Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
изучение теоретической и практической литературы по проблеме исследования;
создание вариативной программы по художественно-эстетическому воспитанию детей (в рамках программы «Лингва»);
разработка технологии обучения детей ручному творчеству;
определение критериев и механизмов диагностирования динамики исследуемых качеств;

Файлы: 1 файл

ОРИГЕНАЛ.docx

— 84.47 Кб (Скачать файл)

 Рассмотренные  нами задачи частично отражают  сущность художественно-эстетического  воспитания, однако мы рассмотрели  лишь педагогические подходы  к этой проблеме.  Помимо педагогических подходов существуют и психологические.

Их суть состоит в том, что в процессе художественно-эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд  категорий, которые отражают психологическую  сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени  эстетической культуры человека.

Большинство исследователей выделяют следующие  категории: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического  идеала, эстетической оценки. Д.Б. Лихачев  выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение [25, 42]. О таких категориях как эстетическая оценка, суждение, переживание мы упоминали ранее. Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие.

Восприятие - начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его  полноты, яркости, глубины зависят  все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Д.Б. Лихачев  эстетическое восприятие характеризует, как: "способность человека вычленять  в явлениях действительности и искусства  процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства". Только так возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержания, формы. Это требует развития у ребенка способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, музыкального слуха, различения тональности, оттенков звука и других особенностей эмоционально-чувственной сферы. Развитие культуры восприятия есть начало художественно-эстетического отношения к миру.

Эстетические  явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный  отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Д.Б. Лихачева, является основой художественно-эстетического  чувства. Оно представляет собой "социально-обусловленное  субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету". В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения, возвышенные переживания или ужас, страх или смех. Д.Б. Лихачев отмечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой "устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания" [25, 48].

Вся система  художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка  как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается  путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к  художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических  качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями  эстетического воспитания.

 

  1. 2  Ручной труд как основа художественно-эстетического воспитания детей 6-7 лет

Изготовление  детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших  группах. Этот вид труда открывает  перед ними широкие перспективы  созидания. Содержание ручного труда  тесно примыкает к конструированию.

Изготовление  игрушек в большей степени, чем  другие виды труда, прокладывает первые пути к политехническому образованию. В этом труде дошкольники уточняют свои представления об окружающих предметах, делают первые шаги в увлекательный  мир техники, что имеет немаловажное значение для их последующего развития.

Ручной  труд развивает конструктивные способности  детей, полезные практические навыки и  ориентировки, формирует интерес  к работе, готовность взяться за нее, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее и пр.). В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети  на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных  материалов: материал подвергается различным  превращениям, из него можно делать разнообразные вещи, применяя для  этого то одни, то другие инструменты, способы соединения частей (клеем, гвоздями, путем складывания и пр.). Так, обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. Из нее можно делать стаканчики для черенкования растений, коробочки для обрезков бумаги, закладки для книг, елочные украшения.

Дерево  можно пилить, строгать, резать, сверлить, сбивать гвоздями, склеивать. Работая  с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, наждачной бумагой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки, условной мерки, замечать пропорциональные соотношения предметов, которые они изготавливают (например, подбирают одинаковые по длине палки и фанерки для лопаток, следят, чтобы ширина спинки кресла соответствовала ширине сиденья, а передняя спинка кровати была несколько выше задней, чтобы все ножки стола были равными и пр.).

Работа  с природным материалом - листьями, желудями, шишками, берестой, соломой, корой и пр.― дает воспитателю возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Кроме того, придумывая тему своей работы, ребенок творит, фантазирует. Он учится различать в причудливых очертаниях природного материала, знакомые предметы, создает фантастические образы. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание созидать.

Труд  по изготовлению различных предметов  для игры и быта, вначале планомерно направляемый педагогом, а затем  осуществляемый ребенком самостоятельно, имеет воспитательное значение и  в том, что у детей развивается  умение ставить цель, настойчивость  в её достижении, справляться с  трудностями. Дети учатся намечать пути осуществления поставленной цели, продумывать  последовательность действий, способы  обработки материала, соединения его частей.

В начале работы с природным материалом дети, намечая самостоятельно ее содержание, мало сообразуются со своими возможностями  и ставят нередко такие цели, которые  они не в состоянии осуществить. Иногда материал «ведет» за собой  ребенка. Начав делать игрушку, ребенок  увлеченно трудится над ее изготовлением, но попавшая в его руки новая деталь наталкивает его на создание другого  предмета и определяет дальнейший ход  деятельности. С этой особенностью нельзя не считаться, но крайне важно  научить детей обдумывать процесс  деятельности до ее начала, подобрать  заранее весь необходимый материал. Надо обсудить с ребенком, что он будет делать, как он собирается выполнить задуманное. Поэтому подбор деталей, их измерение, заготовка являются важным моментом творческого труда.

Педагог помогает детям предварительно подобрать  основные части задуманной конструкции, продумать процесс их соединения. В практике нередко используют в  качестве средства соединения частей пластилин. Это ухудшает внешний  вид изделия; прочность же его  оказывается очень невысокой. Поэтому  такой способ не следует рекомендовать. Лучше использовать клей, сколачивание гвоздями.

Предварительное продумывание работы дает возможность  ребенку в процессе самого труда  направить силы на усложнении конструкции, тщательную ее отделку, а также быстрее  получить нужный результат. При отсутствии достаточных умений они частое бросают начатую работу, меняют замысел, легко становятся на путь подражания.

В работе с детьми необходимо предоставлять  им возможность -осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Источником; замысла детей является, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой ― развивающаяся игра, в ходе которой возникает необходимость изготовления игрушек. При этом педагог побуждает детей к тому, чтобы они стремились сделать игрушку красивой. Следовательно, детям надо дать разнообразные впечатления, предоставить возможность хорошо рассмотреть предмет, который можно затем сделать самим.

Задачами  занятий по ручному творчеству являются:

  1. Осознание художественно-эстетического вкуса.
  2. Развитие образного мышления.
  3. Развитие умений определять цвет, гамму, устанавливать пропорции.
  4. Развитие ручных умений работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем.
  5. Развитие умений творчески создавать продукты ручного творчества.
    1.   Творческое проявление детей 6-7 лет на праздниках и утренниках

Праздничные утренники занимают особое место  в системе эстетического воспитания в детском саду. Они соединяют  в себе как средства воздействия  различные виды искусства и художественной деятельности. 
В детском саду проводят следующие праздники: "Осенины", День матери, праздник новогодней елки, День защитника Отечества, Масленица, 8 Марта, выпускной бал.          

В основе каждого утренника лежит главная  идея, которая должна быть понята детьми, а значит, должна быть преподнесена им в простой, доступной форме. Этому  способствует объединение на праздниках различных видов искусства, формирующих  у ребенка нравственно-эстетические чувства.

Праздники должны доставлять детям радость  и давать возможность каждому  участнику проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость,         творческую         активность. 
Предпраздничная обстановка, подготовка к предстоящему торжеству в стране, в детском саду, каждой семье вызывают у ребят радостное ожидание этого события. Особый праздничный подъем обостряет чувства детей, они по-иному, чем на обычных занятиях, проникаются содержанием исполняемых песен, стихотворений, танцев. Поэтому на праздничных утренниках осуществляется одновременно эстетическое и нравственное воспитание детей.

Забавные  зрелища, занимательные игры-драматизации вызывают чувство удовольствия, игры-аттракционы - смех и веселье. Правда, радость  и веселье детей на празднике  не всегда бывают связаны с проявлением эстетических эмоций. Подлинно эстетические эмоции (в тех первоначальных формах, в каких они могут проявляться у детей) возникают лишь при достаточно высоком художественном уровне всего, что воспринимает ребенок на празднике, и хорошем качестве детского исполнения. Ребенок может почувствовать выразительность мелодии песни, поэтичность стихотворения, воспринять образность движений в игре, танце. 
Как же нужно организовать праздничный утренник, чтобы он способствовал эстетическому воспитанию детей? В практике детских садов сформировались определенные художественно-педагогические требования к проведению праздничных утренников, где главным является такое соединение различных видов искусства, которое, усиливая воздействие их друг на друга, позволило бы полнее донести до детей основную идею праздника.

Большое значение придается художественному  оформлению, отражающему тематику утренника  и время года, в которое он проводится.  
Оформление каждого детского выступления должно соответствовать его содержанию. Это проявляется в удачном подборе тонов, правильном их сочетании в атрибутах, настенном оформлении, деталях костюмов, в выразительности движений детей в народных танцах. Много ярких впечатлений приносит веселый зимний праздник елки. И красочно убранная, светящаяся разноцветными огнями елка, и оформление зала (многочисленные гирлянды, снежинки, серебряный дождь, зимний лес и домик Снегурочки, забавные персонажи на стенах) - все это обогащает детей новыми представлениями. Дети замечают, как красивы на синем фоне нежные узоры снежинок, как сказочно выглядит зимний лес, как красиво светится в полумраке         елка.

Летний  праздник совершенно особый. Ребята прощаются  с детским садом, вспоминают любимые песни, пляски, игры.  Формируя вкус детей, необходимо хорошо продумывать цельность всего оформления, выразительность деталей, правильный их отбор пo количеству, не допуская перенасыщения, чтобы внимание детей привлекали главные детали, подчеркивающие идею праздника. Роль поэтического текста и слова заключается в том, что они наиболее полно и конкретно доносят до ребенка содержание праздника, объединяют отдельные части сценария, разъясняют их смысл и значение. Читая стихи, дети выражают свое отношение к различным событиям, проявляют способности к собственному выразительному исполнению произведений.

Большой интерес вызывают у детей игры-инсценировки. Они дают возможность по-своему передать характерные особенности образа, порученной        роли.

Ведущее место на празднике занимает музыкальное  искусство. Под звуки торжественного марша дети входят в зал, выполняют  перестроения, напоминающие праздничное  шествие, поют, играют и танцуют. Музыка сопровождает игры-инсценировки, объединяет детей в едином переживании, создает       смену         настроений.

Музыкальные и литературные произведения, используемые на утреннике, должны быть высокохудожественными. Творческое отношение к работе часто  вызывает у педагогов желание  брать дополнительный материал, помимо основного, рекомендуемого программой, здесь необходимо очень внимательно относиться к качеству произведений при подборе репертуара. 
Высокие требования предъявляются и к речи ведущего на празднике. Тщательно продуманные доступные по содержанию слова, обращенные к детям, выразительная интонация - все это средства эстетического воздействия          на      детей.

Информация о работе Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста