Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном детстве осанка. Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый вариант осанки.

Содержание работы

Введение
Глава I
Теоретические основы формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста
Изучение психолого – педагогической литературы по проблеме формирования правильной осанки у детей старше дошкольного возраста.
Особенности осанки детей дошкольного возраста.
Изучение педагогического опыта по формированию правильной осанки у дошкольников.
Вывод по первой главе.

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 74.39 Кб (Скачать файл)

Как же определить осанку ребенка  дошкольного возраста? Сделать это  можно следующим образом: поставить  малыша спиной к себе на возвышение так, чтобы лопатки находились на уровне ваших глаз (ребенок в трусах, без майки). Поговорить с ним для  того, чтобы снять первоначально  возникшее у него напряжение и  увидеть естественную картину состояния  позвоночника. Посмотреть спереди, как  расположены у него плечи: составляют ли они одну прямую горизонтальную линию или одно несколько выше другого, развернуты или сведены; сзади  увидеть, не отстают ли лопатки, симметричны  ли надплечья.(Е.Н.Вавилова, с.15).

А можно сделать так: сантиметровой  лентой измерьте расстояние от 7 шейного  позвонка (наиболее выступающего) до нижнего  угла левой, а затем правой лопаток (ребёнок во время измерений должен быть раздет до пояса и стоять в  непринуждённой позе). При нормальной осанке эти расстояния равны. Оценить  осанку ребёнка поможет и так  называемый плечевой индекс. Измерьте сантиметровой лентой ширину плеч со стороны груди, затем со стороны  спины (плечевую дугу).

Плечевой индекс = (ширина плеч/плечевая дуга)*100%. Если плечевой индекс равен 90 - 100%, у ребёнка правильная осанка. Меньшая величина индекса свидетельствует о её нарушении.(В.М.Краснова, с.28).

Позвоночный столб новорожденного ребенка имеет только одну кривизну – крестцово-копчиковый изгиб. Остальные изгибы начинают формироваться позднее. Это связано с определенными этапами в развитии ребенка и обусловлено развитием и функционированием мышц. Так, шейный изгиб позвоночника появляется после того, как ребенок начинает держать голову, т.е. под влиянием работы мышц спины и шеи. У ребенка, начинающего сидеть (6-7 месяцев), образуется грудной изгиб позвоночника. Поясничный изгиб образуется под воздействием мышц, обеспечивающих сохранение вертикального положения туловища и конечностей во время стояния и ходьбы. (В.П.Правосудов, с.352, Е.А.Лебедева, с.4)

Осанка человека рано принимает  характер навыка и может определяться уже в дошкольном возрасте. Вначале  она неустойчива, так как в  период роста организму ребенка  свойственна неравномерность в  развитии костного, суставно-связочного аппаратов и мышечной системы. Это  несоответствие постепенно уменьшается, и к окончанию роста осанка стабилизируется.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1.1 Анализ изучения психолога – педагогической

         литературы по проблеме формирования правильной

осанки у дошкольников.

 

У детей до завершения окостенения  скелета позвоночник очень гибкий и пластичный. Вследствие разновременных процессов роста и развития организма  развитие мышечной ткани отстает  от роста скелета. Например, передняя продольная связка на уровне физиологического грудного кифоза (широкая, плотная, похожая  на сухожилие) до завершения роста скелета  следует за удлиняющимся позвоночником  с некоторым отставанием и  потому не обеспечивает ему должной  стабильности. Лишь после завершения роста тонус ее повышается, и она  активно участвует в удержании  грудного кифоза. Такого рода особенности  вместе с неправильными позами и  недостаточной двигательной активностью  и приводят к возникновению нарушений  осанки.

Причиной развития круглой спины  может быть систематическое длительное пребывание в положении сидя или  лежа "калачиком", когда мышцы  задней поверхности бедер и ягодичные  мышцы находятся в состоянии  растяжения, а мышцы передней поверхности  бедер укорачиваются. Поскольку  положение таза в значительной мере зависит от равномерной тяги этих мышц, при ее нарушении увеличиваются  наклон таза и поясничная кривизна позвоночника, что и наблюдается  в положении стоя. Несоответствие размеров и конструкции мебели росту  ребенка также приводит к возникновению  этого типа нарушений осанки.

Одной из причин уплощения позвоночника является недостаточный наклон таза, дети с такой осанкой предрасположены  к боковым искривлениям позвоночника. Предрасполагают к образованию  плоской спины рахиты, слишком  раннее усаживание младенца, вызывающее сильное вытягивание поясничного  отдела позвоночника, впоследствии трудно поддающееся коррекции.

Первые признаки нарушения осанки часто остаются незамеченными, и  к хирургу-ортопеду дети попадают со значительными отклонениями, с трудом поддающимися исправлению. Не всегда удается  регулярно посещать врача-ортопеда, а нарушения желательно обнаруживать как можно раньше.

Формирование осанки происходит под  влиянием многих условий: характера  строения и степени развития костной  системы, связочно-суставного и нервно-мышечного  аппарата, особенностей условий труда  и быта, нарушения деятельности и  строения организма вследствие некоторых  заболеваний, особенно перенесенных в  раннем детстве. Осанка в любом возрасте имеет нестабильный характер, она  может улучшаться или ухудшаться. У детей количество нарушений  осанки возрастает в период активного  роста в 5-7 лет и в период полового созревания. Осанка в школьном возрасте весьма нестабильна и зависит  во многом от психики ребенка, от состояния нервной и мышечной системы, развития мускулатуры живота, спины и нижних конечностей.

Различные отклонения от правильной осанки считаются ее нарушениями, или  дефектами, и не являются заболеванием. Чаще всего они возникают при  гиподинамии, неправильной позе при  работе и отдыхе, носят функциональный характер и связаны с изменениями  опорно-двигательного аппарата, при  которых возникают "ошибочные" условно-рефлекторные связи, привычка неправильного положения тела, мышечный дисбаланс, связанный со слабостью  мышц и связок. Нарушения осанки занимают промежуточное положение  между нормой и патологией, а по сути, являются состоянием предболезни. Поскольку при нарушениях осанки ухудшается работа всех систем и органов  организма, то сами нарушения осанки могут быть предвестниками серьезных  заболеваний.

Главный принцип сохранения здоровья - профилактика. Опыт и наблюдения специалистов убеждают, что главную роль в формировании правильной осанки играют воспитание и систематические физические упражнения.

В детстве легко вырабатываются положительные навыки, поэтому формировать  правильную осанку нужно еще до школы. Мебель - стол, стул - должна соответствовать  росту ребенка. Уже с 4-летнего  возраста надо приучать детей правильно  сидеть, стоять, не сутулиться во время  ходьбы. Холодные обтирания не только закаляют, но и способствуют повышению  тонуса мышц. Большое значение имеет  правильное питание с достаточным  содержанием полноценных веществ - белков, витаминов, минералов.

С началом обучения особое внимание взрослых должно быть обращено на создание ребенку благоприятной рабочей  обстановки - для выполнения школьных домашних заданий, для чтения, компьютерных игр и любых других занятий. Прежде всего, необходимо позаботиться, чтобы  ребенку было удобно сидеть, а для  этого надо подобрать мебель, подходящую по росту. Проверить это просто: крышка стола должна быть на 2-3 см выше локтя  сидящего ребенка, сиденье стула - на уровне коленного сустава.

Для предупреждения нарушения осанки и зрения необходимо также обращать внимание на следующее:

· при правильном положении стола  и достаточном его освещении  во время чтения и письма нормальным расстоянием от глаз до книги и  тетради считается 30-35 сантиметров;

· очень важно следить за правильной позой, особенно во время письма. Оно  у школьников младших классов  вызывает наибольшее утомление. Дети начинают искать опору для головы и туловища, прислоняться грудью к краю стола, при  этом затрудняются дыхание и кровообращение и, конечно, легко возникают дефекты  осанки. Так как посадка наиболее сильно страдает при косом письме, то следует приучать детей писать с небольшим (10-15°) наклоном букв.

Также очень важно чередовать умственный труд с отдыхом: необходимо минимум  через каждые 25-30 мин. устраивать короткие, на 10 мин., перерывы для отдыха с простыми физическими упражнениями, которые  быстро восстанавливают работоспособность, и обязательной гимнастикой для  глаз.

Систематические занятия физической культурой и спортом - самое лучшее средство предупреждения нарушений  осанки. Воспитание правильной осанки можно сравнить с выработкой особого  вида условного двигательного рефлекса, который должен время от времени  подкрепляться безусловным (похвалой, поощрением). Такими условными раздражителями для ребенка являются замечания  и напоминания родителей и  педагогов и понимание необходимости  сохранения правильного положения  тела.

Отклонения от нормальной осанки принято  называть нарушениями, или дефектами, осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается. (В.П.Правосудов, с.353).

Наиболее часто встречающиеся  нарушения осанки у дошкольников: искривления позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы); чрезмерные отклонения позвоночника в  грудном отделе (кифозы) и в поясничном отделе (лордозы); плоскостопие и врожденная косолапость; асимметричное положение  плеч и др.

Причин неправильной осанки и ее дефектов много: гиподинамия и, как  следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, бедер, шеи, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение  с опущенными плечами и согнутой спиной. Развитию дефектов осанки способствуют несоответствующая росту ребенка  мебель, неудобная одежда, неправильные позы и привычки детей (например, опора  при стоянии на одну ногу, чтение и рисование лежа в постели на боку); однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр; ношение какого-либо груза в одной и той же руке). Значительную роль в возникновении нарушений осанки играет неудовлетворительный общий режим жизни ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок на открытом воздухе, недостаточный сон, нерациональный режим питания). Развитию нарушений осанки способствуют также частые инфекционные и острые респираторные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие.

Е.Н.Вавилова дала рекомендации по подбору мебели для ребенка в детском саду (с.13). Мебель подбирают в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Конструкция стола и стула должна обеспечивать, во-первых, опору для туловища, рук и ног, во-вторых, симметричное положение головы и плечевого пояса.

Размер мебели должен соответствовать  росту ребенка: длина сиденья  стула – длине бедер, высота его  ножек – длине голеней. Хорошо, если спинка стула имеет небольшой  наклон назад, что позволяет откинуться, расслабиться, дать отдых позвоночнику. Стопы должны стоять на полу (или  на подставке, если стул велик для  данного ребенка).

Е.А.Лебедева предлагает подбирать  мебель для детей, исходя из следующей  таблицы:

Размеры основной мебели для детей

Постель не должна быть слишком мягкой, подушка – большой. Длина кровати больше роста ребенка на 20-25 см, чтобы он смог свободно вытянуться.

Поза ребенка в любых видах  его деятельности должна постоянно  быть в центре внимания взрослых.

Во время сна ребенок может часто менять положение своего тела (ведь дети спят днем 1,5-2 часа, а ночью 10-11 часов). Нельзя допускать, чтобы малыш спал, свернувшись «калачиком», с подтянутыми к груди ногами. В этом положении смещаются лопатки, сдавливаются верхние ребра в грудной полости, искривляется позвоночник. Вся тяжесть тела падает на две точки – плечевой и тазобедренный суставы, а позвоночник провисает между ними. Связочно-мышечный аппарат перерастягивается.

Лучше всего, если ребенок спит на спине, голова на небольшой подушке, матрац ровный, плотный.

Если ребенок стоит, надо следить, чтобы равномерно распределялась нагрузка от тяжести тела на обе ноги. В естественном положении ноги несколько расставлены (так удобнее удержать равновесие), носки немного развернуты наружу. Привычка стоять с опорой на одну ногу вызывает косое положение тела, неправильный изгиб позвоночника.

Сохранение хорошей осанки при движениях более сложно. Мышцы должны действовать, напрягаясь и расслабляясь, и этим поддерживать равновесие тела. Особенно большое участие принимают мышцы плечевого пояса, шеи, спины, таза, бедер. Движения этих мышц должны быть согласованными, взаимосочетаемыми.

При ходьбе у ребенка с хорошей осанкой плечи на одном уровне, грудная клетка расправлена, лопатки чуть-чуть (без напряжения) отведены назад, живот подтянут, смотреть надо прямо (вперед на 3-4 шага). Идти надо не сутулясь, ногами не шаркать, спокойная ходьба сопровождается легкими взмахами рук, быстрая -–энергичными движениями рук.(Е.А.Лебедева, Е.В.Русакова, с.14).

Опасность изменения осанки малыша, начинающего ходить, может возникнуть, если его водить за одну и ту же руку в течение продолжительного времени – это стимулирует боковое искривление позвоночника, асимметрию плечевого пояса.

В возрасте 2-3 лет дети много ходят, и неокрепшие мышцы могут не выдержать  длительной нагрузки. В результате дети принимают облегченные положения, которые переходят в привычку (наклоняются, чрезмерно сгибают  ноги в коленях). Чтобы этого избежать, необходимо чередовать движение и покой. Гигиенисты считают, что отдых лежа в горизонтальном положении для дошкольников должен быть в середине дня не менее 1-2 часов. При длительном пребывании на ногах развивается статическое плоскостопие, искривляются трубчатые кости. В верхней и нижней трети (зоны роста) этих костей могут появиться утолщения. Это говорит о том, что кости растут не в длину, как положено, а в ширину. (Е.Н.Вавилова, с.18)

Информация о работе Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста