциал для формирования экологического воззрения школьников, позволяют расширить их кругозор. С помощью текстов о природе уч-ся смогли ощутить ее красоту через богатство языка, пополняя тем самым свой словарный запас.

      Исследовательская  работа на уроках литературы  помогла им выработать навык  самостоятельной творческой работы, развить умение внимательно читать  текст художественной литературы  и погружаться в него, анализировать,  доказывать, обобщать и делать выводы и, в конечном итоге, формировать собственные аргументы и суждения.

    Поисковая работа научила  видеть красоту и значимость  художественного слова, постигать  мастерство писателя в создании  художественного образа.

  Один китайский поэт сказал:

       Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,

       Если вы думаете  на 10 лет вперед – сажайте деревья,

       Если вы думаете на 100 лет вперед  – воспитайте человека.

   Это  и есть основная цель экологического  воспитания.

     Работа над данным проектом была заслушана и одобрена на КМО, обобщение опыта работы представлено на методическом совете РУО.

    Творческие работы учащихся были  опубликованы на страницах местной  газеты( см приложение), представлены  на конкурсах :«Созвездие»-грамота,  «Зеленая планета»- 1 место (творческая секция)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Проблема охранения окружающей среды стоит в одном ряду с проблемой   сохранения мира, человечества. В нашем обществе слабо выработана культура взаимоотношений человека и природы. Когда-то известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери призывал людей поступать так: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок- и сразу же приведи в порядок свою планету.» Каждый из нас должен понимать, что, если мы будем лишь много говорить, и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. Прежде всего, нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру.

     Задача школы (в  том числе и словесника)- вырастить  культурного человека, готового  держать в своих руках экологическое  будущее своей страны.

     Поэтому уроки русского  языка и литературы мною проводились и проводятся в русле экологизации предмета.

      В течение всего  учебного процесса учащиеся должны  усваивать культуру общения человека  с природой. Этому способствуют  тексты о природе, о животных, птицах,  о бережном отношении  ко всему живому Например,  при изучении темы « Однородные члены предложения» можно использовать данный текст:

                                          Тропинка.

     Я живу в деревне,  в одном из самых прекрасных  уголков средней полосы России.

     Чистые, как алмаз,  речки, задумчивые зеленые озера, лесные поляны, до краев наполненные солнцем, грибами и земляничкой. Но больше всего я люблю юркую лесную тропинку. Она бежит напрямик через овраги и болота. Перепрыгивает через сваленные грозой стволы деревьев, скачет на одной ножке по плоским камешкам ручья.  ( В.Тельпугов)

      В 6 классе при  изучении темы « Правописание  глаголов 2 лица» можно использовать  текст В.Пескова:

      Хорошо летом в  лесу! Заберешься в малину, наешься  спелых ягод и идешь дальше. А то увидишь белочку. Она ловко прыгает с ветки на ветку, качается на верхушке дерева. Потом прыгнет на землю и пустится бегать по полянке.

      За лесом протекает  речка. Быстро разденешься, прыгнешь  с высокого берега и ныряешь,  плаваешь.  После купания хорошо  прилечь на горячем песке и погреться на солнце. Но пора возвращаться домой.

    С большим интересом  дети работают с текстами, где  есть творческое задание. Например, предлагается задание: продолжить  текст.

                               Весенняя капель.

    Капель просыпается у нас раньше людей. По розовой сосульке скользит прозрачная капелька: она висит и покачивается на острие, потом срывается и звонко ударяется о затвердевший снег…

        Продолжение  уч-ся(отрывок из сочинения):

      И вот случилось  чудо! Капелька присоединилась к другой, и вместе они побежали, образуя весенний звонкий ручеек. По дороге мило переговаривались, мечтая об огромном чистом море, чтобы в нем не было мусора, отходов.

      В 5-7 классах на  уроках русского языка мы завели  словари природы и экологические словарики. К.Паустовский писал: « Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанными.»

      Словарь природы  5-классники начали с «осенних»  слов. Это приметы осени, о которых  ребята подбирают стихи русских поэтов, пробуют сочинять свои стихи, пишут небольшие сочинения. Словари ведем в отдельных тетрадях, каждому слову желательно отвести отдельную страницу, так удобнее работать, что-то нарисовать или приклеить. На первом листе помещаем слова К.Паустовского: « Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот,  рек и озер, лугов и трав, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.» В течение всего учебного года ведем наблюдения за приметами осени, зимы, лета. Этот материал затем используем для написания сочинений.

Информация о работе Экологическое воспитание на уроках русского языка