Формирование выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 14:34, дипломная работа

Описание работы

В теории и практике дошкольного воспитания изобразительная деятельность признается одним из наиболее доступных средств, предоставляющих детям широкие возможности для полного и осмысленного выражения впечатлений об окружающей жизни, переживаний, проявления своей непосредственности и эмоциональности. Известно, что художественное творчество способствует формированию у ребенка эстетического отношения к искусству и явлениям реальной действительности, развитию общих и специальных способностей, необходимых, в том числе, и для создания дошкольниками эмоционально-выразительного образа в рисовании. Проблема детского изобразительного творчества, в русле которой выполнено наше исследование, является постоянно актуальной в силу своей многоаспектности и значимости для развития личности дошкольника.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….…………3 -7
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования выразительности образа в рисунках старших дошкольников.
Психолого – педагогические основы формирования выразительного
художественного образа в рисунках старших дошкольников………..……8-16
Художественные техники как средство создания выразительного образа в рисунках старших дошкольников …………………………17-26
Выводы по 1 главе. …………………………………………………….……25-27
Глава 2. Особенности формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников
2.1. Экспериментальное изучение особенностей формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента…………………………………28-39
2.2. Результаты констатирующего эксперимента………………….…… 40-57
Выводы по 2 главе………………………………………………………...…58-62
Заключение………………………………………………………………...…70
Библиография………………………………………………………...………71

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 421.00 Кб (Скачать файл)

             Восприятие будет более глубоким, если органично сольётся игровыми действиями дошкольников. Весьма эффективными могут оказаться игра в «живые картины»  и создание ситуации «мнимого присутствия в картине». Также используются дидактические игры с художественным содержанием, игры  – экспериментирования, дидактические игры-занятия, в которых дети учатся составлять разные композиции и подбирать красивые гармоничные цветосочетания; различать цветовые контрасты и нюансы, размещать цвета по степени интенсивности.

          Подводя итоги вышесказанному, мы можем сделать вывод: в старшем дошкольном возрасте у  детей наблюдается уже сознательность в использовании разнообразных средств выразительности: использование цвета, формы, построения рисунка как выразительного средства для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Дети старшего возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений.         

 

 

 

 

 

 

Выводы  по 1 главе.

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме позволяет  утверждать, что формирование выразительного образа в детском рисунке происходит в тесной связи с освоением старшими  дошкольниками разнообразных  художественных техник в т.ч. и нетрадиционных.

          Рисование  рассматривают как  вид изобразительной деятельности, в процессе которого создается  художественный образ посредством использования  изобразительных материалов в различных изобразительных техниках.

         Среди множества факторов, оказывающих  определенное воздействие на  выразительность  детского  рисунка,  существенную роль играет многообразие  художественных техник и материалов. Цвет, форма, фактура способствуют  созданию адекватного этим свойствам художественного образа.

         Выразительность - главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции, использование их в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления или характера. Выразительность детского рисунка - это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему.

        К старшему возрасту значительно повышается произвольность, планомерность, осознанность деятельности, что позволяет детям заранее намечать замысел, сознательно отбирать интересные впечатления для отражения в работе, стремиться выразить собственные чувства, переживания. Дошкольники способны предварительно рассказать о сюжете будущей работы, отобрать необходимые материалы и инструменты, наметить средства выразительности, которые наиболее полно позволят раскрыть художественный образ. Творческие проявления становятся более направленными и осознанными – сюжет, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми.

Освоенные различные изобразительные техники позволяют дошкольникам создавать выразительные работы, более детализированные  образы, передавать индивидуальные черты предметов, людей, животных. Для детей характерно стремление к точной передаче цвета, формы изображаемых предметов, более сложное композиционное решение рисунка.

          Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет посредством применения различных материалов, веществ, сочетание различных изобразительных материалов и инструментов.

Обобщенный  анализ педагогической литературы показывает, что овладение нетрадиционными  художественными техниками рисования  способствует повышению образной выразительности  в рисунках старших дошкольников, поддержанию их эмоционально-положительного отношения к данному виду деятельности, способствует удовлетворению потребности детей в художественном выражении, развитию детского изобразительного творчества.

Доступность использования  нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии  и т.п.   

         Недостаточная разработанность методов и приемов формирования образной выразительности у старших дошкольников в ходе освоения нетрадиционных техник в современных методических разработках указывает на необходимость дальнейшего изучения данной проблемы

         Современные исследования доказывают  необходимость соблюдения единства  педагогических условий для более  эффективного развития образной  выразительности и освоения дошкольниками нетрадиционных техник

Итак, дети дошкольного  возраста при адекватном руководстве  со стороны взрослого осваивают образный «язык» изобразительного  искусства.. Только в детстве душа ребенка открыта для восприятия чуда, и поэтому мы взрослые должны наиболее эффективно построить образовательную и воспитательную работу, так чтобы развить у новой открывающей мир личности творческое мировосприятие, умение видеть и творить прекрасное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников с использованием разнообразных техник

2.1. Цель, задачи и методика констатирующего  эксперимента

Цель констатирующего эксперимента: выявление особенностей формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами разнообразных изобразительных техник.

Эксперимент был направлен на решение  следующих задач:

  1. Выявить особенности развития рисования.
  2. Выявить особенности  проявления детьми 5-6 лет интереса к нетрадиционным изобразительным техникам  и особенности  освоения их дошкольниками.
  3. Выявить особенности  педагогических условий освоения детьми старшего дошкольного возраста разнообразных  изобразительных техник и  развитие умений создавать выразительных образы, существующих в практике дошкольных образовательных учреждений.

Эксперимент состоял из трех серий.

Первая серия эксперимента была направлена на выявление особенностей развития рисования.

Задание 1. Беседа с детьми старшего дошкольного возраста.

      Цель – выявление интереса детей к рисованию, к разнообразным материалам и инструментам.

Беседа по следующим  вопросам:

  1. Чем ты занимаешься в свободное время?
  2. Любишь ли ты рисовать?  Почему?
  3. Что ты обычно  рисуешь?:
  4. Чем тебе больше всего нравится рисовать?  Расскажи, пожалуйста, есть разные материалы, которыми можно рисовать: карандаши, фломастеры, краски, а что ещё?
  5. Кто тебя научил рисовать?
  6. У тебя всегда получается рисовать?
  7. Что бы ты хотел научиться рисовать?
  8. Рисуешь ли ты дома? А чем ты рисуешь?
  9. Тебе нравятся твои работы?
  10. Хотел(а) бы ты, чтобы твои рисунки висели на выставке и все могли их рассматривать?

Способы обработки и анализа материалов: фиксируются ответы на вопросы, особенности поведения: проявление интереса, эмоциональные проявления.

Задание 2.

Цель: исследовать умение передать в рисунке нужный цвет и форму

Материал: цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.

Инструкция: отгадай загадку и нарисуй отгадку, раскрась нужным цветом.

Задание 3. Рисование  «Волшебная осень» (приложение 4).

Цель: выявить умения  свободно применять  разнообразные выразительные средства,  проявления творчества в рисунке

Инструкции:  Детям предлагается нарисовать рисунок на тему «Волшебная осень», используя известные им изобразительные материалы

  Для оценки уровня развития  изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста были отобраны следующие критерии:

  • умение детей осуществлять самостоятельный выбор художественных изобразительных материалов и способов действия для создания образа, пользоваться различными инструментами и оборудованием;
  • умение детей использовать возможности и свойства различных изобразительных материалов для создания образа;
  • умение детей использовать разнообразные техники, в т.ч. и нетрадиционные;
  • умение детей поддерживать целеустремленность, творческую инициативу, самостоятельность;
  • замыслообразование;
  • оригинальность, творческие проявления;
  • коммуникативные навыки, партнерские отношения
  • экспериментирование с разными художественными и изобразительными материалами при решении творческих задач;

         На основе данных критериев были разработаны уровни развития изобразительных умений детьми старшего дошкольного возраста:

Низкий уровень

 Ребенок не может создать  художественный образ. Не владеет  основными средствами выразительности  и практическими умениями;

Дети затрудняются передавать образы предметов, явлений;

Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками;

Использует отдельные простые  способы и приёмы, некоторые материалы  и инструменты (уже ранее освоенные  посредством обучения);

Безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами);

Не понимает или не принимает  поставленную задачу, действует по собственному желанию;

Не выражает желания начать изобразительную  деятельность,  нуждается в повторе указаний, действует с помощью взрослого,

Ниже среднего уровень

Ребенок пытается создать художественные образы, знает разные способы и технические приёмы, материалы и инструменты, но не использует их самостоятельно для создания выразительного образа. Охотно следует инструкциям педагога.

Для начала работы ребёнку требуется  внешняя мотивация — задание  педагога, подсказка взрослого. Приступает к работе не сразу, долго задумываться над применением цвета, использует незначительное количество цветов.

Отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы (не выявлены).

Иногда испытывает затруднения  в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.

Новые способы деятельности осваивает, если этот процесс не требует особенных  волевых усилий, нуждается в примерах способов деятельности.

Преобладание нескольких цветов или  оттенков в большей степени случайно

Выше среднего уровень

  Дети освоили практические  умения, владеют техническими навыками. В  изобразительной  деятельности  отмечается стереотипность образов

Стремится улучшить изображение, довести  работу до конца, допустив ошибку, исправляет ее, самостоятельно применяет известные  способы действий;

Выбирает художественный материал в соответствии с замыслом и требованиями художественного выражения. Замыслы устойчивы.

Понимает задачу, выполняет её, строго следуя инструкции. Если задача не основывается на имеющихся у ребёнка  знаниях и умениях, задаёт множество  вопросов о способах изображения, просит о помощи.

Дети достаточно самостоятельны при  выборе средств выразительности. Создает выразительный образ доступными изобразительно-выразительными средствами, пытается детально передать характер, внешние особенности (форму, пропорции, цвет) образа.

Многоцветная или ограниченная гамма — цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого

Высокий  уровень

Ребенок создает разнообразные  художественные образы на основе различных  средств выразительности, сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки.

Для начала деятельности ребёнку не требуется внешняя мотивация, желание начать работу порой даже мешает выслушать задание педагога. Ребёнок действует увлечённо и эмоционально, его высказывания относятся к процессу работы или к теме изображения.

 Стремится улучшить изображение, довести работу до конца. Выбирает художественный материал в соответствии с замыслом и требованиями художественного выражения.

Для отображения особенностей объектов, своего настроения и отношения к  изображаемому используют разнообразие цветов и цветовых сочетаний.

Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими навыками. Использует разные способы и технические приёмы, материалы и инструменты для создания выразительного образа и выражения своего отношения к предмету изображения.

Владеет выразительными средствами  (линия, штрих, пятно, цвет), экспериментирует.

Замысел создают до  начала рисования, формулируют его в речи. В соответствии с ним выбирают формат и цвет бумаги, изобразительные и выразительные  средства. Замыслы устойчивы и разнообразны.

 Разнообразие цветовой гаммы  изображения, соответствующей замыслу  и выразительности изображения

2 серия эксперимента  была направлена на выявление представлений детей о некоторых нетрадиционных техниках создания изображения и «принятия» возможности создания рисунка с использованием различных материалов, инструментов.

Информация о работе Формирование выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста