Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
изучение теоретической и практической литературы по проблеме исследования;
создание вариативной программы по художественно-эстетическому воспитанию детей (в рамках программы «Лингва»);
разработка технологии обучения детей ручному творчеству;
определение критериев и механизмов диагностирования динамики исследуемых качеств;

Файлы: 1 файл

ОРИГЕНАЛ.docx

— 84.47 Кб (Скачать файл)

(Воспитатель предлагает детям подумать, чем они могут помочь маленьким феям.)

А что  если нарисовать этот волшебный мост, ведь наши феи – это краски и  они могли бы нарисовать радугу и  по ней перейти в свою страну.

(Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки с изображением радуги и назвать по порядку цвета. Затем предлагает детям взять краски и бумагу и попробовать нарисовать радугу, называя по порядку цвета: красный – рисуют красной краской, оранжевый – рисуют оранжевой краской и т.д.)

По ходу занятия читаются стихи, загадываются загадки.

По окончании  работы дети вместе с воспитателем рассматривают рисунки, рассказывают, кто, что нарисовал в своей картинке, а затем оформляют работы для выставки.

В результате изучения достижений ребенка должна быть выявлена динамика целостного развития ребенка – его творческие способности, речевые и социальные действия. На раннем этапе обучения достижения ребенка  скорее констатируются, нежели оцениваются. Самое главное, чтобы воспитатель  следил за развитием эмоциональных, творческих, социальных, когнитивных  и языковых способностей.

Мы провели опытно-экспериментальную  работу в детском саду № 16 в группе «Муравьишки» среди детей I ступени обучения (5-6 лет), так как именно этот возраст является для ребенка сенситивным к восприятию, осознанию прекрасного, формированию художественного вкуса и творческих способностей. Этот возраст во многом предопределяет мировоззрение будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность.

2.3 Результаты эксперимента

Для проведения среза были разработаны критерии оценивания сформированности художественно-эстетических качеств, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. Критерии оценивания сформированности художественно-эстетического воспитания.

Критерии развития худ.-

эстетического вкуса.

Показатели критериев

Уровень сформирован-

ности худ.-эсте-

тич. вкуса

1.Эстетическое осознание произведения  искусства.

-ребенок умеет дать правильную

оценку;

-может описать произведение;

 

высокий

-ребенок затрудняется с оценкой  произведения, но правильно определяет  цвета;

 

средний

-ребенок не может дать оценку  самостоятельно;

-с трудом определяет  цвета;

 

низкий

2.Развитие художественного вкуса.

-ребенок умеет правильно подобрать  цвет, гамму;

-устанавливает правильные  пропорции;

 

высокий

-ребенок не всегда удачно подбирает  элементы костюма;

-с трудом подбирает  цвета, устанавливает пропорции;

 

средний

-ребенок затрудняется в выборе  цвета;

-с помощью учителя  подбирает элементы, устанавливает  пропорции;

 

низкий

3.Умение творчески создавать  продукты ручного творчества.

-ребенок самостоятельно справляется  с заданием;

-правильно подбирает  цвета;

-правильно устанавливает  пропорции;

 

высокий

-ребенок справляется с заданием, но затрудняется при выборе  элементов;

 

средний

-ребенок не справляется с заданием  самостоятельно;

-с помощью учителя  подбирает цвета, элементы поделки;

 

низкий


Результаты  среза представлены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2. Результаты среза. Начало эксперимента.

Группа

Имя, фамилия ребенка

Критерии сформированности художественно-эстетического воспитания

 

 

ЭГ 

Света Д.

В

Женя Е.

В

Таня К.

В

Никита К.

С

Юля Л.

Н

Слава Г.

С

Артур П.

С

Марина О.

Н

Люба В.

С


 

Таблица 3. Результаты среза. Конец  эксперимента.

Группа

Имя, фамилия ребенка

Критерии сформированности художественно-эстетического воспитания

 

 

 

 

ЭГ 

Света Д.

В

Женя Е.

В

Таня К.

В

Никита К.

С

Юля Л.

Н

Слава Г.

С

Артур П.

В

Марина О.

Н

Люба В.

В


 

Общий уровень  художественно-эстетического развития детей можно представить в  виде диаграммы 1 и 2.

Диаграмма1. Начало эксперимента                                     

 

Диаграмма 2. Конец эксперимента

 

Анализ  данных таблиц и диаграмм позволяет  сделать вывод о том, что использование  специально разработанной методики, оснащенной программно-дидактическим  материалом, в которой реализуются  все необходимые педагогические условия, повышает эффективность художественно-эстетического  воспитания.

Занятия ручного творчества проходили на высокой эмоциональной ноте. Впоследствии этот настрой сохранялся на весь день. А это самый главный результат. Как отмечалось выше, именно эмоциональные  реакции и состояния ребенка  являются критерием действенности  художественно-эстетического воспитания. Правильно организованное, нацеленное на ребенка занятие, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ребенке. Эмоционально насыщенный материал оставляет  глубокий отпечаток в душе ребенка. С художественно-эстетическим развитием  происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в  осознанное отношение и к искусству, и к жизни.

На основе результатов проведенного эксперимента можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

Творческая  деятельность в дошкольном возрасте является устойчивым увлечением не только для особо одаренных, но и почти  для всех детей, развивая у них  воображение и творческие способности.

Занятия ручного творчества предполагают не просто овладение ребенком технической  стороной творчества, но и осознание  ребенком его деятельности.

Комплекс  дидактических средств художественно-эстетического  воспитания предполагает учет принципа комплексности в использовании  всех возможных средств художественно-эстетического  воспитания и планировании педагогической системы раздела.

При разработке методики художественно-эстетического  воспитания необходимо учитывать психолого-педагогические условия в организации и руководстве воспитательной работой по эстетическому и художественному восприятию, отбор личностно-ориентированных методов, приемов, организационных форм обучения в логике диалогичного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса (ребенок – воспитатель, ребенок - ребенок, ребенок – группа, воспитатель – группа и т.д.), направленных на обеспечение следующих условий:

- включение обучаемых во взаимодействие с родной и изучаемой культурами, с воспитателем, со сверстниками в тематико-ситуативном взаимодействии;

- активизация мыслительной деятельности дошкольника.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема  эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной  и зарубежной литературе. Это позволило  нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие  выводы.

Праздник  в детском саду – важная часть  жизни ребенка. Это радостное  событие, которое позволяет ребенку  отдохнуть, развлечься и вместе с  тем духовно обогащает его, побуждает  к творчеству.

Эстетическое  воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного  процесса, так как за ним стоит  не только развитие эстетических качеств  человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все  эти качества в человеке развиваются  под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и  природа, и труд, и окружающая нас  действительность: быт, семья, межличностные  отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством  эстетического воспитания. Воздействие  эстетических явлений жизни и  искусства на личность может проходить  как целенаправленно, так и спонтанно. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что ручное творчество является одним из основных средств  эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес  к ручному творчеству у дошкольников довольно велик, а наличие интереса – это первое из условий успешного  воспитания.

 Кроме  того, материал по творчеству  обладает большим эмоциональным  потенциалом, а сила эмоционального  воздействия является путем проникновения  в детское  сознание и средством  формирования эстетических качеств  личности.

Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Обеспечение  программы обучения ручному творчеству программно-дидактическим материалом, создание  эмоционально-комфортной атмосферы является средством эстетического воспитания дошкольников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством творчества воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное.

На наш  взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель  обеспечивает в будущем становление  такой личности, которая будет  сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

 

 

Библиография

  1. Алексеев П.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем / П.Г. Алексеев // Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения. – М.: Владос, 1994. - 98 с.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольника. М., 1998.-242с.
  3. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Уч.пособие для ст-в высш.уч.зав-й. 2-е изд., испр. и доп. М.: Акад.проект, 2005.-240с.
  4. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. - №6. - С.57-67.
  5. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.-829с.
  6. Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1996. – 236 с.
  7. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. 2-е изд-е, доп. и перераб. Мн.: Нар.асвета, 1995.–128с.
  8. Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,1997.-175 с.
  9. Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1988.-94с.
  10. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность / И.А.Джидарьян. – М.: Наука, 1986.-191с.
  11. Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М., 1985.-186с.
  12. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1983. – 76 с.
  13. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет.сада / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1995.
  14. Красный Ю. Азбука чувств: Программа комплексного эстетического развития дошкольников / Ю.Красный // Искусство в школе. -2003. -№6.- с.29.
  15. Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики / Б.Т.Лихачев. – Самара: Бахрах, 1998. – 220 с.
  16. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству / А.А.Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – СПб.: Питер, 1997.
  17. Микляева Н.В. Управление образовательными процессами в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования: метод.пособие / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, М.Ю. Новицкая. – М.: Айрис-пресс, 2006.-240с.
  18. Надеждин Н.И. Сочинения: В 2 т. Т.1: Эстетика / Н.И.Надеждин / Под ред. З.А.Каменского. – СПб.: Питер, 2000.
  19. Обухова Л.Г. Психология детства. М., 1992.-263с.
  20. Ожерельева О.К. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. / О.К.Ожерельева // Начальная школа. – 2002. - №6. – с.58-63.
  21. Оморокова М.Г. Обучение детей эстетическому восприятию художественных рассказов // Начальная школа. – 1980. – №8. – с.13-18.
  22. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А.Пономарев.- М.: Педагогика, 1986.
  23. Ражников В.Г. О программе эмоционально-эстетического развития детей «Маленький Эмо» / В.Г. Ражников // Дошкольное воспитание. – 1996. - №9. – с.58-66.
  24. Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. – Обнинск, 1996.-87 с.
  25. Торшилова Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников / Е.М. Торшилова // Дошкольное воспитание. – 2001.-№9.
  26. Утехина А.Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте: Теория и практика / УдГУ. Институт иностранных языков и литературы. Кафедра дидактики раннего обучения ин.яз. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.-246с.
  27. Утехина А.Н., Веретенникова Л.К. Педагогические основы моделирования гуманитарного содержания начального образования. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.-131с.
  28. Утехина А.Н., Зеленина Т.И. Интегративная программа «Лингва». Программа обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ижевск, 2000.- 336с.
  29. Утехина А.Н., Тройникова Е.В., Хасанова Л.И. Программа межкультурного воспитания молодежи в полиэтническом регионе / под ред. Т.И. Зелениной, Н.М. Платоненко. Ижевск: Изд. Дом «Удмуртский университет», 2007.-147с.
  30. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974.-с.287
  31. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.-№1.-с.35-38.
  32. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1992.
  33. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе, 1987.-184с.
  34. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.-197с.
  35. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1995.
  36. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-256с.
  37. Этнокультурное и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста / Н.В. Агафонов, Д.А. Хохряков, В.А. Миропольских, Л.Д. Степанова. М., 2003.-121с.

 


Информация о работе Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста