Формирование экологической культуры младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить эффективные методы и формы экологического воспитания младших школьников на уроках природоведения
Для реализации данной цели поставили следующие задачи:
1. Раскрыть вопрос об экологии, как науке, ее появление, цели, принципы.
2. Рассмотреть вклад отечественных и зарубежных психологов и педагогов в развитие проблемы экологического воспитания.
3. Выяснить особенности экологическому воспитанию младших школьников.
4. Раскрыть методы и формы экологического воспитания.
5. Выявить уровень экологического воспитания.
6. Предложить методику для учителей начальных классов по успешному осуществлению работы по экологическому воспитанию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. 1.1. Становление и развитие экологии как науки…………………………………….
1.2. 1.2. Психолого-педагогические подходы к проблеме экологического воспитания .
1.3. 1.3. Особенности экологическое воспитание младших школьников ………………
1.4. Методы и формы экологического воспитания младших школьников на уроках природоведения………………………………………………………………...
Выводы по первому разделу …………………………………
РАЗДЕЛ II ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
2.1. Выявление уровня экологического воспитания младших школьников на уроках природоведения………………………………………………………………
2.2. Методика экологического воспитания младших школьников на уроках природоведения…………………………………………………………………………
Выводы по второму разделу ………………………….……………………………
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ………………………………………….…………………..…..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa__3_LOGUNOVA.doc

— 714.50 Кб (Скачать файл)

Рис. 2.1.2. Процентное соотношение уровней экологического воспитания во 2-В классе

 

По данным таблиц 2.1.2. и 2.1.3. нами была составлена таблица 2.1.4., показывающая процентное соотношение уровней экологического воспитания 3-х классов.

 

Таблица 2.1.4.

Сравнительная характеристика уровней экологического воспитания 3-х классов

 

Классы

          Уровни

3-А

3-В

Кол-во учащихся

%

Кол-во учащихся

%

Высокий уровень

2

8,3

3

12,5

Средний уровень

10

41,6

14

58,3

Низкий уровень

12

50

7

29,1


 

 

Процентное соотношение уровней экологического воспитания 3-х классов отображено графически на рисунке  2.1.3:

 

Рис. 2.1.3. Сравнительная характеристика уровней экологического воспитания 3-х классов

 

Сравнительная характеристика результатов констатирующего эксперимента позволила выявить уровень экологического воспитания в 3-х классах. В связи с тем, результаты показали, что уровень экологического воспитания в 3-А классе ниже, чем в 3-В классе. Анализируя результаты двух анкет, хочется сказать, что дети в 3-В классе обладают большей экологической воспитанностью. Они любуются природой, не разводят костры, не ломают ветви на шалаш, но все-таки позволяют себе рвать цветы. По остальным вопросам анкеты результаты почти одинаковы.

 И отсюда следует вывод, что  представление учащихся о бережном отношении к природе и ее богатстве, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе очень несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех учащихся.

 

 

 

 

 

2.2. Методика экологического воспитания младших школьников на уроках природоведения

 

По результатам констатирующего среза и в соответствии с выявленными уровнями экологического воспитания учащихся 3-х классов в дальнейшей работе необходимо придерживаться следующего:

1. Раскрывать детям экологические  связи, взаимосвязи в экосистемах.

2. Учить их поведению в природе, правилам, которые следует выполнять.

3. Воспитывать любовь к природе, умение и желание помочь ей.

Для решения поставленных задач целесообразно использовать ниже приведенные темы уроков.

I. Тема: "Почва и ее состав".

1. Выявление состава почвы.

2. Раскрытие понятия о круговороте  веществ в природе.

3. Охрана почв: а) как влияет на  почву добыча полезных ископаемых (открытым способом); б) для чего высаживают лесные полосы, проводят снегозадержание; в) что происходит с почвой, если в нее попадают ядохимикаты; г) что происходит с почвой, если ее сильно поливать, или добавлять много удобрений.

II. Тема: "Растения леса".

1. Для раскрытия экологических связей детям необходимо давать понятие ярусы (этажи) леса. Чтоб они изучали, как вид растения зависит от его роста, и почему растение растет в этом, а не в другом месте.

2. Познакомить с основными растениями леса, научить отличать обыкновенную сосну от сосны кедровой.

Выяснить, например, почему еловые леса самые темные.

3. Повторить то, как на карте обозначаются лист венные и хвойные леса. Вспомнить, каких лесов в нашей местности, области больше.

4. В интересной форме предложить им правила поведения в лесу. Познакомить с рассказом, в котором дети совершали неправильные действия по отношению к природе. Ученики должны будут найти ошибки в поведении детей. По окончании работы с рассказом выявить правила поведения в природе: а) не сбивать несъедобные грибы; б) для костра собирают сушняк, а не ломают молодые деревья, и в жаркую погоду костер не разводят; в) не бросать полиэтилен и консервные банки; г) костер залить водой или засыпать землей.

После каждого удачно сформулированного правила детям задавать вопрос: "Почему? ". И если они не знали, что ответить учитель сам разъяснял им правила поведения в природе.

5. После этого ученикам предложить домашнее задание: нарисовать запрещающие знаки.

III. Тема: "Животные леса".

1. Познакомить детей с жизнью животных в лесу по фильму "Картины леса". Перед просмотром задать им вопрос: "Как можно охранять животных в лесу? " В фильме познакомить детей с тем, как надо охранять белок, лосей и других животных.

2.Выяснить с детьми, какие животные водятся в нашей местности по докладам, подготовленным четырьмя учениками.

3. Рассмотреть следующие вопросы: а) где живут животные в лесу; б) что делают животные во время зимней бескормицы; в) что помогает животным перенести морозы; г) чем питаются животные, некоторые цепи питания, встречающиеся в лесу.

4. Далее познакомить детей с правилами поведения в природе, слушая рассказ о школьниках, поехавших в лес. Вместе с ребятами выявить следующие правила: а) не разоряй муравейники; б) не убивай змей, даже ядовитых; в) не лови диких животных и не уноси их домой; г) не разоряй птичьи гнезда; д) не шуми в лесу; е) не оставляй в лесу мусора.

Все правила объяснить учащимся. Такая увлекательная работа помогает детям лучше усваивать правила поведения в природе.

5.Составление цепей питаний дома и их демонстрация на следующем уроке. IV. Тема: "Растения и животные луга".

1. Получение детьми представления о луговом сообществе.

 2. Познакомить с наиболее типичными представителями этого сообщества. Ответить на вопрос: "Как приспосабливаются луговые животные к жизни на лугу. " 3. Учащимися  рассмотреть следующие вопросы: по чему нельзя рвать цветы, ловить бабочек, разорять гнезда шмелей. Ребят познакомить с понятием опыления растений. Вспомнить, что получается из гусениц, когда они взрослеют. Подумать над вопросом: что будет, если на лугах исчезнут птицы, ящерицы, жабы, и почему не надо вмешиваться в луговое сообщество?

4. Дети должны получить  информацию о лугах-заповедниках.

5. Предложить: привести примеры правильного и не правильного поведения на лугу. Задан вопрос: "Как поведение человека может нарушить природное равновесие на лугу? " Также детям была предложить практическую задачу: "Как должна двигаться косилка при скашивании трав: от краев луга к цен тру или от центра к краям? Объясни. "

6. Дома детям предложить нарисовать цепь питания на лугу. В цепях, нарисованных учащимися, найти ошибки, если таковы имеются.

V. Тема: "Растения и животные  поля".

1. Познакомить младших школьников с природным сообществом "поле", с основными растениями и животными, обитающими в поле.

2.Вспомнить, какие растения встречаются наполях нашей области, каких животных они видели.

3. Рассмотреть вопросы: для чего люди выращивают данные растения, какие виды работ выполняют люди на полях.

4. Познакомить детей с понятием "пестициды" и с тем, как они влияют на растения и на почву. Рассмотреть вопрос о том, как уничтожается плодородие наших почв (при помощи распашки, внесения большого количества удобрений) .

5. Перед младшими школьниками  раскрыть некоторые цепи питания. Задать вопросы: "Для чего нужны суслики, хомяки, полевки, полевые мыши, и что будет, если они исчезнут". Надо сказать, что данные вопросы вызвали бурное обсуждение у детей. Каждый старался высказать свое мнение.

6. Познакомить детей с некоторыми рецептами приготовления пищи из трав, орехов и других растений. Так, чтоб ни слушали заинтересованно и задавали вопросы.

 

Выводы ко второму разделу

 

На констатирующем этапе нами были выделены критерии экологического воспитания, которые определялись программными требованиями, а также на теоретических положениях, представленных в литературных источниках, мы выяснили, что критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях. После выявления уровня экологического воспитания, путем анкетирования по разработанной методике Житовой Н.С., была предложена методика экологического воспитания младших школьников на уроках природоведения.

Отсюда следует, что проводимый нами эксперимент показал необходимость разработанной методике по экологическому воспитанию у детей младшего школьного возраста.

И так, мы достигли поставленной нами цели работы, тем самым доказав, что результаты нашего исследования могут быть полезны при создании новых учебно-методических пособий и учебников по природоведению и для начальной школы, а также могут использоваться для написания курсовых и дипломных работ.

 

 

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Опираясь на выше сказанное, мы имеем основание утверждать, что экология наука относительно молодая, и возникла она из потребности человека сохранить природу и самих себя.

Аспекты изучения данной науки достаточно обширны.

В ней широко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с природой, его влияние на среду обитания и природу. Этот повышенный интерес к человеку, как к объекту науки, сложился из-за существующих экологических проблем. В скором времени людям нужно будет предотвращать эти проблемы или ликвидировать их последствия.  
Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Правильно используя различные методы воспитания, учитель может воспитывать экологически грамотную личность.

 Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе.

 Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика. В результате можно прийти к выводу, что решающее значение  в воспитании экологического мышления закрепляются в деятельности приемах, организованных на уроках природоведения.

В содержании нашего исследования были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, с целью установления теоретических основ исследования; целенаправленное наблюдение за процессом обучения младших школьников; изучение и обобщение педагогического опыта учителей; анализ письменных работ учащихся начальных классов; проведение констатирующего эксперимента; обработка результатов эксперимента; разработка методики по экологическому воспитанию учащихся.

На констатирующем этапе нами были выделены критерии экологического воспитания, которые определялись программными требованиями, а также на теоретических положениях, представленных в литературных источниках, мы выяснили, что критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях. После выявления уровня экологического воспитания, путем анкетирования по разработанной методике Житовой Н.С., была предложена методика экологического воспитания младших школьников на уроках природоведения.

Отсюда следует, что проводимый нами эксперимент показал необходимость разработанной методике по экологическому воспитанию у детей младшего школьного возраста.

И так, мы достигли поставленной нами цели работы, тем самым доказав, что результаты нашего исследования могут быть полезны при создании новых учебно-методических пособий и учебников по природоведению и для начальной школы, а также могут использоваться для написания курсовых и дипломных работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. / Я.А. Коменский. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1989. – 416 с.

2. Ушинский К. Д. / К.Д. Ушинский Собр. соч. - М., 1948, Т. 4. 421с.

3. Ушинский К. Д. / К.Д. Ушинский Собр. соч. - М., 1949, Т. 6. 574 с.

4. Ушинский К. Д. / К.Д. Ушинский Собр. соч. - М., 1988, Т. 11. 570 с.

5. Биологический энциклопедический  словарь./Под ред. Гилярова В. Н. М.: Советская энциклопедия, 1986.- С. 164. — 831 с.

6. Богданова О.С., Петрова В. И. / О.С. Богданова, В.И. Петрова. Методика воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1980. 207 с.

Информация о работе Формирование экологической культуры младших школьников