Формы организации образовательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:33, реферат

Описание работы

В современных условиях образование становится приоритетной сферой не только накопления знаний и формирования умений, но и создания максимально благоприятных условиях для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов. Образование является сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Формы и организация обучения…………………………………………..7
Понятие организационной формы обучения……………………………11
Формы организации группового обучения или системы обучения…...13
Урок – основная форма организации учебного процесса……………...17
Нестандартные уроки……………………………………………………24
Восприятие учебной информации……………………………………….27
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

Недостатки  классно – урочной системы  привели не только к появлению  ее новых вариантов, но и к созданию новых форм обучения.

В 1905 г. возникла форма индивидуализированного обучения, получившая название Дальтон-план. Она впервые была применена учительницей Еленой Паркхерст в американском городе Дальтон (штат Массачусетс). Эту систему называют также лабораторной или системной мастерских, так как вместо классов в школе создаются лаборатории и предметные мастерские.

Основная цель данной формы организации обучения заключается в приспособлении темпа  работы школы к возможностям и  способностям каждого ученика. В  лаборатории ученики занимались индивидуально, получая задание от присутствующего в мастерской учителя. Задания по каждому предмету выдавались учащимся  на целый год. Затем они конкретизировались по месяцам. Учащиеся в течение месяца должны были выполнить эти задания и отчитаться по ним.

При возникновении каких-либо затруднений учащийся мог обращаться за помощью к учителю. Общегрупповая (фронтальная) работа проводилась в течение 1ч в день. В остальное время учащиеся индивидуально изучали материал и отчитывались за выполнение каждой темы перед учителем соответствующего предмета.

Данная форма  создала много эффективных приемов  организации учебной деятельности. К примеру, чтобы стимулировать  работу учащихся, дать им возможность  сравнивать свои достижения с достижениями своих сверстников, учитель составлял  специальные таблицы (экраны успеваемости), в которых ежемесячно отмечал ход выполнения учащимися своих заданий.

Дальтон-план стал быстро распространяться в практике работы школ многих стран. Так, в СССР в 20-е годы использовалась модификация  Дальтон-плана под названием бригадно-лабораторной системы. Отличие заключалось в том, что задания по изучению темы брала группа учеников (бригада). Они работали (самостоятельно или совместно) в лабораториях, а отчитывались коллективно. Однако очень скоро стало очевидно, что уровень подготовки учащихся неуклонно снижается, а их ответственность за результаты обучения падает. Стало понятно, что учащимся не под силу быстро осваивать материал без объяснения учителя. Самостоятельное усвоение материала требует большого количества времени хотя прочность самостоятельно усвоенных знаний выше. В силу этих причин Дальтон-план не прижился ни в одной стране мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Урок – основная форма организации учебного процесса

Урок – основная форма организации текущей учебной  работы.

Основной формой обучения сегодня в мире является классно – учебная форма обучения, когда основной формой организации учебной работы выступает урок. Урок – основная единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками (чаще всего 45 мин.), планом работы и составом участников.

Каждый, окончивший школу, знает, что уроки даже по одному предмету мало похожи друг на друга. Анализ проводимых в школе уроков показывает, что  их структуру и методика во многом зависят от тех дидактических  целей и задач, которые решаются в процессе обучения.

Попытки классифицировать уроки, разбить их на несколько простых  типов предпринимались давно. К.Д.Ушинский выделял следующие типы уроков: смешные  уроки, на которых учитель объясняет  новый материал, закрепляет его и  повторяет пройденное ранее; уроки устных и практических упражнений, целью которых является повторное знаний и обработка необходимых умений и навыков; уроки письменных упражнений, имеющие ту же самую цель; уроки оценки знаний, которые проводятся после определенного периода обучения и в конце учебного года.

Современная дидактика  анализирует урок более глубоко. Выделению типов уроков посвящено  много научных работ. И тем  не менее на сегодняшний день эта  проблема не имеет однозначного решения. Разработаны несколько подходов к классификации уроков. Каждая классификация строится на каком-то одном определяющем признаке: дидактической цели (И.Т.Огородников), цели организации занятий (М.И.Махмутов), основных этапов учебного процесса (С.В.Иванов), методах обучения (И.Н.Борисов), способных организации учебной деятельности учащихся (Ф.М.Кирюшкин).

Дидактическая цель является важнейшим структурным  элементом урока, поэтому классификация  именно по этому признаку выступает  наиболее близкой к реальному  образовательному процессу. Если учитывать  активную позицию учащегося в  освоении материала и формировании умений и навыков, то классификация по дидактической цели будет выглядеть следующим образом:

  • уроки изучения нового учебного материала;
  • уроки формирования и совершенствования умений и навыков;
  • уроки обобщения и систематизации знаний;
  • уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков;
  • комбинированные (смешанные) уроки.

Кратко остановимся  на характеристике каждого в отдельности  типа уроков.

Уроки изучения нового учебного материала.

Целью данного  типа урока является овладение учащимися новым материалом. Сюда входит работа учителя по передаче нового материала, организации деятельности учащегося, направленной на его осмысление и усвоение, первичному закреплению нового материала, выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике.

Структура таких  уроков относительно проста. Для них  характерны следующие этапы:

  1. организация учащихся;
  2. краткий опрос учащихся по важнейшим разделам пройденного материала, который понадобился при освоении нового материала;
  3. формирование у учащихся мотивации к деятельности по освоению нового материала, в том числе постановка темы и определение основных целей занятий;
  4. освоение учащимися нового материала;
  5. краткий опрос учащихся по новому материалу для контроля усвоенного и первичного закрепления материала;
  6. задание уроков на дом.

Наиболее эффективно процесс освоения новых понятий  и способов действий осуществляется учащимися в ходе активной деятельности. Какие бы методы ни были при этом использованы (рассказ учителя, выполнение упражнений, самостоятельная поисковая деятельность), наилучший результат будет получен, ели учащиеся заинтересованы, у них сформирован высокий уровень мотивации к этому виду деятельности и они принимают в ней активное участие, проявляя инициативу.

Часто для лучшего  освоения больших объектов нового материала  учитель использует крупноблочный  способ изучения. На одном уроке  он помогает учащимся изучить материал сразу нескольких уроков (к примеру  четырех), а затем на оставшихся трех уроках проводит отработку умений и навыков, более глубокое изучение пройденных тем. Освоение нового материала может вестись различными методами. Для большого разнообразия и повышения уровня интереса учащихся к учебной работе наряду с пассивными видами деятельности учащихся (слушание рассказа учителя, пересказ одноклассников) применяются и активные виды (практическая и самостоятельная работа исследовательского типа).

Во время  урока учитель применяет всевозможные примеры активизации познавательной деятельности школьников: придает изложению нового материала проблемный характер, использует яркие примеры, факторы, подключает учащихся к обсуждению, подкреплению тех или иных теоретических положений собственными примерами и факторами, использует наглядно-образный материал и технические средства обучения. Все это нацелено на содержательное и глубокое освоение нового материала и поддержку высокого уровня внимания и мыслительной активности учащихся.

Часто в ходе изучения нового материала идет и  работа по упорядочиванию и закреплению  ранее усвоенного. Некоторые виды нового материала невозможно изучить, не вспоминая, не анализируя уже пройденный материал и не применяя его при каких-то новых положений. Поэтому чаще проводятся комбинированные уроки (синтез урока изучения нового учебного материала с уроком формирования и совершенствования умений и навыков; урока изучения нового учебного материала с уроком обобщения и систематизации знаний).

«Чистые» уроки  изучения нового материала, т.е. уроки, на которых идет только освоение нового материала, применимы в работе со школьниками среднего и старшего возраста. Это обусловлено тем, что, во-первых, именно в средних и старших классах изучают большие объемы нового материала, и, во-вторых, в этом возрасте учащиеся готовы к длительной работе с неизвестным материалом и связанными с этим большими нагрузками.

Однако в  начальной школе уроки, на которых  было бы только освоение нового материала, проводить сложно ввиду негативности учащихся к большим нагрузкам. Обычно используется урок смешанный с вкраплением  небольшой дозы нового материала.

Уроки формирования и совершенствования умений и  навыков. На уроках этого типа решаются следующие дидактические задачи.

  • повторение и закрепление ранее усвоенных занятий;
  • применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;
  • формирование новых умений и навыков;
  • контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

К урокам этого  типа можно отнести выполнение самостоятельной  работы; лабораторные работы; практические работы; некоторые виды экскурсий; уроки – семинары.

Организация учебной  деятельности учащихся на уроке этого  типа предлагает проведение полученных знаний, их применение в других ситуациях, элементы систематизации знаний, закрепление  умений и навыков, а также вывод их деятельности на межтематический и межпредметный уровень. Вместе с повторением можно организовать контроль и систематизацию знаний. Не исключена, разумеется, возможность и такого построения урока, когда учитель планирует текущее повторение в пределах темы, например перед контрольной работой.

При организации  повторения и самосовершенствования  умений и навыков необходимо помнить, что повторение на четырех разных уроках по 10 мин. дает несравненно большой  эффект, чем повторение на протяжении всего урока в течении 40 мин. Однако нельзя подходить к этому вопросу механически. Различные учебные ситуации и уровень сложности материала обуславливают разные методические подходы к построению урока. Много зависит также от цели урока, дидактических задач, которые решатся на уроке, и специфики учебного материала.

Урок обобщения  и систематизации знаний. Урок этого  типа нацелен решение двух основных дидактических задач;

  • на проверку и усвоение уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности, касающимися ключевых вопросов учебного предмета;
  • на повторение, коррекцию и более глубокое осмысление материала по этим вопросам и взаимосвязь его отдельных элементов.

Психологически  такие уроки стимулируют учащихся к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала, позволяют им осознать его системный характер, раскрыть способы решения типовых задач и постепенно овладеть опытном их переноса в нестандартные ситуации при решении возникающих перед ними новых необычных задач.

Уроки обобщения  и систематизации знаний обладают своей  спецификой. Обычно учитель при проведении такого урока заранее называет вопросы  для повторения, указывает при  проведении такого урока заранее  называет вопросы для повторения, указывает источники, которыми учащиеся должны воспользоваться, задает подготовительные задания на дом. Кроме того, в систематизации предварительно проводят обзорные лекции, групповые консультации, индивидуальные собеседования, дает рекомендации по подготовке к самостоятельной работе.

Наиболее распространенным видом уроков обобщения и систематизации являются уроки – дискуссии, уроки  – семинары, на которых углубляются  или систематизируется определенное содержание изученного раздела программы  или программного материала в целом, а также уроки решения творческих заданий.

Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Уроки этого типа предназначаются  для контроля за уровнем усвоения учащимися теоретического материала, сформированностью умений и навыков  и коррекцией усвоенных учащимися знаний, накопленных умений и навыков.

На уроке  могут использоваться устный (фронтальный, индивидуальный, групповой), письменный опросы, диктанты, изложения, решения  задач и примеров и т.д. зачет, зачетная, практическая (лабораторная) работа, практикумы, контрольная самостоятельная работа и др. Такие уроки могут проводиться после изучения целых разделов и тем изучаемого предмета. Наиболее сложной формой заключительной проверки знаний и уровня облученности учащихся является экзамен по предмету в целом. Последнее время для диагностики состояния облученности детей стали широко использовать всевозможные тесты. Они могут использоваться при контроле уровня освоения определенного раздела учебного материала и готового (полного) этапа обучения по предмету.

Информация о работе Формы организации образовательного процесса