Экологическое воспитание на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 13:37, аттестационная работа

Описание работы

Современное общество нуждается в экологически грамотном населении. Уроки русского языка и литературы помогают решить данную проблему.В ходе реализации проекта учащиеся научились правильно разрешать экологические задачи, иначе стали относиться к своему поселку, задумываться о своем поведении на природе.

Файлы: 1 файл

проект.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

           Примерные  темы сочинений:

Осень   1.Березкам холодно.

             2.Краски художественной осени.

             3.Красною кистью рябина зажглась.

Зима:   1.Мелодии зимнего дня.

             2.За окном метелица.

             3.На лыжах в лес.

             4.Зимняя сказка.

             5.Узоры на стекле.

Весна:  1.Встречаем перелетных птиц.

             2.Пробуждение природы.

             3.О чем может рассказать весенняя сосулька?

   На лето тоже предлагается  задание: понаблюдать за изменениями  в природе, сделать небольшие  зарисовки.( см. приложение)

 

   В 6-7 кл. эту работу продолжаем, добавляем к уроку поэтические  5-минутки(стихотворения о природе)

    Экологические словарики начинаем вести с 5 класса, куда заносим экологические термины, выясняем значение, составляем с ними предложения, мини-сочинения, запоминаем их.

   На уроках русского яз. также используем карточки, где  даны тексты о природе, предложены  задания.(см. приложение)

 

   В течение года учащиеся  ведут наблюдения за своими  любимыми уголками природы, затем  своими впечатлениями делятся  в сочинениях, которые так и  называются: «Мой любимый уголок  природы осенью (зимой, весной, летом)»  Лучшие работы помещаем на стенде в кабинете «Природа и мы»(см. приложение)

   Живой интерес вызывает  работа с картинами русских  художников, где изображены пейзажи:  Пластов «Летом», И.Грабарь «Февральская  лазурь», И.Левитан «Золотая осень», И.Шишкин «Рожь» и другие. Дети  с удовольствием рассматривают их, работают устно и письменно – пишут либо сочинение , либо устно описывают картины, проявляя богатую детскую фантазию (см. приложение)

    Пишут также уч-ся  сочинения по своим личным  наблюдениям, делая необыкновенные  маленькие открытия в природе. Вот сочинение уч-ся 5кл. Ельциной Ю.

                          Путешествие рябинового листочка 

     Как-то вечером я  сидела у окна, задумалась и  неожиданно увидел новую картину.  С рябины сорвался лёгкий красный  листик и медленно полетел на землё. На этом его путешествие не закончилось. Подул слабый ветерок и подхватил листочек, он уткнулся в забор и никак не хотел лететь дальше. Тут появилась кошка, и мой путешественник попал ему в мордочку. Пушок зафыркал, а листочек отстал от него и спокойно лёг под скамейку около ограды.

     Зимой проводится  операция «Кормушка», дети изготавливают  кормушки, прикрепляют их к строениям,  на деревья и помогают птицам  перезимовать холодное время  года. А на уроках русского  языка пишут сочинения «Как  я помогаю птицам зимой» (работы прилагаются)

     У каждого ребёнка  дома есть любимые животные, за  которыми они ухаживают. Общаясь  с братьями нашими меньшими, они  становятся добрее, ласковее. О них  они рассказывают  в классном  альбоме «Наши любимые животные».  Эта работа у нас ведётся регулярно (смотри приложение).

      На уроках русского  языка проводятся также разные  виды диктантов с экологическим  уклоном: словарные,        творческие,      зрительные,      объяснительные,      графические,    контрольные и другие. Например, словарный диктант для 5 класса:

     Грозди фиолетовой  сирени, рассвет над Байкалом, вкусная  земляника, весенняя оттепель, пахучий  шиповник, безбрежные просторы, беспомощный  птенчик, комнатные растения, возраст  дерева, жужжание пчёл, шёлковый березовый листок, спелый крыжовник.

     Чтобы дети лучше  усваивали и запоминали экологические  понятия, предлагается словарный  диктант с творческим заданием  – угадать по толкованию слово  и составить с ним предложения.  Например:

А) пространство, среда, в которой мы живем, весь мир животных и растений

                                                                                                          (биосфера)

Б)неприкосновенный участок, где оберегается  природа, растения, животный мир                                                                                                     (заповедник)

      Регулярно на уроках  русского языка используем карточки  с разными заданиями. На них  напечатаны тексты о природе,  о птицах, животных, Байкале…(см. приложение) 

                               Уроки литературы 

     Многие уроки литературы  проводятся с экологическим уклоном.  Работая с программными произведениями  мы, обязательно обращаемся к  эпизодам -пейзажным зарисовкам, так  они, во – первых, помогают  лучше понять характер, мысли, поступки многих героев, во – вторых, мастерство каждого писателя, поэта в этом вопросе индивидуально – и это прекрасно! Учащимся нравится описание природы, времён года, времени суток у разных писателей (например, у Пушкина и Лермонтова, у Пушкина и Некрасова и т. д. ).

    В старших классах  (9-11) обязательно проводятся уроки,  раскрывающие характер главных  героев на фоне пейзажных зарисовок.  Например, рассматривая образ Г.  Печорина из «Героя нашего  времени» М. Лермонтова мы разбираем такие эпизоды, как: описание Койшаурской  долины- «Славное эта долина! Со всех сторон горы неприступные…» - этот эпизод  нас как бы готовит к встрече с главным героем – славным и в тоже время неприступным; в Пятигорске, где поселился Печорин (гл. «Княжна Мери») – «…Весело жить в такой земле! Воздух чист, свеж, как поцелуй ребёнка: солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше?  Зачем тут страсти, желания, сожаления?» - через данный эпизод мы лучше понимаем чувства, мысли, сложный мир Печорина противоречивость его характера.

    Таким образом, эта  работа помогает учащимся понять  тесную взаимосвязь человека  и природы – и если он (человек)  будит чище, лучше, добрее, то и  природа будет отвечать тем  же самым.

    Один раз в год обязательно  проводится конференция по произведениям писателей, для которых природа стала родным домом. Это К. Паустовский, М. Пришвин, В. Бианки и др.  (  см. приложение). Подобные уроки прививают любовь учащихся не только к родной природе, но и к своей Родине, к тому месту, где мы родились и выросли.

    Работая над произведениями  выше перечисленных авторов, дети  с удовольствием наблюдают за  животными, растениями, деревьями  и о своих впечатлениях делятся  в рассказах, сказках  (см.  приложение: « Подслушанный разговор», «Муравьи»).

     Изучить и понять  художественные произведения невозможно  без анализа изобразительных  средств, использованных автором  какого – либо стихотворения,  повести, романа… И особенно  такая работа удаётся при изучения  стихотворения о природе. Знакомя  5-классников впервые с такими литературоведческими терминами, как: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, лучше всего использовать тексты С, Есенина ,А, Фета, Ф, Тютчева:

                                 Люблю грозу в начале мая,

                                 Когда весенний первый гром,

                                 Как бы резвясь и играя,

                                 Грохочет в небе голубом.

                                                            / Ф. Тютчев/

                                                            «Весенняя гроза»

                                 Уж солнца раскалённый шар

                                 С главы своей земля скатила, 

                                 И мирный вечера пожар 

                                 Волна морская поглотила.

                                                               / Ф. Тютчев/

                                                               «Летний вечер»

     А в средних и  старших классах, обращаясь к  пейзажной лирике, учащиеся, анализируя стихотворение, уже сами легко находят изобразительные средства. А также сами пытаются их использовать в своём творчестве ( стихи, рассказы, песни, сказки ).

   Исследовательская и проектная  деятельность занимает особое  место на уроках литературы  в старших классах.

    Во внеклассной работе  по литературе мы также используем  материал по экологии: была проведена  большая работа по подготовке  и постановке мини – спектакля  по произведению В. Бианки «  Биосуд над расхитителями природного  богатства», также учащиеся 5-6 классов выступали с экологическими миниатюрами перед детьми младших классов («О пользе сорных трав», «Сова», «Лесные домики», и другие) ( см. приложение)

     Таким образом, человек  не должен считать себя исключительным  из мировой гармонии, так как в современном мире она невозможна без его участия, потому что сейчас особо остро стоит проблема разлада человека с природой, которая так легко может обернуться экологической трагедией. Предотвратить её –задача, стоящая перед всей современной цивилизацией, но побудить человека к поиску решения – это долг гуманистической культуры, и наш – учителей русского языка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

                                        Урок по литературе

 

Урок- групповое исследование по теме :           

   «Особое  философское звучание лирики  природы в творчестве Ф. Тютчева» (10 класс).

