Формирование выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 14:34, дипломная работа

Описание работы

В теории и практике дошкольного воспитания изобразительная деятельность признается одним из наиболее доступных средств, предоставляющих детям широкие возможности для полного и осмысленного выражения впечатлений об окружающей жизни, переживаний, проявления своей непосредственности и эмоциональности. Известно, что художественное творчество способствует формированию у ребенка эстетического отношения к искусству и явлениям реальной действительности, развитию общих и специальных способностей, необходимых, в том числе, и для создания дошкольниками эмоционально-выразительного образа в рисовании. Проблема детского изобразительного творчества, в русле которой выполнено наше исследование, является постоянно актуальной в силу своей многоаспектности и значимости для развития личности дошкольника.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….…………3 -7
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования выразительности образа в рисунках старших дошкольников.
Психолого – педагогические основы формирования выразительного
художественного образа в рисунках старших дошкольников………..……8-16
Художественные техники как средство создания выразительного образа в рисунках старших дошкольников …………………………17-26
Выводы по 1 главе. …………………………………………………….……25-27
Глава 2. Особенности формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников
2.1. Экспериментальное изучение особенностей формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента…………………………………28-39
2.2. Результаты констатирующего эксперимента………………….…… 40-57
Выводы по 2 главе………………………………………………………...…58-62
Заключение………………………………………………………………...…70
Библиография………………………………………………………...………71

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 421.00 Кб (Скачать файл)

40% не понимали и не принимали поставленную задачу. Одни, закрасив всю ладонь, хаотично ставали отпечатки, другие  брали мало воды и отпечатки не получались, третьи поставив отпечаток, пытались дорисовать рисунок кисточкой «так привычнее»

Не менее  интересным было для детей печатание поролоном. На занятии кисточек вообще не было. Сначала это вызвало недоумение, затем заинтересованность.  На вопрос: «Как нарисовать шерсть медведя, чтобы был как настоящий?» дети не смогли ответить. Воспитатель продемонстрировал способ тычка поролоном, медведь вышел как настоящий, что вызвало бурный восторг у детей. Все захотели сделать своего медведя.

Детям прочитали  стихотворение А. Барто  «Мы в  зоопарке» предложили нарисовать медведя  так,  как они его себе представляют. Как показал анализ рисунков, дети могут рисовать животное по представлению. Дети (70 %) справились с изображением формы, в их рисунках можно было различить части тела животного. Используя в работе приём, показанный воспитателем, ребята смогли  изобразить пушистую шерсть животного (40%). У остальных детей образ медведя получился смазанным, так как дети брали много краски на поролон,  делали много оттисков в одном месте, пользовались поролоновой палочкой как кисточкой. Эти дети часто обращались за помощью к воспитателю, стремились к подсказке, напряженно делали каждый оттиск. Соня Ш., попробовала несколько раз отпечатать, сказала: «какой – то не такой медведь получается. Я лучше кисточкой буду рисовать, можно»

Анализируя  полученные рисунки, следует отметить наличие желания у 25% детей связать создаваемый ими в рисунке образ животного с сюжетом, описанным в стихотворении и отраженным в иллюстрациях. Так Наташа М. нарисовав медведицу и медвежонка, вдруг воскликнула: «Так это же, как в мультике про Умку,  вот Умка, а вот мама. Нарисую их на льдине».

20% выслушав  стихотворение,  выразили желание  нарисовать шагающего бурого  медведя. Дима У задумался:  «а как рисовать шагающего  медведя?». После внимательного  просмотра иллюстраций, воскликнул  «А,  понятно», и начал рисовать.

50% испытывали  трудности, после каждого робкого  тычка спрашивали «а я правильно  делаю», «а это так». Выполнив  задание, не стали больше ничего  рисовать. 2 ребёнка (10%) долго не  могли решить, что  и как  им рисовать. Тимур М. нарисовал  несколько вертикальных и горизонтальных линий сказал, что это клетка. На вопрос:  «а где же медведь?», пожал плечами и сказал: «Не  знаю, спать ушёл». Кирилл М, после длительных раздумий, решил нарисовать бурого медведя, но сделав несколько тычков поролоном, сказал, что не хочет рисовать.

Таблица 2

Корреляционные  связи  между результатами II серии

Задание

1

2

3

1

-

r=0,726, при p ≤0,001

r=0,731, при p ≤0,001

2

-

-

r=0,769, при p ≤0,001


 

Установлены корреляционные связи между результатами всех заданий. Это показывает единый уровень различных показателей: освоения детьми представлений о нетрадиционных способах рисования, умений и навыков создания образов в нетрадиционных техниках рисования.

Установлена корреляционная связь между результатами 1 и 2 серии: r = 0,75, p≤ 0,001, что показывает единство освоения детьми различных изобразительных техник (традиционных – серия № 1 – и нетрадиционных – серия № 2).

Сопоставление результатов 1 и 2 серии показывает, что 40% детей в процессе рисования  в традиционных и нетрадиционных техниках уровень выше среднего одинаков. Отмечается понижение данных низкого и повышение данных уровня нижнесреднего в во второй серии на 10%, Уровни вышесреднего и высокий без изменений. . В целом, уровень освоения рисования (1 серия) повторяет частные уровни , выявленные при использовании нетрадиционных техник (2 серии).

Особенно много  трудностей возникало у детей  с определением нетрадиционных техник, никто из дошкольников не мог дать названия способам, которыми выполнены  изображения, затруднялись соотнести  материал и изображение. Наблюдения за детьми и анализ их работ показал, что рисование ладонью легче для детей, так как им были понятны действия, интерес возникал из-за необычности рисования и в ожидании результата. Сложности возникли и при рисовании поролоном. Несмотря на необычности и интерес детей к новой технике, у детей возникали трудности из-за недостатка технических умений, отсутствия навыков работы в данной технике.

Анализ  результатов 3 серии, направленного  на изучение особенностей  педагогических условий освоения детьми старшего дошкольного возраста разнообразных  изобразительных техник и  развитие умений создавать выразительных образы.

Анализ  задания № 1. Анкетирование воспитателей,  с целью выявления у них представлений о роли изобразительной деятельности в развитии старших дошкольников, возможности использования разнообразных техник при создании выразительного образа. Было проанкетировано 3 воспитателя, которые работают с детьми данной группы.

Одним из условий  формирования изобразительной деятельности дошкольников является профессиональная компетентность воспитателей в данной области.

Анкетирование  показало, что  большинство воспитателей ориентируются на методы  и приемы, разработанные для обучения рисованию  детей по типовой программе. Представления педагогов недостаточно полные, несколько неконкретные.  Выявлена недостаточная осведомленность об особенностях овладения дошкольниками нетрадиционными техниками рисования. Воспитатели недостаточно  понимали необходимость создания специальных психолого-педагогических условий, которые позволяли бы учитывать образовательные потребности детей. 

На вопрос: «Какие должны быть созданы условия для  привлечения детей к изодеятельности?»  воспитатели ответили узко – учет индивидуальных проявлений детей, освоение способов рисования, свободное рисование во второй половине дня. Воспитатели недостаточно  понимают необходимость создания специальных психолого-педагогических условий, которые позволяли бы учитывать особые образовательные потребности детей.  Это проявляется в том, что ребенок не создает образ, а копирует изображение с заранее подготовленного педагогом образца; в сознательном ограничении изображения в предметном рисовании; в излишней опеке ребенка; в низком уровне квалификации педагога. Об этом свидетельствует выбор и пояснение ответов.

От сложных  ответов и комментариев воспитатели  отказывались. Так значимость рисования в дошкольном возрасте педагоги (100%) традиционно видят в развитии детского изобразительного творчества и указывают, что занятия рисованием  значимы для развития моторики рук ребенка-дошкольника. Опрошенные педагоги подошли к ответу на данный вопрос формально – они отметили, что рисование является одним из видов детской изобразительной деятельности и его значение заключается в реализации программы детского сада по данному направлению. Педагоги указывали также на то, что занятия рисованием способствуют развитию воображения и эмоциональной сферы детей.   Никто из опрошенных педагогов не отметил, что занятия рисованием являются средством самовыражения ребенка дошкольного возраста, образного отражения в художественных образах окружающей его действительности.

В качестве условий, способствующих наиболее эффективному освоению детьми рисования, педагоги (100%) назвали создание в группе детского сада развивающей среды и организованную воспитателем совместную деятельность с ребенком. 1 педагог  считает необходимым для решения данной проблемы привлекать родителей к участию в педагогическом процессе детского сада, а 2 - увеличить количество занятий по рисованию.

Среди методов и приемов, способствующих развитию детского рисования, воспитатели (100%) выделили организацию сюрпризных моментов, создание проблемных ситуаций (2 чел.), использование синтеза искусств (2 чел). 1 воспитатель полагают, что развитию детского рисования способствует показ ребенку способа деятельности.

На вопрос: «Какие трудности возникают у Ваших воспитанников в освоении рисования?» 100 % опрошенных педагогов ответили: «недостаточная развитость ручной умелости». 2 человека  отметили отсутствие у детей интереса к данному виду деятельности и трудности в создании выразительного образа. Педагоги признали необходимость обучения детей старшего дошкольного возраста нетрадиционным техникам рисования, т.к. это, по их мнению, способствует развитию детского изобразительного творчества.

По ответам, полученным на вопрос: «В чем заключается  «нетрадиционность» в рисовании?»  можно судить о том, что, в целом, педагоги имеют представления по данному вопросу. Так, 100% опрошенных педагогов отметили, что «нетрадиционность» связана с использованием нетрадиционных материалов, 2 воспитателя - с интегрированным использованием различных видов детской изобразительной деятельности, 1 воспитатель- с использованием нестандартных тем и созданием необычных художественных образов.

Среди нетрадиционных техник рисования, которым целесообразно обучать детей старшего дошкольного возраста, 2 воспитателя выделило рисование «по – сырому», 1 педагог– рисование ладонью,  рисование методом тычка.  В качестве форм организации педагогического процесса по освоению детьми нетрадиционных техник рисования, наиболее приемлемых в данном детском саду, педагоги отметили занятия по изодеятельности (100%), совместную деятельность воспитателя и ребенка 2 воспитателя, самостоятельную деятельность детей 1 воспитатель.

В ходе использования  нетрадиционных  техник у воспитателя  возникают трудности: подбор материала  к работе, уходит много времени  на объяснения и продолжительность  рисования, почти индивидуальная работа при использовании таких техник, как: рисование ладонью, рисование мыльной пеной, выдувание из трубочек. Поэтому в большинстве случаев воспитатели предпочитают проводить традиционные занятия.

По мнению воспитателей, интерес к изодеятельности и  нетрадиционным техникам изображения  у детей проявляется в попытке  самостоятельно использовать их вне занятий, желание заниматься и экспериментировать в изоуголке больше, также меняется настроение в процессе деятельности.

В организации  работы по освоению детьми нетрадиционных техник рисования 2 воспитателя отмечают сложности в планировании работы по данному направлению, связанные с нехваткой времени в режиме дня для дополнительных занятий рисованием, а также недостаточный уровень собственного владения нетрадиционными техниками рисования, 1 воспитатель не испытывает трудностей.

Воспитатели (100%) считают, что к работе по освоению детьми нетрадиционных техник рисования  целесообразно привлекать родителей. Наиболее эффективной формы работы в данном направлении воспитатели  считают:  проведение консультаций для родителей с целью ознакомления последних с нетрадиционными техниками - 2 воспитателя, 1 воспитатель наряду с консультациями указал  возможность проведения открытых занятий или творческих вечеров, 1 воспитатель для пробуждения интереса к данному виду деятельности сочли наиболее эффективным устраивать выставки детских работ.

Анализ  развивающей среды

Центр изобразительного искусства расположен обособленно, изолированно от других уголков.

В центре изобразительного искусства находятся материалы  и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования. Необходимо отметить, что педагогами не созданы достаточные условия для освоения детьми нетрадиционных техник рисования, среди изобразительных материалов нет материалов для использования нетрадиционных техник рисования. В групповых помещениях отсутствуют специально оборудованные и эстетично оформленные зоны для детской изобразительной деятельности, что не способствует формированию у детей устойчивого интереса к данному виду деятельности.

Оборудование  и материалы для рисования  традиционны и очень ограничены: карандаши, фломастеры, восковые мелки,  акварель, гуашь. Материалы и оборудование для рисования, соответствующие возрасту, хранятся в стандартных стеллажах и шкафах для пособий, доступны детям, но не привлекательны для них. Единственное место для занятий рисованием - столы в учебной зоне. Раздевалка оборудована выставочными стендами для детских работ, но не предусмотрено место для хранения продуктов самостоятельной детской художественной деятельности.

Анализ  планирования показал, что работа по изодеятельности ведется систематически, последовательно, задачи образовательной работы по разделу «рисование» соответствуют виду деятельности и возрастным возможностям детей. Прослеживается связь задач и содержания данного раздела с задачами и содержанием воспитательно-образовательной работы в таких видах деятельности, как наблюдение, ознакомление с окружающим, игра.

Недостатками  планирования является то, что, во-первых, педагоги не планируют детское экспериментирование с различными изобразительными материалами; во-вторых, педагоги учитывают, в основном, лишь репродуктивно-вариативный уровень освоения детьми программного материала, забывая как об уровне первоначального ознакомления детей со знаниями и способами деятельности, так и о творческом; в-третьих - отсутствует планирование совместной деятельности педагога и детей; в-четвертых - не планируется работа с родителями в данном направлении.

Тематика занятий  по рисованию, представленная в планах воспитателей старших групп детского сада, типична и однообразна. Занятия по рисованию проводятся один раз в неделю. Обучение детей нетрадиционным техникам рисования происходит 1 раз в 2-3 недели. В основном  используются техники: рисованием ладонью, ватными палочками, печатание листьями, «по-мокрому». Тематика занятий меняется в зависимости от тематического планирования, времени года, праздников, от связей с другими разделами (игра, чтение художественной литературы), от интересов детей.

Информация о работе Формирование выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста