Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
изучение теоретической и практической литературы по проблеме исследования;
создание вариативной программы по художественно-эстетическому воспитанию детей (в рамках программы «Лингва»);
разработка технологии обучения детей ручному творчеству;
определение критериев и механизмов диагностирования динамики исследуемых качеств;

Файлы: 1 файл

ОРИГЕНАЛ.docx

— 84.47 Кб (Скачать файл)

В сценарий часто включаются зрелищные и  сюрпризные номера которые проходят весело, непринужденно, перемежаясь играми и аттракционами. Однако они также должны быть хорошо продуманы, выразительно исполнены, со вкусом оформлены.

Деятельность  детей на празднике разнообразна. Они принимают участие в торжественном  шествии, праздничной перекличке, выступают  с плясками, стихами, песнями определенной тематики которые могут быть представлены как концертные номера. Если говорить о деятельности детей на утренниках с точки зрения задач эстетического  воспитания, то следует остановиться на выразительности их исполнения.

Выразительность достигается на основе приобретения ребенком необходимых навыков к  разным видам художественной деятельности, в результате появившегося у него умения передать определенное настроение, свое отношение к содержанию песни, стихотворения, которое он исполняет. В пении выразительность достигается  точным исполнением мелодии чистым, слаженным звучанием; при чтении стихов - разнообразием интонаций, хорошей  дикцией; в пляске - соответствием  движений характеру музыки, форме  музыкального произведения. Качество детского исполнения во многом зависит  от доступности музыкально-литературного  репертуара и соответствия его возрастным возможностям дошкольников. Только в  этом случае оно будет свободным, естественным, доставит им удовольствие. Поэтому нельзя увлекаться сложным  материалом, так как разучивание  его отнимет много времени, потребует  от детей большой сосредоточенности  внимания, а это вызовет напряженность, снизит эстетическую значимость исполнения.

Эстетическое  воспитание предполагает развитие художественно-творческих способностей. На празднике могут  иметь место придуманные ребятами танцы и игры, а также их импровизации. При этом необходим индивидуальный подход к детям с учетом уровня их художественных способностей.

В группе всегда есть дети, которые быстрее  других усваивают программный материал, и дальнейшее их развитие требует  использования более сложных  произведений. На утреннике и предоставляется  возможность поручить им самые ответственные  роли, разучить с ними более трудный  материал, который поможет им полнее проявить свои способности. 
Желательно с каждым ребенком подготовить выступление в соответствии с его способностями, которое доставит ему удовольствие. Это может быть не только участие в массовых играх, танцах, пении, но и индивидуальные выступления в составе небольшой группы детей: поочередное чтение стихотворения, несложная роль в театрализованном представлении, исполнение на металлофоне простой песенки и т. д.

Праздничный утренник обогащает детей разнообразными художественными впечатлениями. В  зависимости от возраста ребенок  по-разному выражает свое отношение  к ним. Малыши радуются флажкам, воздушным  шарам, находящимся у них в  руках, и почти не обращают внимания на окружающую обстановку. Поэтому  к оформлению зала необходимо специально привлекать их внимание. Педагог рассматривает  с детьми убранство комнаты, показывая  наиболее яркие, понятные им детали. В  зале при большом количестве гостей дети (особенно в начале праздника) сдержанны. Они с интересом смотрят  вокруг, но особенно активно своих  чувств не выражают. Веселая музыка, движения с цветными платочками, флажками, погремушками вызывают у ребенка  улыбку, желание двигаться. Однако слишком  много ярких впечатлений иногда вызывает у детей заторможенность. Педагог своим вниманием, ласковым тоном ободряет малыша, создает радостное настроение, приглашает петь и играть на празднике.

Дети  постарше сами замечают красочные детали оформления, воспринимают его в целом. Выразительность исполнения, вызывая  у них чувство восхищения, отражается на их лицах. Они более самостоятельны в своих действиях, знают и  помнят, как надо стать на пляску, сами занимают свои места. Обычно большое  оживление и восхищение вызывают у них внешнее оформление номера, световые эффекты, яркие костюмы  персонажей. Здесь чувства детей  выражаются бурно и непосредственно  в веселом смехе, репликах, аплодисментах.

Хорошая подготовка, продуманный сценарий, четкая организация - все это определяет поведение и настроение каждого  ребенка на празднике, эффективность  воздействия различных видов  искусства. Дети должны быть радостными, веселыми, держаться свободно и непринужденно. Однако не следует допускать безудержного веселья, которое слишком возбуждает детей.

Праздничные сценарии не надо перегружать большим  количеством номеров. Материал лучше  распределить так, чтобы правильно  чередовались деятельность и отдых. Например, после общих хороводов  вокруг елки можно дать инсценировку или индивидуальные выступления. 
Для того чтобы праздник был эффективной формой организации художественной деятельности детей, необходимо вести с ними повседневную систематическую работу, развивая их способности, вкус, творческую активность в музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельности, обеспечивая приобретение ими определенных  навыков.

Воспитателям  следует помнить, что праздничный  утренник - это прежде всего радость для детей. Это источник впечатлений, которые ребенок может сохранить надолго. Это сильное средство формирования нравственно-эстетических чувств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

Воспитание  – это социокультурный феномен, который связан с определенным уровнем экономического, политического, художественно-эстетического развития личности.

Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших  сторон многогранного процесса становления  личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества.

Дошкольный  возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный  для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают  позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

Приобщение  ребенка к национальной культуре носит воспитательный характер: развивает  творческие способности, формирует  художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам народа.

Азы художественно-эстетического  воспитания закладываются при участии  взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление  долгие годы, поэтому родителям и  воспитателям надо постараться создать  такую атмосферу, чтобы у ребенка  быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Экспериментальная работа  по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами ручного творчества

2.1 Цель и условия эксперимента

Целью эксперимента является проверка выдвинутой нами гипотезы, суть которой в том, что процесс  художественно-эстетического воспитания будет успешным, если процесс воспитания будет обеспечен программно-дидактическим  материалом и будет создана эмоционально-комфортная атмосфера обучения детей ручному  творчеству, что будет способствовать формированию таких художественно-эстетических качеств, как:

- эстетическое осознание прекрасного;

- художественный вкус;

- умение творчески создавать продукты ручного творчества;

Для проверки гипотезы в детском саду «Ромашка» провели эксперимент в два этапа констатирующий и контрольный, в составе 9 человек.

 Основными задачами воспитания детей дошкольного возраста, согласно примерному Положению, являются:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья;
  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;
  • обеспечение физического, социально-нравственного, художественно-эстетического и познавательного развития детей в соответствии со стандартом дошкольного уровня образования;

Несмотря  на это в педагогической практике до сих пор не изжита недооценка роли художественно-творческих видов  деятельности как одного из направлений  эстетического цикла (системы) в  создании гармоничного, эстетического  отношения ребёнка к внешнему окружению. Преобразование модели воспитания, реализация личностно-ориентированного подхода в организации педагогического  процесса эстетического воспитания требует пересмотра целей, задач, функций творческих видов деятельности, что в практике осуществляется довольно медленно и не всегда эффективно.  
          Исследования показывают, что многие дети, владеющие основами изобразительной деятельности, не обладают достаточно осознанными образными представлениями о явлениях действительности.  
"Констатирующее обследование детей 6-8 лет показало, что только 24% диагностируемых проявляют способность чувствовать эмоциональный характер явлений действительности и выделять "выразительное" в окружающем мире (любоваться миром); 88% детей не оценивают адекватно свои творческие возможности. У этой же группы отсутствует социальная мотивация реализовать себя, недостаточно развита творческая инициатива. Они не умеют занять достойное место в коллективе, раскрыть другим ценность замысла и исполнения своей работы, не уверены, застенчивы, внутренне "зажаты" [36, 54].

Проанализировав возможности эстетического воспитания и сопоставив их с реальной организацией педагогического процесса в дошкольных учреждениях, стали очевидными следующие  недостатки в организации и руководстве  эстетическим воспитанием:

• отсутствие принципа комплексности в использовании  всех возможных средств художественно-эстетического  воспитания и планировании педагогической системы раздела;

• отсутствие вариативных методик диагностики  уровня художественно-эстетического  развития дошкольников;

• недоучет психолого-педагогических условий  в организации и руководстве  воспитательной работой по эстетическому  и художественному восприятию дошкольниками  окружающего мира и произведений искусства;

• низкий качественный уровень подготовки воспитателей по данному направлению работы;

По этому  поводу следует заметить, что занятия  ручного творчества предполагают не просто овладение ребенком технической  стороной творчества, но и осознание ребенком его деятельности. А каждый вид деятельности формирует свой тип отношений к действительности: так познавательная – детерминирует гностическое отношение к миру; преобразовательная – порождает творческое отношение к предметной среде и людям; ценностно-ориентационная – направляет сознание ребенка к уважению гуманистических основ жизни в структуре эмоционально-ценностных отношений. Творческая же деятельность, объединяющая все перечисленные виды деятельности, формирует эстетическое отношение ребенка к окружающему миру. Эстетический мотив возвышается над гностической, этической и органической мотивацией поведения как изначальный стимул освоения подобных отношений и одновременно как их результат, реализованный в продуктах художественного творчества.

 

  1. 2 Ход эксперимента

Рассмотрим  пример занятия по изобразительной  деятельности, который мы провели в детском саду № 16 г. Бирск, в подготовительной группе «Муравьишки»:

Целями данного занятия являются:

- развитие чувства прекрасного, умения видеть красоту вокруг себя, любоваться природой;

- развитие воображения, фантазии;

- развитие чувства цвета, восприятия цвета;

- знакомство с техникой рисования акварелью;

Дидактические материалы к занятию:

- картинки с изображением радуги;

- акварельные краски, листы бумаги, кисти;

Предварительная работа. Дидактические игры и упражнения по развитию восприятия цвета, чтение художественной литературы.

Ход занятия:

Воспитатель: Я сейчас расскажу вам сказку про волшебную страну, в которой живут маленькие феи. Называется эта страна – Красиндия, а маленькие феи – это краски, у каждой из которой свой цвет.

(Воспитатель показывает детям коробочку с красками и просит, чтобы дети назвали цвета красок).

Это красный  цвет – что вы знаете красного цвета? (Ответ). Это зеленый

(Затем воспитатель просит детей принести из уголка кубики разного цвета и назвать их цвет. Можно называть цвет, а дети будут приносить кубики).

Вот про  этих фей я и буду вам рассказывать сказку, но я не просто буду вам рассказывать, я буду еще и рисовать сказку.

«Однажды  решили маленькие феи пойти погулять, а разрешения не спросили, и никому не сказали, куда они отправились. А  вы знаете, что бывает, когда маленькие  уходят из дома одни – они могут  заблудиться и потеряться. Именно это и случилось с маленькими феями. Они долго веселились на лужайке, кувыркались в траве, порхали  с цветочка на цветочек (воспитатель рисует травку, цветочки, облака, солнышко), ведь феи очень маленькие и легонькие, как бабочки. Вдруг налетел ветер, подхватил наших фей и понес их с собой, долго кружил их, а потом утих и отпустил фей. Они опустились на траву, но в совершенно незнакомом месте. Недалеко  от этого места протекала речка, а там, где жили феи, речки не было, и они поняли, что заблудились. Что им теперь делать и как им попасть домой, где их волшебная страна, в какой стороне? Вдруг они увидели божью коровку и решили спросить у нее, не знает ли она, как им найти дорогу домой. Она, конечно, знала, где находится Красиндия, так как бывала в этой стране, когда подкрашивала свои крылышки. Но дело в том, что попасть туда можно только перейдя по волшебному мосту, а зовется этот мост радугой. Феи обрадовались, поблагодарили божью коровку и уже хотели спросить, где же этот мост, но божья коровка улетела. Что же делать, как теперь узнать, где этот мост».

Информация о работе Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста