Формирование эстетического вкуса на уроках литературного чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотрение основных аспектов, касающихся развития эстетического вкуса учащихся начальной школы в процессе уроков литературного чтения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.1. Современные подходы к содержанию литературного образования в начальной школе…………………………………………………………………..7
1.2. Эстетическое воспитание младших школьников…………………………12
1.3. Способы развития эстетического чувства на уроках литературного чтения…………………………………………………………………………….14
1.4. Отбор учебного текста с учётом его эстетической ценности……………20
1.5. Эстетический текстуальный анализ………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованной литературы………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая 4 курс.docx

— 59.07 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1.1. Современные  подходы к содержанию литературного  образования в начальной школе…………………………………………………………………..7

1.2. Эстетическое  воспитание младших школьников…………………………12

1.3. Способы  развития эстетического чувства  на уроках литературного чтения…………………………………………………………………………….14

1.4. Отбор  учебного текста с учётом его  эстетической ценности……………20

1.5. Эстетический  текстуальный анализ………………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………...28

Список  использованной литературы………………………………………..30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Эстетические  чувства людей играют огромную роль в их жизни. Умение понимать, видеть и создавать прекрасное делает духовную жизнь человека богаче, интереснее, даёт ему возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение.

     Вступая в различные жизненные взаимоотношения  с людьми, вещами и природой, сталкиваясь  с явлениями общественной жизни  вообще и с явлениями искусства  в особенности, ребёнок под решающим влиянием взрослых развивает определенные эстетические взгляды.

Актуальность  данного исследования

     В последние годы возросло  внимание  к  проблемам теории  и практики эстетического воспитания как важнейшему средству  формирования  отношения  к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е.  как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.   А формировать личность и  эстетическую  культуру,  -  отмечают  многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого  младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей  создает в   ребёнке   особые   эмоционально   психические   состояния,    возбуждает непосредственный интерес  к  жизни,  обостряет  любознательность,  развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. [4]

     Научить видеть прекрасное вокруг себя, в  окружающей  действительности призвана система  эстетического  воспитания. В школьном образовании огромную роль в формировании эстетического вкуса младшего школьника играет литературное образование.

     Познакомившись  с творчеством нового поэта, писателя, художника, композитора ребёнок иначе воспринимает мир, начинает видеть краски, формы, звуки, которые раньше не замечал, начинает иначе жить, иначе чувствовать.

     Эстетическое  воспитание пронизывает всю организацию жизнедеятельности ребенка в школе. Радостная, доброжелательная атмосфера обучения, наполненная постоянным открытием для себя окружающего мира, дает возможность воспитывать личность, испытывающую интерес и потребность в получении знаний. Художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного мира школьника. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства. Этому придавали большое значение М.А. Рыбникова, Н.В. Колокольцев, З. И. Романовская. [12]

     Влияние литературного образования на формирование эстетического вкуса ребёнка  очень велико, что и определило тему настоящего исследования как: «Формирование эстетического вкуса на уроках литературного чтения».

     Проблема  исследования формулируется следующим образом: каким образом формируется эстетический вкус ребёнка на уроках литературного чтения?

     Объект  исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках литературного чтения, ориентированный на формирование эстетического вкуса младших школьников.

Предмет исследования: приёмы и методы, используемые на уроках литературного чтения, для формирования эстетического вкуса учащихся. 

   Цель  исследования: рассмотрение основных аспектов, касающихся развития эстетического вкуса учащихся начальной школы в процессе уроков литературного чтения.

   Гипотеза  исследования: Эстетический вкус на уроках литературного чтения успешно формируется, если:

  • выявлены существенные особенности современных подходов к содержанию литературного образования;
  • выявлены способы развития эстетического чувства на уроках литературного чтения;
  • отобраны учебные тексты с учётом их эстетической ценности.

     Задачи  исследования:

  1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования;
  2. Дать характеристику современного состояния проблемы формирования эстетического вкуса;
  3. Рассмотреть особенности формирования эстетического вкуса младших школьников;
  4. Выявить особенность учебного текста с учётом его эстетической ценности;
  5. Рассмотреть особенности эстетического анализа художественного произведения.

   Методы  исследования: теоретический анализ и синтез изучения литературы, метод сбора информации, анализа, обобщения.

   Теоретическая значимость исследования работы состоит в том, что собран и систематизирован материал по проблеме исследования.  
 

   Структура исследования:

   Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит  из введения, одной главы, заключения, библиографического списка.

   Во  введении обосновывается актуальность проблемы, определяется цель и задачи, объект, предмет, проблема, гипотеза, методы исследования, обоснована его теоретическая значимость.

   В первой главе представлены современные подходы к содержанию литературного образования в начальной школе; рассмотрены особенности эстетического воспитания; способы развития эстетического чувства на уроках литературного чтения; представлен способ отбора учебного текста с учётом его эстетической ценности, а также представлен эстетический текстуальный анализ произведений на уроках литературного чтения.

   В заключении представлены выводы по результатам исследования, обосновано достижение цели, подтверждение выдвинутой гипотезы.

   Библиографический список включает 17  наименований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1.  Современные подходы  к содержанию литературного  образования в  начальной школе 

     Начальное литературное образование за последние 10 - 12 лет очень изменилось. Сформировался  новый для начальной школы  предмет – литературное чтение. Каждый ребёнок с первых шагов  своей самостоятельной читательской деятельности способен и должен вступать в естественные для современного человека отношения с художественным произведением, ощутить себя реальным эстетическим адресатом, субъектом  художественных впечатлений.

     Сегодня никого не надо убеждать в том, какую  огромную роль в приобщении детей  к духовно-нравственным ценностям, в формировании эстетического вкуса в развитии гармоничной личности играет литературное образование. [3]

     В общепедагогическом аспекте принцип  преемственности в содержании образования  был обоснован В.В.Краевским, И.Я.Лернером, М.Н.Скаткиным, В.С.Ледневым и другими учеными. В.В.Краевский выделяет четыре основных структурных элемента содержания: опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний; опыт репродуктивной деятельности - в форме способов ее осуществления (умений и навыков); опыт творческой деятельности - в форме проблемных ситуаций, познавательных задач и т.п.; опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений. Эти элементы, пишет В.В.Краевский, «связаны между собой таким образом, что каждый предшествующий элемент служит предпосылкой для перехода к следующему. Например, умения формируются на основе знаний, а творческая деятельность предполагает овладение некоторой суммой знаний и простых (репродуктивных) умений в данной области творчества. Понятно, что как содержание образования в целом, так и каждый из его элементов выполняет определенные функции в воспитании и обучении» [5].

     Возрастные  особенности учащихся, выявленные и  зафиксированные психологией, педагогикой  и практикой преподавания, определяют следующие этапы в литературном образовании школьников: литературное чтение (I-IV), начальный курс литературы (V-IX: первое звено - V-VII классы, второе звено  — VIII-IX классы), курс на историко-литературной основе (X-XI). Говоря о содержании литературного  образования, следует акцентировать  внимание только на тех звеньях обучения, которые имеют непосредственное отношение к данному исследованию: I-IV классы. [3]

     Вместе  с тем знакомство с художественной литературой начинается у ребенка  с самого раннего возраста. Поэтому  решающая роль в воспитании у ребенка  интереса к чтению отводится семье, ее социокультурной среде и читательской культуре родителей. Н.Добрынина подчеркивает, что одним из серьезных элементов  приобщения ребенка к книжной  культуре внутри семьи является чтение ребенку вслух. [17] Однако если в 70-х годах, по данным социологов РГБ, вслух малышам взрослые читали более или менее регулярно (таких оказалось 80%), то в 90-е годы число взрослых, читающих вслух детям, снизилось на 15%. Сейчас, констатирует Н.Добрынина, громкие чтения в семьях - еще более редкое занятие в связи с резким уменьшением свободного времени работающих, их усталостью. По результатам психологических  исследований, на которые ссылается автор, к 3-м годам, если чтение вслух превратить в ежедневное увлекательное занятие, можно заметить в детях как бы зародыши разных типов отношения к книге, например стойкое стремление общаться главным образом со знакомыми текстами или требование, тоже настойчивое, чтения новых; неодинаковое восприятие фактуры произведения, стилистики автора; разная восприимчивость к первоэлементу литературы - слову. [17]

     Состав  и широта круга детского чтения меняется с каждой эпохой. При этом одни произведения из круга чтения ребенка уходят, а другие занимают в нем достаточно прочное место. Это зависит от множества факторов. Изменяются общественные условия, а вместе с ними происходят изменения социальных, религиозных и семейных традиций детского чтения. Кроме того, обновляются программы воспитания и образования - в итоге круг чтения каждого человека с малых лет складывается по-своему. Однако нельзя не учитывать того, что интересы детей всегда выходили за пределы произведений, им непосредственно адресованных, поэтому круг их чтения постоянно  пополнялся произведениями из взрослой литературы. Специфика детской литературы обусловлена, в первую очередь, возрастом читателя. Психическим особенностям возраста отвечает и система жанров (так, малыши предпочитают стихи и сказки, следом за лирикой осваивают они прозу, а позже и драматургию, вырастающую из детской игры и первых выученных стихов), и общий стиль литературы, заключающийся в простоте и доступности текста для восприятия детей, в четкости и ясности мысли, в насыщенности слова и образа [7].

     Таким образом, следует помнить, что ребенок, пришедший в первый класс и  еще не умеющий толком читать, уже  получил некоторую сумму первоначальных культурных воздействий, предопределяющих восприятие им его будущих чтений. [13]. Но набор этих «первоначальных культурных воздействий» у каждого ребенка индивидуально своеобразен. Дети приходят в школу, резко различаясь по уровню литературного развития, умению читать и писать, «литературному багажу».

     Основными компонентами в содержании литературного  образования школьников являются:

1) круг  чтения;

2) теоретико-литературные  понятия; 

3) историко-литературные  сведения (в частности, факты биографии  писателя);

4) работа  по развитию речи учащихся, в  том числе различные виды самостоятельной  и творческой деятельности школьников. [8]

     Вопросы о законах и путях освоения детьми произведений взрослой литературы еще мало исследованы. Но вполне очевидно, что появление в круге детского чтения взрослых книг (тем более - книг адаптированных, то есть облегченных  и сокращенных) есть неизбежный процесс, без него невозможно духовное «кровообращение» в едином мире детей и взрослых. 

   Преподавание  литературного чтения в начальной  школе направлено на достижение следующих  основных целей:

Информация о работе Формирование эстетического вкуса на уроках литературного чтения