Экологическое воспитание на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 13:37, аттестационная работа

Описание работы

Современное общество нуждается в экологически грамотном населении. Уроки русского языка и литературы помогают решить данную проблему.В ходе реализации проекта учащиеся научились правильно разрешать экологические задачи, иначе стали относиться к своему поселку, задумываться о своем поведении на природе.

Файлы: 1 файл

проект.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

 

4.Работа с учебником

 №408 (выборочно)

 

5.Работа по развитию  речи

Мини-сочинение по опорным словам

Тема: Здравствуй, весна.

Опорные слова: раскрыли, распускаются, разбудила, расцветает,

                            раздаются, разливается, беспокоятся

 

6.Домашнее задание: №412, правило

 

7.Итоги урока, выставление  оценок

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Словарные диктанты

              

 

                        5 класс

  Грозди фиолетовой сирени, рассвет над Байкалом, вкусная земляника, весенняя оттепель, пахучий шиповник, безбрежные просторы, беспомощный птенчик, комнатные растения, возраст дерева, жужжание пчел, шелковый листок, спелый крыжовник, ароматная акация, сберечь растение, чудесный  пейзаж

   

                                 6 класс

   Непродолжительные ненастья, камышовые заросли, искусственные цветы, песчаный бережок, кружок юннатов, осиное гнездо, январский мороз, безграничные просторы, великолепный гербарий, коллекция цветов

 

                                7 класс

   Свежо дует с моря, ландышевый запах, над березовой рощей, выйти засветло, светить по-зимнему, заалело на северо-востоке, ориентироваться в лесу, необыкновенно чистый воздух, невысоко лететь, лишенный света, весенняя слякоть, прилетели с юга

 

                                8 класс

   Под камышовой крышей, экологическая катастрофа, местная достопримечательность, великолепный пейзаж, инструкция для туристов, разыгралась на берегу озера, замысел живописца, освоение целины

 

                             9 класс

       Бережливые хозяева своей земли, навстречу урагану,      нравственный     подвиг, расстилается пустынная территория, климатические условия, династия художников-пейзажистов, экологическая обстановка, гармония в природе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

                                         Тексты

                          

                           5класс

   Тема: «Прямое  и переносное значение»

 

             Ветерок спросил, пролетая:

                -Отчего ты, рожь, золотая?

                А в ответ колоски шелестят:

                -Золотые руки растят!

                                           (Е. Серова)

                 Кроет уж лист золотой

                 Влажную землю в лесу.

                 Смело топчу я ногой

                 Вешнюю леса красу.

                                           (Е. Баратынский)                                                                                                   

 

                        Деревья в лесу

      Снежная пороша. В  лесу очень тихо и так тепло,  что только вот не тает. Деревья  окружены снегом, ели повесили  громадные тяжелые лапы, березы  склонились, и некоторые даже  согнулись макушками до самой  земли и стали кружевными арками…Ель царствует со своей мутовкой, а береза плачет.

                                                                                       (М. Пришвин)                                                                                                         Тема: «Омонимы

    Сосульки, как носы у цапель,

    И тают, словно карамель.

   Я слышу звон апрельских капель

    Поет весеннюю капель.

 Тема: «Обращение»

                 Жаворонок!

                 Жаворонок!

                 На тебе зиму,

                 А нам лето!

                 На тебе сани.

                 А нам телегу.

     

        Солнышко-ведрышко,

        Выгляни, красное,

        Из-за горы!

        Выгляни, солнышко,

        До вещей  поры!

       Видело ль ты, ведрышко,

       Красную весну?

       Встретило ли, красное,

       Ты свою сестру?

Тема:  «Словообразование. Суффиксы.»

 

    Весеннее солнце все  сильнее пригревает. Снег еще  лежит, но на пригорках, которые  чаще других ласкают теплые  лучи, уже появились проталинки. Замелькали тут и там желтенькие цветки мать-и-мачехи. Диву даешься, откуда у такого маленького растения сила берется. Пробуравит землю стебелек, выскочит где-нибудь на бугорке, и раскроются цветки навстречу солнцу.

                                  6класс

 Тема: «Несклоняемые существителные»   

                                                      

                    Удивительный кенгуру

     Это поразительное,  прекрасное и кроткое животное  не похоже на всех других  четвероногих. Что можно сказать  о кенгуру?

     Кенгуру служит примером  необычного передвижения на двух  конечностях. Кенгуру  передвигается  скачками.

     Кенгуру – один  из символов Австралии: их изображение  вместе с изображением эму  выбрано для герба этого государства.

                                               (По журналу «Юный натуралист»)

 

 Тема: «Фразеологизмы»

                                    Белая ворона

   Случается, в стае знакомых  каждому  серых ворон объявится  вдруг необычная – с белоснежным  оперением.

    Белая ворона привлекает внимание, удивляет не только людей, но и своих собратьев. И для хищных врагов она, как мишень, уязвима со всех сторон.

    Выражение «белая ворона»  вошло в разговорную речь более  2 тысяч лет тому назад. С  легкой руки поэта-сатирика Ювенала  с такой птицей стали сравнивать  человека необыкновенного, исключительного, который выделяется среди других людей своей особой судьбой, делами  и увлечениями, внешним видом, поведением, нравом, одеянием или чем-то другим.

    Кроме вороны встречается  белый воробей или ласточка, дрозд, орел, кукушка и другие птицы. Птицы с такой необычной окраской называются альбиносами. Альбиносы встречаются среди зверей, растений, людей.

    Белый павлин выглядит  так же странно, как, например, белый тигр: у природы немало  причуд.

                                              (По журналу «Юный натуралист»)

       

                                   

                                        7 класс

 Тема: «Причастные  и деепричастные обороты»

                      Мир белой цапли

     Вдали показались два силуэта медленно машущих крыльями птиц. Отсвечивая серо-голубыми весенними нарядом,  пролетают серые цапли.Над дальними камышами, неторопливо взмахивая белыми крыльями, появляется большая белая цапля. Долетев до залива, цапля учащенно взмахивает крыльями, притормаживая полет, и опускается у полыньи. Замирает на несколько секунд, осматриваясь и прислушиваясь, высоко подняв голову. Успокоившись, принимает обычную позу, согнув шею и слегка наклонив голову.

    У самого края воды  застыли цапли. Внимательно следят они за проплывающими мимо мальками, головастиками и лягушатами.

     Молниеносное движение  длинной шеи – в клюве мелькает  рыбешка. Ивновь замирает цапля  в ожидании. Устав стоять на  месте, она вышагивает по мелководью, высматривая новую жертву.

    Наевшись и отдохнув, цапли направляются к заповедным  зарослям, где среди затопленного  ивового леса находится гнездовая  колонна.

 

                                        8 класс

 

    Тема: « Повторение  изученного в  5-8 кл.»

                                  Поле славы

      Земля-кормилица…именно  так издавна называет человек  пашню, луг, огород, сад.

      В наших жилах  –соки поля. В нем пот дедов,  в нем кровь отцов, печаль  и радость матерей.

      Когда я, уставший, промокший в незнакомом лесу, думал о том, как бы выбраться на поляну или дорогу, передо мной открылось поле.

      Отдохнув перед  небольшой копной сена, я пошел  по дороге, которая привела к  возвышающейся над полем, навечно  застывшей в белом граните  женщине. Она, преклонив колено, возлагала венок к обелиску.

      Значит, и тебя  поливали не только потом пахаря, но и кровью солдата. Что  это были за люди, что умели,  кого любили, что успели сделать,  прежде чем упасть на эту  русскую землю? Одно неопровержимо:  сделали непостижимо великое  – отдали свои жизни ради жизни на земле.

      Время разгладило  горестные морщины поля, залечило  его раны, но свято хранит оно  светлую память о тех, кто  в тяжелую годину фашистского  лихолетья защитил его. А сам  памятник стоит вечным стражем  поля, верным заступником его и всего, что есть окрест.

     Я благодарен полю  за то, что оно познакомило  меня со своими друзьями: пугливыми  осинами, осанистыми дубами, пышными  кленами, в белых сполохах черемухами, березовыми опушками, еловыми и  сосновыми полянами – со всем лесным царством неброской, но прекрасной земли.

     А самое поле! Всегда  и во всем поле прекрасно!  И трудно передать скрытую  и видимую его красоту и  силу.

 

                                 

                                            Сочинения

              Мой любимый уголок природы зимой

                                                  Мороз и солнце, день чудесный!

                                                                         А.С.Пушкин

     Многие поэты посвящали свои стихотворения зимней природе. Например, Пушкину принадлежат чудесные строки:

                           Зима! Крестьянин, торжествуя,

                           На дровнях обновляет путь;

                           Его лошадка, снег почуя,

                           Плетется рысью, как-нибудь.

     Я хочу написать  о своем садике зимой, глядя  из окна зала. На стеклах большого  окна интересные светящиеся узоры:  вот веточка смородины, какие-то  листочки, снежные вихри, красивые, будто вырезанные из бумаги  снежинки, какие- кривые снежные линии.

     Это великолепие занимает  почти все окно. Только четверть  окна осталась нетронутой живописцем-морозом.  Через нее виднеется наш садик.

     Три разлапистые красавицы-яблоньки  о чем-то призадумались. На  их больших прекрасных ветвях  еще осталось немного мерзлых маленьких ранеток. Сюда каждый день прилетают снегири с красными грудками, маленькие беспокойные синички с желтенькими грудками, большие черные вороны, сороки-стрекотуньи с белыми крылышками и длинными хвостами, толстые клесты с чудными хохолками, маленькие нахохлившиеся воробышки, -все летят сюда, чтобы полакомиться морожеными ранетками.

     Яблонька утонула  в сугробах белого мохнатого  снега, изредка поблескивающего  опавшими ранетками.

    Если день солнечный,  каждая веточка переливается зелеными, желтыми, синими огоньками. И кажется : вокруг яблоньки ,как,  вокруг новогодней елки водят хоровод зимние гости.

   Я очень люблю свой  садик!

                                  ( ученик 5 класса Зуенко Вова)

 

          Сочинение-рассказ по картине И.Грабаря «Февральская лазурь»

  Однажды я сидела дома и смотрела на прекрасный февральский лес. До сих пор я не пойму, как это случилось, но я очутилась в том самом лесу и слышала, как разговаривали, дрожали, жаловались друг другу старые деревья на то, что зима была слишком суровой, а снег покрыл не по самую макушку, как молодые кедринки, сосенки и березки, а закрыл только корни и начало ствола, а остальной ствол и ветви мерзнут.

    Разговаривали деревья  о том, как им щекотно от  того, что по ним бегают белки, залезая в свое дупло, и тут же вылезая из него, как лесной санитар-дятел проверяет, не гниют ли стволы? А еще я слышала, как снежинки тоже перекликаются между собой. Они ждут ветра, чтобы отправиться в свое новое путешествие. И это было только начало. Ведь мне стало интересно, и я пошла дальше. Что же открылось моему взору? Обыкновенный февральский лес! Я остановилась и не могу идти дальше- передо мной хрустальная стена. Я  потихоньку постучала, отворилась дверь и оказалась я в ледяном царстве. Чего только здесь не было! Завороженные деревья были окутаны в прозрачный хрусталь, рядом резвились зайчишки –шалунишки, из-под мохнатых шапок подмигивали могучие кедры, весело улыбались молодые березки. А еще я повстречалась с самим дедом Морозом и его внучкой снегурочкой. Они были такими приветливыми ! Вокруг нас бегали разные лесные зверюшки. Я поздоровалась со всеми хозяевами  ледяного царства, потом осмотрелась и вдруг… проснулась. Был вечер, уже садилось солнце, и я поняла, что это был сон, всего лишь сон. Но этот сон я запомню надолго.

                                   (Ученица  5 кл. Нечаеве Алена)

 

 

                                         Сказки

                                 Путешествие капельки.

       В лазурном Средиземном море жила прозрачная голубая Капелька. Ее детство и юность проходили в бесконечном движении. Капелька радостно играла со своими сестрами. Они резвились на самой поверхности моря, бегали друг за дружкой. И от этого по морю ходили волны, одна за другой бросались на желтый чистый песок Среди теплых ласковых волн резвились стайки мальков и рыбок.

     Однажды, когда жарко  грело полуденное солнце, наша  попрыгунья слишком высоко подпрыгнула   над волной. И вдруг произошло  чудо! Капелька стала подниматься  все выше и выше и вдруг  очутилась на легком белом облаке. Облако быстро неслось над океаном. Капелька дрожала от страха и холода.И вдруг она стала падать с большой высоты. «Шлеп!» - несколько капель(среди них и наша несчастная героиня) упали в небольшой ручей. Ее тут же подхватило волной и понесло по склону горы. Она, было, совсем распрощалась с жизнью, как вдруг течением ее вынесло на широкий морской простор. Здесь было намного спокойнее, чем в ручье, но очень холодно. И главное никто не хотел с ней дружить. Все были заняты собой. Наша героиня вглядывалась в глубину и ничего не видела, потому что вода была мутной и грязной. Нигде не было видно серебристых рыбок, розовых ракушек.

Информация о работе Экологическое воспитание на уроках русского языка