Формы организации образовательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:33, реферат

Описание работы

В современных условиях образование становится приоритетной сферой не только накопления знаний и формирования умений, но и создания максимально благоприятных условиях для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов. Образование является сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Формы и организация обучения…………………………………………..7
Понятие организационной формы обучения……………………………11
Формы организации группового обучения или системы обучения…...13
Урок – основная форма организации учебного процесса……………...17
Нестандартные уроки……………………………………………………24
Восприятие учебной информации……………………………………….27
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

ФГОУ СПО  “Уфимский государственный профессионально-педагогический колледж”

 

 

 

 

 

 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА

реферат по дисциплине “Общая профессиональная педагогика”

 

 

 

Выполнила:

студентка группы 9ПО-31________________ А.Р.Кашфуллина

Преподаватель: ________________В.С.Горюшин

 

 

 

Реферат защищен

“___”__________2010г.

Оценка _______

 

Уфа 2010

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Формы и организация обучения…………………………………………..7
  2. Понятие организационной формы обучения……………………………11
  3. Формы организации группового обучения или системы обучения…...13
  4. Урок – основная форма организации учебного процесса……………...17
    1. Нестандартные уроки……………………………………………………24
  5. Восприятие учебной информации……………………………………….27
  6. Заключение
  7. Литература
  8. Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Педагогическая  наука на рубеже ХХ – XXI вв. оказалась в числе наиболее динамично развивающихся под влиянием процессов глобализации, гуманизации, гуманитаризации и компьютеризации. В последние годы обозначались новые педагогические тенденции: изменение целеполагания обучения и воспитания, усиление личностной ориентации содержания и технологий образования, дальнейшее углубление индивидуализации и дифференциации образовательных траекторий каждого обучаемого, творческая и развивающая направленность базового образования.

Государственная политика в области образования, ожидаемые результаты развития системы  образования провозглашены в  Национальной доктрине образования, устанавливающей  приоритет образования, стратегию и основные направления его развития. Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:

  • преодоление социально – экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
  • утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики;
  • создание основы для устойчивого социально – экономического и духовного развития России.

Современное российское общество, актуализирующее человека как ценность, в корне изменяет сложившийся образ школы, методологию  и теорию педагогической науки и  практики. Система образования предполагает реализовать системно – прогностический, социально – экологический, личностно ориентированный, индивидуально – творческий подходы и рассматривает образование в контексте культуры.

В современных  условиях образование становится приоритетной сферой не только накопления знаний и  формирования умений, но и создания максимально благоприятных условиях для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов. Образование является сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.

Процесс обучения может и должен быть построен с  учетом сильных слабых сторон каждого  ученика. Зная образ мышления ребенка, его индивидуальные склонности и  способности, можно найти наиболее оптимальную сферу их применения, рекомендовать тот или иной профиль обучения (гуманитарный, технический и т.д.). Установлено, что пик возможностей человека в области интеллекта совпадать с возрастом 14 – 15 лет. Поэтому крайне желательно к этому периоду сориентировать школьника в нужном направлении, учитывая его тип личности.

Профориентирование  и профотбор возможны и на более  поздних стадиях развития, даже если начальный момент упущен преподавателями  и родителями. К сожалению, заканчивая школу, многие выпускники делают свой выбор стихийно и необдуманно, под влиянием стереотипов или минутного настроения. Соционические консультации помогут исключить ошибочный выбор, а значит – избежать разочарований и сожалений в будущем.

Мы часто  употребляем слово «педагогика», подразумевая все, что связано с воспитанием: как с теорией, наукой, так и с практикой учителей, воспитателей, родителей, школ. Сравнительно давно стало привычным говорить и писать о «достижениях психолого-педагогической науки». Среди всех педагогических наук особое место принадлежит дидактике, дающей теорию обучения и многочисленные рекомендации к постановке обучения в школах и в частной практике. Принято считать, что из всех педагогических наук дидактика достигла наибольшей зрелости, самого высокого уровня развития, и ее частные проблемы сравнительно лучше разработаны теоретически и более успешно решаются практически.

Термин «дидактика»  появился в печати в 1613 году в связи  с изложением методов и приемов  обучения, применяемых предшественником Я.А. Коменского Вольфгангом Ратке. С тех пор по вопросам обучения и образования было написано и опубликовано несметное количество статей, брошюр, книг, исследований, охватывающих как вопросы теории, так и необъятный материал практического характера. Предполагалось, что все это, взятое вместо, в обобщенном и систематизированном виде, составляет науку об обучении и образовании, т.е. дидактику.

В теории обучения, как и в педагогике в целом, уже много лет господствует неопределенность, противоречивость и путаница. Об этом много раз говорили и писали. Результат всем известен: практическая деятельность учителей массовой школы движется по инерции, в рамках традиционной, классно-урочной школы.

Рассматривая  нынешнюю дидактику, мы не можем не видеть ее раздвоенность. С одной  стороны, огромное и ценнейшее педагогическое наследство Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, О. Видьмана, П.Ф. Каптерева, Д. Дьюи, Плюс необозримое количество трудов известных педагогов, дидактов, психологов, методистов и учителей-новаторов советского периода: Л.В. Луначарского, Н.К. Крупской, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Т. Шацкого, М.Н. Скаткина, Б.П. Есипова, М.А. Данилова, Ю.К. Бабанского, И.Н. Казанцева, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, Н.А. Сорокина, Г.Н. Щукиной, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой и многих, многих других. Высококвалифицированные специалисты-теоретики и практики при таком количестве должны были бы решить все проблемы школьного обучения и тем более основные, имеющие принципиальное значение для понимания и реформирования современной школы и ее педагогического процесса.

С другой стороны. В дидактике, строго говоря, не были решены и не решаются все важнейшие  вопросы, имеющие принципиальное значение для выхода школы и системы образования из кризиса. Нужно выводить дидактику из ее донаучного состояния. Чтобы дидактика стала наукой, она должна ответить на ряд вопросов основополагающего значения. Прежде всего, что такое обучение? Без четкого и ясного ответа на этот вопрос науку об обучении построить невозможно. Нет точного описания и понимания строения учебного процесса. Не познаны законы функционирования и развития учебно-воспитательного процесса. Отсутствует понимание исторических стадий его развития, что исключает научное прогнозирование, а, следовательно, и научно обоснованное реформирование современной школы и ее педагогического процесса. Все дискуссии о сущности обучения, о современном уроке, о принципах, методах и формах организации процесса обучения заканчивались примерно на том же уровне, что и начинались: полной неопределенностью. Управленческий аппарат, начиная от директора школы и заканчивая Министерством образования, находясь в неведении относительно законов обучения и его развития, зачастую вынужден руководить вслепую, опираясь только на опыт и интуицию. Но этого уже недостаточно, особенно если необходимо делать реформу школы. Отсутствие науки об обучении – одна из главных причин провала всех попыток реформирования современной школы и системы образования. В своей многолетней деятельности мы и стремились преобразить дидактику из ее донаучного и квазинаучного состояния в науку, руководствуясь которой, необходимо реформировать школу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Формы  и организации обучения

В окружающем нас  мире форма и содержание находятся в неразрывном единстве. Они составляют суть, единое целое мира материальных сущностей, процессов и их результатов. Форма (от лат. forma) - наружный вид, внешнее очертание, определенный, установленный порядок. С.И.Ожегов форму определяет как внешнее очертание, наружный вид, устройство, конструкцию чего-либо, обусловленные определенным содержанием.

Форма обучения - это ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения. Она является формой обучения и одновременно формой организации обучения. Успех и эффективность образовательного процесса зависит от умелого использования разнообразных форм его организации.

Формы организации  обучения имеют свою историю. На заре человечества опыт и знания передавались детям в процессе разнообразной трудовой деятельности. При этом трудовая деятельность выступала универсальной формой и средством передачи знаний и умений от поколения к поколению. Система индивидуального обучения и воспитания сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал усвоенную премудрость своему преемнику. В ходе исторического процесса видоизменялись формы и средства обучения и воспитания подрастающего поколения. С развитием осознанной потребности в образовании система индивидуального обучения постепенно трансформировалась в индивидуально-групповую.

Первое серьезное  научное рассмотрение форм обучения находим у Я.А.Коменского, в его  труде "Великая дидактика". Дальнейшее развитие классического учения Я.А. Коменского об уроке, классно-урочной системе в отечественной педагогике осуществил К.Д.Ушинский. Классно-урочная система выдержала испытание сроком в 450 лет и является основной формой организации обучения в школах многих стран. Существенный вклад в ее развитие внесли выдающиеся педагоги И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, А.Ф.Дистервег.

Изучением организационных  форм обучения активно занимались дидакты  советского периода (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Н.М.Шахмаев, М.И.Махмутов, А.В.Усова, В.Оконь и др.).

Формы обучения, которые называют общими, делятся  на индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, со сменным составом обучающихся. В основу такого разделения положены характеристики коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, а также между самими обучающимися.

Индивидуальныезанятия: репетиторство, тьюторство (научное руководство), менторство (наставничество), гувернерство, семейное обучение, самообучение, экзамен.

Коллективно-групповые занятия: урок, лекция, семинар, конференция, олимпиада, экскурсия, деловая игра, практикум, факультативное занятие, консультация.

Индивидуально-коллективные занятия: погружение, творческая неделя, научная неделя, проект.

Классификация форм организации обучения проводится по различным основаниям: по целям, содержанию, методам, средствам обучения, характеру взаимодействия преподавателя (учителя) и обучаемых.

В настоящее  время в учебном процессе средней  школы применяются разнообразные  формы организации учебных занятий, которые по основной дидактической цели делятся на четыре следующих вида:

  1. формы теоретического обучения, к которым относятся лекции, семинары, конференции;
  2. смешанного обучения - уроки и экскурсии;
  3. практического обучения;
  4. формы трудового обучения.  

Каждая форма  выполняет свои специфические функции, не присущие другим формам учебных  занятий.

Классно-урочная  система и ее альтернативы. Эту систему обучения разработал в ХVIIв. чешский ученый Я.А.Коменский. Он разделил учащихся на группы, однородные по возрасту, а учебный процесс - на временные отрезки - уроки, на которых ученики изучали строго определенное содержание учебного предмета. Я.А.Коменский утвердил в качестве принципов обучения: природообразность, сознательность, систематичность и прочность.

Урок - это такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного время организует познавательную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.

Наиболее распространенная сегодня в школах форма обучения - класно-урочная. Ее преимущества: четкая организационная структура, удобство управления деятельностью класса, возможность коллективных взаимодействий и решений учебных задач, постоянное эмоциональное влияние личности учителя на детей, экономия времени обучения. К недостаткам этой системы относится ориентация на среднего ученика, трудность учета индивидуальных особенностей детей, одинаковый темп и ритм работы, ограниченное общение между учениками, частая смена в расписании учебных предметов, не позволяющая ученикам доводить начатые дела до конца.

Информация о работе Формы организации образовательного процесса