Формирование эстетического вкуса на уроках литературного чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотрение основных аспектов, касающихся развития эстетического вкуса учащихся начальной школы в процессе уроков литературного чтения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.1. Современные подходы к содержанию литературного образования в начальной школе…………………………………………………………………..7
1.2. Эстетическое воспитание младших школьников…………………………12
1.3. Способы развития эстетического чувства на уроках литературного чтения…………………………………………………………………………….14
1.4. Отбор учебного текста с учётом его эстетической ценности……………20
1.5. Эстетический текстуальный анализ………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованной литературы………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая 4 курс.docx

— 59.07 Кб (Скачать файл)

  Текст рассматривается как основа для  воссоздания в воображении художественного мира произведения, в таком случае ребенок усваивает путь анализа от текста (формы) к смыслу (художественному содержанию) произведения, учитель предоставляет ребенку возможность на основании анализа текста делать выводы, истолковывать произведение на той глубине смысла, которая ему доступна.

     Творческая деятельность детей в системе начального обучения по методу литературного чтения также приобретает новые, по сравнению с традицией, черты. В контексте литературного чтения следует предлагать учащимся начальных классов творческие задания двух типов:

-   по следам прочитанного: выразительное  чтение; графическое и словесное рисование; чтение по ролям; различные виды драматизации; отбор музыкальных отрывков, соответствующих настроению литературного произведения; отбор музыкальных отрывков, соответствующих настроению литературного произведения;

  - создание собственных произведений-подражаний (работа в позиции автора).

  Задания первого типа дают возможность соотнести  литературу как особый вид искусства с другими искусствами. Слово, сопоставленное с разными средствами создания образа - линиями, красками, звуками, жестами, пантомимой, - начинает осознаваться детьми как специфический материальный носитель образности.

   Выполнение  заданий второго типа становится важным обучающим моментом, так как под руководством учителя, дети наблюдают структуру разных жанров, фиксируют внимание на соответствии формы и содержания, начинают понимать роль различных изобразительно-выразительных средств, а главное, открывают для себя позицию автора и осознают, как она может быть проявлена в тексте. При этом ведущим методическим приемом, предваряющим творческое задание этого типа, становится моделирование жанра, а завершающим приемом - обсуждение авторских работ в классе. [14] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В ходе проведённого курсового исследования рассматривалась проблема формирования эстетического вкуса ребёнка на уроках литературного чтения. В процессе работы была изучена и проанализирована теоретическая и методическая литература по теме исследования.

      Таким образом, поставленные в начале исследовательской  работы задачи были выполнены успешно:

  • Изучена специальная литература по проблеме исследования;
  • Дана характеристика современного состояния проблемы формирования эстетического вкуса;
  • Рассмотрены особенности формирования эстетического вкуса младших школьников;
  • Выявлена особенность учебного текста с учётом его эстетической ценности;
  • Рассмотрены особенности эстетического анализа художественного произведения.

В результате проведенной работы по данному направлению  можно прийти к выводам, что на уроках литературного чтения необходимо обеспечивать атмосферу, которая будет способствовать формированию эстетического вкуса учащихся; также необходима организация работы, которая будет осуществлять тесную взаимосвязь с другими видами искусства, что будет прививать ребёнку чувство прекрасного, умение анализировать и оценивать, мыслить и чувствовать.

     Таким образом, на основании вышесказанного, можно утверждать, что цель исследования, которая заключалась в рассмотрение основных аспектов, касающихся развития эстетического вкуса учащихся начальной школы в процессе уроков литературного чтения, достигнута.

     Выдвинутая  в исследовании гипотеза в процессе проводимой работы и полученных результатов  подтвердилась.

     При этом тема эстетического воспитания на уроках литературного чтения всегда останется актуальной и важной в процессе образования младших школьников.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 

  1. Бахтин  М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1986.
 
  1. Богданова О.С. Содержание и методика этических  бесед с младшими школьниками. – М., 2005
 
  1. Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф. Методика преподавания литературы. – М.: Академ А, 1999.
 
  1. Джежелей  О.В. Литературное образование младших  школьников. Развитие культуры общения  и творческой деятельности. Программа "Чтение" "Литература". –  Начальная школа, 2004, №3
 
  1. Краевский В.В. Науки об образовании и наука  об образовании (методологические проблемы современной педагогики) // Вопросы  философии. – 2009. – № 3.
 
  1. Кузнецова А.В. «Гармоничное развитие личности младшего школьника». Издательство. Просвещение. 1998 г.
 
  1. Кутьева Н.Д. Литература в начальной школе. –  М., 2003
 
  1. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем: введение в методику начального литературного образования. М.: Лайда, 1994.
 
  1. Львов Михаил Р., Горецкий Всеслав, Сосновская Ольга Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб.пособие для студентов пед.учеб.заведений/ Издательство:  Академия. – М., 2008
 
  1. Молдавская  Н. Д. Литературное развитие школьников. - Москва. - «Педагогика». - 1996г.
 
  1. Музыка  Л. А. Интерес к чтению: как его  пробудить? // Начальная школа № 6. - 2007г.
 
  1. Обучение  и развитие (под ред. Занкова Л. В.). - Москва. - «Педагогика». - 1995г.
 
  1. Романовская З. И. Чтение и развитие младших школьников. - Москва. - «Педагогика». - 1982г.
 
  1. Русский язык в начальной школе: история, современность, перспективы. Сборник  научных трудов, посвящённый 80-летию  профессора М. Р. Львова. – Москва: «Прометей», 2007 – 192 с.
 
  1. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного  чтения. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 1993.
 
  1. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения –  М.,1991
 
  1. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших  школьников. М.: Педагогика, 1990.

     

Информация о работе Формирование эстетического вкуса на уроках литературного чтения