Формирование элементов логического мышления у умственно отсталых детей на основе изучения явлений природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 10:23, аттестационная работа

Описание работы

На сегодняшний день вопросы социализации умственно отсталых детей вызывают особый интерес у дефектологов и специальных психологов. Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учиться понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью 6
1.1 Определение понятия «умственная отсталость» 6
1.2 Особенности психических процессов умственно отсталых детей 10
1.3 Психические особенности развития мышления умственно отсталых детей 21
Глава 2. Значение курса «Ознакомление с окружающим и развитие речи» в формировании элементов логического мышления умственно отсталых детей 28
2.1 Анализ раздела «Ознакомление с окружающим и развитие речи» в программе «» 31
2.2 Развитие элементов логического мышления умственно отсталых детей при изучении явлений природы в курсе «Ознакомление с окружающим и развитие речи»
Заключение 72
Список литературы 74

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

 

Продвижение ребенка по программе первого  года обучения является успешным, если он:

1. использует средства  первичной коммуникации:

-зрительной, когда ребенок фиксирует взгляд на взрослом, предметах, игрушках, прослеживает за их перемещением (с возможным ограничением поля зрения), взглядом выбирает себе партнера для взаимодействия, отворачивается от партнера, желая прекратить общение, действие;

 - эмоциональной, когда ребенок улыбается человеку, который разговаривает или взаимодействует с ним, либо мимикой выражает сосредоточение; реагирует на запреты;

- первичных  жестов: прощание и приветствие, протест: «Нет!», выражение желания получить что-либо (игрушку, предмет, лакомство и др ), просьба о помощи, выражение желания быть отпущенным, желания идти рядом. Каждый жест является постоянным, ситуативно закрепленным;

2. выделяет предметы из окружающего фона в вербальном - невербальном варианте («назови-покажи-дай»), выполняет с ними манипулятивно-предметные действия в соответствии с их функциональным назначением, используя помощь взрослого;

3. узнает знакомых  и близких людей,

4. реагирует на свое  имя, на собственное отражение  в зеркале;

5. выделяет части тела  и лица, направленность их действий («посмотри», «послушай», «возьми»).

 

Продвижение ребенка по программе второго  года обучения является успешным, если он:

1. в общении использует указательный и соотносящий жесты, доступные формы речи;

2. выполняет требования  взрослого в виде словесного  указания/команды с жестовым подкреплением:  «Послушай, где звучит» или  «Покажи чашку», «Дай ее мне  (поставь на стол)» и т.п.;

3. взаимодействует с предметами методом проб и ошибок, подражая действиям взрослого;

4. узнает бытовые предметы, игрушки по внешнему виду и  названию, понимает их функциональное  назначение, прослеживает взглядом  за их перемещением, ищет в  пространстве комнаты; выделяет  одинаковые («парные») предметы;

5. называет предметы  быта, окружения, еды и пр., основные  действия (идти, стоять, бежать, прыгать,  смотреть, слушать, кушать, пить, есть, умываться, вытираться и пр.). Безречевой ребенок использует невербальный вариант – карточки – символы; картинки;

6.  усвоил орудийно-предметные  действия с предметами быта;

7. соблюдает правило  очередности в процессе взаимодействия  со взрослым;

8. различает контрастные  звучания (бытовые шумы, звуки звукоподражания), поворачивает голову, разворачивается всем телом  и тянется в сторону источника звука;

9. знает свое имя,  имена близких людей, детей,  узнает себя на фотографии;

10. выделяет части тела  и лица, знает их назначение (глазами  я смотрю, ушами слушаю).

 

Продвижение ребенка по программе третьего года обучения является успешным, если он:

1. выражает свои желания,  предпочтения, используя доступные  невербальные и вербальные средства;

2. участвует в предметно-практической  деятельности, организованной взрослым;

3. взаимодействуя со  взрослым, ориентируется на его эмоциональную реакцию и действия;

4. выполняет задание  до получения результата действий;

5. соотносит предмет   со словом, его обозначающим и  закрепленным жестом;

6. выделяет части предмета, его существенные детали и  признаки, соотносит реальные предметы/объекты с их заместителями (игрушечными аналогами, муляжами) и плоскостными изображениями;

7. группирует предметы (объекты) на основе выделения   одного признака (свойства, качества);

8. выделяет себя и  другого человека, использует местоимения «Я - ты» (безречевой ребенок использует указательные жесты);

9. узнает в зеркале  свое отражение, отражения взрослых  и детей, соотносит отражение  в зеркале с фотографией;

10. различает части  тела и лица, выделяет их назначение, может показать на кукле, другом человеке;

11. выделяет себя по  половому признаку;

12. слушает сказки и  рассказы взрослого непродолжительное  время;

13. выполняет речевые  инструкции, содержащие 1-2 команды;

14. различает контрастные  звуки и похожие по звучанию, определяет силу звука (громко – тихо), запоминает  и воспроизводит последовательность 2-4звучаний.

15. ориентируется в  помещениях группы, на участке.

Продвижение ребенка по программе четвертого года обучения является успешным, если он:

1. выражает чувства,  используя доступные невербальные и вербальные средства;

2. сообщает взрослому  о событии только что или  недавно произошедшем, дает речевой  отчет о выполненных действиях; безречевой ребенок использует невербальный вариант – карточки – символы; картинки;

3. работает на занятии  в паре со взрослым/другим ребенком, в группе детей;

4. различает предметы  по форме, величине, цвету, признаку  действия (что летает, ходит, плавает), функциональному назначению (что  одеваем, что едим), обобщающему  слову (животные, посуда, игрушки  и др.);

5. группирует предметы в соответствии с одним выделенным признаком;

6. соотносит предмет  с его плоскостным изображением, узнает знакомые предметы на  предметных и ситуативных картинках;

7. различает материалы,  из которых сделаны предметы;

8. переносит усвоенный способ действия с одного предмета на другой, с одной ситуации на другую, используя организующую помощь взрослого;

9. называет основные  виды деятельности человека днем  и ночью, развлечения детей  в разное время года (летом  – зимой);

10. выделяет себя из  окружающего, используя местоимение «Я», называет свое имя и пол, имеет представление о собственности («мое, мне»); безречевые дети  овладевают  указательным жестом, направленным на себя;

11. различает взрослых  и детей по именам, внешнему  виду, в зеркальном отражении и на фотографиях, использует местоимение «Ты» для обозначения другого человека; безречевые дети  овладевают  указательным жестом, направленным на человека;

12. различает части  тела и лица, может показать  на себе, другом человеке, на кукле,  выделяет их назначение;

13. различает звуки  похожие по звучанию, определяет  длительность их звучания, запоминает  и воспроизводит последовательность 2-4 звуков, звукоподражаний, слов;

14 слушает сказки и  рассказы взрослого, рассматривает  картинки, иллюстрации к сказкам и рассказам;

15. может выучить и  рассказать простое четверостишие,  спеть песенку (безречевой ребенок  использует для этого жесты  и мимику);

16. ориентируется в  помещениях дома-интерната, участка  группы;

17. соблюдает режим  дома-интерната, участвуя в событиях дня в соответствии с их продолжительностью и последовательностью.

Проведенный анализ показал, что главной целью программы является создание условий для успешного усвоения и расширения чувственного опыта ребенка, через содержательное восприятие эмоционального, телесного, тактильного контакта помочь ребенку усвоить различия ощущений и образов восприятия, формировать произвольные действия, активизировать внимание, организация чувственных образов восприятия и формирование первичных представлений об окружающем.   Но развивая ощущения и восприятия у умственно отсталых детей, следует помнить, что это не самоцель, а средство, облегчающее развитие их мышления. Уже в самом восприятии имеются элементы, обеспечивающие развитие логического мышления. К сожалению, потенциал для развития такой высшей психической функции как мышление, заложенный в курс «Ознакомление с окружающим и развитие речи», использован авторами программы не полностью. Из данного вывода возникла актуальность данной дипломной работы об использовании курса для развития элементов логического мышления у умственно отсталых детей при рассмотрении тех или иных явлений природы.

2.2 Развитие элементов логического  мышления умственно отсталых детей при изучении явлений природы в курсе «Ознакомление с окружающим и развитие речи»

 

Как уже было сказано, в самом восприятии имеются элементы, обеспечивающие развитие логического мышления. Так, первой формой обобщения у ребенка является перенос одного свойства предмета на другие. Но этот перенос происходит только в том случае, если ребенок этот процесс осуществляет самостоятельно, без подсказки со стороны взрослого. В дальнейшем на основе восприятия возникают переходные от восприятия к мышлению формы оперирования образами в уме, которые мы наблюдаем при складывании разрезной картинки или при необходимости сделать целое из частей; при составлении сериационного ряда, когда предметы располагаются в соответствии с закономерным возрастанием или убыванием какого-либо свойства (ряд предметов, выстроенных по длине, ширине, высоте звуков  – звуковысотный ряд и др.); при группировке предметов по заданному признаку, т. е. первая форма классификации. Такая группировка возникает постепенно: сначала подбирается один предмет к образцу (выбор по образцу), затем несколько предметов к одному и тому же образцу. Это и есть группировка. На данном этапе происходит формирование первых форм анализа. Ребенок учится самостоятельно выделять тот признак, то свойство, которое является существенным при выполнении нужной задачи.

Правильное  развитие целостного восприятия подготавливает и некоторые стороны причинного мышления. Когда ребенок правильно представляет себе предмет с его частями, он легко может осознать причину, если нарушено это целое. Например, если ребенок хорошо представляет себе машину, знает, что у нее есть кабина, кузов, колеса, он может быстро найти причину, почему машина не двигается, заваливается набок – у машины нет колеса.

Очень важным оказывается  влияние восприятия на решение словесных  задач типа загадок. Без сформированного  представления дети действуют с опорой только на привычный заученный материал, на память, а не на мышление, т. е. фактически не решая предложенной мыслительной задачи.

Таким образом, путь от восприятия к мышлению оказывает  влияние на ход развития наглядно-образного и элементов логического мышления.

Важным в  психическом развитии ребенка является формирование мышления. Именно в этот возрастной период возникают не только основные формы наглядного мышления – наглядно-действенное и наглядно-образное, но и закладываются основы логического мышления – способность к переносу одного свойства предмета на другие (первые виды обобщения), причинное мышление, способность к анализу и синтезу и др.

Правильная  и своевременная организация  работы по формированию всех видов  мышления для умственно отсталого ребенка приобретает особое значение, так как нарушение интеллекта и является основным дефектом при олигофрении.

В играх, способствующих формированию мышления, выделяются два  направления: от восприятия к мышлению и от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому мышлению.

Вся познавательная деятельность ребенка раннего и  дошкольного возраста связана с  его практической деятельностью  и с ориентировкой в окружающем предметном мире. В свою очередь  и развитие мышления в этом возрасте связано с практическими действиями ребенка и с восприятием свойств и отношений предметов окружающего мира. Соответственно развитие мышления идет двумя путями – от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и к логическому. Другой путь – от восприятия к наглядно-образному мышлению, с одной стороны, и к логическому, с другой. Оба эти пути развития существуют одновременно и, хотя на определенном этапе сливаются воедино, имеют свою специфику и играют свою особую роль в познавательной деятельности человека.

Важно помнить, что достижения этого периода  не исчезают, не заменяются более поздними этапами развития мышления, а выполняют  свою роль на протяжении всей последующей  жизни человека. Поэтому несформированность процессов мышления, идущих как от наглядно-действенного мышления, так и от восприятия, может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте.

Вместе с  тем у умственно отсталого  ребенка, как мы знаем, именно развитие познавательной деятельности претерпевает существенные нарушения, так как непосредственно связано с первичным дефектом. Без специально организованной, специфически построенной коррекционной работы у умственно отсталого ребенка фактически не происходит развития мышления ни по первому, ни по второму пути.

Формируя у  детей целостное восприятие предметов, восприятие их свойств и отношений, мы одновременно постепенно формируем и представления о них, представления, которые могут быть вызваны в памяти ребенка (актуализированы) и в отсутствие самого предмета. Более того, ребенок учится оперировать этими образами в представлении, действовать на основе этих образов, опираться на них в своей деятельности. А это и есть одна из важнейших задач наглядно-образного мышления. Таким образом, сенсорное воспитание ребенка непосредственно смыкается с формированием его мышления, ложится в основу наглядно-образного мышления.

С другой стороны, развитие восприятия, в частности  выбора по образцу, оказывается основой  первых форм обобщения, подводит детей  к классификации, основанной на выделении  существенного признака.

Информация о работе Формирование элементов логического мышления у умственно отсталых детей на основе изучения явлений природы