Формирование выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 14:34, дипломная работа

Описание работы

В теории и практике дошкольного воспитания изобразительная деятельность признается одним из наиболее доступных средств, предоставляющих детям широкие возможности для полного и осмысленного выражения впечатлений об окружающей жизни, переживаний, проявления своей непосредственности и эмоциональности. Известно, что художественное творчество способствует формированию у ребенка эстетического отношения к искусству и явлениям реальной действительности, развитию общих и специальных способностей, необходимых, в том числе, и для создания дошкольниками эмоционально-выразительного образа в рисовании. Проблема детского изобразительного творчества, в русле которой выполнено наше исследование, является постоянно актуальной в силу своей многоаспектности и значимости для развития личности дошкольника.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….…………3 -7
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования выразительности образа в рисунках старших дошкольников.
Психолого – педагогические основы формирования выразительного
художественного образа в рисунках старших дошкольников………..……8-16
Художественные техники как средство создания выразительного образа в рисунках старших дошкольников …………………………17-26
Выводы по 1 главе. …………………………………………………….……25-27
Глава 2. Особенности формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников
2.1. Экспериментальное изучение особенностей формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента…………………………………28-39
2.2. Результаты констатирующего эксперимента………………….…… 40-57
Выводы по 2 главе………………………………………………………...…58-62
Заключение………………………………………………………………...…70
Библиография………………………………………………………...………71

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 421.00 Кб (Скачать файл)

Качественный анализ задания №1 (беседа с детьми, направленной на выявление интереса детей к разнообразным материалам и инструментам), показал, что 45% детей нравится рисовать, 15 % с удовольствием рисуют при первой возможности.

На вопрос: «Почему ты любишь рисовать?»  дети отвечали следующим образом:  «получается лучше, чем лепить»(35%),  «быстро можно нарисовать, что  хочу»(15%), «на одном листе много  чего можно нарисовать» (10%), «просто  нравится и всё»(15%), «не знаю»(25%).

Детям нравится рисовать то, что они  умеют хорошо рисовать или недавно  научились и им понравилось. 35% детей  нравится рисовать события из жизни  или выдуманные истории, 20% детей  – солнце, цветы и  деревья, 10% - машины, ракеты и разную технику, 15% - различных животных (кота, черепаху, собаку).20% рисуют «за компанию».

Было выявлено, что многие дети, 45%, любят выбирать тему для рисования  самостоятельно, а 55% детей – когда  тему выбирает воспитатель.

По-разному старшие дошкольники относятся к своим работам: 30 % они всегда нравятся, дети рассуют много и, нарисовав, дарят взрослым или сверстникам. Остальные (70%) относятся к своим рисункам более критично: не всегда довольны конечным результатом и не очень хотят выставлять свои работы напоказ, стараются спрятать, перерисовать

На вопрос: «Что бы ты нарисовал ещё, чтобы твой рисунок  стал красивее?»,  дети отвечали: «Закрашу красивым цветом»(10%), «Нарисую ещё что-нибудь красивое… Цветы»(5%), «Не знаю ещё  пока»(30%)..

В ходе беседы дети проявляли разные эмоциональные реакции. Так не всем детям оказалась интересна тема беседы: 15 % детей отвечали на вопросы односложно, с неохотой. Например, Тимур М., смотря почти все время в сторону, отвечал на вопросы очень тихо и немногословно. 85 % старших дошкольников заинтересовались вопросами, демонстрируемыми материалами, старались поделиться своими представлениями.

На вопрос «рисуешь ли ты дома»  утвердительно ответило половина (50%) детей: 35% рисуют карандашами и фломастерами. 15% имеют возможность  рисовать красками.  Остальные дети (50%) сообщили, что дома не рисуют: « нет фломастеров и красок», «а карандашами не интересно». Это свидетельствует о том, что родители недооценивают значимость рисования для развития ребенка.

Качественный анализ задания №2, цель которого - исследование умения использовать в рисунке такие средства выразительности как цвет, форма.  Детям предлагалось нарисовать отгадки к загадкам, и соотнести конкретный цвет с данными фруктами и овощами, по возможности передать умение использовать оттенки цвета.

Все дети  выполнили задание, которое  было дано по инструкции взрослого, нарисовали отгадки правильно. 20% выбрали гуашь, 55% - фломастеры, 35% - карандаши. Восковые мелки не выбрал никто.

35%  (каждый третий ребёнок)  были  увлечёны заданием, приступили к работе сразу, ещё не дослушав загадку, начинали рисовать. Нарисовали и закрасили  все фрукты или овощи, использовали реальные цвета предметов с использованием оттеночных вариантов изображения, закрашивали предметы, без просветов заполняя последовательно всю поверхность.  Из нарисованных отгадок составили композицию, придумали сюжет (овощи на грядке, фрукты на тарелке, фруктовый сад) 10%.

40% приступили к работе не  сразу, нарисовав отгадку, долго  задумывались под применением цвета, использовали незначительное количество цветов, есть отступления от реальной окраски. При передаче формы есть незначительные искажения.

5 детей (25%) нуждались в повторе  указаний, загадка зачитывалась  два-три раза. Дети действовали  с помощью взрослого, использовали цвета не характерные данному фрукту или овощу. При передаче формы искажения значительные, форма не удалась.

Качественный анализ задания №3 по выяснению умений детей пользоваться выразительными средствами при создании выразительного образа волшебной осени в своих рисунках.

Дети рисовали деревья, небо, землю. Способы изображения в рисунках детей не отличаются разнообразием, наблюдается повторение нескольких хорошо усвоенных способов, копирование  способов изображения друг у друга. Живописный способ изображения был характерен для большинства работ. Передача образа осени вызвала у каждого ребёнка определённое настроение и требовала размышлений

20% нарисовали солнечный осенний  день. Дети рисовали  разноцветные  листья, солнце, облака. Цвет – главное средство выражения, передачи мыслей и чувств в основном яркие и светлые тона. В рисунке пространственная заполненность, есть фон, композиция, богатый сюжет.

45 %  дошкольников затруднялись  с выбором цвета, долго думали, какую же осень им нарисовать. Использовали в работе шаблонные цвета, темные оттенки,  нет яркого и светлого. Техника слабая, рисунки выполнены неаккуратно. Например, Гриша Гр., нарисовал дождливое, осеннее утро, использовал  чёрные, “грязные” краски, объяснил так: «Я нарисовал осень, когда идёт дождь, а на улице много луж, грязно и плохая погода. Я не люблю когда осень, не люблю грязь”. Таким образом, мальчик выразил своё отношение к плохой погоде, дождливой осени в рисунке, изобразив явление чёрными красками.

Некоторые дети (15%) использовали “неподражательный” цвет, специально рисуя дерево оранжевым, листву на деревьях синим или розовым, солнце фиолетовым, аргументируя свой выбор так: «осень волшебная, сказочная, нарисую сказку», «мне так нравится, я так хочу». 405 дошкольников затруднялись с выбором цвета, долго думали прежде чем выбрать какой-либо цвет, выбирали цвета несвойственные для красок осени. Действуя по подсказке педагога, выбирали один цвет и рисовали им. Так, Соня П., выбрав жёлтую краску, стала хаотично наносить мазки на лист бумаги объясняя это так: «Это листопад. Листья укрыли всю землю и кружатся в воздухе, а больше ничего не видно.

20% детей не приняли тему, плохо  владели материалами, не проявляли  интереса в создании выразительного  образа.  Выслушав задание, сразу сообщили, что «я так не умею», «я не смогу», «я не знаю что рисовать». Дети не проявляли никаких эмоций, часто отвлекались на играющих рядом детей. По замыслу рисуют абстрактно, ничего не ясно, свои рисунки  никак не объясняют. Так,  Тимур М, нарисовал горизонтальную и вертикальную линию, на вопрос «что это?», ответил «а что не ясно?», отложив кисточку в сторону, встал и пошёл играть.

Дети проявили разное эмоциональное  отношение к процессу рисования  и результату: 10% очень переживали, если у них что-то не получалось, обращались за помощью к воспитателю, 30% рисовали увлеченно, комментировали свои действия.  35% детей были спокойны и сосредоточенны.

40% показывали свои работы другим  детям и воспитателю, спрашивали  «а вы повесите мою работу  на выставку», просили разрешения забрать свою работу домой. 20%, закончив рисунок, теряли интерес к выполненной работе.

Таблица № 1

Корреляционные  связи  между результатами I серии

Задание

1

2

3

1

-

r=0,865, при p ≤0,001

r=0,743, при p ≤0,001

2

-

-

r=0,6926 при p ≤0,001


 

Установлены корреляционные связи между результатами всех заданий. Анализ корреляционных связей показывает наличие высокого коэффициента связи  между всеми заданиями, Высокий  коэффициент связей между результатами задания 2 и задания 3 показывает единый уровень различных показателей освоения детьми представлений об изобразительной деятельности, умений, проявления интереса к изодеятельности в самостоятельной деятельности.

Для детей наиболее интересным и менее сложным стало  задание «рисование отгадок». Дети очень любят отгадывать загадки, а возможность нарисовать отгадки привела к эмоционально – положительному отношению всех детей к занятию, высокому показателю выполнения задания. Наиболее сложным было  задание нарисовать осень.. В работах детей присутствует нарушение пропорций, отсутствие фона, четкого пространства, композиции, Дети испытывали трудности в передаче силуэтов деревьев, использовании средств выразительности.

Анализ полученных данных 2 серии эксперимента, направленной на выявление проявлений детьми 5-6 лет интереса к нетрадиционным изобразительным техникам  и особенностям  освоения их дошкольниками показал следующие результаты:

Выявлено, что 15% детей  находится на низком уровне, плохо  владели изобразительными материалами, не проявляли интерес к рисованию и созданию выразительного образа, не испытывали радости удовольствия в процессе. Например, Тимур М. рисуя медведя, изобразил темное расплывчатое пятно, при этом поролоновой палочкой пользовался как кистью.

35% детей (2 уровень)  – поняли задание, пытались использовать в работе незнакомые материалы и инструменты, но создаваемый образ получился не выразительным. Интерес проявляли лишь к внешним красочным деталям. Так, например, Тимофей К. и Соня П. в рисовании животных, прекрасно поняли задание, но с чего же начать рисовать долго думали, попытались рисовать поролоновой палочкой, но отложили её в сторону и попросили кисточки.

40% детей (3 уровень)  – проявляли интерес и желание  рисовать, эмоционально-положительный  настрой, но иногда были несамостоятельными, прибегали к помощи взрослых. Например, Алёна Т., рисуя корзину с грибами, сделала отпечаток ладонью и  долго не могла понять, что же делать дальше, а затем нашла правильные действия. В процессе рисования улыбалась и торопилась закончить работу, чтобы показать ее всем.

И лишь 10% детей (4 уровень) действовали самостоятельно, успешно  справлялись с заданием, поясняли свои действия, создавали выразительные  и интересные образы, радовались результатам. Например, Ира Х., рисуя поролоновыми палочками, действовала самостоятельно и уверенно, выполнила задание эмоционально, увидев образ медведя, обрадовалась, дорисовала нос, глаза, попросила ещё один лист и нарисовала ещё одного.                                                                                   

      Диаграмма №2

Общие уровни освоения изобразительной  деятельности и нетрадиционных техник рисования детьми 5-6 лет

Данные гистограммы 2 показывают преобладание средних уровней. На это указывает  распределение детей по уровням, нахождения большинства детей на втором и третьем уровнях (35 и 40%) и лишь незначительное число детей (15 и  10%) находятся на первом и четвертом уровнях.

Качественный анализ данных 2 серии  показал следующее:

Беседа и наблюдение за детьми в повседневных ситуациях, направленное на выявление интереса к различным изобразительным материалам и инструментам, выраженного в желании детей экспериментировать с ними. показало, что не все дети в свободное время обращаются к изобразительным материалам: 35% детей за время наблюдения ни разу самостоятельно не рисовали. Остальные 65% детей проявили различный интерес к рисованию: 40% детей были инициаторами занятия рисованием, 25% - рисовали «за компанию» со своими сверстниками.

У детей не достаточно широк опыт использования изобразительных материалов.  25% детей в основном рисуют гуашью, потому что «краски смешать можно», «красками красиво получается», 25% - любят рисовать карандашами, потому что «лучше получается образ», 40% - фломастерами, потому что «очень ярко получается», 10% детей выбрали акварель, так как «рисунки такие нежные получаются», «вода прозрачная выходит, как настоящая». Восковые мелки и пастель выбраны не были. «Она руки пачкает и рисунок», «пробовал раньше, не понравилось», «мелки ломаются».

Дети с интересом рассматривали незнакомые изобразительные материалы, трогали их, проявляли яркий эмоциональных отклик на незнакомые материалы (мимические реакции – удивление, высказывание:  «а что это», «а этим что, рисовать можно»),  15 % знают для чего нужны те или иные материала и инструменты, (видели в детской передаче, в журнале),

На вопрос: «Сможешь так сделать  сам?» большинство детей (70%) ответило отрицательно. Остальные дети (30%) дали положительный ответ на данный вопрос, но не все смогли объяснить на словах способы действий. Например, Алёна Т.. начала рассказывать, как изобразить ёлочку в технике «монотипия», но запуталась в последовательности работы и замолчала.

75%  выразили желание научиться  рисовать при помощи незнакомых  инструментов, 15 % захотели тут же  поэкспериментировать с ними.

И только 10% не проявили интереса и  желания поэкспериментировать. Так, Кирилл М., сказал «а, это что бы рисовать, да. Я пойду, поиграю, ладно»

Анализ  заданий №2 и №3 », направленного на выявление особенностей освоения умений и навыков создания выразительного образа в нетрадиционных техниках рисования детьми старшего дошкольного возраста, показал, что дети не владеют в достаточной степени данными умениями и навыками.

Наблюдения  за детьми и анализ их работ показал, что рисование ладонью легче для детей, так как им были понятны действия, интерес возникал из-за необычности рисования и в ожидании результата – «что же в итоге получится».

Дети быстро приняли задачу, 60% испытывали положительные  эмоции от возможности рисования  ладонью. Детям нравилось закрашивать ладошку, необычность ощущений вызвало всплеск интереса. Это выражалось в эмоциональных высказываниях: «Ой, что-то сейчас интересное будет», «надо же, ладошку можно краской покрасить»

20% отказались  от нанесения краски на ладонь  и нарисовали рисунок, обведя ладонь на бумаге  карандашом. Однако впоследствии, посмотрев как другие дети рисуют, выразили желание в следующий раз «тоже так попробовать».

35%  приняли  задание, готовы были создавать  изображение по теме предложенной  педагогом, внимательно слушали объяснения педагога. Некоторые дети (20%), выслушав объяснения, сразу приступила к работе. Необычность, нетрадиционность способа изображения увлекла детей, им понравился процесс выполнения задания. С большим удовольствием дети закрашивали ладошку, старались подобрать цвет для ножки гриба «чтобы было похоже». Сделав отпечаток, радовались: «Ух ты, пять грибочков сразу», «здорово получилось».

У 15% детей наблюдался поисковый способ освоения. Эти дети не закрашивали сразу всю ладонь, а красили пальчики поочередно и наносили отпечаток, смотрели, что получилось. Так Диана О., закрасила пальчик, сделала отпечаток, второй. Потом взяла гуашь другого, рыжего цвета. Сделала отпечатки, сказала: «Так мне больше нравится», и стала рисовать рыжики.

Информация о работе Формирование выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста