Формирование выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 14:34, дипломная работа

Описание работы

В теории и практике дошкольного воспитания изобразительная деятельность признается одним из наиболее доступных средств, предоставляющих детям широкие возможности для полного и осмысленного выражения впечатлений об окружающей жизни, переживаний, проявления своей непосредственности и эмоциональности. Известно, что художественное творчество способствует формированию у ребенка эстетического отношения к искусству и явлениям реальной действительности, развитию общих и специальных способностей, необходимых, в том числе, и для создания дошкольниками эмоционально-выразительного образа в рисовании. Проблема детского изобразительного творчества, в русле которой выполнено наше исследование, является постоянно актуальной в силу своей многоаспектности и значимости для развития личности дошкольника.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….…………3 -7
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования выразительности образа в рисунках старших дошкольников.
Психолого – педагогические основы формирования выразительного
художественного образа в рисунках старших дошкольников………..……8-16
Художественные техники как средство создания выразительного образа в рисунках старших дошкольников …………………………17-26
Выводы по 1 главе. …………………………………………………….……25-27
Глава 2. Особенности формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников
2.1. Экспериментальное изучение особенностей формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента…………………………………28-39
2.2. Результаты констатирующего эксперимента………………….…… 40-57
Выводы по 2 главе………………………………………………………...…58-62
Заключение………………………………………………………………...…70
Библиография………………………………………………………...………71

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 421.00 Кб (Скачать файл)

            Одним из значимых показателей освоения изобразительной деятельности является создание  детьми выразительного образа.

Выразительность - главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции, использование их в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления или характера. Выразительность детского рисунка - это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему (Г. В. Лабунская). 

Детская изобразительная деятельность дошкольника при всем ее своеобразии сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл. Создавая образ человека, предмета или целого явления, стремясь к полноте, правдоподобному изображению, ребенок выбирает, однако, самые характерные признаки и особенности предмета. Ребенок отходит уже от абсолютно точного воспроизведения натуры и, стремясь выразить сущность явления, передает в своих рисунках выразительный образ.

        Психолого-педагогические основы формирования выразительного образа в детском творчестве исследованы в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Э.В. Ильенкова, B.C. Мухиной, Д.Б. Эльконина, В.А. Инжестойковой, Р.Г. Казаковой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Л.В. Компанцевой, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флёриной и др.  Они раскрыли особенности создания образа в различных видах изобразительной деятельности дошкольников, определили его как особую форму изображения и проявления детьми своих чувств, знаний, умений и отношений.

            Особый интерес у педагогов и психологов вызывает проблема образной выразительности в детском творчестве (Н.А.Ветлугина, В.А. Езикеева, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, В.С. Мухина и др.  Исследователями рассматривался процесс формирования выразительных образов в разных видах изобразительного творчества детей дошкольного возраста: в декоративном рисовании (Н.С.Александрова, Л.Г.Васильева, О.С. Дронова,  А.В. Молчева и др.), специально организованной аппликационной деятельности (С.В.Иванникова, О.Р.Лагутина, Е.С. Рогалева и др.), лепке (Н.А.Курочкина, И.А.Лыкова и др.), детском творческом конструировании (Т.Ф.Панфилова, Л.А.Парамонова и др.). Анализ исследований последних лет показал, что выразительность образов в рисовании формируется у дошкольников разными средствами: на основе восприятия иллюстраций детских книг (Л.П.Бочкарева, Р.А. Мирошкина), применения нетрадиционных художественных техник (А.А.Лукашова, А.Ильина ), усвоения дошкольниками системы художественных эталонов (С.В.Погодина), средствами графических способов изображения (О.В.Мельникова).

              Детские рисунки убеждают нас в том, что ребёнок способен выразить в них своё мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными. В своем анализе детских рисунков мы сделаем акцент на характере выразительности образа и тех средствах выражения его содержания, которые доступны детям старшего дошкольного возраста.

              Комарова Т.С и Казакова Т.Г. выделяют следующие особенности изобразительной деятельности старших дошкольников:

  • Расположение предметов в соответствии с задуманной композицией
  • Предварительное замысливание сюжета
  • Функционализм. Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает об этом предмете.
  • Богатая тематика рисунков
  • Использование в работе большого количества материалов, техник
  • Практическая направленность продуктивной деятельности.
  • Стремление к экспериментированию с различными материалами
  • Специфичность цветовых решений

            Такими исследователями проблемы детского художественного творчества как Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, В.А. Езикеева, Т.Г. Казакова были раскрыты средства художественной выразительности, пользуясь которыми дети способны передавать художественный образ. В.А. Езикеева пишет: «В отличие от образа в профессиональном искусстве художественный образ в детском рисунке требует иных критериев для своей оценки… цвет, форма, композиция являются средствами выразительности образа в детском рисунке».

          Исследователи детского изобразительного творчества – Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова и другие отмечают, что многие выразительные средства, используемые художником в живописи,  в определенной степени доступны и ребенку дошкольного возраста.

Средствами, с  помощью которых дети дошкольного возраста создают образ в рисунке, являются  цвет, композиция, линия. Большое внимание  уделялось  изучению таких выразительных средств детского рисунка, как цвет (В.С. Мухина, А.А. Мелик-Пашаев, Т.Г. Казакова), композиция (Е.В. Шорохов, С.Д. Левин).

       Цвет  занимает  особое место в ряду выразительных средств и рано осваивается детьми.  Формирование чувства цвета как одного из наиболее доступных выразительных средств в рисовании наиболее полно раскрыто в исследованиях Л.В. Пантелеевой, Р.Н. Смирновой, А.А  Мелик-Пашаева.

А.А  Мелик-Пашаев обосновал  способность к применению цвета в качестве выразительного средства как компонент художественной одарённости. Пантелеева  Л.В. разработала методику ознакомления детей 5-7 лет с художественными качествами и образной выразительностью цвета, а также колористическими основами дизайна.

         Многими исследователями детского рисунка замечено применение ребёнком цвета для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цветами ребёнок обычно изображает любимых героев, животных, приятные события и явления, а тёмными -  нелюбимых героев, объектов, явлений и т.д.  Мухина считает: «Цвет, как выразительное средство используется ребёнком для характеристики изображаемого персонажа, для выражения своего к нему отношения».

      Н. П. Сакулина, Л. А. Раева  в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание  детей на цветовое разнообразие  мира (снег, как и небо, может быть  и голубым, и серым, и сиреневым). В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников ребёнок начинает использовать цвет более разнообразно, реалистично и выразительно. Однако необходимо позаботиться о том, чтобы, выполняя рисунок, ребёнок не был равнодушен, чтобы тема волновала его, и тогда цвет, колорит детского рисунка будет выразительным.

   Другое средство выразительности, используемое дошкольником - линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребёнку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией.     Так, дети старательно рисуют солнце, аккуратно выводя лучики, делая их длиннее и гуще, словно так, солнце греет лучше и светит ярче.

Композиция,  ритм, а также связанные с ними темп и динамика являются побудителями и выразителями эстетического отношения в художественной деятельности детей дошкольного возраста.    Е. В. Шорохов отмечает, что композиция является средоточием идейно-творческого начала, позволяющего автору целенаправленно организовывать главное и второстепенное и добиться максимальной выразительности содержания и формы в их образном единстве, причем это характерно не только для профессиональных художников, но и для детей дошкольного возраста. 
В исследованиях природы эстетических чувств и генезиса эстетического сознания высказано предположение о ритме как первооснове чувства красоты. Эти данные подтверждают выводы А.В. Бакушинского об особенностях и  динамике чувства ритма в художественном творчестве детей, сделанные на основе анализа типических параллелизмов индивидуального и родового развития человека.

     В  выразительном рисунке форма  служит средством передачи характера  образа. Дети пытаются добиться  выразительности образа посредством изображения определённых поз, жестов, определённого расположения фигур. В рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно: кошка мчится за мышью, вытянувшись как стрела и расправив когти; дует сильный ветер, раскачивая деревья и срывая осенний лист.

   Исследования  педагога детского творчества  Н. Курочкиной показывают, что  у детей 5-7 лет наблюдается  уже сознательное использование  цвета, формы, построение рисунка,  выразительных средств для отображения  отдельного образа или сюжетной композиции. Поэтому дети старшего возраста по сравнению с детьми младшего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приёмы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники прочнее усваивают эти приёмы, закрепляя их в своём сознании.

Современные программы ДОУ о задачах обучения рисованию

Многие современные  программы ДОУ уделяют большое  значение развитию изобразительной  деятельности детей, так как изобразительная деятельность решает целый ряд задач эстетического и духовного развития. Важное место среди этих задач отводится формированию у детей разнообразных эстетических чувств (чувства формы, цвета, композиции), художественного вкуса.

К таким программам относятся «Развитие» (авторский коллектив под рук. Л. А. Венгера и т.д.), «Детство» (под рук. Т. И. Бабаевой, И. А. Ноткиной), «Из детства в отрочество» (автор Т. И. Даронова) и др.

Если все  вышеперечисленные программы занимаются общим развитием ребенка, то существуют и программы, которые занимаются именно развитием изобразительных знаний, умений и навыков. Такие как: «Росинка» (Л.В. Куцакова), «Природа и художник» (Т. А. Копцева) и т.д.

В современных  образовательных учреждениях педагогом  предоставляется право выбора образовательной программы. Практика показывает: педагогу, как правило, непросто разобраться в многообразии предлагаемых программ, осмыслить их содержание и познакомиться с методическим обеспечением. Существует ряд программ открытого типа, которые не исключают возможности использования других методических пособий и дидактических материалов.

Одна из таких  программ «Программа художественного  воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет – цветные ладошки». Автор  – Лыкова И.А. (приложение 1).

Органической частью программы  является формирование эстетического отношения и художественных способностей в изобразительной деятельности детей. Лыкова И.А. считает, что в детском саду дети часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами, инструментами (карандашами, кисточками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Взаимодействие различных видов изобразительных искусств и художественной деятельности детей в едином образовательном пространстве ДОУ открывает новый путь освоения действительности в дошкольном детстве.

Данная программа  создана не так уж давно, но уже  активно используется в дошкольных образовательных учреждениях разных городов, в т.ч. и в Санкт-Петербурге.  Программа «Цветные ладошки» используется в ДОУ №57, который является базой исследования. В своей опытно-практической работе, мы использовали различные формы работы данной программы такие как: занятия,  игры - экспериментирования,  дидактические игры. Итак, можно сделать вывод, что программа «Цветные ладошки» очень эффективна, так как работа ведется последовательно, планомерно и постепенно с учетом индивидуального опыта ребенка. Так же соблюдаются все условия формирования выразительности образа в рисунках старших дошкольников, используются на занятиях различные формы работы.                             

Таким образом, анализ исследований и литературы показывает значимость проблемы формирования выразительности образов в рисовании. Исследования  показали, что дети старшего дошкольного возраста способны воспринимать художественный «язык» и при соответствующих условиях самостоятельно создавать выразительные образы. У детей 5-6 лет наблюдается уже сознательность в использовании разнообразных средств выразительности: использование цвета, формы, построения рисунка как выразительного средства для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Дети старшего возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений.

1.2.Художественные  техники как средство создания  выразительного образа в рисунках  старших дошкольников      

   Изобразительная  техника – совокупность технических и выразительных приемов создания художественного образа в определенном материале (виды по материалам: акварельные, использование гуаши, карандаша, сангины) и использования материалов ( кляксография, граттаж,  ладонь,  выдувание из трубочки, ниткография и т.п.).

Рисование в детском саду - художественно-творческая деятельность, так же как и деятельность художника - включает определенную технику, овладеть которой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить и рисунке свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений.

Для развития творчества детям  необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Т.С.Комарова видит один из путей повышения выразительности образов в детских рисунках в обучении дошкольников технике рисования.  Делая в своих работах акцент на формировании двигательных умений и навыков, необходимых для рисования, Т.С.Комарова в то же время рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники и обучать дошкольников способам работы с ними, пониманию их выразительных свойств.

Информация о работе Формирование выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста