Формирование экологических знаний детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности………………………………………………

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 15:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования метода проектов в формировании системы экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу с целью выявления особенностей развития детей старшего дошкольного возраста;
2. выявить особенности формирования экологических знаний у старших дошкольников;
3.экспериментально проверить влияние проектной деятельности на формирование экологических знаний старших дошкольников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
1. Теоретические основы формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………8
1.1 Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………….8
1.2 Формирование экологических знаний у старших дошкольников…………..14
1.3 Особенности применения проектной деятельности в формировании экологических знаний……………………………………………………………...20
2. Опытно-экспериментальное исследование формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности……………………………………………………………………….35
2.1 Цель и задачи экспериментального исследования…………………………...35
2.2 Формирование экологических знаний старших дошкольников через применение проектной деятельности на занятиях по ознакомлению с окружающим миром………………………………………………………………..40
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………69
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….72

Файлы: 1 файл

Ozhmegova_diplomnaya_rabota.doc

— 890.00 Кб (Скачать файл)

 

Күтімді нәтиже - Предполагаемый результат:

Ұғынады - воспроизводят: опыты с камнями

Түсінеді  - понимают: о свойствах камней

Қолданады - применяют: умение различать виды камней по внешним признакам

 

 

                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ересек топқа арналған ұйымдасқап оқу қызметінің технологиялық картасы

Технологическая карта

организованной учебной деятельности для старшей группы

 

Білім саласы - Образовательная область: «Познание», «Коммуникация»

Бөлімі - Раздел: «Ознакомление с окружающим», «Развитие речи».

Тақырыбы - Тема: «Волшебное электричество».

Мақсаты - Цели: обобщать знания детей об электричестве; расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку; закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность. Вызвать радость от открытий, полученных из опытов. Воспитывать умение работать в коллективе.

Билингвальдық компонент - Билингвальный компонент: Утюг- үтік, пылесос -шансорғыш , телевизор - теледидар, холодильник - тоңазытқыш

 

Қызмет кезеңдері

Этапы

деятельности

Тәрбиешінің іс – әрекеті

Действия воспитателя

Балалардың іс-әрекеті

Деятельность детей

Мотивациялық –лептік

Мотивационно-

побудительный

Утренний круг.

Ой, я слышу чей – то голос.

 

Что-то необычное происходит у нас в группе.

Включает запись на магнитофоне.

«Здравствуйте, ребята! Сегодня я вас приглашаю в страну волшебного

электричества.

В этой стране вас ждут необычные приключения,

весёлые познавательные

задания и много интересного. Желаю удачи!»

Ребята, что это за страна такая «Страна волшебного

электричества?»

Давайте мы туда отправимся.  А на чём вы узнаете, отгадав загадку.

Братцы в гости снарядились, друг за друга уцепились и помчались в путь далекий, лишь оставили дымок.

Предлагает сесть в волшебный поезд.

Стоят в кругу и делятся своим настроением.

 

Проявляют интерес.

 

Внимательно слушают текст.

Размышляют.

Соглашаются отправиться в

путешествие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают загадку-поезд.

Под музыку берутся паровозиком друг за друга и отправляются в дорогу.

Ұйымдастық –ізденістік

Организационно – поисковый

Вот мы и приехали.  Главные жители этой страны – это электроприборы. Электроприборы окружают вас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают вам везде. Без них человеку было бы трудно.                         

Давайте послушаем загадки   и узнаем, какие электроприборы вы знаете.

После отгадывания детьми загадки на телевизоре

появляется изображение –

отгадка электроприбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята,  к нам пришли  герои из сказок. Им нужна наша помощь. Поможем им?                       

Настольный театр:  по очереди приходят герои сказок - Красная шапочка, Карлсон, Муха-Цокотуха, Бременские музыканты, Золушка.       

Рассказывает ситуацию

каждого из героев сказки:        1.У Красной  Шапочки

заболела бабушка. Девочке нужно приготовить горячий чай для старушки. Какой

электроприбор ей нужен?         

2. Карлсон испёк торт  на день 

рождения Малышу. Но его

надо украсить кремом. Чем

приготовить крем?                                                       

3. Муха-Цокотуха пригласила 

гостей на чай, а скатерть

мятая. Чем её можно

прогладить?      

4. У Бременских музыкантов  сломались все инструменты, их  пригласили выступить во

дворце короля. Как им

помочь?                         

5. Золушка хотела попасть  на бал и уже навела в  доме порядок. Но вдруг сильный 

ветер распахнул окно и в

комнату влетело много

осенних листьев. Как быстро

собрать листья с пола?                            

 

Ребята, что у всех этих

предметов общего?                   

Вы знаете, зачем нужна вилка? 

Для чего?                                 

Обращает внимание на

магнитофон.

Предлагает одному ребёнку включить его.  

Задаёт вопрос: что происходит с магнитофоном? 

 

А что же нужно сделать, чтобы магнитофон заработал?

Предлагает проделать это

действие.                                Ребята, а что же это такое невидимое сидит в розетке и

заставляет трудиться

приборы? 

Загадка. К дальним сёлам, городам кто идёт по проводам. Светлое величество – это…    Правильно.                                       Его никто не видел, но знает каждый. Оно умет всё: варить, гладить, кипятить чай. Дома  и

на улице всем помогает.                           

Очень помогает нам

электричество, но и к себе

требует уважения: хочет,

чтобы с ним обращались, как

положено. Если сунешь

пальцы в розетку или дёрнешь

за провода, ток может дёрнуть

тебя за руку! Он так сдачи даёт. Запомните на будущее еще несколько очень важных правил.                                            Правила безопасности нужно обязательно выполнять.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А теперь давайте посмотрим,  что нашими приборами можно делать.

Предлагает карточки к игре "Найди пару".

Сейчас вы всё узнали об опасном электричестве.

 

 

 

А вы знаете, что  есть электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть,                                              Я приглашаю вас пройти в нашу лабораторию, где мы научимся ловить доброе электричество.                            Опыты.                                                     1. Посмотрите, на стене висит шарик и на полу шарики. А давайте их повесим на стену.                                            Почему этот шарик висит, а ваши падают?  

Как ты думаешь Ваня?

А ты Олеся?                               

Он волшебный.

А давайте наши шарики тоже сделаем волшебными.

Посмотрите как!!!

Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и наши шарики стали волшебными.  

 

 

 

 

2. Это игровое электричество  живет не только в волосах. Возьмите с подноса пластмассовые  палочки и прикоснитесь к бумажным  бабочкам.

Что вы видите?

Сейчас мы сделаем эти обычные палочки

волшебными.

Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им пластмассовую палочку. Вот так (показ воспитателя). Медленно поднесите палочку к бабочке и потихоньку поднимите её.

Что произошло с бабочкой?                                        Как ты считаешь, Дима, почему бабочки притянулись к палочкам?

А ты как считаешь, Аяна?                                                       

Итак, дети, доброе и

волшебное электричество

живёт не только в волосах, но и в шерстяной ткани – оно не опасно.                                     

3. Ребята, к вам в гости  пришла ваши любимые игрушки. Давайте поиграем. Почему игрушки  не двигаются?

Что случилось?                                          

Вы правы, нет батарейки.      Сейчас попробуем поставить батарейку (минус к минусу,

плюс к плюсу)                             

Игрушка заработала!!!

Почему?       

Что же за сила такая

скрывается в батарейках?                

Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.                                             

В батарейке тоже живёт неопасное электричество. С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть.

Внимательно слушают воспитателя.

 

Дополняют его рассказ.

 

 

 

 

Загадывают загадки:

1-й ребенок (Никита) 

Только я, только я

Я на кухне главная

Без меня  как не трудитесь

Без обеда насидитесь (электроплита)

2-й ребенок (Диана)

Пыль найдет и вмиг проглотит

Чистоту для нас наводит.

Длинный шланг, как хобот-нос,

Коврик чистит ...(пылесос)

3-й ребенок (Влад)

Гладит платья и рубашки,

Отутюжит нам кармашки.

Он в хозяйстве верный друг –

Имя у него ...(утюг)

4-й ребенок (Гурбан)

Он быстрее человека перемножит два числа в нем сто раз библиотека поместиться бы смогла. Только там открыть возможно сто окошек за минуту, угадать совсем  несложно, что загадка про -

(компьютер)

5-й ребенок (Ирина)

Полюбуйся, посмотри -

 Полюс северный 

внутри!

 Там сверкает снег  и лёд,

 Там сама зима живёт.  (Холодильник)

6-й ребенок (Дима)

Чудо-ящик -

 В нем окно.

 В том окошечке -

 Кино!       (Телевизор)

Проговаривают слова на казахском языке.

 

Внимательно слушают воспитателя.

Рассматривают предметы, расположенные на столе и выбирают

электроприбор в помощь- электрочайник, взбить миксером, утюг, магнитофон с кассетой, пылесос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы: провод и вилка.                            

 

Её надо вставлять в розетку. 

Чтобы электроприбор заработал.

Рассматривают магнитофон.                      Один ребёнок нажимает кнопки. 

Ответы: не работает.   Вставить  вилку в

розетку.                  

Включают магнитофон.               

 

Ответы: электричество.  Внимательно слушают объяснение воспитателя.

 

Вставляют свои

реплики: без

электричества не смог

бы работать ни один прибор.               Рассказывают правила: 1. Детям нельзя

самостоятельно

включать электроприборы. Ирина.                                                2. Можно включать в розетку только

исправные электроприборы. Гурбан                              3. Нельзя прикасаться к оголённому проводу. Диана.                                4. Мокрыми руками нельзя  трогать

электроприборы и

розетки. Даша.

5. В одну розетку нельзя  включать несколько электроприборов  это может привести к пожару. Дима.                    

6. Гвоздики и пальчики  в розетку не вставлять.

 Электричество опасное  это каждый должен знать. Аяна.  

 

Выполняют задание по карточкам: вспоминаю

какие действия

совершают этими

приборами, соединяют

линиями ковёр-пылесос,

волосы - фен, утюг-

глад. доска с вещами,

стир. машина – вещи,

плита- еда.

Соглашаются.

Проходят в

лабораторию, встают возле стола.

Проявляют интерес.

 

 

 

 

 

 

Пытаются повесить

шарик на стену.

Предположения детей

Соглашаются.

Внимательно слушают воспитателя и

проделывают все

действия за ним.              

Все шарики висят.

Вывод: В наших волосах

живет электричество,

мы его поймали, когда стали натирать шарик о

волосы, он стал

электрическим, поэтому притянулся к стене.

 

 

 

 

Берут палочки.

Прикасаются.

Отвечают: лежат

спокойно.

Внимательно слушают и следят за действиями воспитателя.

Проделывают то же самое.                              

 

 

 

 

 

Бабочки притянулись, прилипли.

 

Примерные ответы детей: Палочки натёрли кусочком шерстяной ткани, и они стали электрическими.

 

 

 

 

 

Обращают внимание на игрушки. Берут их в руки. Пытаются

включить.

 

Высказывания детей  - сломана, нет батарейки. 

Повторяют действия за воспитателем.                        Мы поставили

батарейку, через

игрушку пошёл

электрический ток, и она заработала.

 

Запас электричества

хранится в батареях.

Рефлексивті – корригидтік

Рефлексивно – корригирующий

Предлагает сесть в поезд и вернуться в группу.

 Ребята, вам понравилось  в волшебной стране 

электричества? 

Что мы сегодня узнали об электричестве?

 

 

 

 

 

 

А кто же отправил нас в эту волшебную страну?

Давайте соберём пазлы.

Кто это?

 

Благодаря Даше мы узнали много интересного и познавательного!

 

 

 

 

 

Возвращаются в группу под музыку.

 

 

 

С помощью

электричества работают электрические приборы. Электричество может быть опасным.

Электричество бывает добрым, волшебным и не опасным

Размышляют.

Соглашаются.                       Собирают пазлы.

Угадывают героя – Даша-исследовательница.    


 

Күтімді нәтиже - Предполагаемый результат:

Ұғынады - воспроизводят: правила безопасного обращения с электроприборами (проводами, выключателем, розеткой)

Түсінеді  - понимают: что электричество вырабатывается на электростанциях и приходит в наш дом по проводам, а также создаётся в батарейках

Қолданады - применяют: навык нахождения среди домашнего обихода электроприборы

 

 

2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования

 

Экспериментальная работа проводилась с целью проверки эффективности внедрения проектной деятельности в процесс формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста. Формирующий этап эксперимента проходил в естественных условиях учебно-воспитательного процесса ГККП «Ясли-сад №7» г. Костаная.

Нами было проведено два комплексных среза: нулевой срез и итоговый срез.

Результаты итогового среза отражены в таблице 6.

 

  Таблица 6.

Результаты теста «Салон природы» (Н.Е. Черноиванова) (итоговый срез)

 

Группа

Кол-во человек в группе

Уровни

низкий

средний

высокий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Звездочки

10

2

20%

5

50%

3

30%

Ласточки

10

3

30%

5

50%

2

20%


 

Анализ экспериментальных данных показал, что на итоговом срезе в группе «Звездочки» низкий уровень имеют 20% детей, средний уровень наблюдается у 50% детей, высокий уровень у 30%; в группе «Ласточки» низкий уровень имеют 30% детей, средний уровень наблюдается у 50% детей, высокий уровень у 20%. Это наглядно отражает гистограмма (см. Рисунок 7).

Рисунок 7. Результаты теста «Салон природы» (итоговый срез)

 

Таблица 7.

Результаты беседы (И.Э.Куликовская) (итоговый срез)

 

Группа

Кол-во человек в группе

Уровни

низкий

средний

высокий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Звездочки

10

2

20%

4

40%

4

40%

Ласточки

10

3

30%

4

40%

3

30%


 

  Анализ экспериментальных данных показал, что на итоговом срезе в группе «Звездочки» низкий уровень имеют 20% детей, средний уровень наблюдается у 40% детей, высокий уровень у 40%; в группе «Ласточки» низкий уровень имеют 30% детей, средний уровень наблюдается у 40% детей, высокий уровень у 30%. Это наглядно отражает гистограмма (см. Рисунок 8).

 

Рисунок 8.   Результаты теста на развитие восприятия «Разрезанные картинки» (итоговый срез)

 

Таблица 8.

Результаты диагностики экологических знаний старших дошкольников (по О. Соломенниковой) (итоговый срез)

 

Группа

Кол-во человек в группе

Уровни

низкий

средний

высокий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Звездочки

10

2

20%

5

50%

3

30%

Ласточки

10

5

50%

2

20%

3

30%


 

  Анализ экспериментальных данных показал, что на итоговом срезе в группе «Звездочки» низкий уровень имеют 20% детей, средний уровень наблюдается у 50% детей, высокий уровень у 30%; в группе «Ласточки» низкий уровень имеют 50% детей, средний уровень наблюдается у 20% детей, высокий уровень имеют 30% дошкольников. Это наглядно отражает гистограмма (см. Рисунок 9).

 

Рисунок 9. Результаты диагностики экологических знаний дошкольников (итоговый срез)

Сравнивая результаты нулевого и итогового срезов, пришли к выводу, что в экспериментальной группе наблюдается устойчивая тенденция к росту числа старших дошкольников, имеющих высокий уровень сформированности экологических знаний.

Сопоставление результатов диагностирования уровней сформированности экологических знаний у детей  старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп на начальном и конечном этапах эксперимента представлено в таблице 9.

 

Таблица 9.

Сопоставление результатов диагностирования уровней сформированности экологических знаний детей  старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп (до и после эксперимента)

 

Уровни

Звездочки

Ласточки

До

После

До

После

Высокий

10%

30%

10%

30%

Средний

60%

50%

30%

20%

Низкий

30%

20%

60%

50%


 

В контрольной группе «Звездочки» также имеет место продвижение в повышении уровня сформированности экологических знаний, однако оно идет на среднем уровне. В связи с этим можно констатировать, что экологические знания детей  старшего дошкольного возраста контрольной группы в процессе обучения в ГККП «Ясли-сад №7» развивается, но более медленными темпами.

Расхождения в качестве сформированности экологических знаний у старших дошкольников контрольной и экспериментальных групп позволяют сделать вывод о том, что проектная деятельность способствует, прежде всего, достижению высокого уровня экологических знаний у старших дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним [8].

Экологические знания и представления должны преподноситься ребенку постепенно, с учетом возраста, на основании его личного опыта, через активную созидательную деятельность. Поэтому осуществлять проектно-исследовательскую деятельность необходимо по принципу расширения представлений - от близкого к далекому, от известного к неизвестному, от простого к сложному[17].

Данная работа была ориентирована на формирование экологических знаний.

Формирование экологических знаний у старших дошкольников может осуществляться во всех видах деятельности: игровой, трудовой, практической, на занятиях, в свободной бытовой деятельности.

Результаты эксперимента показали, что проектная деятельность, является эффективным методом для повышения уровня экологических знаний у старших дошкольников. В ходе экспериментальной работы было подтверждено предположение, что метод проектирования является эффективным средством формирования экологических знаний у старших дошкольников при соблюдении следующих педагогических условий:

- создание окружающей среды  в группе и дома;

- наличие педагогического такта;

- организация воспитательно-образовательного  процесса;

- включение детей во все виды деятельности;

Таким образом, можно говорить о необходимости использования проектной деятельности в формировании экологических знаний старших дошкольников.

Анализ теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы, проведённой на базе ГККП «Ясли-сад №7» г. Костаная по формированию экологических знаний средствами проектной деятельности.  Была прослежена динамика изменения уровня сформированности экологических знаний в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанных нами занятий по ознакомлению с окружающим миром с применением проектной деятельности.

Информация о работе Формирование экологических знаний детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности………………………………………………