Формирование эстетической культуры учащихся в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 17:50, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования. На современном этапе общественного развития наблюдается значительный интерес к исследованиям в области культуры. Ученые объясняют данный факт тем, что в общественном сознании произошли серьезные изменения: время перемен обострило социальные, национальные противоречия, заставило многих исследователей обратиться к проблемам формирования духовной культуры, воспитания молодого поколения в свете нравственных и эстетических ценностей, изучения исторического наследия прошлых эпох.
Сегодня культура рассматривается как первичное в деятельности и системе характеристик современного человека. На это указывается в Докладе Государственного совета РФ «О развитии образования в Российской Федерации» (март 2006 года), где в числе главных факторов устойчивого развития страны названа «способность влиять на мир силой идей, примера, культуры», а среди стратегических ориентиров образовательной политики особо выделено «развитие личности».

Файлы: 1 файл

Грицай Авторeферат.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

На правах рукописи

 

 

 

 

ГРИЦАЙ Людмила Александровна

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ  ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ  
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

 

 

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

 

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание  ученой степени 

кандидата педагогических наук

 

 

 

 

 

Рязань – 2008

 

Работа выполнена на кафедре  педагогических технологий  
в государственном образовательном учреждении  
высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет  имени С.А. Есенина»

 

 

 

 

Научный руководитель:                                          доктор педагогических наук, профессор

                                                                             ГРЕБЕНКИНА Лидия Константиновна 

 

Официальные оппоненты:                                      доктор педагогических наук, профессор

                                                                                   ВЯЛИКОВА Галина Сергеевна

                                                                                   кандидат педагогических наук

                                                                                   ПЕРЕХВАТОВА Александра Викторовна

 

Ведущая организация:                                          Тульский государственный педагогический

                                                                                  университет имени Л.Н. Толстого

 

 

 

Защита состоится 30 сентября 2008 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.212.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина» по адресу: 390000,  
г. Рязань, ул. Свободы, д. 46, ауд. 5.

 

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина».

Автореферат размещен на сайте университета www.rsu.edu.ru.

 

 

 

Автореферат разослан  «      » ______________ 2008 года

 

 

 

 

 

 

 


 

Ученый секретарь

диссертационного совета                                                                            Б.С. Кирьяков

 


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность  исследования. На современном этапе общественного развития наблюдается значительный интерес к исследованиям в области культуры. Ученые объясняют данный факт тем, что в общественном сознании произошли серьезные изменения: время перемен обострило социальные, национальные противоречия, заставило многих исследователей обратиться к проблемам формирования духовной культуры, воспитания молодого поколения в свете нравственных и эстетических ценностей, изучения исторического наследия прошлых эпох.

Сегодня культура рассматривается  как первичное в деятельности и системе характеристик современного человека. На это указывается в Докладе Государственного совета РФ «О развитии образования в Российской Федерации» (март 2006 года), где в числе главных факторов устойчивого развития страны названа «способность влиять на мир силой идей, примера, культуры», а среди стратегических ориентиров образовательной политики особо выделено «развитие личности».

Именно культура выступает, с одной стороны, эффективным фактором созидания и совершенствования нашего многогранного мира, с другой – формирует в человеке личность, являясь инструментом его самопознания, способствует становлению общей культуры личности. Формирование общей культуры личности обеспечивается целостным педагогическим процессом и целенаправленным эстетическим воспитанием.

Процесс эстетического  воспитания носит социальный характер и состоит в том, что в современных  условиях именно через искусство  происходит, в основном, передача духовного  опыта человечества, эмоционально-ценностного  отношения к жизни, способствующего восстановлению связей между поколениями. Важная роль эстетического воспитания состоит в том, что с его помощью создается и поддерживается гармония духовного мира личности.

Проблема эстетического  воспитания напрямую связана с процессом  развития личности. В современных условиях гуманизации образования изучение доминантной роли личности, особенностей ее интеллектуального, нравственного, эстетического развития является приоритетной областью педагогической науки. В связи с этим особую значимость приобретает ориентация на образование как на человекообразующий и культуросозидающий процесс. Эстетическое формирование личности школьников в отечественной педагогике понимается как важный фактор не только становления личности в целом, но и развития всех сторон воспитания. Отсюда изменения, происходящие в современной концепции образования. Ученые (В.С. Библер, А.П. Валицкая, В.А. Доманский, М.С. Каган) полагают, что на смену знаниецентрической школе в начале XXI века приходит школа культуроцентрическая. Ее цель – усвоение учащимися ценностей культуры, постижение основных типов сознания человека, отражающих этапы его духовного развития.

Проблема формирования эстетической культуры личности не нова в теории и практике отечественной  и зарубежной философии, культурологии, педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения. Изучая данный вопрос, мы опирались на труды философов (Аристотеля, А. Баумгардена, Г.Ф. Гегеля, И. Канта, Платона,  
В.С. Соловьева, Ф. Шиллера), культурологов (Г.Я Василеску, М.С. Кагана,  
Н.И. Киященко, Н.Б. Крыловой, Л.Н. Столович), искусствоведов (В.В. Быкова,  
М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева), психологов (Л.С. Выготского, Л.И. Божович,  
И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубенштейна), педагогов (М.А. Верба, О.С. Газмана, В.А. Доманского, А.А. Мелика-Пашаева, Б.М. Неменского, Л.П. Печко, В.А. Сластёнина, В.А. Сухомлинского и других).

Анализ состояния проблемы сформированности эстетической культуры учащихся позволил выявить ряд противоречий между:

— наличием инновационных  подходов к формированию эстетической культуры в педагогической теории и преобладанием на практике традиционных содержательных форм и методов организации процесса эстетического воспитания;

 — потребностью  в эстетическом развитии детей  и неразработанностью системы педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование эстетической культуры школьников;

— богатым педагогическим потенциалом предметов гуманитарного  цикла, интеграции основного и дополнительного школьного образования и недостаточной актуализацией эстетической составляющей содержания учебно-воспитательного процесса;

— потребностью в педагогах, обладающих высокой степенью сформированности личностных качеств и эстетической культуры, умеющих в своей работе творчески решать вопросы эстетического воспитания и недостаточной подготовкой учителей к формированию эстетической культуры учащихся в современных условиях.

Наличие данных противоречий определили выбор темы диссертационного исследования «Формирование эстетической культуры учащихся в современных условиях», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, определяющие процесс формирования эстетической культуры учащихся.

Цель исследования заключается в научном обосновании педагогических условий эффективного формирования эстетической культуры старшеклассников.

Объект исследования – процесс формирования эстетической культуры учащихся.

Предмет исследования – пути и средства формирования эстетической культуры старшеклассников в целостном педагогическом процессе современной школы.

Гипотеза  исследования: формирование эстетической культуры старшеклассников в образовательном пространстве школы будет осуществляться более эффективно, если:

— изучен и обобщен  опыт эстетического воспитания как  процесса формирования эстетической культуры в отечественном и зарубежном педагогическом наследии;

— разработана концепция и модель формирования эстетической культуры учащихся в целостном педагогическом процессе школы;

— созданы педагогические условия для успешного формирования эстетической культуры;

— реализуется инновационная педагогическая технология, способствующая формированию эстетической культуры старшеклассников.

Задачи исследования:

    1. Определить на основе теоретического анализа научных источников степень разработанности проблемы формирования эстетической культуры учащихся и конкретизировать базовые понятия, раскрывающие сущность и содержание феномена эстетической культуры личности.
    2. Разработать авторскую концепцию и модель организации оптимального процесса формирования эстетической культуры учащихся в современной школе.
    3. Разработать инновационную педагогическую технологию формирования эстетической культуры старшеклассников.
    4. Выявить критерии и показатели оценки эффективности процесса формирования эстетической культуры старшеклассников и уровни сформированности эстетической культуры.
    5. Выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование эстетической культуры старшеклассников в учебно-воспитательном процессе школы.

Методологической  основой исследования послужили философские положения о социальной обусловленности формирования и развития личности, ее поведения и деятельности, активности самой личности в процессе ее развития; психолого-педагогические теории активизации чувственной сферы личности подростка, побуждающие его к эстетической деятельности; диалектическая теория о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений и процессов, интегративном подходе к преподаванию учебных дисциплин, культурологическом, аксиологическом, личностно ориентированном, креативном и технологическом подходах к организации образовательного процесса.

При анализе теории эстетического воспитания и разработке конкретной педагогической технологии формирования эстетической культуры старшеклассников были использованы следующие теоретические модели и концепции:

— идеи целостного подхода к развитию личности и организации целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, Б.М. Бим-Бад, И.Ф. Исаев, А.С. Макаренко, А.И. Мищенко, В.А. Сластёнин и др.);

— идеи формирования эстетической культуры личности как компонента базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, М.А. Верб, Н.И. Киященко, Н.Б. Крылова, Д.С. Лихачев, Л.П. Печко, В.А. Сластёнин, Н.Е. Щуркова и др.);

— теоретические положения, анализирующие психолого-педагогические особенности развития детей в подростковом и юношеском возрасте (Л.И. Божович,  
Л.С. Выготский, И.С. Кон, С.Л. Рубенштейн, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин и др.);

— идеи, раскрывающие смысл эстетической деятельности в личностном развитии человека, определяющие место искусства в жизни людей (Г. Гегель,  
М.М. Бахтин, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский,  
В.С. Соловьев, Ф. Шиллер и др.);

— идеи культурологического, аксиологического, личностно ориентированного, креативного и технологического подходов к организации учебно-воспитательного процесса как основы для создания интегрированных учебных планов и программ, учитывающих культурологическию сторону обучения и воспитания (А.П. Валицкая, Л.С. Выготский, В.А. Доманский, В.А. Караковский, С.В. Кульневич, А.Н. Леонтьев, А.В. Морозов, Е.Н. Тарасенко, Н.А. Чернова, А.М. Чибизова, Д.В. Чернилевский  
И.С. Якиманская и др.);

— идеи интегративного подхода  в преподавании гуманитарных дисциплин  
(Т.Г.  Браже, З. Гельман, И.Д. Зверев, В.С. Кузин, О.В. Милованова, Б.М. Неменский, А.А. Ятайкина и др.);

— идеи инновационного подхода к организации педагогической деятельности (В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, М.В. Кларин, Н.Д. Никандров, Л.С. Подымова,  
В.В. Сериков, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына, Н.Р. Юсуфбекова и др.)

— идеи развивающего и  воспитывающего обучения учащихся (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.);

— идеи значимости организации  учебного процесса на основе диалога  между педагогом и учеником, субъект-субъектных отношений (Ш.А. Амонашвили,  
В.С. Библер, И.П. Волков, С.Ю. Курганов и др.).

Методы исследования. Использованы методы как общенаучного, так и педагогического исследования: теоретические методы: сравнительно-исторический анализ научных источников и литературы по данному вопросу, изучение и анализ социально-культурного опыта, метод анализа и синтеза, моделирования; эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, диагностирующие контрольные работы, изучение продуктов деятельности учащихся; экспериментальные: педагогический эксперимент; статистические: количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе исследования, математическая обработка экспериментальных данных.

Информация о работе Формирование эстетической культуры учащихся в современных условиях