Формирование эстетической культуры учащихся в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 17:50, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования. На современном этапе общественного развития наблюдается значительный интерес к исследованиям в области культуры. Ученые объясняют данный факт тем, что в общественном сознании произошли серьезные изменения: время перемен обострило социальные, национальные противоречия, заставило многих исследователей обратиться к проблемам формирования духовной культуры, воспитания молодого поколения в свете нравственных и эстетических ценностей, изучения исторического наследия прошлых эпох.
Сегодня культура рассматривается как первичное в деятельности и системе характеристик современного человека. На это указывается в Докладе Государственного совета РФ «О развитии образования в Российской Федерации» (март 2006 года), где в числе главных факторов устойчивого развития страны названа «способность влиять на мир силой идей, примера, культуры», а среди стратегических ориентиров образовательной политики особо выделено «развитие личности».

Файлы: 1 файл

Грицай Авторeферат.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

Психологи и педагоги (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.А. Мелик-Пашаев, Д.Б. Эльконин) отмечают, что общая направленность личности старшего школьника определяется двумя психологическими тенденциями: потребностью в самоопределении и формированием на этой основе культуры личности старшеклассников.

Эстетическое воспитание в старших  классах способствует, с одной  стороны, развитию эстетического потенциала личности, с другой стороны, – помогает взрослеющему человеку формировать нравственные, ценностные ориентиры, позволяющие найти свое место в жизни. Поэтому ученые (М.А. Верб, Д.С. Лихачев, Н.И. Киященко, Н.Б. Крылова, В.А. Сластёнин, Г.И. Щукина) особо отмечают важное значение грамотно организованного процесса эстетического воспитания в старшем школьном возрасте.

Отсюда следует, что процесс формирования эстетической культуры старшеклассников, учитывающий возрастные особенности развития личности, включает в себя: формирование эстетических идеалов, представлений, развития следующих способностей: к эстетизации (рецептивный уровень); развитию познавательного потенциала эстетической деятельности учащихся (когнитивный уровень); становлению ценностного мироощущения (аксиологический уровень); развитию эмоционально-чувственного восприятия произведений искусства и окружающей действительности (эмотивный уровень); формированию эстетических творческих способностей, норм и идеалов поведения, а также стимулированию процесса самовоспитания (системно-деятельностный). В процессе эстетического развития личность осваивает все новые формы социальной и творческой деятельности, одновременно формируя и более развитые потребности и способности, более глубокое и гибкое эстетическое сознание, увеличивая тем самым свой эстетический уровень развития и творческий потенциал.

Формирование эстетической культуры личности требует внимательного  изучения всех факторов, влияющих на этот процесс. К ним относятся микросоциум, окружающий личность: воспитательное пространство и образовательная среда школы, стиль воспитания в семье, окружение сверстников, и макросоциум, который включает в себя исторически сложившиеся национальные культурно-нормативные ориентации данного общества.

Анализ источников (О.В. Акулова, А.И. Кравченко, В.С. Кузин, С.И. Левкова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова) показал, что динамика современной жизни существенно влияет на характер мышления школьников, на их художественно-эстетическое понимание мира. Под влиянием большого потока информации, эстетическое мышление старших школьников приобретает «мозаичный характер», что проявляется в дифференциации, полицентричности их художественных вкусов и предпочтений. Современные старшеклассники развиваются в рамках молодежной и массовой культур, которые значительным образом противопоставлены элитарной культуре (культуре классического наследия прошлых столетий и современности), изучаемой в рамках школьной программы. Данное обстоятельство создает значительные трудности в успешности процесса эстетического образования и воспитания в школе. Поэтому в педагогической практике и рождаются противоречия между высокими целями эстетического воспитания и крайне низким уровнем эстетической образованности выпускников средних учебных заведений. Перед современной школой стоит непростая задача – в ситуации неконтролируемых влияний окружающей среды на основе учебной и внеучебной деятельности организовать целостный процесс формирования эстетической культуры. Данный процесс представляет собою целенаправленно организованную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов и представляющую единую целостность. Формирование эстетической культуры старшеклассников в новых социокультурных условиях понимается нами как процесс включения учащихся в эстетическую деятельность в целостном педагогическом процессе школы, результатом которого является повышение уровня сформированности эстетической культуры учащихся. Этот процесс характеризуется с трех сторон: как способность воспринимать прекрасное (рецептивный), воспроизводящий (репродуктивный), так и способность создавать новые эстетические продукты (продуктивный).

Авторская концепция формирования эстетической культуры учащихся включает в себя: цель формирования эстетической культуры старшеклассников, задачи, содержание обучения и воспитания, средства, формы организации и методы, критерии оценки результатов деятельности. В основе концепции лежат следующие методологические подходы: культурологический, аксиологический, личностно ориентированный, креативный и технологический. Данные подходы позволили рассматривать эстетическое воспитание как динамически развивающийся процесс организации деятельности, характеризующийся освоением учащимися культурных ценностей, творческим созиданием, рефлексией процесса эстетического развития. Немаловажно, что подходы объединяет идея интегративного обучения, которое особенно значимо при преподавании предметов гуманитарно-эстетического цикла, т.к. необходимость интеграции определяется, с одной стороны, самой сущностью искусства, его полифункциональностью, а с другой стороны, интеграция способствует формированию системы культурологических знаний, умений, навыков, аксиологических представлений и нравственно-эстетических идеалов, представляющих основу эстетической культуры личности.

С учетом авторской концепции была разработана структурно-логическая модель процесса формирования эстетической культуры старшеклассников в современных условиях (рис. 1).





 







 

 

 




 


 


Рис. 1. Структурно-логическая модель процесса формирования эстетической культуры личности в современных условиях


Реализация разработанной  модели процесса формирования эстетической культуры старшеклассников в образовательном пространстве школы осуществлялась в опытно-экспериментальной работе с учетом комплекса педагогических условий и средств эстетизации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.

С опорой на авторскую  концепцию и с учетом главных классификационных признаков педагогических технологий на основе системного подхода была разработана инновационная педагогическая технология эстетического воспитания учащихся, направленная на формирование эстетической культуры старшеклассников в образовательном пространстве современной школы. Данная педагогическая технология была создана на основе классификации образовательных технологий Г.К. Селевко и описана по следующим параметрам: эмоционально-художественная, эмоционально-нравственная, информационная; обучающая, воспитывающая и развивающая; гуманно-личностная, ориентированная на поддержку и развитие личностей учащихся; объяснительно-иллюстративная с элементами диалога и творческого познания мира; массовая и продвинутая. Педагогическая технология формирования эстетической культуры старшеклассников строилась на технологиях развивающего обучения (личностно ориентированной, технологии активизации познавательной деятельности учащихся, технологии продвинутого обучения, проблемной и диалоговой технологиях).

Предлагаемая технология выстроена как система научно обоснованных компонентов и методик, способствующих установлению таких отношений, при которых создаются наиболее эффективные условия полноценного эстетического развития личности.

Таким образом, анализ теоретических  источников и практики позволяет  сделать вывод о том, что в педагогической науке созданы предпосылки для постановки и разрешения проблемы формирования эстетической культуры старшеклассников. Решение проблемы предполагает: обновление содержания эстетического воспитания учащихся в целостном педагогическом процессе, создание инновационных интегрированных курсов на основе предметов гуманитарного цикла, введение факультативных занятий, обновление содержания и методов дополнительного образования и воспитания.

Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование формирования эстетической культуры старшеклассников» дана характеристика опытно-экспериментальной работы, описаны результаты констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов по формированию эстетической культуры старшеклассников в образовательном пространстве современной школы.

Целью проводимого эксперимента в рамках данного исследования являлась апробация разработанной концепции и модели формирования эстетической культуры старшеклассников и выявление ее результативности.

На начальном этапе  опытно-экспериментальной работы изучались  основные направления процесса эстетического воспитания учащихся, была разработана программа организации целостного процесса формирования эстетической культуры личности в образовательном пространстве школы.

Констатирующий эксперимент  проводился в 2004–2006 учебных годах на базе школ № 39, 53, 67. г. Рязани, в котором участвовало 122 человека (учащиеся 10-х классов) и 6 педагогов. Данные образовательные учреждения были отнесены, согласно нашей классификации, ко второй модели организации процесса эстетического воспитания как образовательные учреждения с традиционной структурой системы эстетического воспитания, которая характеризуется организованностью каждой из имеющихся в школе структур эстетического воспитания в рамках основного и дополнительного компонентов учебно-воспитательного процесса, хотя как единая целостная система формирования эстетической культуры школьников она еще не функционирует.

На этапе констатирующего  эксперимента было изучено состояние эстетического воспитания, направленного на формирование эстетической культуры старшеклассников  в образовательном пространстве современной школы. В ходе констатирующего эксперимента в изучаемых группах определялся первоначальный уровень сформированности эстетической культуры старшеклассников. Предполагалось определить у испытуемых старшеклассников исходный уровень сформированности эстетической культуры с учетом разработанных критериев и с помощью диагностических методик.

На данном этапе были использованы следующие методы педагогического исследования: включенное педагогическое наблюдение за эстетической деятельностью педагогов и учащихся, анализ конкретных педагогических ситуаций, беседа, групповое анкетирование и тестирование, изучение продуктов деятельности (творческие работы, сочинения и т. п.) и характеристик учащихся, графические методы анализа полученных результатов. Комплекс данных методов обеспечивал целенаправленное выявление уровней сформированности эстетической культуры старшеклассников.

В исследовании с опорой на научные исследования М.А. Верба, Л.Н. Москвичевой, Л.П. Печко, Р.Х. Чернявского были определены критерии и показатели сформированности эстетической культуры старшеклассников. Изучение указанных научных источников и анализ содержания рассматриваемого понятия позволили выделить основополагающих критериев сформированности эстетической культуры старшеклассников: рецептивный, эмотивный, когнитивный, аксиологический и системно-деятельностный. Критерии и показатели сформированности эстетической культуры учащихся представлены в таблице 1.

Таблица 1

 

Критерии  и показатели  сформированности эстетической культуры

 

 

Критерии 

оценки

 

Показатели оценки

1.

Рецептивный

– развитость эстетических знаний, представлений, идеалов, потребностей

2.

Когнитивный

– общая образованность в сфере культуры, понимание сущности прекрасного, искусства, художественного творчества, знание истории развития отечественного и зарубежного искусства

3.

Аксиологический

– эстетические ценности

4.

Системно-деятельностный

– развитость тех или иных художественных способностей, участие в творческой деятельности

5.

Эмотивный

– эмоциональная отзывчивость к эстетическим сторонам жизни, искусству


 

Ориентируясь на данные критерии и показатели, в ходе констатирующего  эксперимента были выделены четыре группы старшеклассников с различными уровнями сформированности эстетической культуры (высокий уровень, достаточный, ниже достаточного и недостаточный).

Как показывают данные констатирующего этапа  экспериментального исследования (рис. 2), общий уровень сформированности эстетической культуры старшеклассников нескольких школ г. Рязани в целом недостаточен.

 

Рис. 2. Уровни сформированности эстетической культуры учащихся

 

Количество старшеклассников с высоким и достаточным уровнем  эстетического развития крайне малочисленно – 20,5 % человек от общего числа испытуемых.

Число старшеклассников с уровнем ниже достаточного (45,9 % учащихся) и недостаточным уровнем (33,6 %) эстетического развития составляет больше, чем две трети от общего числа испытуемых.

Одной из основных особенностей старшеклассников (уровень ниже достаточного эстетического развития) является стихийное эмоциональное стремление к эстетическим явлениям искусства и действительности. Данный уровень характеризуется слабой осведомленностью школьников в области эстетических знаний и опыта.

Результаты, полученные в  ходе констатирующего эксперимента, свидетельствуют о том, что большинство учащихся чувствуют себя далекими от мира творений классического искусства. Искусство для многих людей утратило высокое назначение, сегодня оно, к сожалению, перестало быть серьезной национальной и личной ценностью для значительного количества граждан нашей страны. Из этого следует еще одна существенная черта, характерная для современных старшеклассников, которая выражается в неустойчивости, «эклектичности» их эстетической культуры.

С учетом данных, полученных на этапе констатирующего эксперимента, был проведен формирующий эксперимент, целью которого являлось развитие эстетической культуры старшеклассников на основе разработанной модели и педагогической технологии формирования эстетической культуры.

Формирующий эксперимент  проводился в течение двух лет (2007–2008 гг.) в естественных условиях на базе МОУ № 67 города Рязани (10–11 класс) с участием стабильного числа учащихся (24 человека): экспериментальная группа (12 учеников 10-го «А» класса) и контрольная (12 учеников 10-го «А» класса).

Аналитический обзор теоретических положений позволил определить программу формирующего эксперимента, в основу которой  были положены принципы: интегративности; культуросообразности; смысловой мотивированости; креативности; контекстности, диалогичности; воспитывающего и развивающего характера обучения. Данная программа, разработанная на основе структурно-функциональной модели в целях реализации основного и дополнительного компонентов эстетического воспитания, представляет собой педагогически выстроенную систему мероприятий, в основе которых лежит реализация культурологического, аксиологического, личностного и креативного потенциала развивающего обучения. Программа составлена на основе концепции повышения развивающей функции традиционного обучения  
Л.В. Занкова, в ней учитывались следующие исходные положения, которые были распространены на другой возрастной период: обучение на высоком уровне трудности, быстрый темп изучения учебного материала, осознание школьниками процесса учения, общее развитие всех учащихся.

Информация о работе Формирование эстетической культуры учащихся в современных условиях