Характеристика и анализ педагогических методов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 13:13, контрольная работа

Описание работы

1. Проанализируйте различные подходы к определению понятия «педагогический метод». Докажите значимость педагогических методов для эффективности педагогического процесса. Объясните, почему метод нередко называют «сердцевиной» педагогического процесса.
2. Приведите примеры классификаций методов обучения и методов воспитания. Предложите способ их систематизации.
3. Обоснуйте критерии выбора методов в педагогическом процессе.

Файлы: 1 файл

общая и проф педагогика.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический  университет»

Институт психологии

Кафедра профессиональной педагогики

 

 

 

 

 

                       КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Общая и профессиональная педагогика»

Вариант № 9

 

 

 

 

Выполнил студент:

Головко С.С.

(ф.и.о.)

Группа:

 
   

Проверил преподаватель:

___________________

(ф.и.о.)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2014

 

 

1. Характеристика  и анализ педагогических методов.

 

1.1. Проанализируйте различные подходы  к определению понятия «педагогический  метод». Докажите значимость педагогических  методов для эффективности педагогического  процесса. Объясните, почему метод  нередко называют «сердцевиной» педагогического процесса.

 

Система педагогических методов – это единство методов обучения и воспитания, реализуемых в целостном педагогическом процессе.

 

Методы обучения – это способы руководства педагогом познавательной деятельностью учащихся.

 

Выбор методов обучения – это педагогическое искусство преподавателя. Нет инструкций, но есть опыт, методики и интуиция.

 

1. Методы  обучения должны быть связаны  с учебным планом и задачами  обучения.

 

2. Выбор  зависит от дидактической учебной цели, темы и т.д.

 

3. Выбор  связан с возрастом, курсом, уровнем  подготовки.

 

4. Зависит  от специфики предмета.

 

5. Главное  – материально-технические возможности, доступность культурных, научных  и исторических учреждений.

 

6. При выборе  методов надо чередовать виды деятельности (не методы, а виды деятельности).

 

Традиционными будем называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки.

 

Наблюдение – наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики.

 

Недостатки наблюдения: оно не вскрывает внутренних сторон педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации.

 

Изучение опыта – еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах.

 

С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых условиях. Поэтому данный метод нередко называют историческим.

 

Изучение продуктов ученического творчества – домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов – о многом скажет опытному исследователю.

 

Беседы – традиционный метод педагогических исследований. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции.

 

Разновидность беседы, ее новая модификация – интервьюирование, перенесенное в педагогику из социологии. Интервьюирование обычно предполагает публичное обсуждение; исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последовательности.

 

Методы организации целостного педагогического процесса должны отражать организационное, функциональное и информационное единство системы. Поэтому наряду с методами убеждения, упражнения, контроля и самоконтроля, стимулирования и самовоспитания учитель должен владеть методами сбора и обработки информации, проведения диагностики индивидуального развития, коррекции и др.

 

Метод обучения – это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия учителя и учащихся, применяемая для достижения целей обучения. Методы обучения: методы преподавания, методы учения, методические приемы и правила обучения. Метод деятельности – это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели; методы преподавания – это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых; методы учения – это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил учения, целенаправленное применение которых позволяет существенно повышает эффективность самоуправления личности ученика в различных видах деятельности и общения в процессе решения определенного типа учебных задач; правило – это нормативное предписание или указание на то, как следует действовать наиболее оптимальным образом, чтобы осуществить определенный прием деятельности.

 

Поскольку методы занимают центральное место в педагогическом процессе, их можно назвать «сердцевиной» пед.процесса.

 

1.2. Приведите примеры классификаций  методов обучения и методов  воспитания. Предложите способ их  систематизации.

 

Метод означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

 

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

 

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала.

 

Понятие «метод», как известно, применяют, прежде всего, в широком общеметодологическом плане, когда говорят о методе диалектического материализма, который противопоставляется идеалистическому, метафизическому методу познания действительности. Поскольку методы обучения имеют ряд сторон и могут рассматриваться в разных аспектах, то вполне естественно существование нескольких подходов к их классификации.

 

Методы подразделяют по источникам передачи и характеру восприятия информации на словесные, наглядные и практические.

 

В зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения, методы подразделяют на методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений, навыков.

 

В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования выделяют такие методы, как объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, или эвристический, и исследовательский.

 

Предложены классификации, в которых сочетаются методы преподавания с соответствующими методами учения: информационно-обобщающий и исполнительский, объяснительный и репродуктивный, инструктивно-практический и продуктивно-практический, объяснительно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый.

 

Все чаще применяются подходы к классификации методов обучения одновременно по источникам знаний и логическим обоснованиям, по источникам знаний и уровню самостоятельности учащихся в учебной деятельности. В. Ф. Паламарчук и В. И. Паламарчук предложили модель методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся, а также логический путь учебного познания.

 

Классификацию, в которой рассматриваются четыре стороны методов: логико-содержательная, источниковая, процессуальная и организационно-управленческая, предложил С. Г. Шаповаленко.

 

Наличие различных точек зрения на проблему классификации методов отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них.

 

Все более четко обозначается многосторонний, комплексный подход к характеристике их сущности.

 

В современных условиях созрели реальные возможности для обобщения и систематизации представлений о методах обучения на основе методологии целостного подхода к деятельности.

 

При целостном подходе необходимо выделить три большие группы методов обучения:

 

1) методы  организации и осуществления  учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

 

В каждой из трех групп методов отражается взаимодействие педагогов и учащихся. Организаторские влияния учителя сочетаются здесь с осуществлением и самоорганизацией деятельности учащихся.

 

Стимулирующие влияния педагога ведут к развитию мотивации учения у школьников, т е. внутреннего стимулирования учения. Контролирующие действия учителей сочетаются с самоконтролем учащихся.

 

Каждая из основных групп методов в свою очередь может быть подразделена на подгруппы и входящие в них отдельные методы. Поскольку организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений, то в первую группу методов обучения необходимо включить методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы: рассказ, лекция, беседа и др.); методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы: иллюстрация, демонстрация и др.) методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного, кинестетического ее восприятия (практические методы: упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.)

Выделение словесных, наглядных и практических методов нельзя считать обоснованным только во внешнем плане с точки зрения источников информации. Оно имеет определенное основание и во внутреннем плане через характеристику форм мышления.

 

Процесс учебного познания обязательно предполагает организацию осмысления учебной информации и логического ее усвоения. Поэтому необходимо выделить подгруппы методов организации индуктивной и дедуктивной, а также репродуктивной и проблемно-поисковой деятельности учащихся.

 

Восприятие, осмысление и применение знаний может протекать под непосредственным руководством преподавателя, а также в ходе самостоятельной работы обучаемых. Отсюда возможно выделение методов самостоятельной работы, имея в виду, что другие методы обучения реализуются под руководством учителя. Каждая последующая подгруппа методов проявляется во всех предыдущих и поэтому теперь говорят об обязательном применении методов в определенных сочетаниях с доминированием одного из видов их в данной ситуации.

 

Метод воспитания — это путь достижения заданной цели воспитания. Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

 

Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.

 

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

 

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

 

​- влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения,

формирующие представления, понятия, идеи;

 

- влияние, создающее привычки, определяющие  тот или иной тип 

поведения.

 

- Классификация  методов воспитания на основе  направленности:

 

​- Методы формирования сознания личности.

 

​- Методы организации деятельности и формирования опыта

общественного поведения.

 

​- Методы стимулирования поведения и деятельности.

 

 

1.3. Обоснуйте критерии выбора  методов в педагогическом процессе.

 

Выбор методов обучения в современной дидактической системе зависит от целей и задач обучения, степени сложности, новизны и содержательности учебного материала, а также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, условий обучения в школе, профессиональных возможностей самого учителя.

 

На практике учитель сначала определяет, какие цели он будет достигать, изучая данное содержание учебного материала, затем какими методами он будет это осуществлять и какие приемы потребуются для реализации этих методов. Но из учебных программ и содержания учебников еще не следует прямых рекомендаций о выборе конкретных методов, которые можно использовать на уроке. Как правило, методические рекомендации, адресованные учителю, не всегда являются образцом для подражания, а лишь дают возможность оттолкнуться в его собственных исканиях, хотя успех обучения во многом зависит от рационально выбранного метода. Обучению технике выбора методов обучения не уделяется достаточного внимания, хотя эта функция возлагается на высшие учебные заведения, готовящие учителей.

Информация о работе Характеристика и анализ педагогических методов