Формирование коммуникативной компетенции у учащихся педагогического колледжа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 13:34, реферат

Описание работы

Реализация Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на период с 2010–2020 годы предполагает создание эффективной системы образования, обеспечивающей формирование профессионально-компетентностной личности, конкурентоспособного специалиста, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость профессиональной деятельности, нести ответственность за ее конечный результат [1, с 26].

Файлы: 1 файл

Формирование коммуникативной компетенции у учащихся педагогического колледжа.docx

— 49.21 Кб (Скачать файл)

Формирование коммуникативной компетенции у учащихся педагогического колледжа


Библиографическое описание: Жумашева Т. С. Формирование коммуникативной компетенции у учащихся педагогического колледжа [Текст] / Т. С. Жумашева, С. К. Ошакпаева // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 958-962.

Реализация Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на период с 2010–2020 годы предполагает создание эффективной системы образования, обеспечивающей формирование профессионально-компетентностной личности, конкурентоспособного специалиста, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость профессиональной деятельности, нести ответственность за ее конечный результат [1, с 26].

Качество образования определяется сегодня не уровнем полученных знаний, а компетентностью в различных сферах жизнедеятельности, устойчивой мотивацией к обучению в течение всей жизни, профессиональному и личностному росту. Профессиональные образовательные стандарты включают в себя не только требования к результатам освоения программы и структуры целостного педагогического процесса, но и ориентированы на становление личности и включают такие личностные характеристики как умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Речевая деятельность при усвоении знаний помогает учащимся оценивать себя с точки зрения партнеров по общению, т. е. правильности, точности, ясности и понятности речи для окружающих. Более того, современное демократическое общество заинтересовано в формировании личности, в совершенстве владеющей культурой общения в спорных ситуациях, умеющей превратить спор в дискуссию, в мирное обсуждение проблемы уже на первых ступенях образовательного процесса. Также одним из важнейших принципов организации учебного процесса в образовательных учреждениях является реализация идеи коммуникативно-деятельностного подхода, при котором педагог в учебных целях создает ситуацию, нуждающуюся в обсуждении. Для того чтобы участвовать в обсуждениях поставленной проблемы учащимся необходимо обладать рядом интеллектуальных качеств: иметь большой словарный запас, читать с высоким уровнем понимания, правильно формулировать и решать проблемы, уметь думать, прежде, чем совершить действие, проявлять интерес к окружающему миру, чувствительность к потребностям других людей и честность по отношению к другим и самому себе [2,с.136].

В настоящее время коммуникативную компетентность рассматривают как одну из ключевых в процессе всестороннего формирования и развития личности. Во-первых, она влияет на учебную успешность: в процессе общения как со взрослыми, так и со сверстниками происходит обмен информации, которую впоследствии учащиеся использует для построения логически правильного ответа на вопрос или выполнение задания. Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации учащегося к обучению в колледже, в частности его эмоциональное благополучие в группе. Как известно, адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Учащийся должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (профессиональному обучению в стенах колледжа), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с сокурсниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества, может провоцировать асоциальные формы поведения. В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни, включающего [2,с.191]:

-          уважение и внимательность к собеседнику, «беспристрастная заинтересованность»;

-          способность устанавливать контакт;

-          способность слушать и слышать;

Похожая статья: Формирование экологической культуры учащихся педагогического колледжа как этап становления будущего специалиста

-          эмпатия (чувство сопереживания);

-          искусство помощи собеседнику в высказывании своего мнения:

-          способность адекватно выражать собственную позицию;

-          коммуникативная гибкость и конструктивность;

-          готовность разрешать межличностные проблемы;

-          способность работать в команде;

-          владение коммуникативными умениями и навыками.

Коммуникативная компетентность представляет целостную систему психических и поведенческих характеристик личности, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон. В ее структуре выделяют следующие компоненты [3, c.19]:

-          когнитивный, который образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его, об операциональной (поведенческой) стороне общения.

Похожая статья: Роль проектных методов в формировании художественно-творческой компетенции у студентов педагогического колледжа

-          ценностно-смысловой характеризует ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл. Формирование нравственных ценностей, таких как самоуважения, уважения мнения другого человека не только облегчает, «разрешает» общение, но и делает его впоследствии более этичным.

-          личностный образуют особенности личности, вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации (застенчивость, отчужденность, эгоистичность, заносчивость, тревожность, агрессивность, либо наоборот уверенность, оптимизм, доброжелательности и уважении к людям).

-          эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его.

-          поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение.

Проблема подготовки разностороннего специалиста, обладающего высоким уровнем культуры (в том числе и культуры слова) и мобильно действующего в условиях динамичного общества — методологическая и теоретическая проблема средне профессионального образования. Одним из главных условий решения этой проблемы, на наш взгляд, является целенаправленное формирование у будущего специалиста коммуникативной компетентности, главной составляющей которой, является вербальное общение (коммуникация). В общении передаются идеи, факты, представления, а также ценностные отношения, интересы, настроение, чувства. В общении осуществляются рациональное, эмоциональное и волевое взаимовлияние и взаимодействие педагога и учащихся, выявляется и формируется общность взглядов, мыслей, настроений. В общении достигается взаимопонимание, осуществляется передача и усвоение знаний, опыта, создаются сплоченность и солидарность, характеризующие групповую и коллективную деятельность. Общение является важным условием для выявления и раскрытия лучших сторон личности, для формирования сознания и самосознания личности, для ее развития.

Взаимопонимание участников общения имеет большое значение. Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. Процесс общения во многом определяет то, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и самих себя. Следовательно, процесс познания и понимания одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения.

Одним из основных секретов эффективного общения является умение «правильно» слушать собеседника. «Секрет влияния на людей — не в умении говорить, а в умении быть хорошим слушателем» — писал Дейл Карнеги. Все дело в том, что слушание — это не только и не столько молчание, а процесс более сложный активный, в ходе которого устанавливаются невидимые связи между людьми, возникает взаимопонимание, которое делает эффективным любое общение [4, с77]. В любом общении важным является момент обратной связи, благодаря которому собеседник чувствует, что он говорит с живым человеком, а не в пустоту, и к тому же узнает, как именно его услышали и поняли. Причем в любом высказывании (сообщении) существует два уровня: информационный и эмоциональный. Следовательно, обратная связь может быть двух видов — отражение информации и отражение чувств говорящего.

В педагогической практике эффективно используют три разработанных технологии слушания [5, с.87]:

-          активное слушание, в котором на первый план выступает отражение информации;

Похожая статья: Формирование коммуникативной компетенции посредством метода «ролевая игра»

-          пассивное (нерефлексивное) слушание, которое не сопровождается анализом, рефлексией дает собеседнику возможность высказаться;

-          эмпатическое слушание, которое подразумевает постоянное отражение чувств собеседника.

Для учащихся педагогического колледжа, важно непросто общения, а формирование педагогического общения. Педагогическое общение формирует и передает социальные установки, формирует образ жизни. Чтобы педагогическое общение было эффективным, педагогу необходимо понимать:

-          закономерности общения;

-          структуру общения, особенности реализации коммуникативной, интерактивной и перцептивной функций общения;

-          методики изучения общения и межличностных отношений;

-          основные психолого-педагогические требования по организации педагогического и межличностного общения.

В структуру педагогического общения включаются функции, феномены и закономерности процесса общения. Различают три основных функции общения [6]:

-          информационная функция (получение и передача информации в общении с целью возможности овладеть опытом, накопленным человечеством);

-          перцептивная функция (при общении передача и восприятие эмоций и чувств, отношения к событию, важности и значимости его для данного человека);

-          интерактивная функция (с помощью общения происходит взаимодействие).

В педагогическом общении важно не только умение выслушать, но и умение построить свою речь так, чтобы легче быть понятым слушателями, не провоцировать собеседника на негативное отношение к себе и к тому, что говоришь. Общение принесет положительные результаты, если партнеры настроены на одну волну. Для этого желательно определить и учитывать индивидуальные особенности собеседника, а также существующие правила общения.

Переход к гуманистической, межличностно -ориентированной педагогике предъявляет огромные требования к организации процесса общения педагога с учащимися. Такими требованиями могут быть доверительность, диалогичность, психологический контакт, взаимопонимание и взаимоуважение, способность отказаться от воздействия и перейти к взаимодействию, сотрудничеству. Следовательно, процесс овладения педагогическим общением требует высокой коммуникативной компетенции от преподавателя и сформированного в процессе обучения коммуникативного потенциала от будущего специалиста.

Коммуникация есть общественно и исторически детерминированное социальное поведение, реализующееся в речевых действиях и служащее целям взаимного понимания и взаимодействия. Владеть языком — значит пользоваться русской речью для достижение этого взаимопонимания путем хранения, передачи и преобразования социальной информации вербальными средствами. Человек не говорит для того, чтобы говорить: речь большей частью служит таким же средством, способом достижения какого-то неречевого результата, как и любая предметная деятельность. Речевые акты всегда служили и служат «вспомогательным средством» в процессе труда, в познании окружающей действительности, в общественной деятельности [7, с3].

Коммуникативная компетентность — один из важных компонентов профессиональной компетентности выпускников педагогического колледжа, которым так или иначе, независимо от специализации, предстоит работать с людьми, а следовательно, общаться с ними и использовать речь как средство воздействия.

Учеными-педагогами Кобером И. Х., Маркиной Т. А., выделены такие необходимые будущему педагогу коммуникативные умения, как умение использовать вербальные методы при обучении, умение находить контакты с родителями, предвидеть и предотвращать конфликты с учащимися. Кроме этих умений исследователи выделяют группу, так называемых, информационных умений (то есть умений владения устной речью как средством передачи информации), в число которых входят умение четко объясняться, говорить доступным понятным языком, доходчиво передавать научные факты и методические указания, а также умение выступить с докладом по возникающим проблемам перед родителями, перед коллегами, в печати, умение провести беседу со школьниками, по месту жительства. С точки зрения филолога, дифференциация умений выступить с докладом перед коллегами и перед родителями, умений провести беседу по месту жительства и со школьниками на разные умения абсолютно неправомерна, так как за всем этим кроется лишь владение литературным языком с пониманием стилистических и методических различий в подборе и организации информационного материала. Не очень понятно выделение таких умений, как умения четко изъясняться, говорить доступным языком и др., так как это достигается опять-таки владением орфоэпическими, грамматическими и синтаксическими нормами литературного языка, то есть сформированностью языковой компетенции. Не очень логично, с нашей точки зрения, и деление умений, связанных с общением, на коммуникативные и информационные, так как информационные умения тоже являются частью процесса коммуникации, а передача информации — лишь цель и результат коммуникативных речевых умений [8, с77]. Таким образом, правомерно будет выделять в числе коммуникативных умений речевые, подчеркивая тем самым их взаимосвязанность.

Виды речевой педагогической деятельности, которыми должны владеть выпускники педагогического колледжа:

-                   речевое управление интеллектуальной деятельностью учащихся;

-                   стимулирующая речевая деятельность (мотивация, привлечение внимания, постановка задачи, конечной цели)

-                   организующая речевая деятельность (управление всей деятельностью учащихся, управление учебным процессом и процессом общения);

-                   контролирующая деятельность (так называемая, обратная связь).

Безусловно, для овладения данными видами речевой педагогической деятельности учащимся необходима вполне сформированная языковая компетенция, то есть знание о языке, его системе, функционально-речевых разновидностях, закономерностях функционирования языковых единиц в речи, правилах текстообразования. Это необходимое условие владения языком, предпосылка, которая не может быть использована, если не сформирована.

Информация о работе Формирование коммуникативной компетенции у учащихся педагогического колледжа