Формирование эстетической культуры учащихся в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 17:50, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования. На современном этапе общественного развития наблюдается значительный интерес к исследованиям в области культуры. Ученые объясняют данный факт тем, что в общественном сознании произошли серьезные изменения: время перемен обострило социальные, национальные противоречия, заставило многих исследователей обратиться к проблемам формирования духовной культуры, воспитания молодого поколения в свете нравственных и эстетических ценностей, изучения исторического наследия прошлых эпох.
Сегодня культура рассматривается как первичное в деятельности и системе характеристик современного человека. На это указывается в Докладе Государственного совета РФ «О развитии образования в Российской Федерации» (март 2006 года), где в числе главных факторов устойчивого развития страны названа «способность влиять на мир силой идей, примера, культуры», а среди стратегических ориентиров образовательной политики особо выделено «развитие личности».

Файлы: 1 файл

Грицай Авторeферат.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

— сформированность эстетической культуры педагогов.

    1. Доказано, что разработанная концепция и структурно-функциональная модель формирования эстетической культуры старшеклассников, реализуемая в целостном педагогическом процессе, способствуют повышению уровня сформированности эстетической культуры учащихся.
    2. В ходе проведения педагогического эксперимента доказана эффективность использования инновационной педагогической технологии формирования эстетической культуры старшеклассников, которая основывается на технологиях развивающего обучения (личностно ориентированной, технологии активизации познавательной деятельности учащихся, технологии продвинутого обучения, проблемной и диалоговой технологиях).
    3. Выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование эстетической культуры старшеклассников в учебно-воспитательном процессе школы: организация системы эстетической деятельности; создание в целостном педагогическом процессе атмосферы эмоционального благополучия; формирование системы этико-эстетических ценностей; стимулирование процесса самовоспитания эстетической культуры личности; высокая степень развития эстетической культуры педагога.

Целостный, организованный на научной основе процесс формирования эстeтичeской культуры учащихся с учeтом перечисленных пeдагогичeских условий, обладает большими потeнциальными возможностями и способствуeт позитивному эстeтичeскому развитию личности каждого учeника.

Вместе с тем выполненное  исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы и предполагает дальнейшее изучение процесса формирования эстетической культуры учащихся разных возрастных групп в учебно-воспитательном пространстве школ и учреждений дополнительного образования, а также выявление условий формирования эстетической культуры студентов в период обучения в вузе. Кроме того, актуальной остается проблема необходимости педагогического стимулировании процесса самовоспитания эстетической культуры личности в течение всего жизненного пути человека.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях общим объемом 5,2 п.л.:

  1. Грицай, Л.А. Некоторые аспекты формирования эстетической культуры старшеклассников в условиях современной школы // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Аспирантские тетради. – 2007. – № 18 (44). – С. 345–348 (0,3 п.л.).
  2. Грицай, Л.А. Воспитательные возможности Рязанского Музея Молодежного движения : материалы первых студенческих Покровских образовательных чтений «Проблема духовно-нравственного воспитания в отечественной педагогической культуре» : Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2003. – С. 53–55 (0,2 п.л.).
  3. Грицай, Л.А. Влияние творческой деятельности на развитие личности в юношеском возрасте : материалы Международной студенческой научно-практической конференции «Проблемы молодежи глазами студентов» : в 3-х тт. – Т. 3. – Тула : Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого, 2004. – С. 18–20 (0,2 п.л.).
  4. Грицай, Л.А. Музей как действенное средство воспитания подрастающего поколения : материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Научно-педагогический поиск студентов». – Елабуга : ЕГПУ, 2004. – С. 15–17 (0,2 п.л.).
  5. Грицай, Л.А. Литературное краеведение как средство эстетического воспитания учащихся : материалы Российской научно-методической конференции «Краеведение как средство реализации регионального компонента педагогического образования». – Рязань : Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2006. – С. 44–45 (0,15 п.л.).
  6. Грицай, Л.А. Формирование эстетической культуры школьников в современном образовательном пространстве : материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме. – Рязань : Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2006. – С. 57–61 (0,3 п.л.).
  7. Грицай, Л.А. Проблемы формирования эстетической культуры старшеклассников в образовательном пространстве современной школы : материалы II Международной студенческой конференции «Инновационные проекты в области предпринимательства, менеджмента, экологии и образования». – СПб. : Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2006. – С. 136–137 (0,15 п.л.).
  8. Грицай, Л.А. Современные подходы к формированию эстетической культуры старшеклассников в системе дополнительного образования школы  : материалы 5-ой международной научно-практической конференции «Педагогические системы развития творчества: творческий потенциал дополнительного образования» : в 4-х частях. – Ч. 2. – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2006. 
    – С. 70–74 (0,3 п.л.).
  9. Грицай, Л.А. Формирование эстетической культуры старшеклассников на основе культурологического подхода : материалы Всероссийской научно-практической конференции «Культурологический подход в образовании: опыт, инновации, перспективы». – <s

Информация о работе Формирование эстетической культуры учащихся в современных условиях