Художественный руководитель – балетмейстер и его воспитательная работа в процессе репетиционных занятий в хореографическом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 03:22, реферат

Описание работы

Художественный руководитель должен обладать организаторскими способностями, от его уровня профессионализма и эстетического вкуса зависит подбор репертуара, музыки костюмов, а от качеств личности – будет ли он воспитателем коллектива и сможет ли осуществлять учебно-воспитательную работу.
Он должен разбираться в сложных явлениях современного искусства, отличать прогрессивные тенденции от ошибочных, вредных. Должен уметь мыслить хореографическими образами, быть мыслителем, психологом и педагогом.

Содержание работы

Введение
1. Требования к художественному руководителю хореографического творческого коллектива.
2. Воспитательная работа в процессе репетиционных занятий в хореографическом коллективе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

организационная работа руководителя хор. кол..doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Художественный руководитель вынужден постоянно искать такие приёмы и методы работы с коллективом на репетиции, которые позволяли бы успешно решать стоящие перед ним в тот или иной период времени творческие и воспитательные задачи. У каждого руководителя вырабатывается постепенно своя методика построения и проведения репетиционных занятий, организации работы коллектива вообще. Однако это не исключает необходимости знания основных принципов и условий проведения репетиций, исходя из которых, каждый руководитель может выбрать или подобрать такие приёмы и формы работы, которые соответствовали бы его индивидуальной творческой манере. Особенно это касается молодых, начинающих художественных руководителей, которым порой трудно найти наиболее подходящую форму и интересную методику репетиционных занятий, подготовить за короткий промежуток времени коллектив к выступлению. «Когда-то Пришвин сказал, что не хотел бы снова стать юным, потому что опят пришлось бы мучиться от отсутствия мастерства. Ну, это, наверное, чересчур – жалко, когда уходит молодость. Но мастерство приходит действительно гораздо позже». (15, 21) Знание же ими основных методических и педагогических условий организации репетиционной работы и умение критически переосмыслить их в соответствии со своей индивидуальной творческой манерой и конкретными особенностями коллектива является важной предпосылкой успешной организации и проведения репетиций.

Необходимо хотя бы в самых  общих чертах знать ряд организационно-педагогических моментов, от которых зависит качество репетиционной работы. Ведь от того, насколько тщательно и всесторонне подготовлена репетиция, зависит и её педагогическая эффективность.

Хотелось бы сказать о  самых важных моментах организации  репетиции, и мне кажется, каждый художественный руководитель должен знать и обязательно использовать эти положения в организации репетиций своего коллектива.

Начинать репетицию  необходимо вовремя, независимо от того, сколько пришло к назначенному часу участников. Это послужит хорошим  уроком тем, кто опоздает, и приучит  всех приходить на репетицию за 10 – 15 минут до начала. В противном случае, зная, что руководитель из-за несвоевременной явки участников задерживает репетицию, число опозданий может постоянно увеличиваться, что приведёт к потере времени, отведённого на репетицию. От этого снижается не только художественная отдача репетиции, но теряется и её воспитательный, нравственно-организующий смысл. Безответственное отношение одних порой раздражает, расслабляет в определённом отношении других, снижает в них чувство постоянного творческого «горения». В коллективе появляются нездоровые тенденции «исключительности» для некоторых участников, резко падает педагогическое значение репетиции. Таким образом, начало репетиций в строго установленное время – это и этическое, и педагогическое, и художественно-эстетическое требование.

Репетиция должна начинаться с разминки, чтобы разогреть  исполнителей, подготовить их для длительной учебной и репетиционной работы. Но разминка не должна быть затянутой, так как у исполнителей должны остаться силы для работы над репертуаром коллектива.

Если вся  организационная часть репетиции  обеспечена должным образом, то усиливается  и её воспитательное воздействие. Поэтому так важно продумать репетиционные занятия до мельчайших подробностей их организационно-методическую и техническую стороны.

Без продуманной  организации репетиции не может  быть ни подлинного взаимопонимания  между руководителем и коллективом, ни реализации педагогической и художественной программы. Чёткая организация служит поддержанию в участниках творческого горения, их активной самоотдаче.

Педагогическая  эффективность репетиции во многом зависит от умело составленного плана работы. Может возникнуть вопрос – нужно ли планировать репетиционные занятия? Необходимо!

Так как без  планирования в репетиции неизбежно  появляется элемент стихийности, разбросанности, самотёка. Она может неожиданно затянуться или, наоборот, закончиться быстро, так как что-то выпало из поля зрения руководителя, он что-то забыл сделать из намеченного ранее. Всё это, в конечном счёте, сказывается на художественно-эстетическом росте коллектива, психологическом настрое участников на серьёзное творчество.

Поэтому художественному  руководителю для придания своей  работе стройности, завершённости, логичности, педагогической направленности необходим  продуманный и зафиксированный  на бумаге, хотя бы в самом общем  виде, план. Знание руководителем своего коллектива, его творческих возможностей позволяет достаточно точно и подробно составлять план каждой репетиции. Это требование относится как к начинающим, так и достаточно опытным руководителям.

План репетиции  включает основные направления деятельности и задачи с их детальной расшифровкой, которые предстоит решить коллективу. Задачи должны носить конкретный характер и важно, чтоб они включали моменты не только технические, но и художественно-эстетические и педагогические. Воспитательные задачи формулируются в первую очередь для придания всей работе коллектива единой стержневой линии. Педагогические цели предстают в этом случае сверхзадачей. На её обеспечение направляются усилия коллектива и художественного руководителя, ей подчиняются все учебные и репетиционные занятия. Сверхзадача закладывается как бы внутрь деятельности коллектива, органически включается в её содержание. Исходя из плана, художественный руководитель предварительно ставит перед участниками конкретные задачи: выучить движения, представить образное содержание исполняемого номера, его художественно-исполнительские особенности и т.д. Введение в эту работу специальных элементов, формирующих и развивающих нравственные качества личности, способствуют решению педагогических целей. Эта деятельность относится к числу наиболее сложных, требующих особого дара – развитого педагогического перспективного мышления, мастерства, чутья и видения развития личности, умения проектировать этот процесс, придавать всей учебно-творческой деятельности и репетиционной работе воспитательную направленность, сочетать с развитием технических и художественно-исполнительских навыков у участников их нравственно-эстетическое развитие, формирование общей культуры поведения.

Характер репетиций  зависит: во-первых, от технической  подготовленности исполнителей, во-вторых, от степени сложности исполняемого и разучиваемого репертуара. Для профессиональных хореографических коллективов в этом плане одни методические установки, для студенческих и детских хореографических коллективов – другие. В зависимости от этого время, отводимое на репетиционные занятия в различных коллективах, неодинаково. В начинающих коллективах, а также коллективах невысокого художественно-исполнительного уровня репетиционная работа сведена до минимума. Преобладают занятия учебно-тренировочного характера. Ведь репетиция, как таковая, может опираться на багаж знаний и умений, которые накоплены участниками. Накопить же они их могут только путём систематической и упорной учебной работы. Нельзя это положение понимать таким образом, что репетиции ничего не дают для художественно-технического и исполнительского уровня участников, ведь в процессе репетиционных занятиях коллектива оттачивается мастерство исполнителей.

Существуют  отличия и в содержании репетиций  высокопрофессионального и начинающего коллектива. В первый период работы хореографического коллектива необходимо подбирать лёгкие и небольшие, разные по характеру и настроению номера. Такой подход к подбору номеров позволяет разнообразить занятия, способствует более быстрому усвоению исполнителями различных художественно-технических приёмов, умению перестраиваться с одного темпа ритма на другой.

В любом хореографическом коллективе, а особенно в детском, не следует работать над одним  произведением в течение половины репетиции, тем более в течение всей репетиции. Участники в этом случае быстро устают. Номер им «примелькается», и они допускают в исполнении непроизвольные ошибки, вызванные в первую очередь снижением внимания, усталостью.

Для работы лучше  брать номера в сочетании: лёгкие – трудные, быстрые – медленные. На лёгких номерах исполнители как бы «разогреваются». Трудные номера, особенно если они ещё хорошо не усвоены, требуют повышенного внимания, существенных эмоциональных и физических затрат. Исполнители в этом случае должны быть хорошо настроенными на работу или уже втянутыми в неё и в то же время неуставшими.

 Исполнители  не любят частых остановок  на репетиции. Это нервирует,  сбивает темп и настрой репетиции.  К тому же, частые остановки  разбивают целостное представление  о номере, а это значит, что усложняется работа воображения.

Многое из того, что не получается после первого, чернового исполнения или первой репетиции, начинает выигрываться через 2 – 3 занятия: участники улавливают стиль номера, его характерные, темповые, смысловые особенности, образно-эстетическое содержание. Данное обстоятельство помогает правильно исполнить не получившиеся трудные движения номера.

На репетиции  замечания нужно стараться делать не по каждому допущенному промаху  в отдельности, а сразу по нескольким, после исполнения целого номера. Если участники достаточно квалифицированные и опытные, то можно ограничиться словесными пояснениями. Если же уверенности в том, что исполнители сделают при следующем повторении так, как нужно, нет, необходимо попросить группу или весь состав заново пройти неполучающиеся места, закрепив, таким образом, исправленное.

 

Очень важен  темп репетиции. Не следует репетировать один и тот же номер более 2-3 раз, даже если его исполнение не устраивает художественного руководителя. Возможно, что исполнители не поняли поставленных перед ними задач (невнятно объяснено, невнимательно слушали) или же они не могут выполнить в силу слабой технической подготовки. Для исправления допущенных ошибок нужны более конкретные объяснения. Если и после этого участники не смогут выполнить требований, исполняют с ошибками – следует пойти на компромисс: или потом отдельно поработать с исполнителями, у которых не получаются движения, чтоб не отвлекать всех от работы, или заменить отдельных участников и поставить в номер других, более подготовленных в техническом и художественном отношении исполнителей.

Многократные  повторения одного и того же номера снижают внимание, чуткость к жестам, объяснениям руководителя, притупляют творческую мысль у исполнителей. Занятия превращаются в скучные и назойливые поучения. Эта опасность подстерегает даже балетмейстеров профессиональных коллективов. «Надо быть, по возможности, ровным и точным, но нельзя быть скучным. Надо одну репетицию, например, чуть-чуть, похулиганить!». (15, 34) Принцип интереса и увлечённости – это одно из основных условий для плодотворной работы детского и студенческого хореографического коллектива.

К темпу репетиции  относится и умение художественного  руководителя вовремя сделать перерыв  в занятии. Оправданнее, целесообразнее всего его сделать через 45-50 минут после начала работы. Вторая часть репетиции может длиться 40-45 минут. Практика показывает, что при таком временном соотношении первой и второй половины репетиции достигается максимальная активность участников.

Важно также, чтобы  репетиция носила завершённый характер, но при этом у участников сохранялось  желание позаниматься ещё. Это настраивает  их на дальнейшую самостоятельную творческую работу: поучить партии, отдельно поработать над техническими движениями и т.д. Пресыщение занятиями ведёт к снижению интереса к творчеству, а значит, и падает эффективность занятий, их отдача.

У коллектива всегда должно быть в готовности определённое количество номеров, с которыми он может  выступать, не испытывая при этом больших затруднений с подготовкой к концерту.

В целях более  эффективной воспитательной работы на репетиции необходим учёт индивидуальных особенностей каждого исполнителя  как в плане личностном, психологическом, так и в плане художественной подготовки. Немаловажен в данном случае и фактор профессиональных, возрастных различий участников.

Репетиция –  это труд. Причём труд, при котором  не всегда видны сразу результаты. Она включает элементы монотонности, что утомляет участников, снижает  их общую и исполнительскую активность. Обязанность художественного руководителя – своим примером воодушевить их, не давать охладеть к творчеству.

Нужно сказать, что репетиция – это подготовка участников, поддержание в них  творческого настроения. Создание творческой и соответствующей морально-психологической обстановки в коллективе вынуждают искать эффективные методы работы, варьировать подходы к достижению намеченной цели.

К речи художественного  руководителя во время репетиции  предъявляются особые требования. Прежде всего, не нужно много говорить, выражать мысли следует как можно короче: участники приходят на репетицию, чтобы выразить себя как танцора, но не выслушивать длинные, порой и несущественные, не относящиеся к предмету разговоры: «… а то некоторые - говорят, говорят, а актёр слушает и думает: «Ну давайте же, наконец, работать – хватит болтать!»». Частые словесные пояснения расхолаживают исполнителей, сбивают темп репетиции. Для лучшего пояснения своей мысли можно прибегнуть к помощи личного исполнительского показа. «…Надо приучать себя не вести сидячий образ жизни на репетициях. Я почти всегда на ногах, и актёры тоже. Как ни странно, а истина «в ногах»».

 Так же  речь руководителя должна быть  грамотная, культурная, тон при  замечаниях и поправках ни  в коем случае не должен быть грубым и оскорбительным. «Натура настоящего артиста – это чуткий инструмент. К каждому нужен индивидуальный подход. Нельзя допускать грубость, одёргивания». Про Марину Тимофеевну Семёновну Марис Лиепа вспоминал так: «Её объяснения всегда отличаются образностью, удивительно точными сравнениями, которые находит она для объяснения задачи. Помню, в «Спящей красавице» в первой части вариации третьего акта балерине никак не удавалось сделать па-де-бурре так, чтобы Марина Тимофеевна была довольна, она ей втолковывала: «Ты когда-нибудь ходила по расплавленному асфальту? Вообрази себе, твои ноги увязли, прилипли к асфальту, ты с трудом втаскиваешь их, отдираешь!» Ей удавалось объяснить словами физическое состояние тела: «Собери ноги! Посмотри, у тебя нога-то – дура! Глупая нога-то! Ничего не говорит, ничего не объясняет! Она рассказывать должна, чувства передавать! Ну-ка, попробуй ещё!...».

Информация о работе Художественный руководитель – балетмейстер и его воспитательная работа в процессе репетиционных занятий в хореографическом коллективе