Формирование мотивов учения у младших школьников в процессе обучения иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 23:13, дипломная работа

Описание работы

цель нашего исследования – на основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть формирование мотивов учения у младших школьников и разработать рекомендации по формированию учебной мотивации у младших школьников.
Исходя из цели иследования, объекта и предмета были сформулированы следующие задачи исследования:
На основе анализа психолого-педагогической литературы установить содержание понятий мотива и мотивации и их значение в учебной деятельности.
Раскрыть особенности формирования мотивов учения в процессе обучения иностранному языку и условия эффективного развития мотивации учения и деятельности.
Провести анализ результатов мотивов учения младшего школьника в процессе обучения иностранному языку.
Разработать электронный сборник рекомендаций по формированию учебной мотивации в младшем школьном возрасте.

Файлы: 1 файл

Диплом Прасолова.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выпускной квалификационной работы состоит в том, что современная социокультурная   ситуация привела к тому, что в обществе происходит  интенсивный процесс изменения социальных ориентиров. Современные позиции, заложенные во ФГОСах  начальной школы, актуализируют создание условий для личностного развития учащихся.

Мотивационный аспект является одним из главных показателей личностных условий учебной деятельности. Поэтому сегодня так серьезно встает вопрос о целенаправленной работе педагога по созданию условий для поэтапного перехода учащихся с одного уровня мотивации на другой, более высокий (например, от эмоционального к социальному уровню, от социального – к познавательному). В начальную школу дети приходят с познавательным интересом. Возникает вопрос: Как этот интерес не только не потерять, но  и перевести во внутреннюю потребность?

Модернизация современной  общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы  знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности, и личной ответственности обучающихся. Современная школа находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения. Но, не смотря на это, учителя сталкиваются с нежеланием ребёнка учиться, это касается как дисциплин гуманитарного, так и естественного цикла. Вместе с тем в настоящее время учащиеся средней общеобразовательной школы должны обладать не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и иметь богатый внутренний потенциал, способствующий самоактуализации, самообразованию в процессе учебой  деятельности. В связи с этим основной задачей стоящей перед учителем в средней общеобразовательной школе является создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности.

Многочисленные исследования по вопросам мотивов деятельности и, в частности  мотивов учебной деятельности проведены  такими отечественными психологами  как Л.И. Божович, К.Левин и др. Л.И. Божович [9,с.65] и ее сотрудники при  анализе направленности личности (понимание и доминирующие мотивы) выделили мотивы получения знаний и мотивы, порожденные самой учебной деятельностью. В зарубежных исследованиях изучению мотивации так же уделяется большое внимание. Здесь следует отметить таких психологов как Г.Олпорт, Г.Берлайн, А.Маслоу и другие. Например, в своей теории А. Маслоу [7,с.16] отмечает стремление индивида к непрерывному развитию как ведущий мотив. Любая деятельность, в том числе и учебная, осуществляется под влиянием целого ряда условий и факторов, главным из которых являются потребности. Сами потребности вызывают причины поступков человека, которые психологами называются мотивами. Совокупность тех или иных мотивов составляет мотивацию личности. Как регулятор учебной деятельности мотивация пронизывает все психологические процессы обучаемого и оказывает воздействие на всю гамму мотивационных отношений.

Таким образом, возникает противоречие между важной ролью, которую играет мотивация в обучении младшего школьника и отсутствием системной работы педагога по её формированию. Оно обусловлено тем, что эта работа ведётся,  как правило стихийно, так как педагоги не всегда владеют психологическими механизмами формирования мотивации у детей младшего школьного возраста.

  Необходимо отметить, что проблема мотивации содержит большие резервы в плане поиска эффективных методов обучения школьников, наиболее совершенных способов формирования навыков и умений, повышения их интеллектуальной активности, более оперативной ориентации в широком информационном поле. Эта проблема привлекала и привлекает не только ведущих представителей педагогики, но и философии, социологии и психологии. Этим объясняется актуальность выбранной темы исследования.

 Исходя из этого, цель нашего исследования – на основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть формирование мотивов учения у младших школьников и разработать рекомендации по формированию учебной мотивации у младших школьников.

  Объект исследования -  мотивационная сфера младших школьников.

Предмет исследования – особенности формирования мотивации младших школьников в процессе обучения иностранному языку

Исходя из цели исследования, объекта и предмета были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы установить содержание понятий мотива и мотивации и их значение в учебной деятельности.
  2. Раскрыть особенности формирования мотивов учения в процессе обучения иностранному языку и условия эффективного развития мотивации учения и деятельности.
  3. Провести анализ результатов мотивов учения младшего школьника в процессе обучения иностранному языку.
  4. Разработать электронный сборник рекомендаций по формированию учебной мотивации в младшем школьном возрасте. 

Теоретико-методологическую основу исследования составляют исследования по изучению особенностей учебной деятельности детей младшего школьного возраста (Л.И. Божович, В.В Давыдов, А.К. Маркова, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин); теории развития мотивации в онтогенезе (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев); типологии и структуры мотивов (М.Р. Гинзбург, М.В. Матюхина, А.К. Маркова, П.М. Якобсон); теории совместной деятельности (В.В. Агеев, Г.А. Китайгородская, Н.Н. Обозов, И.Б. Первин, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, А.С. Чернышев и другие); концепции о соотношении совместной и индивидуальной деятельности (Ю.М. Орлов, Н.Д. Творогова, В.И. Шкуркин, Е.И. Негневицкая, A.M. Шахнарович).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, психолого-педагогические наблюдения, анкетирование школьников, анализ результатов учебной деятельности, констатирующий и формирующий эксперимент, количественный и качественный анализ экспертных оценок, методы математической статистики в обработке итоговых данных. Данные методы позволили выявить современное состояние проблемы, оценить эффективность условий и факторов, способствующих развитию мотивации учебной деятельности младших школьников.

Практическая  значимость исследования состоит в том, что в ней представлены систематизированные теоретические и практические материалы по формированию и диагностике мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста в процессе обучения иностранному языку. Созданный нами сборник методических материалов может быть использован студентами  педагогического колледжа и начинающими учителями английского языка в своей практической деятельности.

    Структура выпускной квалификационной  работы определяется логикой исследования. Включает в себя введение, две главы по два и три параграфа, заключение, список используемых источников  и приложение.

  Во введении определяется актуальность исследования, ставится проблема, определяется объект и предмет исследования, а так же обозначаются задачи и методы исследования, выделяется методология, а так же теоретическая и практическая значимость данного исследования.

В первой главе «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ  МОТИВОВ УЧЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ» рассматриваются психолого-педагогические основы учебной деятельности в младшем школьном возрасте, роль и место мотивационного компонента в ее структуре, а так же сущность мотивов и мотивации. Раскрываются особенности формирования мотивов учения в процессе обучения иностранному языку.

   Во второй главе «ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ УЧЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ» раскрывается анализ результата мотивов учения младшего школьника в процессе обучения иностранному языку и работы по их формированию, а так же представлены методические рекомендации по формированию учебной мотивации в младшем школьном возрасте.


В заключении содержатся выводы по результатам проделанной работы и даются рекомендации для педагогов по изучаемой проблеме.

В приложении представлен диагностический инструментарий,  методические материалы, систематизированные и разработанные нами в ходе исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ УЧЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

1.1. Психолого-педагогические основы учебной деятельности в младшем школьном возрасте, роль и место мотивационного компонента в ее структуре

 

Учебная деятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая). Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний.

Учась способам письма, счета, чтения, ребенок ориентирует себя на самоизменение - он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Рефлексируя, он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровне достижений.

Самое существенное в  учебной деятельности - это рефлексия  на самого себя, отслеживание новых  достижений и происшедших изменений. «Не умел - Умею, Не мог - Могу, Был – Стал» - ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений. Очень важно, чтобы ребенок стал для самого себя одновременно предметом изменения и субъектом, который осуществляет это изменение самого себя. Если ребенок получает удовлетворение от рефлексии на свое восхождение к более совершенным способам учебной деятельности, к саморазвитию, то это значит, что он психологически погружен в учебную деятельность [12].

Исследуя учебную деятельность, Д.Б. Эльконин особое значение придавал тому, как ребенок оценивает степень изменений. Он писал: «Благодаря действию оценки ребенок определяет, действительно ли им решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы в последующем использовать его при решении многих частных и практических задач. Но тем самым оценка становится ключевым моментом при определении, насколько реализуемая школьником учебная деятельность оказала влияние на него самого как субъекта этой деятельности. В практике обучения именно данный компонент выделен особенно ярко. Однако при неправильной организации учебной деятельности оценка не выполняет всех своих функций» [5, с.24]. Всякая учебная деятельность начинается с рефлексии на изменения и с того, что учитель оценивает ребенка, а ребенок учится оценивать самого себя. Оценка как внешнее действие, фиксированное на результате, способствует тому, что ребенок выделяет себя как предмет изменений. Учебная деятельность имеет свою структуру.

Д.Б. Эльконин, выделил в ней несколько взаимосвязанных компонентов: 
1) учебная задача - то, что должен усвоить ученик, подлежащий усвоению способ действия;

2) учебные действия - то, что ученик должен делать, чтобы сформировать образец усваиваемого действия и воспроизводить этот образец; 
3) действие контроля - сопоставление воспроизведенного действия с образцом; 
4) действие оценки - определение того, насколько ученик достиг результата, степени изменений, которые произошли в самом ребенке. 
Это структура учебной деятельности в ее развернутой и зрелой форме. Однако такую структуру учебная деятельность приобретает постепенно, а у младшего школьника она весьма далека от этого. Иногда ребенок стремится правильно оценить свои достижения, понять задачу или осуществить действия контроля. Все зависит от организации учебной деятельности, от конкретного содержания усваиваемого материала и от индивидуальных особенностей самого ребенка [3]. Так, при обучении чтению ребенка обучают учебному действию выделения основного способа чтения слога. При обучении письму выделяются элементы действия контроля. Различные дисциплины в курсе начальной школы содержат в себе необходимость использовать разные компоненты учебной деятельности. Все дисциплины вместе дают ребенку возможность осваивать компоненты учебной деятельности и постепенно психологически входить в нее. 
Конечная цель учебной деятельности - сознательная учебная деятельность ученика, которую он сам строит по присущим ей объективным законам. Учебная деятельность, организуемая первоначально взрослым, должна превращаться в самостоятельную деятельность ученика, в которой он формулирует учебную задачу, производит учебные действия и действия контроля, осуществляет оценку, т.е. учебная деятельность через рефлексию на нее ребенка превращается в самообучение.

В учебной деятельности действия совершаются прежде всего с идеальными объектами - буквы, числа, звуки. Учитель задает учебные действия с объектами учебной деятельности, а ребенок воспроизводит эти действия, подражая учителю. Затем он овладевает этими действиями, превращая их в действия новой высшей психической функции. 
Высшие психические функции, согласно Л.С. Выготскому, развиваются в коллективном взаимодействий людей. Л.С. Выготский сформулировал общий генетический закон культурного развития: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, как к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли. Мы вправе рассматривать это положение как закон в полном смысле этого слова...» [22, с.74]. Психологическая природа человека представляет собой совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь. Это перенесение внутрь осуществляется при условии совместной деятельности взрослого и ребенка.

Информация о работе Формирование мотивов учения у младших школьников в процессе обучения иностранному языку