Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить процесс формирования навыка правильной осанки в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1) Теоретическое изучение специальной литературы и передового опыта по проблеме формирования осанки в дошкольном детстве.
2) Обследование детей подготовительной к школе группы для выявления уровня сформированности правильной осанки.
3) Определение системы физических упражнений для коррекции неправильной осанки, опробация их на базе подготовительной к школе группы ДОУ №___г. ____.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста 25.docx

— 40.53 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа по методике

физического воспитания

Тема: «Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного  возраста»

Введение.

В дошкольный период формируются  основы психического и физического  здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются  жизненно важные умения и навыки. В  связи с этим особая роль отводится  правильно организованному физическому  воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое  влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма.

Для правильной работы органов  дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной  системы большое значение имеет  правильно сформированная в дошкольном детстве осанка. Позвоночник взрослого человека имеет небольшие изгибы: в шейном и поясничном отделе - вперед, в грудном и крестцовом - назад. Они образуются постепенно по мере роста организма, особенно после того как ребёнок научится стоять и ходить. Эти изгибы имеют положительное значение для организма, так как смягчают резкие вертикальные нагрузки на позвоночник (при прыжках, падении и др.); они называются физиологическими изгибами.

Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый вариант осанки.

Как свойство развивающегося организма, осанка не является статическим  понятием и может нарушаться при  резком изменении условий внешней  среды. Особенно легко это может  произойти в дошкольном возрасте, когда осанка еще только формируется. Поэтому любое нарушение условий  ее формирования приводит к патологическим изменениям. Не приходится убеждать кого-либо в большой роли физического воспитания как фактора, формирующего осанку ребенка. Естественно, что задача формирования осанки относится к важнейшим  задачам физического воспитания ребенка дошкольного возраста. Однако физическое воспитание не единственный фактор, влияющий на осанку. Последняя зависит и от состояния костного скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития и симметричности мышечной системы.

Предупредить возникновение  неправильной осанки легче, чем проводить  работу по ее исправлению. Поэтому важно  строгое соблюдение гигиенического режима (свежий воздух в помещении, нормальная освещенность, подбор стола  и стула по росту каждого ребенка, чередование движений и покоя, полноценное  питание, закаливание).

Важно постоянное наблюдение в процессе всей жизни за положением тела каждого ребенка. Только общими усилиями воспитательного учреждения, семьи, при активном участии и  контроле медицинского персонала можно  добиться формирования правильной осанки у детей.

Тем не менее, многие ученые отмечают: на протяжении последних  десятилетий в нашей стране сложилась  тревожная тенденция ухудшения  физического развития и состояния  здоровья всего населения, в том  числе и детей.

Высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и  осанки. Главные причины такого положения: недостаточная двигательная активность; переуплотненность групп; несвоевременный медицинский осмотр и нерегулярная лечебно-профилактическая работа; нарушение режима питания и отдыха в детском саду; слабая организация закаливающих мероприятий и физкультурно-оздоровительной работы. Многие дошкольные учреждения не имеют спортивных залов, оборудованных спортивных площадок для проведения физкультурных занятий, подвижных и спортивных игр.

Таким образом, проблемой нашего исследования является изучение процесса формирования навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования навыка правильной осанки.

Предмет исследования: система коррекционных упражнений по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить процесс формирования навыка правильной осанки в дошкольном возрасте.

Задачи исследования:

1) Теоретическое изучение  специальной литературы и передового  опыта по проблеме формирования  осанки в дошкольном детстве.

2) Обследование детей подготовительной  к школе группы для выявления  уровня сформированности правильной осанки.

3) Определение системы  физических упражнений для коррекции  неправильной осанки, опробация их на базе подготовительной к школе группы ДОУ №___г. ____.

Глава 1. Теоретические основы формирования навыка правильной осанки у дошкольников.

§ 1.

Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без  излишнего мышечного напря- жения.(проф.В.П.Правосудов). Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья.

При осмотре человека, имеющего правильную осанку, определяется вертикальное положение головы, подбородок слегка приподнят, шейно-плечевые углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем, одинаковы, плечи расположены на одном уровне, слегка опущены и разведены, грудная клетка симметрична относительно средней линии. Точно также при правильной осанке симметричен живот, лопатки прижаты к туловищу на равном расстоянии от позвоночного столба, нижние углы лопаток расположены на одной горизонтальной линии.

При осмотре сбоку правильная осанка характеризуется несколько  приподнятой грудной клеткой  и подтянутым животом, прямыми нижними  конечностями, а также умеренно выраженными  физиологическими изгибами позвоночного столба. Благодаря физиологическим  изгибам увеличивается его устойчивость и подвижность, а также проявляются  рессорные свойства, предохраняющие головной и спиной мозг от сотрясений.(В.П.Правосудов, с.351).

Как же определить осанку ребенка  дошкольного возраста? Сделать это  можно следующим образом: поставить  малыша спиной к себе на возвышение так, чтобы лопатки находились на уровне ваших глаз (ребенок в трусах, без майки). Поговорить с ним для  того, чтобы снять первоначально  возникшее у него напряжение и  увидеть естественную картину состояния  позвоночника. Посмотреть спереди, как  расположены у него плечи: составляют ли они одну прямую горизонтальную линию или одно несколько выше другого, развернуты или сведены; сзади  увидеть, не отстают ли лопатки, симметричны  ли надплечья.(Е.Н.Вавилова, с.15).

А можно сделать так: сантиметровой  лентой измерьте расстояние от 7 шейного  позвонка (наиболее выступающего) до нижнего  угла левой, а затем правой лопаток (ребёнок во время измерений должен быть раздет до пояса и стоять в  непринуждённой позе). При нормальной осанке эти расстояния равны. Оценить  осанку ребёнка поможет и так  называемый плечевой индекс. Измерьте сантиметровой лентой ширину плеч со стороны груди, затем со стороны спины (плечевую дугу).

Плечевой индекс = (ширина плеч/плечевая дуга)*100%. Если плечевой индекс равен 90 - 100%, у ребёнка правильная осанка. Меньшая величина индекса свидетельствует о её нарушении.(В.М.Краснова, с.28).

Позвоночный столб новорожденного ребенка имеет только одну кривизну – крестцово-копчиковый изгиб. Остальные изгибы начинают формироваться позднее. Это связано с определенными этапами в развитии ребенка и обусловлено развитием и функционированием мышц. Так, шейный изгиб позвоночника появляется после того, как ребенок начинает держать голову, т.е. под влиянием работы мышц спины и шеи. У ребенка, начинающего сидеть (6-7 месяцев), образуетсягрудной изгиб позвоночника. Поясничный изгиб образуется под воздействием мышц, обеспечивающих сохранение вертикального положения туловища и конечностей во время стояния и ходьбы. (В.П.Правосудов, с.352, Е.А.Лебедева, с.4)

Осанка человека рано принимает  характер навыка и может определяться уже в дошкольном возрасте. Вначале  она неустойчива, так как в  период роста организму ребенка  свойственна неравномерность в  развитии костного, суставно-связочного аппаратов и мышечной системы. Это  несоответствие постепенно уменьшается, и к окончанию роста осанка стабилизируется.

§ 2.

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами, осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается. (В.П.Правосудов, с.353).

Наиболее часто встречающиеся  нарушения осанки у дошкольников: искривления позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы); чрезмерные отклонения позвоночника в  грудном отделе (кифозы) и в поясничном отделе (лордозы); плоскостопие и врожденная косолапость; асимметричное положение  плеч и др.

Причин неправильной осанки и ее дефектов много: гиподинамия  и, как следствие, недостаточное  развитие мышц спины, живота, бедер, шеи, груди, удерживающих позвоночник в  нужном положении; ходьба с опущенной  головой, сидение с опущенными плечами  и согнутой спиной. Развитию дефектов осанки способствуют несоответствующая  росту ребенка мебель, неудобная  одежда, неправильные позы и привычки детей (например, опора при стоянии  на одну ногу, чтение и рисование лежа в постели на боку); однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр; ношение какого-либо груза в одной и той же руке). Значительную роль в возникновении нарушений осанки играет неудовлетворительный общий режим жизни ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок на открытом воздухе, недостаточный сон, нерациональный режим питания). Развитию нарушений осанки способствуют также частые инфекционные и острые респираторные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие.

Е.Н.Вавилова дала рекомендации по подбору мебели для ребенка в детском саду (с.13). Мебель подбирают в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Конструкция стола и стула должна обеспечивать, во-первых, опору для туловища, рук и ног, во-вторых, симметричное положение головы и плечевого пояса.

Размер мебели должен соответствовать  росту ребенка: длина сиденья  стула – длине бедер, высота его  ножек – длине голеней. Хорошо, если спинка стула имеет небольшой  наклон назад, что позволяет откинуться, расслабиться, дать отдых позвоночнику. Стопы должны стоять на полу (или  на подставке, если стул велик для  данного ребенка).

Е.А.Лебедева предлагает подбирать  мебель для детей, исходя из следующей  таблицы:

Размеры основной мебели для детей

Постель не должна быть слишком мягкой, подушка – большой. Длина кровати больше роста ребенка на 20-25 см, чтобы он смог свободно вытянуться.

Поза ребенка в любых  видах его деятельности должна постоянно  быть в центре внимания взрослых.

Во время сна ребенок может часто менять положение своего тела (ведь дети спят днем 1,5-2 часа, а ночью 10-11 часов). Нельзя допускать, чтобы малыш спал, свернувшись «калачиком», с подтянутыми к груди ногами. В этом положении смещаются лопатки, сдавливаются верхние ребра в грудной полости, искривляется позвоночник. Вся тяжесть тела падает на две точки – плечевой и тазобедренный суставы, а позвоночник провисает между ними. Связочно-мышечный аппарат перерастягивается.

Лучше всего, если ребенок  спит на спине, голова на небольшой  подушке, матрац ровный, плотный.

Если ребенок стоит, надо следить, чтобы равномерно распределялась нагрузка от тяжести тела на обе ноги. В естественном положении ноги несколько расставлены (так удобнее удержать равновесие), носки немного развернуты наружу. Привычка стоять с опорой на одну ногу вызывает косое положение тела, неправильный изгиб позвоночника.

Сохранение хорошей осанки при движениях более сложно. Мышцы должны действовать, напрягаясь и расслабляясь, и этим поддерживать равновесие тела. Особенно большое участие принимают мышцы плечевого пояса, шеи, спины, таза, бедер. Движения этих мышц должны быть согласованными, взаимосочетаемыми.

При ходьбе у ребенка с хорошей осанкой плечи на одном уровне, грудная клетка расправлена, лопатки чуть-чуть (без напряжения) отведены назад, живот подтянут, смотреть надо прямо (вперед на 3-4 шага). Идти надо не сутулясь, ногами не шаркать, спокойная ходьба сопровождается легкими взмахами рук, быстрая -–энергичными движениями рук.(Е.А.Лебедева, Е.В.Русакова, с.14).

Опасность изменения осанки малыша, начинающего ходить, может  возникнуть, если его водить за одну и ту же руку в течение продолжительного времени – это стимулирует  боковое искривление позвоночника, асимметрию плечевого пояса.

В возрасте 2-3 лет дети много  ходят, и неокрепшие мышцы могут  не выдержать длительной нагрузки. В результате дети принимают облегченные  положения, которые переходят в  привычку (наклоняются, чрезмерно сгибают  ноги в коленях). Чтобы этого избежать, необходимо чередовать движение и покой. Гигиенисты считают, что отдых лежа в горизонтальном положении для дошкольников должен быть в середине дня не менее 1-2 часов. При длительном пребывании на ногах развивается статическое плоскостопие, искривляются трубчатые кости. В верхней и нижней трети (зоны роста) этих костей могут появиться утолщения. Это говорит о том, что кости растут не в длину, как положено, а в ширину. (Е.Н.Вавилова, с.18)

Информация о работе Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста