Формирование экологической культуры младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить эффективные методы и формы экологического воспитания младших школьников на уроках природоведения
Для реализации данной цели поставили следующие задачи:
1. Раскрыть вопрос об экологии, как науке, ее появление, цели, принципы.
2. Рассмотреть вклад отечественных и зарубежных психологов и педагогов в развитие проблемы экологического воспитания.
3. Выяснить особенности экологическому воспитанию младших школьников.
4. Раскрыть методы и формы экологического воспитания.
5. Выявить уровень экологического воспитания.
6. Предложить методику для учителей начальных классов по успешному осуществлению работы по экологическому воспитанию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. 1.1. Становление и развитие экологии как науки…………………………………….
1.2. 1.2. Психолого-педагогические подходы к проблеме экологического воспитания .
1.3. 1.3. Особенности экологическое воспитание младших школьников ………………
1.4. Методы и формы экологического воспитания младших школьников на уроках природоведения………………………………………………………………...
Выводы по первому разделу …………………………………
РАЗДЕЛ II ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
2.1. Выявление уровня экологического воспитания младших школьников на уроках природоведения………………………………………………………………
2.2. Методика экологического воспитания младших школьников на уроках природоведения…………………………………………………………………………
Выводы по второму разделу ………………………….……………………………
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ………………………………………….…………………..…..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa__3_LOGUNOVA.doc

— 714.50 Кб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  …………………………………………………………………………

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    1. 1.1. Становление и развитие экологии как науки…………………………………….
    2. 1.2. Психолого-педагогические подходы к проблеме экологического воспитания .
    3. 1.3. Особенности экологическое воспитание младших школьников ………………

1.4. Методы и формы экологического воспитания младших школьников на уроках природоведения………………………………………………………………...

Выводы по первому разделу …………………………………

РАЗДЕЛ II ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

2.1. Выявление уровня экологического воспитания младших школьников на уроках природоведения………………………………………………………………

2.2. Методика экологического воспитания младших школьников на уроках природоведения…………………………………………………………………………

Выводы по второму разделу ………………………….……………………………

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ………………………………………….…………………..…..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приложения

3

 

 

 

5

 

11

 

15

 

20

 

22

 

 

 

 

 

24

 

 

29

 

32

33



 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе - они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Мы считаем, что экологическое воспитание - самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.  
Фундаментальными для нашего исследования стали научно-психологические труды Коменского Я. А., Ушинского К. Д., Сухомлинского В. А. – они раскрывают взгляды известных педагогов на воспитание ребенка средствами природы и в гармонии с ней; - современные это книги ученых-экологов Дре Ф. и Дежкина В. (книги дают представление о науке экологии); статьи ученых-философов Абдулаева З., Урсула А. Д. и Чумакова А. Н. (статьи рассказывают о наличие экологических проблем у нас в стране и во всем мире, а также о пути их решения); статьи педагогов-практиков и ученых-практиков из журнала "Начальная школа" - Плешакова А. А., Кириллова З. А., Лола В. Л., Миронов А. В. и других (в статьях говорится об опыте экологического воспитания младших школьников), использовались многие другие статьи из журналов.

Однако, как показал анализ методической литературы, проблема экологического воспитания младших школьников на уроках природоведения требует дальнейшей разработки. Этим и обусловлен выбор темы нашего исследования:

 «Экологическое воспитание младших школьников на уроках природоведения».

Цель исследования: выявить эффективные методы и формы экологического воспитания младших школьников на уроках природоведения

Объект исследования: процесс экологического воспитания младших школьников.

Предмет исследования:  методы и формы экологического воспитания в процессе обучения природоведению младших школьников.

Для реализации данной цели поставили следующие задачи:

1. Раскрыть вопрос об экологии, как науке, ее появление, цели, принципы.

2. Рассмотреть вклад отечественных и зарубежных психологов и педагогов в развитие проблемы экологического воспитания.

          3. Выяснить особенности экологическому воспитанию младших школьников.

4. Раскрыть методы и формы экологического воспитания.

 5. Выявить уровень экологического воспитания.

6. Предложить методику для учителей начальных классов по успешному осуществлению работы по экологическому воспитанию.

        База исследования: исследования проводились на базе ОШ №12 г. Симферополя.

Методы исследования: анализ литературных источников, наблюдение, анкетирование, моделирование, математический анализ полученных результатов.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, выводов по каждому разделу, общих выводов, списка использованных источников, приложений.

 

 

 

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

1. 1. Становление и развитие экологии как науки

Как известно, существует более 120 определений экологии. Вот некоторые из них

"Экология - биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надоорганизационных систем различных уровней: популяций, биоценозов (сообществ), биогеоценозов (экосистем) и биосферы" [5, с.140].

"Экология - наука о сообществах" - Ф. Клементс, 1920 год. "Экология - научная  естественная история, имеющая дело с социологией и экономикой животных" - английский эколог Ч. Элтон, 1937 год. "Экология - изучение структуры и функции природы" - американский ученый Х. Одум, 1959 год.

"Экология - наука о законах, управляющих  жизнью растений и животных  в естественной среде обитания" - советский эколог С. Шварц, 1972 год [10, с.170]..

Что же такое "экология"?

Классическая формула, приводимая во всех научных и популярных изданиях: "Экология - наука о взаимоотношениях организмов со средой обитания". И это подтверждается этимологией данного слова. "Экос" - переводится с греческого как "жилище", "логос" наука. Т. е. экология- наука о "жилищных условиях" обитания организмов. В идеале экология стремится раскрыть и понять все многообразие взаимосвязей между населяющими нашу планету животными, растениями и средой их обитания. Но до этого идеала еще далеко [11, с.198]..

Общая экология подразделяется на несколько разделов.

1. Популяционная экология. Вводит  исследования общих закономерностей  динамики численности и структуры популяций, а также взаимодействие между популяциями различных видов.

2. Экология сообществ. Изучает закономерности  организации сообществ, их структуру  и функционирование, проявляющуюся  в круговороте веществ и в  трансформации энергии в цепях  питания.

3. Частная экология. Изучает весь  комплекс взаимоотношений со  средой обитания различных организмов.

Рассмотрим в общих чертах историю возникновения и развития экологии.

Некогда природные ресурсы использовались стихийно. Затем из накопленного людьми опыта, из первых обобщений родились науки, обслуживающие отдельные отрасли природопользования: сельское, лесное, рыбное хозяйства, горнодобывающая промышленность. Постепенно деятельность человека стала расширяться, и преграды между отдельными отраслями промышленности рухнули. Стало очевидным, что деятельность гидроэнергетиков, промышленников затрагивает все отрасли народного хозяйства.

То, что природа едина, выяснилось совсем недавно. Значит, нужна и единая наука, ведущая рациональной эксплуатацией ее ресурсов.

К этому времени наука экология уже существовала. Термин "экология" был предложен еще в 1866 году Э. Геккелем. Этим термином он предложил обозначать "общую науку об отношении организмов к окружающей среде". Далее экология развивалась в трудах многих натуралистов и географов XIX - XX веков.

В России в области экологии большое значение имели работы К. Ф. Рулье (1852 год) и К. А. Северцова (1855 год) . В конце XIX - начале XX веков исследователи обращали главное внимание на то, как отдельные факторы (например: климатические) влияют на распространение и динамику организмов. В это же время формируется представление о сообществах как о некоторых целостных совокупностях взаимосвязанных организмов.

Быстро развивалась экология в 20-30 годы XX века, когда были сформированы основные задачи изучения популяций и сообществ (Ч. Элтон) , предложены математические модели роста численности популяций и их взаимодействий (В. Вольтерра) , проведены лабораторные опыты по проверке этих моделей (Г. Ф. Гаузе) . В гидробиологии началось в это время количественное изучение превращения вещества и энергии живыми организмами, причем водоемы трактовались как целостные системы.

В 1926 году В. И. Вернадский разработал учение о биосфере.

Совокупность живых организмов в биосфере он назвал "живым веществом". Согласно учению Вернадского, живое вещество, трансформируя солнечное излучение, вовлекает неорганическую материю в непрерывный круговорот. В современной экологии понятие о биосфере является одним из основополагающих. В последствии Вернадский разрабатывает понятие о том, что биосфера под влиянием научных достижений и человеческого труда постепенно переходит в новое состояние - ноосферу - сферу разума.

Представление о комплексах организмов, взаимосвязанных между собой и с окружающей неживой средой нашло свое отражение и в появлении таких понятий как "экосистема" (А. Тексли, 1935 год) и "биогеоценоз" (В. Н. Сукачев, 1940 год) . К 50 годам формируется общая экология. Основное внимание исследователей переносится на изучение взаимодействия организмов и структуры образуемых ими систем. Развивается физиологическая и эволюционная экология (С. С. Шварц). В 70-е годы ХХ века формируется экология человека или социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия человеческого общества и окружающей среды. Все большее распространение в экологии получают количественные методы исследования, чаще используются эксперименты (не только лабораторные, но и в природе) и математические модели [31, с.74]..

Во второй половине XX, века в связи с резкими неблагоприятными последствиями воздействия человека на биосферу (так называемых "экологический кризис") , резко возрастает практическое значение экологии, необходимость проведения природоохранительных мероприятий, происходит "экологизация" многих естественных наук, устанавливается связь экологии с философией и социологией. Экологический подход становится необходим при решении производственных, научно-технических, демографических и других задач [31, с.75]..

Что же изучает экология сегодня?

На сегодняшний день экология изучает следующие факторы взаимодействия организмов со средой обитания.

1. Абиотические факторы, наиболее  благоприятные для организмов. К  абиотическим факторам относятся: а) климатические условия - географическая  широта, положение континентов, макроклимат, микроклимат, температура (высчитывают минимальную и максимальную температуры, при которой могут существовать организмы) , относительная влажность воздуха, свет; б) эдафический фактор - совокупность физических и химических свойств почвы, способных оказывать экологическое воздействие на живые организмы, учитывают структуру почвы и ее состав; в) факторы водной среды - физические и химические свойства воды.

2. Внутривидовые биотические факторы. Виды живут популяцией. Действующие  в популяциях факторы называются демографическими. У животных развит фактор поведения или этологический фактор. Это и составляет внутривидовые биотические факторы. К демографическим факторам относятся: а) численность популяции - определяется у оседлых животных, обитающих на строго ограниченной территории в условиях, когда обмен с соседними популяциями происходит редко; б) соотношение полов - часто имеет значение количество самок данного вида, количество же самцов учитывается только у некоторых видов, которые образуют устойчивую пару и могут жить так до конца жизни; в) продолжительность жизни - это время, которое протекает между рождением и смертью организма, средняя продолжительность жизни особей в популяции соответствует средней продолжительности жизни отдельных особей; г) плодовитость - обычно характеризуется коэффициентом рождаемости в популяции, то есть числом потомков, произведенных единицей популяции в единицу времени.

К этологическим факторам относятся: а) факторы, связанные с полом - проявляются у некоторых видов, где самцы и самки отличаются иногда разным поведением, проявляющимся либо самопроизвольно, либо по отношению к факторам внешней среды; б) групповой эффект - этот термин обозначает морфологические и поведенческие изменения, которые наблюдаются у животных одного вида при групповой жизни; в) конкуренция - при росте популяции, когда ее численность приближается к точке, соответствующей насыщению среды обитания, вступает в действие механизм регуляции численности данной популяции - смертность ее возрастает, а плодовитость снижается.

3. Межвидовые биотические факторы. Здесь рассматривается отношение  вида с другими видами, а также  влияние, которое виды оказывают друг на друга. Изучаются следующие аспекты: а) изменение среды под воздействием живых организмов любой организм в той или иной степени изменяет свою среду обитания (одновременно в физическом и химическом отношении) ; б) взаимодействие между видами, оно может быть: - нейтрализмом - два вида не оказывают влияния друг на друга; - конкуренция - два вида вступают в конкуренцию для получения убежища и пищи, причем два вида сосуществуют, если их требования различны и чем больше совпадают требования, тем сильнее конкуренция; - положительное взаимодействие - все случаи, когда один из видов извлекает для себя пользу из сожительства с другим видом и не причиняет ему при этом никакого вреда (комменсализм - сожительство благоприятно для одного вида, мутуализм - пользу из сожительства извлекают оба вида); - эксплуатация: паразитизм и хищничество - охватывают случаи, когда отношение двух видов благоприятно для одного из них и неблагоприятно для другого (хищником можно назвать животное, которое умерщвляет и съедает жертву, как правило меньших размеров, чем оно само, а паразитом - организм, который питается за счет хозяина, более крупного, чем он, к которому он часто прикрепляется и которому причиняет очень небольшой вред; в) питание организмов - рост и нормальное протекание жизнедеятельности различных организмов осуществляется в результате питания; г) отношение между видом и его пищей - на размеры популяции влияет как количество пищи, так и ее качество.

Информация о работе Формирование экологической культуры младших школьников