Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном детстве осанка. Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый вариант осанки.

Содержание работы

Введение
Глава I
Теоретические основы формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста
Изучение психолого – педагогической литературы по проблеме формирования правильной осанки у детей старше дошкольного возраста.
Особенности осанки детей дошкольного возраста.
Изучение педагогического опыта по формированию правильной осанки у дошкольников.
Вывод по первой главе.

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 74.39 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Тема: «Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного  возраста»

Содержание

Введение

Глава I

         Теоретические основы формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста

    1. Изучение психолого – педагогической литературы по проблеме формирования правильной осанки у детей старше дошкольного возраста.
    2. Особенности осанки детей дошкольного возраста.
    3. Изучение педагогического опыта по формированию правильной осанки у дошкольников.

Вывод по первой главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Введение.

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются  жизненно важные умения и навыки. В  связи с этим особая роль отводится  правильно организованному физическому  воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое  влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма.

Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое  значение имеет правильно сформированная в дошкольном детстве осанка. Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый вариант осанки.

Как свойство развивающегося организма, осанка не является статическим понятием и может нарушаться при резком изменении условий внешней среды. Особенно легко это может произойти  в дошкольном возрасте, когда осанка еще только формируется. Поэтому  любое нарушение условий ее формирования приводит к патологическим изменениям. Не приходится убеждать кого-либо в  большой роли физического воспитания как фактора, формирующего осанку ребенка. Естественно, что задача формирования осанки относится к важнейшим  задачам физического воспитания ребенка дошкольного возраста. Однако физическое воспитание не единственный фактор, влияющий на осанку. Последняя зависит и от состояния костного скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития и симметричности мышечной системы.

Предупредить возникновение неправильной осанки легче, чем проводить работу по ее исправлению. Поэтому важно  строгое соблюдение гигиенического режима (свежий воздух в помещении, нормальная освещенность, подбор стола  и стула по росту каждого ребенка, чередование движений и покоя, полноценное  питание, закаливание).

Важно постоянное наблюдение в процессе всей жизни за положением тела каждого  ребенка. Только общими усилиями воспитательного  учреждения, семьи, при активном участии  и контроле медицинского персонала  можно добиться формирования правильной осанки у детей.

Тем не менее, многие ученые, например (И.С.Красикова, И.В.Милюкова, Т.А.Евдокимова) отмечают, что на протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе, и детей. Высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки. Практически здоровые дети составляют сегодня лишь 4% от всего детского населения. Количество детей с нарушением осанки за последние 30 лет увеличилось в 3 раза и составляет, по данным исследованиям (М.Д.Дидур, А.А.Потапчук), от 60 до 80%, то есть в среднем, четыре ребенка из пяти имеют видимые деформации опорно – двигательного аппарата. Нарушения осанки встречаются уже у детей раннего возраста, в 4 года – у 17%, а в 7 лет – у 30% (Л.В.Янковский).

Нарушение осанки – это не болезнь, а пока лишь, нарушения развития костно – мышечного аппарата. Однако на фоне этого, как многие кажется  безобидного дефекта, развиваются  такие серьезные заболевания, как  сколиоз, кифоз, остеохондроз, которые  уже с трудом поддаются лечение  и способны отправить всю дальнейшую жизнь. Кроме того, деформации скелета, даже незначительные, самым неблагоприятным  образом сказываются на развитии внутренних органов, приводят к различным  расстройствам их деятельности.

 Главные причины такого положения:  недостаточная двигательная активность; переуплотненность групп; несвоевременный медицинский осмотр и нерегулярная лечебно-профилактическая работа; нарушение режима питания и отдыха в детском саду; слабая организация закаливающих мероприятий и физкультурно-оздоровительной работы. Большая практическая значимость проблемы формирование правильной осанки у дошкольников, обусловили выбранной темы курсовой работы: «Формирование навыка правильной осанки у детей старше дошкольного возраста». Проблемой нашего исследования является формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста. Каковы условия и представления формирования правильной осанки у детей

Объект исследования: процесс формирования навыка правильной осанки.

Предмет исследования: Условия и средства формирования правильной осанки по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: Выявить условия и средства навыка правильной осанки в дошкольном возрасте.

Гипотеза: Формирование правильной осанки детей старше дошкольного возраста будет успешнее, если:

- обеспечивается подбор физических упражнений для формирования      

  правильной осанки;

- реализуется принцип систематического и последовательного в

  применении физических упражнений, постепенное их усложнение.

- осуществляет индивидуальный подход к детям в процессе проведения

  Физических упражнений.

 

 

Задачи исследования:

1) Изучить психолого – педагогической литературы по проблеме формирования осанки в дошкольном детстве.

2) Изучить особенности осанки  детей старше дошкольного возраста.

3) Изучение педагогического опыта  по формированию правильной осанки  у дошкольников.

Методы научного исследования:

Для теоретических: анализ, сравнение, обобщение, конструирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1.2 Особенности осанки у детей дошкольного возраста.

 

      Осанка - привычное положение тела стоящего человека. Формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка. Особенности осанки определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей. Поддержание осанки обеспечивается за счет напряжения мышц шеи, пояса верхних конечностей, туловища, пояса нижних конечностей и ног, а также эластических свойств хрящевых и капсульно-связочных структур позвоночника, таза и суставов нижних конечностей.

Значение правильной осанки трудно переоценить. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник - именно он опора всего организма. К сожалению многие пренебрегают им и принижают значение правильной осанки, естественно это сулит проблемы со здоровьем в не таком уж и далеком будущем.

Если у человека правильная осанка, то нагрузка на позвоночный столб распределяется равномерно. За счет изгибов позвоночника обеспечивается гибкость, они смягчают толчки и удары при передвижении. Чем ближе к тазу, тем больше возрастает нагрузка, потому что нижние отделы позвоночника поддерживают вес верхних, и он возрастает по нарастающей. То есть больше всего нагружается поясничный отдел, особенно сидя. Но в подобной нагрузке нет ничего вредного и противоестественного, ведь мы постоянно находимся под влиянием силы притяжения и постоянно двигаемся. Проблемы могут начаться, только если не уделять внимание сохранению правильной осанки.

Позвоночник очень тесно  связан с кровеносной и нервной  системой, и очень быстро реагирует  на любое заболевание организма. Смещение одного из сегментов позвоночника приводит к появлению нарушений  в соседних органах, расположенных  рядом с сегментом. Например, из-за неудобной обуви так вышло, что  одна нога стала немного короче, чем другая, это станет причиной наклона таза в сторону. Чтобы  это компенсировать и сохранить  равновесие тела, позвоночник станет искривляться дугой в противоположную строну, и как следствие, высота плеч станет разной. Именно такие, незначительные на первый взгляд, мелочи, которые порой выпускаются из виду, играют решающее значение в правильной осанке человека.

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами, осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно – двигательного аппарата, при которых образуются порочные условия – рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается. (В.П.Правосудов, с.353)

Наиболее часто встречающиеся  нарушения осанки у дошкольников: искривления позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы); чрезмерные отклонения позвоночника в  грудном отделе (кифозы) и в поясничном отделе (лордозы);  плоскостопие и  врожденная косолапость; асимметричное положение плеч и др.

 Виды, признаки  неправильной осанки

Виды нарушения  осанки разделяют на нарушения осанки во фронтальной (вид сзади) и в сагиттальной плоскости (вид сбоку). Казалось бы, при всех возможных комбинациях нарушений осанки их должно быть достаточно много, но на практике виды нарушений осанки имеют ограниченное число.

А) Лордогическая.

Лордоз шейного  отдела - это изгиб позвоночника вперед в области шеи. Небольшой изгиб присутствует у всех людей. Нарушением осанки считается его отсутствие, то есть шея выпрямлена полностью без изгиба, а так же чрезмерный изгиб, когда голова заметно выступает вперед относительно тела.

Наиболее часто встречается  второй вариант, когда шейный лордоз увеличен. Это следствие выдвинутой вперед головы, и чтобы сохранить  равновесие и равномерно нагружались  шейные позвонки, шейный отдел позвоночника излишне изгибается. Многие даже и  не догадываются что у них шейный лордоз, лишь у небольшой части  это вызывает боли в шее.

Как выглядит шейный лордоз? При взгляде сбоку голова как  бы запрокинута назад, и шея визуально  выглядит укороченной. Из-за этого мышцы  шеи постоянно находятся в  напряжении.

Б) Кифотическая.

Кифотическая осанка (сутулость, круглая спина) - увеличение грудного кифоза, часто сочетающееся с уменьшением поясничного лордоза вплоть до его полного отсутствия, голова наклонена вперед, легко определяется выступающий остистый отросток седьмого шейного позвонка, из-за укорочения грудных мышц плечи сведены вперед, живот выпячен, отмечается привычное компенсаторное полусогнутое положение коленных суставов. При длительно существующей кифотической осанке деформация фиксируется (особенно часто у мальчиков) и коррекция ее становится невозможной при активном напряжении мышц.

В) Выпрямленная.

Плоская спина - длинное туловище и шея, плечи опущены, грудная  клетка уплощена, живот может быть втянут или выпячен вперед из-за слабости мышц, физиологические изгибы позвоночника почти отсутствуют, нижние углы лопаток резко выступают кзади (крыловидные лопатки), сила и тонус мышц обычно снижены. Создаются благоприятные условия для прогрессирования бокового искривления позвоночника, обусловленного сколиотической болезнью.

Г) Сутулая

Сутулость обычно возникает из-за непропорционального развития грудных мышц и верхних мышц спины. Если грудные мышцы более развиты чем верх спины, а это очень частое явление даже для тех, кто не посещает тренажерный зал, то они будут оттягивать плечи вперед, так как не встречают сопротивления со стороны мышц прижимающих лопатки к телу.

Д) Сколиоз

Если сколиоз - это боковое  искривление позвоночника, то становится понятным, откуда пошло название сколиоза грудного отдела - оно походит из места положения, в данном случае на уровне груди.

Чаще всего сколиоз  грудного отдела встречается с одной  дугой. То есть искривление при взгляде  спереди напоминает букву “С”. Она  может быть обращена вершиной в правую или левую сторону.

При осмотре человека, имеющего правильную осанку, определяется вертикальное положение  головы, подбородок слегка приподнят, шейно-плечевые углы, образованные боковой  поверхностью шеи и надплечьем, одинаковы, плечи расположены на одном уровне, слегка опущены и разведены, грудная клетка симметрична относительно средней линии. Точно также при правильной осанке симметричен живот, лопатки прижаты к туловищу на равном расстоянии от позвоночного столба, нижние углы лопаток расположены на одной горизонтальной линии.

При осмотре сбоку правильная осанка характеризуется несколько приподнятой  грудной клеткой и подтянутым животом, прямыми нижними конечностями, а также умеренно выраженными  физиологическими изгибами позвоночного столба. Благодаря физиологическим  изгибам увеличивается его устойчивость и подвижность, а также проявляются  рессорные свойства, предохраняющие головной и спиной мозг от сотрясений.(В.П.Правосудов, с.351).

Информация о работе Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста