Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
изучение теоретической и практической литературы по проблеме исследования;
создание вариативной программы по художественно-эстетическому воспитанию детей (в рамках программы «Лингва»);
разработка технологии обучения детей ручному творчеству;
определение критериев и механизмов диагностирования динамики исследуемых качеств;

Файлы: 1 файл

ОРИГЕНАЛ.docx

— 84.47 Кб (Скачать файл)

Введение

На современном  этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного  процесса является всесторонне развитие ребенка.

В последнее  время возросло внимание к проблемам  теории и практики художественно-эстетического  воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного  воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой  личности.

А формировать  личность и художественно-эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи  с этим особую актуальность приобретает  воспитание у дошкольников художественного  вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства  прекрасного. Именно утренники, праздники и творческие работы способствуют художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста.

Исходя  из актуальности данной темы, определяется цель курсовой работы, заключающаяся в разработке дидактического обеспечения художественно-эстетического воспитания дошкольников в рамках интегративной программы «Лингва».

Объектом нашего исследования является процесс художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, а предметом – программа обучения ручному творчеству.

Для реализации цели исследования мы выдвигаем следующую  гипотезу: процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:

  • обеспечение программно-дидактическим материалом;
  • создание эмоционально-комфортной атмосферы обучения детей;
  • разработка технологии обучения детей ручному творчеству;

Проблема, объект, предмет и гипотеза определили постановку следующих задач:

  • изучение теоретической и практической литературы по проблеме исследования;
  • создание вариативной программы по художественно-эстетическому воспитанию детей (в рамках программы «Лингва»);
  • разработка технологии обучения детей ручному творчеству;
  • определение критериев и механизмов диагностирования динамики исследуемых качеств;

Для решения  поставленных задач были использованы следующие  методы:

  • теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по дошкольному воспитанию, художественно-эстетическому воспитанию);
  • экспериментальные (подготовка и проведение занятий по ручному творчеству);
  • эмпирические (наблюдение, беседы, оценка результатов ручного творчества).

 

Глава I. Теоретические подходы к проблеме художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста

    1. Сущность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте

Взрослые  и дети постоянно сталкиваются с  художественными и эстетическими  явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с  искусством и природой, в быту, в  межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и  комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение  и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи  с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

 В  процессе исследования следует  обратить внимание, что часто  среди педагогов бытует мнение  о разграничении эстетического  и художественного воспитания. Так,  например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты" [20, 14]. Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. "Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве" [20, 35]. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

В наше время  проблема художественно-эстетического  воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших  задач, стоящих перед школой. Указанная  проблема разработана достаточно полно  в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди  них Д.Н.Джола, Д.А.Леонтьев, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, А.А.Мелик-Пашаев Б.М. Е. Неменский, В.А.Сухомлинский, Е.М.Торошилова В.Н.Шацкая и другие. В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них. В книге "Ребенок в мире творчества" под редакцией Н. Варкки можно найти такую формулировку: "Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве" [20, 53].

Запорожец И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни  и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений  и знаний о прекрасном в жизни  и искусстве, эстетических оценок и  эстетического отношения ко всему, что нас окружает» [14, 43]. В обоих определениях речь идет о том, что художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.

 Итак, художественно-эстетическое воспитание  имеет деятельную и созидательную   направленность, которое не должно  ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни  и искусства, ребенок, так или  иначе, эстетически и художественно  развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено  стремлением к развлечению, а  без вмешательства извне у  ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как  и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [29, 51].

Существует  различные определений понятия "художественно-эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые  из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.  Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача  художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества. Своеобразное понимание сущности художественно-эстетического воспитания обусловливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач художественно-эстетического воспитания требует особого внимания.

В "активизации  способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как  духовного, так и физического" видит цель художественно-эстетического  воспитания Л.А.Григорович [15, 39]. Б. М. Неменский придерживается той же точки зрения. "Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания" [30, 67].

Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и  быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения  детей к действительности и искусству, художественно- эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Таким образом, можно считать, что наиболее удачно цель эстетического воспитания отразила Т.Н. Фокина, которая считает: "Художественно-эстетическое воспитание - воспитание целостной  гармонически развитой личности, для  которой характерно сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве» [43, 36].

Эта цель также отражает и особенность  художественно- эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса. Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Е.М. Торошилова и другие) выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути.  Итак, во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. "Разносторонность и богатство знаний - основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность", - отмечает О.К. Ожерельева.

Вторая  задача художественно- эстетического воспитания состоит в "формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими" [35,62]. Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне, они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения. Б.Т. Лихачев отмечает, что « …такое беглое знакомство с шедеврами искусства исключает один из главных элементов художественно-эстетического отношения – любование» [25, 32]. С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. «Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического, - все это признаки подлинной художественно-эстетической воспитанности», - отмечает тот же автор.

Глубокое  переживание эстетического чувства  неразрывно со способностью эстетического  суждения, т.е. с художественно-эстетической оценкой явлений искусства и  жизни. Е.О. Гусев художественно-эстетическую оценку определяет, как оценку, "основанную на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность  доказательства, аргументации" [16, 43]. Сравним с определением Д.Б. Лихачева. "Эстетическое суждение - доказательная, обоснованная оценка явлений общественной жизни, искусства, природы".

Таким образом, одна из составных этой задачи - сформировать такие качества ребенка, которые  позволили бы ему дать самостоятельную  с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния.

Третья  задача художественно-эстетического  воспитания связана с формированием  у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Главное состоит  в том, чтобы "воспитать, развить  такие качества, потребности и  способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют  ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его   "по законам красоты". Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты ручного творчества.

Информация о работе Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста