Формирование экологических знаний детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности………………………………………………

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 15:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования метода проектов в формировании системы экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу с целью выявления особенностей развития детей старшего дошкольного возраста;
2. выявить особенности формирования экологических знаний у старших дошкольников;
3.экспериментально проверить влияние проектной деятельности на формирование экологических знаний старших дошкольников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
1. Теоретические основы формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………8
1.1 Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………….8
1.2 Формирование экологических знаний у старших дошкольников…………..14
1.3 Особенности применения проектной деятельности в формировании экологических знаний……………………………………………………………...20
2. Опытно-экспериментальное исследование формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности……………………………………………………………………….35
2.1 Цель и задачи экспериментального исследования…………………………...35
2.2 Формирование экологических знаний старших дошкольников через применение проектной деятельности на занятиях по ознакомлению с окружающим миром………………………………………………………………..40
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………69
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….72

Файлы: 1 файл

Ozhmegova_diplomnaya_rabota.doc

— 890.00 Кб (Скачать файл)

  Проведя анализ литературы  и передового педагогического  опыта в области экологических  знаний старших дошкольников средствами проектной деятельности, в результате написания дипломной работы нами были сделаны следующие выводы:

1. В ходе проектной деятельности  расширяются знания детей об  окружающем мире.

2. Развиваются общие способности  детей - познавательные, коммуникативные, изобразительные, художественные и прочие.

3. Приобретаются необходимые социальные навыки - они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Можно рекомендовать шире использовать проектную деятельность в системе воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Испандиярова А.М. Формирование  экологической культуры у учащихся  общеобразовательных школ в процессе обучения (аксеологический аспект).- Автореф.дис. ...канд.пед.наук.-Шымкент,2005-28с

2. Конурова З.К. Педагогические  условия реализации национально-регионального  подхода к экологичкскому образованию  и воспитанию учащихся в процессе внеклассной работы:Автореф.дис. ... канд.пед.наук.-Астана, 2005

3. Кравцова Е.Е. Психологические  новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии.-2006.

4. Кравцова Е.Е. Психологические  проблемы готовности детей к  обучению в школе.-м.2008(«Современные трактовки подготовки детей к школе».-С «Общение ребенка совзрослыми и психологическая готовность к школьному обучению»-С «Изменение отношения ребенка к самом себе на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов».

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: книга для учителя. – М.,2008.

6. Федорова Т.А. Воспитание  у детей старшего дошкольного  возраста культуры взаимодействия  с природой. -М., 2009.

7. Лысенко Н.В. Экологическое  воспитание дошкольников. – Киев., 2008.

8. Поддъяков Н.Н. Творчество  и саморазвитие детей дошкольного  возраста: концептуальный аспект. –  Волгоград., 2005.

9. Бобылева Л., Дупленко  О. О программе экологического  воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2005. - №7.

10. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. – М., Просвещение, 2007.

11. Комарова И.А. Игра и  ознакомление дошкольников с  растениями. – Могилев., 2009.

12. Николаева С.Н. Место  игры в экологическом воспитании  дошкольников. – М., 2006.

13. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М., 2008.

14. Гончарова Е.В. Экологическое  воспитание старших дошкольников // Воспитание личности дошкольника,  - 2010.

15. Горлицкая С.И. История метода проектов// Компьютерные инструменты в образовании – 2007. - №5. - с. 4-6.

16. Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология// Детский сад от А до Я. 2008. - № 3. С. 6.

17. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых /В.П.Бедерханова //Развитие личности. - 2006. - № 1. - С. 24 – 36.

18. Морозова Л.Д. Учимся проектировать вместе или что такое «детское проектирование»? Родительская академия: организация семейного досуга и создание детско-родительских проектов: Методическое пособие для родителей. В 2-х ч. Ч.2. / Под ред. Т.С.Ивановой, Н.В.Микляевой. – М.: МГПИ, 2008. - 90 с. С. 40 – 49.

19. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2009.

20. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К.Селевко - М.: НИИ школьных технологий. - 2005. - 288 с.

21. Боровлева А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования // Управление ДОУ .2006. - № 7 .С 76-83.

22. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.

23. Словарь – справочник по педагогике. / авт. – сост. В.А.Межериков; под общ. ред. П.И.Пидкасистого. – М.: ТС Сфера, 2008. – 448 с.

24. Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста (от 5-6 лет) – «Біз мектепке барамыз». - Астана., 2009.

25. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Кайнар». - Алматы., 2007.

26. Программа экологического образования. – Алматы: Республиканский издательский кабинет Казахской академии образования им. И. Алтынсарина, 2009.

27. Национальная стратегия развития экологического образования и воспитания в Республике Казахстан // Экологический курьер, 4 – 17.09.2006.

28. Кодекс Республики Казахстан от 09.01.2007 № 212. Экологический кодекс Республики Казахстан.

29. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

30. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 2009. - №6.

31. Концепция экологического образования в Казахстане.- Алматы, 2001.

Программа «Балбөбек». - Алматы.,  Республиканский издательский кабинет Казахской академии образования им. И. Алтынсарина, 2005.

32. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. Вып. 4. М.: Сентябрь, 2006. – 36 с.

33. Джонс Дж.К. Методы проектирования / пер. с англ. Т.П.Бурмистровой, И.В.Фриденберга; Под ред. В.Ф.Венды, В.М.Мунипова. – 2-е изд., доп. – М.: Мир, 2006. – 326с.

34. Дьюи, Джон. От ребенка - к миру, от мира - к ребенку [Текст] : пед. ст. / Д. Дьюи. - М. : Карапуз, 2009. - 348, [3] с. - (Педагогика детства).

35. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред.пед.учеб.заведений / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 416 с.

36. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2005

37. Проектная деятельность в ДОУ. Проект – это игра всерьез. - М.: «Наша новая школа». – 2010. – С. 5-28.

38. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ/ Е.С.Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).

39. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения - М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

40. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2008. -№4. – с. 23.

41. Флегонтова Н. П. " Метод проектов " в педагогике Джона Дьюи, [1852-1952 гг.] [Текст] / Н.П. Флегонтова // Ребенок в дет. саду. - 2007. - N 4. - С. 39-43. - (Классика педагогики).

42. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.// Управление ДОУ. 2009. - № 4. С. 99-101.

43. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. – М., 2009.

44. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М., 2010.

45. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 2.

46. Егоренков Л.И. Основы начального экологического воспитания. – М., 2006.

47. www.aseko.org

48. www. rebenok. com.

49. www. butuzici. ru.

50. www. ldv - metodcenter. ru.

51. www. doshkolyata. ru.

52. www. detsadd. narod. ru.

53. www. danilova. ru.

54. www.igrushka. kz.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

Тест «Салон природы» (Н.Е. Черноиванова)

Цель: определить особенности предпочтений детьми реальных объектов природы и художественных образов природы.

Суть задания – в «салоне природы» выставлены реальные объекты природы (цветы, жучки, паучки, рыбки, суслики и др.), книги писателей о мире природы, жизни людей в природе. Ребенок может приобрести то или иное произведение или объект природы согласно выполненному правилу: «Ты можешь приобрести в «салоне природы» любые три понравившиеся предмета, если объяснишь, для чего приобретаешь и почему именно это».

Оценка:

высокий уровень - 9 баллов;

средний уровень - 6 баллов;

низкий уровень - 3 балла.

Верный ответ - 3 балла; определил цель, но не мотивировал - 2; неадекватность и неточность в ответе - 1 балл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Беседа (И.Э. Куликовская)

 

Цель: определение особенностей представлений детей о закономерностях природы и способах ее познания.

Беседа строится на основе вопросов, направленных на изучение особенностей природоведческих и экологических представлений ребенка о картине мира природы.

1. Вопросы, позволяющие выяснить  характер природоведческих представлений:

- Какая природа вокруг тебя и что в ней происходит? Данный вопрос направлен на выяснение изменений, зависимостей и форм существования живых и неживых объектов.

- Каким образом можно узнать, что сейчас осень? (Какие знаки в природе сказали тебе, что сейчас осень? По каким признакам ты это понял?). Данный вопрос направлен на выяснение понимания сезонных изменений в природе.

2. Вопросы для выяснения  экологических представлений:

- Что такое природа? Почему народ придумал такое слово? Из каких частей оно состоит? Данные вопросы направлены на выяснение понятия природа как категориального феномена жизни.

- Можно ли сказать, что ты, человек - это часть природы? Почему? Данные вопросы направлены на изучение понимания глубинной взаимосвязи, существующей между человеком и природой, осознания себя как части природы, а не ее хозяина и властелина.

3. Вопросы, направленные  на изучение гуманитарного характера  содержания отношений человека и природы:

- Что ты любишь в природе, что не любишь? Этот вопрос направлен на выяснение ценностных смыслов природы - эстетических и нравственных категорий.

- Как ты ведешь себя в природе?

- Что ты можешь узнать о себе, взаимодействуя с природой?

- Что природа подарила тебе?

Ответы детей оцениваются  по следующим критериям:

2 балла - каждый точный, аргументированный ответ;

1 балл - ответ характеризуется не точностью, недифференцированностью, неопределенностью;

0 баллов - если ребенок не отвечает на вопрос.

Высокий уровень - 11-16 баллов;

Средний уровень - 6-10 баллов;

Низкий уровень - 5 и менее баллов.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Диагностика экологических знаний старших дошкольников  
(основана на методике О. Соломенниковой)

 

Контрольные задания для определения уровня знаний характерных особенностей неживой природы.

Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой). 
       Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того, как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.

Какие свойства песка ты знаешь?

Где и для чего человек использует песок?

Какие свойства камней ты знаешь?

Где и для чего человек использует камни?

Какие свойства воды ты знаешь?

Где и для чего человек использует воду?

Оценка:

Высокий уровень

Ребенок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

Средний уровень

Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные объекты неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

Низкий уровень.

Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ  Г

 

Ересек топқа арналған ұйымдасқап оқу қызметінің технологиялық картасы

Технологическая карта

организованной учебной деятельности для старшей группы

 

Білім саласы - Образовательная область: «Познание»

Бөлімі - Раздел: «Ознакомление с окружающим»

Тақырыбы - Тема: «Весенние секреты»

Мақсаты - Цели: Продолжать формировать представления   детей о сезонных изменениях в природе. Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность. Развивать у детей эстетическое восприятие. Передавая явления действительности разными способами.

Билингвальдық компонент - Билингвальный компонент: Сурет салу – рисовать. Көктем – весна. Жылғада су ағады – бегут ручьи. Гүл – цветок. Шөп – трава. Топырақ – почва. Күн ашық – солнце яркое

Информация о работе Формирование экологических знаний детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности………………………………………………