Экокультура и СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Если пытаться определить понятие "экологическая журналистика" более узко, можно сказать, что она подразумевает непрерывное, широкое освещение экологических вопросов как глобального, так и локального значения, причем предметом такой журналистики могут быть не только проблемы, но и положительные примеры в области использования и охраны
окружающей природной среды.

Файлы: 1 файл

СМИ и экол..doc

— 245.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

    Без преувеличения можно сказать, что экологический кризис, который в той или иной степени переживают все страны мира, не менее, а может быть, и более значим, чем кризис политический и экономический.

    В обществе накопилось огромное количество проблем, связанных с состоянием окружающей среды, которые требуют скорейшего решения. Люди должны знать о них, знать, какую угрозу их здоровью и благополучию представляют те или иные факторы воздействия на окружающую среду. Люди также должны знать, кто принимает экологически важные решения, какие конкретные действия предпринимаются (или должны быть предприняты) для решения таких проблем как, например, прекращение вырубки особо ценных лесов или безопасное уничтожение химического оружия. И главное – люди должны знать, какой вклад может внести каждый человек в изменение экологической ситуации к лучшему не только на локальном, но и на глобальном уровне.

    Именно средства массовой информации являются сегодня основным источником экологической информации для большинства граждан. Современные средства массовой информации (СМИ) играют важную роль в распространении экологических знаний среди населения. Журналистика занимает ведущее место в формировании экологизированного мировоззрения широкой читательской и зрительской аудитории. С каждым годом становится все актуальнее культурообразующая, воспитательная функция журналистики, по мере того, как мир начинает осознавать важность и сложность экологических проблем.

    Часто экологи и организации, занимающиеся экологическими проблемами, недооценивают средства массовой информации как мощный источник силы, способной многое решать в области охраны окружающей среды, а СМИ уделяют недостаточно внимания проблемам экологии, а порой допускают ошибки и неточности при подаче экологической информации.

Иногда  журналисты стремятся создать сенсацию любой ценой, преподнося "жареные" факты. Это оказывает вредное  воздействие на массовое сознание. К сожалению, радио и телевидение  не очень радуют аудиторию, так как  экологических передач на радио и телевидении осталось очень мало. К типичным ошибкам относят стилистические ошибки, создание мифологических представлений у читателей и зрителей, нечеткое владение журналистами специальной терминологией. Сюда же следует отнести недостаточную информированность журналистов, обильное и неточное использование ими цифр и специальной терминологии. Не способствует хорошему восприятию текста излишняя эмоциональность авторов, освещающих экологические темы. Например, к стилистическим недостаткам относятся выражения: "плохая экология", "мы дышим всякой выхлопной гадостью".

    Местные или региональные экологические проблемы, кроме общеизвестных, как правило, меньше известны читателям, чем глобальные. К последним следует отнести озоновые дыры, наступление пустынь, кислотные дожди и др. Однако недостаточно материалов, подчеркивающих, что глобальные экологические проблемы часто начинаются с локальных проблем. Известно, что региональная проблема Байкала давно стала глобальной. Об этом пишут многие издания. Надо отметить, что благодаря усилиям территориальных природоохранных органов местные и региональные СМИ в последнее десятилетие уделяют внимание экологической проблематике. Появились специальные экологические издания, в ряде СМИ - экологические странички или постоянные рубрики.

    Большое значение для экологизации СМИ имеет Всероссийский конкурс журналистов "Экология России", который проводится с 1996 г. Гильдией экологической журналистики и направлен на привлечение различных СМИ к освещению экологических вопросов.

В Вологде 15 января 2002 г. были подведены итоги  смотра-конкурса среди средств массовой информации "Экология-2002" (СеверИнформ), объявленного департаментом природных  ресурсов и охраны окружающей среды  Вологодской области и областной  организацией ВООП, названы победители. Цель конкурса - привлечение внимания общественности к освещению экологических проблем в СМИ, извлечение позитивного опыта работы органов местного самоуправления в решении экологических проблем, поощрение инициативы юридических лиц, направленной на улучшение экологической обстановки на местах. Среди критериев отбора победителей конкурса были не только актуальность и качество печатных материалов, но и результаты природоохранной деятельности. В смотре-конкурсе участвовали 15 районных газет.

    Важная особенность современного состояния экологических СМИ - это возможности знакомства с региональными изданиями этой направленности с помощью Интернета. В сетях Интернета равно присутствуют как центральные, так и провинциальные газеты, журналы, агентства. Существенно, что именно региональная пресса лидирует в освещении экологических проблем. Типичным примером такого лидерства является официальный вебсайт Рязанской экологической группы "Зеленый луч" (http://www.ecoline.ru/org/greenbeam). Еще недавно это была скромная газета небольшого формата. Теперь это полновесная информационная структура, предлагающая качественную экологическую информацию, которой читатели доверяют. По тематике, подходам близка Карельская экологическая газета "Зеленый лист" (http://www/onego.ru/win/pages/greenleaf/index/html).

    В целом СМИ не остаются равнодушными к экологическим проблемам. Более того, даже традиционные СМИ, которые осваивают сетевую нишу, все больше поворачиваются лицом к экологической тематике. Например, в некоторых изданиях есть приложения с соответствующей тематикой, например, "МК.RU" с приложением "МК-здоровье". В нем много материалов, посвященных проблемам здоровья людей и окружающей среды.

    Многие электронные издания пользуются хорошо отлаженной обратной связью - после изложения материала задается вопрос: "А что вы думаете об этом?". Появилась возможность интерактивного взаимодействия между коммуникатором и адресатом. Это электронная почта, интерактивные пресс-конференции и многое другое. Примером такого электронного издания являются "Известия.RU".

    Что касается оперативности СМИ, то в этом плане одно из первых мест занимает "UTRO.RU": здесь передаются самые свежие новости с телевизионных каналов, в том числе наиболее часто предоставляются экологические новости. Экологические проблемы теперь волнуют не только специалистов, они все активнее вторгаются в повседневную жизнь людей. Поэтому расширяется тематика информации в СМИ, идет поиск решений экологических проблем, хотя для этого требуется взаимодействие различных слоев общества.

    "Экокультура должна стать модной" - так называется статья президента Федерации экологического образования Санкт-Петербурга, проректора Университета педагогического мастерства, профессора С. В. Алексеева (UTRO.RU.12.12.02). Он пишет: "Сейчас в Петербурге действует система непрерывного экологического образования, разработанная ведущими специалистами города. Она позволяет давать экологические знания на всех ступенях образования: от детского сада до повышения квалификации работающих специалистов".

    Таким образом, СМИ играют важную роль в распространении экологических знаний среди населения, способствуют формированию экологического мировоззрения. В связи с широким внедрением электронных средств массовой информации возрастает требовательность к точной, последовательной и эмоционально уравновешенной информации о состоянии окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов. Кроме демонстрации обеспокоенности журналистов состоянием окружающей среды необходим показ позитивных явлений в охране природы и нахождение конструктивных вариантов в решении экологических проблем. В связи со спецификой экологического материала, серьезностью и сложностью проблем целесообразна экологическая специализация при подготовке журналистов.

    Именно от СМИ во многом зависит то, как будут люди относиться к окружающей среде, зависит уровень экологической культуры в обществе, ведь нельзя забывать о том, что СМИ выполняют не только чисто информационные, но и образовательные, и просветительские функции. От профессионализма журналистов, от их экологической грамотности, от качества подачи экологически значимой информации в СМИ разного уровня зависит сегодня экологическая культура общества в целом.

    В лексикон журналистов прочно вошли такие понятия, как "экономическая журналистика", "криминальный репортер", "церковная пресса" и т.д. Словосочетание "экологическая журналистика" встречается значительно реже. Как специализация она оформилась сравнительно недавно, в период перестройки, хотя отдельные материалы, а также специализированные издания и программы, посвященные вопросам охраны окружающей среды, были и в советской журналистике. Вероятно, не совсем правильно определять экологическую журналистику как тематический раздел журналистики. С этой точки зрения, экологической можно считать любую журналистику, ведь окружающая среда – сложная система, где люди, живая и неживая природа включены в сложные взаимоотношения.

В результате глубокого анализа  какой-либо экономической, социальной или другой проблемы почти неизбежным является выход на экологическую проблематику. И наоборот, обращение к какой-либо проблеме экологии как к области знаний, к какому-либо событию, связанному с воздействием на окружающую среду (например, об аварии на предприятии), неизменно повлечет за собой обращение к другим аспектам этого воздействия: экономическим, политическим, социальным, медицинским, этическим.

    Если пытаться определить понятие "экологическая журналистика" более узко, можно сказать, что она подразумевает непрерывное, широкое освещение экологических вопросов как глобального, так и локального значения, причем предметом такой журналистики могут быть не только проблемы, но и положительные примеры в области использования и охраны

окружающей природной среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты экологической журналистики.

1.1 Основные определения

    Что такое экология как область знаний? В целом, современная общая экология (часто ее не совсем точно называют глобальной экологией) – научное направление, рассматривающее совокупность природных и отчасти социальных явлений и предметов с точки зрения состояния и развития экосистем, т.е. взаимосвязанных совокупностей организмов разных биологических видов, а также ее взаимодействия с окружающей средой. В переводе с греческого "ойкос" – дом, "логос" – наука, знание. Таким образом, "экология" – наука о доме, о взаимоотношениях между живыми организмами и окружающей их средой. Часто понятие экологии отождествляют с охраной окружающей среды: даже появились определения – "хорошая экология", "плохая экология", хотя охрана окружающей среды – это совокупность самых разнообразных мероприятий, направленных на сохранение, использование и воспроизводство живой и неживой природы

    В настоящее время экология распалась на ряд научных или прикладных отраслей и дисциплин, подчас далеких от первоначального понимания ее как биологической науки. Термин "экология" не всегда используется в каноническом смысле. Все сильнее сегодня проявляется следующая тенденция практически все, что можно хоть в какой-то степени связать с состоянием окружающей среды, с проблемами взаимодействия человека и природы, называть экологией. Появилось множество специфических направлений экологической науки, где само слово "экология" уже используется, скорее, в переносном значении: экология культуры, экология духа, экология архитектуры и т.д.

    Что такое информация, каждый журналист знает не понаслышке. Это и сырье для работы журналиста, и результат его работы. Толковый словарь дает следующее определение: информация – это "1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством. 2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо". Что касается экологической журналистики, то здесь журналист имеет дело с информацией особого рода – экологической информацией.

Понятие "экологическая  информация" прочно вошло в нашу речь, в лексикон журналистов и  различных организаций, работающих в весьма широкой области экологии. При этом, очевидно, что, говоря об экологической информации, разные люди имеют в виду совершенно разные вещи, и многие проблемы и даже конфликты возникают именно из-за различного толкования этого понятия. Экологической информацией можно назвать и правительственный Доклад о состоянии окружающей среды, и заметку в газете, к примеру, о вырубке лесов в Карелии, и выступление эксперта на научной конференции, и даже рассказ соседки о строительстве гаражей на месте скверика.

    "Экологическая информация" означает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о:

a) состоянии  элементов окружающей среды, таких, как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействие между этими элементами;

b) факторах, таких, как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, охватываемые в подпункте a) выше, и анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды;

c) состоянии  здоровья и безопасности людей,  условиях жизни людей, состоянии  объектов культуры, зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или, через посредство этих элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые в подпункте b) выше.

    Естественно, это определение является лишь одним из многих возможных. Но с нашей точки зрения, именно оно наиболее полно отражает сущность понятия. Прежде всего, определение отражает то, что экологическая информация не сводится только к "информации о состоянии окружающей среды", будь то концентрация в воздухе загрязняющих веществ или численность популяции животных. Анализировать или пытаться решить экологические проблемы бессмысленно, не затрагивая их причин. Причины эти, как правило, – те или иные факторы воздействия на окружающую среду. Кроме того, важны и следствия таких проблем, к которым относится не только изменение состояния элементов окружающей среды, но и воздействие на здоровье населения, социально-культурную среду. Именно такие следствия нередко определяют значимость, актуальность экологических проблем. Еще одна важная сторона этого определения состоит в том, что к экологической информации относится информация самого разного типа. Помимо разного рода результатов измерений, научных работ и учебных пособий это могут быть нормативные акты, планы и программы, сведения экономического характера и т.д.

Информация о работе Экокультура и СМИ