Формирование элементов логического мышления у умственно отсталых детей на основе изучения явлений природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 10:23, аттестационная работа

Описание работы

На сегодняшний день вопросы социализации умственно отсталых детей вызывают особый интерес у дефектологов и специальных психологов. Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учиться понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью 6
1.1 Определение понятия «умственная отсталость» 6
1.2 Особенности психических процессов умственно отсталых детей 10
1.3 Психические особенности развития мышления умственно отсталых детей 21
Глава 2. Значение курса «Ознакомление с окружающим и развитие речи» в формировании элементов логического мышления умственно отсталых детей 28
2.1 Анализ раздела «Ознакомление с окружающим и развитие речи» в программе «» 31
2.2 Развитие элементов логического мышления умственно отсталых детей при изучении явлений природы в курсе «Ознакомление с окружающим и развитие речи»
Заключение 72
Список литературы 74

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет переподготовки специалистов по дефектологии

 

 

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Формирование элементов логического мышления у умственно отсталых детей на основе изучения явлений природы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушателя отделения  олигофренопедагогики

Булановой Н.О.

 

Научный руководитель

к.п.н. Соломина Е.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2009г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                      3                                                                                            Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью                                                                                                                         6

1.1 Определение понятия  «умственная отсталость»                                             6

1.2 Особенности психических  процессов умственно отсталых детей            10

1.3 Психические особенности  развития мышления умственно  отсталых детей                                                                                                                                    21

Глава 2. Значение курса «Ознакомление с окружающим и развитие речи» в формировании элементов логического мышления умственно отсталых детей                                                                                                                                    28

2.1 Анализ раздела «Ознакомление с окружающим и развитие речи» в программе «»                            31

2.2 Развитие  элементов логического мышления  умственно отсталых детей при  изучении явлений природы в  курсе «Ознакомление с окружающим  и развитие речи»                                                                                                                 53

Заключение                                                                                                                       72

Список литературы                                                                                                         74

Приложения                                                                                                                     76

 

 

 

Введение

На сегодняшний день вопросы социализации умственно  отсталых детей вызывают особый интерес  у дефектологов и специальных  психологов. Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в  способах его познания окружающего  мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учиться понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, формируются простейшие формы логического мышления, развивается самосознание и самооценка, социальные чувства.   

Следовательно, анализ особенностей представления умственно отсталых детей об окружающем во многом основывается на  данных возрастной психологии и  дефектологии. Большое значение имеет  дошкольная олигофренопедагогика, которая  опирается на  знания о своеобразии психического развития при наличии раннего органического поражения центральной нервной системы.

Приоритетной задачей  олигофренопедагогики становится их социальное развитие в целом. Создаются такие условия обучения и воспитания детей, которые способствуют:

-возникновению желания  познавать окружающий мир;

-развитию их социального  поведения;

-расширение круга  общения, овладению всеми возможными  средствами коммуникации;

-формирование культурных  навыков, усвоение социальных  норм и правил.

Адекватные представления об окружающем мире, знание элементарных причинно-следственных связей способствуют эффективной социализации детей с задержкой интеллектуального развития. Этим объясняется актуальность темы: «Формирование элементов логического мышления у умственно отсталых детей на основе изучения явлений природы».

Целью данной дипломной работы является анализ программы «» и разработка методических рекомендаций, направленных на развитие элементов логического мышления умственно отсталых детей.

Задачами работы, решение которых необходимо для достижения цели, являются:

1) проанализировать психолго-педагогическую и методическую литературу по данной теме

2) рассмотреть особенности  психического развития умственно  отсталых  детей,

3) выявить особенности развития мышления умственно отсталого ребенка,

  1. рассмотреть основные приемы формирования элементов логического мышления умственно отсталых детей при изучении явлений природы.

Структурно данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, 8 приложений, списка использованной литературы.

 

Глава 1.ПСИХОЛГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ

С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

1.1. Определение понятия «умственная отсталость»

Правильное определение  понятия "умственная отсталость" имеет не только теоретическое, но и  практическое значение.

Теоретическое значение такого определения состоит в  том, что оно способствует более  глубокому пониманию сущности аномального  психического развития детей.

Каждая наука заинтересована в правильном определении предмета ее исследования. Неясное определение предмета приводит к расплывчатости, неопределенности научных исследований в области данной науки. Ошибочное толкование понятия "умственная отсталость" неправильно ориентирует ход научных поисков и исследования в патопсихологии, способствует неправомерному расширению либо сужению состава изучаемых детей.

Нарушения и особенности  развития психики у детей могут  быть очень разнообразны. Следует с самого начала четко определить понятие "умственная отсталость", обозначить тот тип аномального психического развития, который подлежит изучению. Дать правильное определение понятия "умственная отсталость" - значит объяснить причину этого состояния и выделить его наиболее существенные признаки.

Причиной умственной отсталости является поражение головного  мозга ребенка (недоразвитие плода, болезнь, ушиб и т. д.). Однако не всякое поражение головного мозга ребенка приводит к стойкому нарушению его познавательной деятельности. В некоторых случаях таких тяжелых последствий может и не быть.

Рассмотрим определение понятия "умственная отсталость". 
Умственно отсталым, называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного).

Важно подчеркнуть, что при определении понятия "умственная отсталость" речь идет не о кратковременной задержке темпа психического развития, а о довольно длительном его нарушении. Следует обратить внимание еще на один элемент нашего определения понятия "умственная отсталость". В определении говорится о стойком нарушении познавательной деятельности. Возможны случаи, когда какие-либо вредности, например тяжелое инфекционное заболевание, сотрясение мозга, голод, приводят к некоторым нарушениям нервных процессов. В результате у детей наблюдается временное, преходящее нарушение умственной работоспособности. У таких детей могут наблюдаться более или менее длительные задержки умственного развития. При всем этом они не являются умственно отсталыми. Дефект познавательной деятельности у них не стоек. Со временем они догоняют своих сверстников. Отграничение временных, преходящих нарушений умственной работоспособности от стойкого нарушения познавательной деятельности довольно затруднительно, но возможно. Для этой цели должны быть использованы экспериментально-психологические методики.

Если мы проанализируем это определение, то увидим, что утверждать факт умственной отсталости можно лишь при сочетании всех указанных в нем признаков:

- стойкое нарушение познавательной деятельности;

- органическое поражение мозга, вызвавшее это нарушение.

Следует обратить внимание на то, что понятие "умственно  отсталый ребенок" не равнозначно  понятию "олигофрен". Понятие "умственно  отсталый'" является более общим. Оно включает в себя олигофрению  и другие (различные по причинам) состояния выраженного интеллектуального недоразвития.

Таким образом,  умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.

Состав лиц с нарушением интеллекта очень разнороден как по причинам и времени поражения головного мозга, так и по степени тяжести клинической картины и психолого-педагогическим характеристикам. Согласно международной классификации (МКБ-10), выделяют четыре формы умственной отсталости: легкую (IQ — 40 — 69), умеренную (IQ — 35 — 49), тяжелую (IQ — 20 — 34) и глубокую (IQ ниже 20).1

В отечественной олигофренопедагогике до настоящего времени была широко распространена другая классификация (МКБ-9), согласно которой выделяли три степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотию. Так как ссылки на нее часто встречаются в специальной литературе, считаем целесообразным соотнести ее с современной классификацией.

Легкая степень умственной отсталости — дебильность — встречается значительно чаще, чем другие формы умственной отсталости. Такие дети отстают от своих сверстников в физическом развитии. Нарушения познавательной деятельности становятся очевидными чаще с началом их организованного обучения (в детском саду, затем в школе). Они не могут усвоить программный материал, как другие дети, нуждаются в специальных образовательных условиях. Такие условия создаются для них в специальных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.

Умеренная умственная отсталость является пограничной между дебильностью и имбецильностью.  Тяжелая умственная отсталость — имбецильность — выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие малыши позже начинают держать головку (к четырем — шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Значительно позже начинают ходить (в три года и позже).

У них практически  отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления». Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Нарушено произношение многих звуков. Существенно страдает моторика, поэтому эти дети с трудом и в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания, чем дети с умеренной умственной отсталостью. Их познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление.

Глубокая умственная отсталость — идиотия — выявляется в первые месяцы жизни ребенка. У таких детей снижены пороги чувствительности, наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, праксиса, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают лиц с идиотией к лежачему образу жизни. Многие из них не в состоянии овладеть элементарными навыками самообслуживания, хотя некоторые все-таки могут научиться частично обслуживать себя.

Лицам с глубокой степенью умственной отсталости даже во взрослом возрасте не доступно осмысление окружающего. Речь развивается крайне медленно и  ограниченно и часто остается на уровне звукоподражаний, отдельных слов. Однако такие люди все же способны к развитию. Их можно обучить навыкам общения (речевым или безречевым), расширить их представления об окружающем мире.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о необходимости коррекционной работы с умственно отсталыми детьми по развитию их представлений об окружающем мире, так как это необходимо для их дальнейшей жизни и возможно при современных методиках.

 

1.2 Особенности психических процессов умственно отсталых детей

Ощущения  и восприятия - это процессы непосредственного отражения действительности. Ощущать и воспринимать можно те свойства и предметы внешнего мира, которые непосредственно действуют на анализаторы. Каждый анализатор состоит, как известно, из трех частей: периферического рецептора (глаза, уха, кожи и т. д.), нерва-проводника и центра в коре головного мозга. Исследования академика И. П. Павлова и его школы обнаружили корковый характер процессов ощущений и восприятий и коренным образом изменили наши представления о сущности и развитии этих процессов. Если раньше зрительные восприятия рассматривали как зеркальное, аналогичное фотографии отражение объекта на сетчатке глаза, го теперь мы рассматриваем зрительный образ как комплекс условных связей, как некоторый динамический стереотип, возникающий в результате анализа и синтеза многократно повторяющихся изменчивых раздражителей.

Накопление фонда условных рефлексов лежит в основе восприятия. У нормального ребенка этот процесс  носит стремительный, бурный характер. У детей же с пораженной нервной системной ощущения и восприятия формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Значение этого ядерного симптома олигофрении трудно переоценить. Ощущения и восприятия - первая ступень познания окружающего мира. Эта ступень остается важной на протяжении всех лет жизни. Замедленная, ограниченная восприимчивость, характерная для умственно отсталых детей, оказывает огромное влияние на последующий ход их психического развития.

Информация о работе Формирование элементов логического мышления у умственно отсталых детей на основе изучения явлений природы