Формирование элементов логического мышления у умственно отсталых детей на основе изучения явлений природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 10:23, аттестационная работа

Описание работы

На сегодняшний день вопросы социализации умственно отсталых детей вызывают особый интерес у дефектологов и специальных психологов. Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учиться понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью 6
1.1 Определение понятия «умственная отсталость» 6
1.2 Особенности психических процессов умственно отсталых детей 10
1.3 Психические особенности развития мышления умственно отсталых детей 21
Глава 2. Значение курса «Ознакомление с окружающим и развитие речи» в формировании элементов логического мышления умственно отсталых детей 28
2.1 Анализ раздела «Ознакомление с окружающим и развитие речи» в программе «» 31
2.2 Развитие элементов логического мышления умственно отсталых детей при изучении явлений природы в курсе «Ознакомление с окружающим и развитие речи»
Заключение 72
Список литературы 74

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

Разработка и использование  этих систем осуществляется в индивидуальных вариантах и комбинациях. Каждый педагог может разработать такую  систему картинок, символов, жестов, которая будет успешно использоваться в соответствии с потребностями  и личными нуждами ребенка. Использование невербальных стимулов (жестов,  картинок и др.) должно сочетаться с речью взрослого (коротким обращением, комментарием, инструкцией и др.).

Использование тематического  принципа планирования позволяет успешно формировать целостность восприятия ребенка-дошкольника с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности. Наличие общей темы при обучении различным видам деятельности помогает ребенку легче воспринимать и усваивать необходимый объем информации, распределенный во времени и ситуативно. Реализация одной темы в различных ситуациях (на занятии, в режимных моментах) со сменой способов и приемов обучения способствует более прочному усвоению программного материала. Темп обучения должен соответствовать психофизическим возможностям ребенка (особенностям его восприятия и переработки информации). При прохождении каждой темы необходимо предусматривать достаточное количество времени на понимание ребенком предъявляемой информации и его ответную реакцию, большое количество повторений для усвоения формируемого умения или навыка.

Планирование и реализация каждой темы осуществляется по определенному  алгоритму:

А) основное содержание ежемесячного тематического планирования составляют темы, отражающие  взаимодействие ребенка  с миром вещей, природой, социумом;

Б) каждая тема планируется  на неделю и реализуется на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи и другим видам деятельности на подгрупповых занятиях дефектолога  и индивидуальных занятиях логопеда/психолога;

В) формулировка каждой темы, разработка ее задач и содержания, количество занятий по теме определяются  профессиональными предпочтениями специалистов и качественным составом подгруппы детей.

Рассмотрим  как в  данной программе и ее разделе  «Ознакомление с окружающим»  раскрываются темы, задачи, связанные с явлениями природы по годам обучения, что соответствует проблематике данной дипломной работы.

 

Одной из задач раздела при 1 годе обучения является накопление чувственного опыта и создание на этой основе первичных предметных образов. Реализация этой задачи осуществляется путем организации всех видов восприятия, ознакомления ребенка с доступными способами манипулирования.

Организация тактильно-проприоцептивного  восприятия включает работу по:

- активизации всех  видов чувствительности,

- использованию различных  способов сенсорной стимуляции  в качестве средств, формирующих  эмоциональную и речевую активность (при подборе сенсорных стимулов  необходимо учитывать гиперчувствительность  ребенка к некоторым из них);

- формированию первичного телесного ориентирования.

Организация зрительного  восприятия включает работу по:

- активизации ориентировочной  реакции «Что это?;

- формированию поля  зрения (определение границ и  возможного выпадения его сторон, восстановление или расширение  поля зрения с пораженной стороны и др.),

- созданию зрительного  предметного образа,

- формированию связи  «глаз – рука», обеспечивающей  в дальнейшем развитие зрительно-моторной  координации.

Организация слухового  восприятия осуществляется по следующим  направлениям:

- активизация акустического внимания (привлечение внимания к локальному звучанию игрушек, музыкальных инструментов, бытовых шумов),

- развитие ориентировочно-поисковых  реакций (локализация звука в  пространстве, определение источника  звука),

- формирование двигательно-слуховых связей (координации движений руки с ритмом стихотворного текста потешки, со звуковым сигналом), зрительно-слуховых связей.

Необходимым условием организации  восприятия является одновременная  стимуляция нескольких анализаторных  систем с опорой на двигательно-кинестетическую.  Взрослый организует рассматривание предмета, манипуляции ребенка с ним, обозначает предмет соответствующим словом, жестом. Зрительный образ предмета соединяется с жестом и словом. Так ребенок учится узнавать предмет без выделения его существенных признаков. Предлагаемые манипуляции носят характер обследования. Формируется способность манипулировать предметами в соответствии с их функциональным назначением. Реализация манипулятивных действий осуществляется с помощью сопряженных или сопряженно-отраженных действий (в соответствии с психофизическим состоянием ребенка).

Рассматриваются следующие  темы: «Люди», «Мои игрушки», «Качество предметов» (знакомят детей с внешним видом и свойствами объектов неживой природы (водой, песком);   активизируют  различные виды ощущений;  организовывают наблюдение и манипулятивное взаимодействие с ними), «Еда», «Животные», «Одежда», «Мебель» , «Посуда», «Растения» (знакомят детей с елкой: внешним видом, запахом, украшениями к празднику; активизируют все виды восприятия (рассматривают дерево и новогодние украшения, ощупывают еловые веточки, нюхают их), «Праздники».

 

Одной из задач раздела 2 года обучения становится формирование  устойчивых предметных образов:

- соотнесение предметов  по подобию, выделение «парных» (одинаковых) предметов,

- объединение (первичная  группировка) предметов после  их обследования,

- сравнение предметов  с контрастными признаками путем  наложения, определения поверхности  на ощупь, обведения по контуру  и др.;

- формирование представления о постоянстве предметов, исчезающих из поля зрения ребенка, организация ориентировочно-поисковых движений,

- формирование поисковых  способов ориентировки в знакомом  предметном пространстве.

Рассматриваются следующие  темы: «Семья», «Люди», «Мои игрушки», «Качество предметов»  (знакомят  детей с внешним видом и свойствами объектов неживой природы (камнями, снегом); развивают восприятие, устанавливая различные формы межанализаторного взаимодействия. организуют наблюдение и предметно-манипулятивные действия с ними, направленные на получение результата (горка из камней, снежный колобок, зайка и пр.), «Фрукты. Овощи», «Животные», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Растения» (учат узнавать и выделять елку из ряда других деревьев, рассматривают елочные украшения; знакомят с процессом украшения елки к празднику; знакомят  детей с листьями клена и березы (узнавать и выделять их среди других листьев по внешнему виду, названию дерева), организуют предметно-игровую деятельность с листьями), «Праздники».

Одной из задач раздела 3 года обучения становится работа над расширением объема и качественной наполняемостью предметных образов, формирование первичных представлений и их введение в пространственные отношения.

 - целостность и качественная наполняемость предметных образов формируется по мере овладения ребенком различных способов сенсорного обследования (с установлением множественных межанализаторных связей). Ребенок учится выделять части предмета, его существенные детали и признаки, соотносить реальные предметы с их заместителями (например, предметы мебели и игрушечную мебель) и плоскостными изображениями (цветными и черно-белыми, реальными и схематичными, большими и маленькими).

- обучение способам  группировки предметов (объектов) проводится на основе выделения  заданного признака (свойства, качества)

- установление устойчивой  связи между предметом, плоскостным  изображением и словом, его обозначающим  способствует развитию наглядно-образного  мышления.

- включение предмета  в деятельность обеспечивает  усвоение его пространственной характеристики;

- решение предметно-практических  задач осуществляется путем практической  ориентировки в свойствах и  качествах предмета (путем целенаправленных проб), ребенка знакомят с перцептивными действиями (примериванием и зрительным соотнесением).

Рассматриваются следующие  темы: «Мой альбом», «Мои игрушки», «Качество предметов»  (организовать предметно-практическую деятельность детей с учетом свойств и качеств объектов неживой природы (воды, песка, камней снега), познакомить с различными способами взаимодействия этих объектов (песка с водой, снега с водой, камней с водой); формировать представления о величине предметов/объектов, окружающих ребенка: различать большие и маленькие предметы/объекты, группировать их по этому признаку, находить в пространстве знакомой комнаты предметы заданной величины) «Продукты питания», «Животные и их детеныши», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Растения» (учить различать деревья (ель, береза, клен) по форме листьев (хвоя – листья);  формировать представление о елке как символе Нового Года: строении (ствол, ветки, иголочки), запахе, украшении к празднику; привлекать детей к украшению елки (настоящей, искусственной, ее плоскостного изображения) к празднику; развивать пространственное ориентирование, распределяя елочные украшения на елке по подобию, образцу и речевой инструкции; познакомить детей с цветами, обучать способам сенсорного обследования (рассматривать, нюхать), правилам обращения с цветами (брать за стебель, ставить срезанные в вазу с водой, поливать цветы в горшках); учить различать цветы по цвету, размеру и форме цветка), «Праздники».

Одной из задач раздела  на 4 году обучения становится формирование и расширение представлений об окружающем мире:

- выделение заданного  предмета (объекта) по образцу и речевой инструкции

а) из группы разнородных  и похожих (по внешнему виду),

б) в пространстве  знакомого помещения;

- соотнесение предмета (объекта) с плоскостным изображением  и словом его обозначающим; Установление  связи между  изображением  (фотографией, картинкой, пиктограммой) и событием (например, картинка с тарелкой обозначает, что нужно идти на обед)  способствует развитию наглядно-образного мышления;

- выделение существенных  деталей (частей) свойств и качеств  предмета (объекта) с использованием соответствующих перцептивных способов исследования: примеривания, зрительного соотнесения;

- определение  пространственного  положения предмета и его изменение  по показу, образцу и  речевой  инструкции;

- формирование первичной  функции обобщения (соотнесение предмета с классом предметов), группировка предметов (объектов) в соответствии с выделенным признаком (группой признаков) по показу, образцу и речевой (жестовой) инструкции.

А также организация сенсорно-перцептивной деятельности:

- учет свойств и качеств предметов (объектов) при выполнении дидактической задачи;

- объединение действий  в цепочку последовательно выполняемых  операций, направленных на получение  результата;

- решение задач, направленных  на достижение практического  результата, с использованием ориентировочных и перцептивных действий (примеривания и зрительного соотнесения).

- перенос усвоенных  способов действия с одного  предмета на другой, с одной  ситуации на другую с использованием  организующей помощи взрослого;

И формирование элементарных временных представлений:

- усвоение детьми  порядка следования  основных  событий дня (режима пребывания  ребенка в учреждении): их продолжительности  и последовательности;

- установление причинно-следственных  связей между событиями и явлениями.

Рассматриваются следующие  темы: «Мой альбом», «Моя семья», «Люди», «Фотоальбом моей жизни», «Мальчики  и девочки», «Профессии», «Дом», «Наш игровой уголок» «Качество предметов»  (формировать представления о форме (круглый, квадратный, треугольный), цвете (основные цвета) предметов/объектов, окружающих ребенка, развивая слухопроизносительные, речедвигательные, зрительно-двигательные, двигательно-слуховые связи и координации, функцию стереогноза (узнавание на ощупь, организация ощупывающих и обводящих движений). Организовать предметно-практическую деятельность с учетом выделенных качеств предметов/объектов (различные виды группировки, игры на пространственную ориентировку); «Продукты питания», «Овощи. Фрукты», «Домашние и дикие животные»,  «Животные и птицы», «Зимняя и летняя одежда и обувь», «Мебель», «Посуда», «Растения. Деревья. Деревья и цветы» (формировать первичные представления о дереве (елке, березе, рябине, клене): внешнем виде, строении (корень, ствол, ветки, листья, плоды), назначении;  учить различать деревья по этим признакам; соотносить реальные деревья с их плоскостными изображениями (реалистическими и схематичными), листья с плодами; развивать пространственное ориентирование в схеме дерева (внизу – корень, наверху – ветки с листьями и плодами); учить различать деревья и цветы по внешнему виду, строению), «Праздники», «Времена года» (формировать первичные представления о зиме и лете (выделение признаков зимы/лета в наблюдениях, на ситуативных и простейших сюжетных картинках); познакомить с сезонными развлечениями детей, «Части суток».

А теперь обратимся к  «примерному» перечню умений детей, который показывает успешное продвижение  ребенка  по программе по годам обучения.

Информация о работе Формирование элементов логического мышления у умственно отсталых детей на основе изучения явлений природы