Цели:

1.помочь учащимся понять мировосприятие Ф. Тютчева (на творческом уровне);                                                                                                                              2.формировать художественный вкус, художественно-творческую активность;   3.развивать творческие способности, логическое мышление, речь;                                     4.воспитывать уважительное отношение к культурному наследию

Задачи:

1) отрабатывать навык  сопоставительного анализа стихотворений; 
2) учить систематизировать, обобщать, выделять главное; 
3) обогащать и развивать словарный запас, работать над овладением учащимися художественными средствами языка; 
4) воспитывать дисциплинированность, ответственность, собранность.

Тип урока: групповое исследование

Формы и метод: фронтальная, индивидуальная, групповая; вербальные (рассказ, выразительное чтение, беседа), наглядные, практические (анализ стихотворения)

Оборудование: портрет поэта, иллюстрации (картины природы), сборники стихов (выставка), карточки-задания, музыкальное сопровождение (произведения Баха, Моцарта, Шумана, Грига др.), рисунки учащихся

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

II. Положительная мотивация.

(Звучит “Ave Maria”)

Учитель. Что такое окружающий нас мир? Едва ли кто-то не задумывался над этим. В Священной Книге Библии описано сотворение мира по слову Бога: “Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет… И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо”. (1-я Книга Моисеева: Бытие 1:1-13).

Издавна философская  мысль бьется над вопросом: что  есть мир, и каково место человека в нем.

III. Выступление ученика. Сообщение об объективных и субъективных философских воззрениях на мир и место человека в нем.

Вопрос к нему и  к учащимся: “Какая философская  концепция (объективистская или  субъективистская) ближе вашему восприятию?”

Но не только философы задумывались над этим вопросом. Размышляли на эту тему и поэты, и писатели. Вам уже знакома философская лирика Пушкина и Лермонтова. Сегодня мы побеседуем о философской лирике Ф. Тютчева.

Обратимся к эпиграфу нашего урока.

Природа – сфинкс. И  тем она верней 
Своим искусом губит человека, 
Что, может статься, никакой от века 
Загадки нет и не было у ней.

                                           Ф. Тютчев

Давайте, основываясь на философских  воззрениях, попытаемся понять мировосприятие Ф.Тютчева, его взгляд на взаимоотношения природы и человека.

IV. Закрепление. Практическая работа.

Учащимся дается задание, обсудив  в группах, сопоставить 2 стихотворения. (Стихотворения предварительно прочитаны  дома. Для звукового оформления стихотворения  учащимся, занимающимся в музыкальной школе, дается задание подобрать созвучное стихотворению музыкальное произведение.)

Во время подготовки учащихся звучит музыка под шум морского прибоя.

Групповые задания

А) Сопоставительный анализ двух стихотворений, относящихся к  одному периоду творчества. “Как океан объемлет шар земной…” (1830), “Как сладко дремлет сад темно-зеленый” (1835).

    1. Докажите, что стихотворения “Как океан объемлет шар земной…” (1830) и “Как сладко дремлет сад темно-зеленый…” (1835) принадлежат одному автору.
    2. Сравните: центральные поэтические образы одного и другого стихотворения (день, ночь, сон); состояние лирического героя. Как художественно оно передается? (Растерянность и одновременно благоговение перед бездной ночи; параллелизм состояния природы и лирического героя; отсутствие “я” в стихотворении).
    3. Пронаблюдайте за использованием эпитетов в одном и другом стихотворении. Какие закономерности вы обнаружили? (Нет ощущения темноты, мрачности ночи, так как разнообразны “сверкающие” эпитеты; эпитеты создают контраст: “земной” - “волшебный”; “смертный” - “бестелесный”.)
    4. Сопоставьте особенности языка, синтаксиса, ритма стихотворений. (Использование старославянизмов. Особенности повторов: “шар земной” - “земная жизнь”; “сладко дремлет” - “сладко светит”. Повторы не просто усиливают впечатление от изображаемого, происходит “игра” значениями многозначных слов, ассоциации возникают за счет различий в значениях. Единообразное синтаксическое начало стихотворений. Пятистопный ямб.)
    5. Чем отличаются стихотворения? (Второе стихотворение детализирует “земную жизнь”, лишь упомянутую в первом стихотворении, создается явный контраст мира реального и мира идеального (двоемирие); “стихия”, “бездна” первого стихотворения уточняется во втором – “хаос”.)

Информация о работе Экологическое воспитание на уроках русского языка