Формирование экологических знаний детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности………………………………………………

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 15:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования метода проектов в формировании системы экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу с целью выявления особенностей развития детей старшего дошкольного возраста;
2. выявить особенности формирования экологических знаний у старших дошкольников;
3.экспериментально проверить влияние проектной деятельности на формирование экологических знаний старших дошкольников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
1. Теоретические основы формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………8
1.1 Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………….8
1.2 Формирование экологических знаний у старших дошкольников…………..14
1.3 Особенности применения проектной деятельности в формировании экологических знаний……………………………………………………………...20
2. Опытно-экспериментальное исследование формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности……………………………………………………………………….35
2.1 Цель и задачи экспериментального исследования…………………………...35
2.2 Формирование экологических знаний старших дошкольников через применение проектной деятельности на занятиях по ознакомлению с окружающим миром………………………………………………………………..40
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………69
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….72

Файлы: 1 файл

Ozhmegova_diplomnaya_rabota.doc

— 890.00 Кб (Скачать файл)

- управляемость волевой сферой, саморегуляция;

- потребность в общении, групповая солидарность, коллективизм;

- трудолюбие, труд для других, уважение к труду, видение его результатов;

- планирование игры, занятий, труда;

- формированием, формирование нравственных принципов, норм поведения и отношений с окружающими [10;11].

Психолого-педагогические аспекты восприятия природы, ее эстетического познания и осмысления (мышления) роль в этом эмоционального фактора.

Эстетическое восприятие природы - эстетическое созерцание, целенаправленное и целостное восприятие объекта или явления природы как эстетической ценности, которые сопровождаются эстетическим переживанием и суждением.

Важно научить старшего дошкольника содержательному восприятию природы, ее эстетическому видению, с положительным переживанием и эмоциональным откликом. Главное - путем живого созерцания и эмоционально-эстетического видения, заставить заговорить о прекрасном в природе, его судьбе и приумножении.

Для этого необходимо:

- непосредственному восприятию природы предварять необходимый багаж знаний подключением к нему уже имеющегося познавательного опыта, конечной целью при этом является возбуждение интереса и желание встречи с конкретно-прекрасным объектом и явлением в природе;

- целенаправленное воспитание чувства прекрасного в «реальном» эстетическом восприятии природы с рассуждением о ней, о ее обусловленности;

- управляемое восприятие  объекта, явления природы, как конкретно-образные  ощущения, так и целостное впечателение (с рассмотрением и осмысление с деталей, качеств и признаков до их единства в звучании гармонии композиционного целого), с рассуждением о том, при каких условиях и обстоятельствах нарушается эта гармония; объяснение процветания природы взаимосвязью, взаимообусловленностью и взаимовлиянием экологических ситуаций, условий и структур в целом;

- избирательное эстетическое  восприятие ребенком, отвечающее  его интересам, осторожно направляемое  педагогом на эстетико-экологическое  содержание этого восприятия;

- эстетическое отражение  восприятие природы во взаимосвязи с экологической идеей в посильном художественном творчестве [12].

Эстетико-экологическое восприятие природы-своеобразный познавательный процесс, в результате которого рождается целостный эстетический «образ» объекта, явления природы и умозаключение о его экологическом благополучии. Этот процесс требует развития остроты зрения, слуха, обоняния, осязания и особенно эстетического переживания, мышления, ориентирующихся на эстетического чувство природы, на определение эстетических особенностей и свойств целостного эстетического «образа» природы, а также - экологических знаний и практического опыта в этой области [13].

Природа как специфический предмет эстетического познания требует особых методов ее освоения и тончайших приемов эмоционально-психологического влияния на ребенка.

Знания детей о природе, ее эстетике возникают первоначально в виде эстетических образов, ощущений и восприятий, затем перерабатываются в сознании в эстетические представления и понятия и сохраняются в памяти. Такие знания организуют природой. Элементарные знания о природе вообще, ее эстетике поднимают практику эстетического восприятия, осмысления и отражения природе на более высокий уровень осознанности, повышают уверенность старшего дошкольника в этом процессе [3;14].

Красоте в природе требует знания законов природы: соответствия формы содержанию, закона меры, гармонии, закона выразительности, что в доходчивой форме необходимо довести до сознания воспитанников. Дошкольникам старшего возраста известны элементарные знания о причинах явлений (дождь, снег, периоды суток, разные времена года, отдельные состояния и стихии природы и т. п.), они знают и наблюдают красоту во всем, например, в хмуром небе-воде-земле, весеннем цветении, в строении листьев, в пении птиц, окраске цветов и т.д. Имеют представление об основных экологических балансах в природе, могут осмыслить взаимосвязь эстетического в природе с экологическим (по следам ярких примеров). Эстетические знания о природе приобретаются не только в общении с нею, а также посредством ее изучения в художественном отражении и фольклоре, в литературе и искусстве, в кино и на телеэкране. Во всем этом главное-мышление [15].

Мышление - это не только неразрывно связанный с речью психимический процесс открытия старшим дошкольников в природе нового, но и процесс опосредованного и обобщенного отражения природы в ходе ее познания. Возникает на основе непосредственного общения с природной, из чувственного познания. Это - отражения воспринимаемого объекта, явления природы. В мышлении о природе подключается процесс эмоциональных и волевых сторон личности ребенка. Первое достигается побуждением и мотивом; второе -достижением поставленной цели [16].

В старшем дошкольном возрасте дети способны к таким формам мыслительного прцесса, как суждение и умозаключение. Эстетико-экологическое мышления требует управляемого мышления по установлению связи между эстетикой природы и экологией. Ребенок должен высказать свое мнение по поводу критического мира, находящихся на грани вымирания, высказать свое отношение к такому явлению и убедить товарища, окружающих в своем мнении, приводя другие, уже известные ему факты. Кроме того, старшему дошкольнику необходимо сделать вывод из этих же данных и фактов - умозаключение о последствиях варварского отношения к природе, ее естественной красоте [5].

Суждения и умозаключения о состоянии природы основываются на памяти, представлении, понятиях о ней. Здесь важно сохранить в памяти ребенок образы и явления, воспринятые природе, а также дать о них обобщенные знания. При этом необходимы яркие, наглядные представления, убедительные факты и примеры. Используется способность старших дошкольников к наглядно-образному мышлению, т.е. обращение к уже имеющимся у них наглядных образов посредством «зрительных» представлений.

Эстетическое отношения ребенка к природе вызывается совершенством, которое в ней столь многообразно. С помощью органов чувств и мышления, которые находят опору в практической деятельности в любом объекте и явлении природы под руководством или самостоятельно, дети различают форму и содержания, в их тесной взаимосвязи и взаимодействии, способны понять, что совершенство в природе, выражает в высокой степени черты и особенности конкретного рода, вида при условиях, необходимых для его существования и развития. Эстетическое отношение ребенка к природе, которое рождается в процессе ощущения прекрасного - высшая духовная радость, которая требует выхода в художественно-образное оформление.Так появляются яркие и самобытные рисунки и поделки из различных материалов, в том числе и природных - как образцы эстетического отношения к воспринятой природе. Наблюдения показали, что на этом цель эстетичкского отношения детей к природе не прерывается, она приобретает новое звено отношения - действенно-практического (по охране), преобразовывающего (по созданию красоты непосредственно в природе) [8;17].

Художественное отражение природы - следствие пробудившегося интереса к ней активного эстетического познания, вызывает многие формы художественного выражения красоты в природе.

Необходимо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства:

- поддержать эмоционально-творческое настроение;

- помочь увидеть прекрасное в природе во всем его многообразии;

- способствовать радости от этой встречи;

- поддержать и поощрять желание выразить свои чувства и переживания в художественной форме;

- помочь отразить эстетические качества художественного образа природы (форму, линию, ритм, композицию (конструкцию), красоту цветосочетания) доступными изобразительными средствами;

- приветствовать в рисунке «ситуации», в которых раскрываются пространственные, логические взаимосвязи, взаимозависимости: причинные, целевые, временные, влияющие на эстетическую выразительность образов [18].

Необходимо помнить о влиянии эмоций как движущей силе воображения и выразительности детского творчества.

Роль эмоционального фактора, как своеобразно личностного отношения к природе, в эстетико-экологическом воспитании детей старшего дошкольного возрасте чрезвычайно важна. Этот фактор играет важную оптимизирующую роль во всех необходимых процессах - восприятия, познания, мышления, отношения и отражения. В эстетическом мышлении детей эмоции и чувства необходимы, ибо они способствуют более глубокому пониманию и осознанию наблюдаемого, воодушевляют на творческое самовыражение.

Эмоциональный фактор чрезвычайно необходим для педагогической организации поиска и открытия прекрасного в природе. Это - благоприятное условие, обстоятельство, ситуация, а также состояние, восхищаться красотой и величием природы. Если любовь к природе и восторг перед нею не приходят в детстве, то потом привить это чувство и эти эмоции почти невозможно. 
Чрезвычайно важно наполнять детскую душу яркими эмоционально-эстетическими и нравственными впечатлениями, связанными с эстетической и экологией природы. Здесь необходимо эмоционально верно ориентировать ребенка в природе, создавать условия для радостных встреч с прекрасным в этом мире красоты, пробуждать в них светлые чувствования. Эмоциональный фактор совершенствует эмоционально-эстетическое отношение старшего дошкольника к природе, обогащает эмоционально-психологическую сферу его морального сознания, формирует эстетическую культуру. Эстетическое прозрение задается на всю жизнь. Поэтому эмоционально-организованные «исследовательские походы и путешествия» в мир великой красоты природы обязательны и необходимы для полноценного развития личности старшего дошкольника [15;19].

Эстетико-экологическое восприятие и познание, осмысление и суждение, их отражение происходят в той же системе на эстетико-экологизированном содержании двух направлений:

1. Усиление эстетической ценности природы экологической зависимостью.

2. Формирование элементарного экологического мышления на основе эстетического восприятия, наблюдения и понимания природы во взаимосвязи с ее экологической обусловленностью [20].

Разработка педагогических основ эстетико-экологического воспитания старших дошкольников средствами природы в детском саду невозможна без учета психолого-педагогических аспектов данного воспитания детей предшкольного возраста. В этой связи необходимо рассмотрение возрастных особенностей с выделением ключевых в исследуемом процессе, таких психолого-педагогических аспектов, как восприятие природы, в частности, эстетическое ее эстетическое познание, осмысление, а также эстетико-экологическое (познание, суждение, умозаключение), роль в этом эмоционального фактора [21].

 

1.2 Формирование  экологических знаний у старших  дошкольников

 

Экология (от греческих слов «akos» - жилище, дом, хозяйство, обиталище, местообитание, родина и «logos» - понятие, термин, наука) - наука, изучающая взаимодействие живой и неживой природы.

Термин впервые был предложен в книге «Общая морфология организмов» («Generalle Morphologie der Organismen») в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем [22].

Современное значение слова экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. Даже более того, чаще всего под экологическими вопросами понимаются прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря все более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако за рубежом, например, часто разделяют понятия ecological (с английского, относящееся к науке экологии) и  environmental (с английского, относящееся к окружающей среде). Всеобщее внимание к экологии повлекло за собой расширение первоначально довольно четко обозначенной Эрнстом Геккелем области знаний (исключительно биологических) на естественнонаучные и даже гуманитарные науки [23].

Существует два альтернативных определения данной науки:

1. Экология - познание экономики  природы, одновременное исследование  всех взаимоотношений живого  с органическими и неорганическими  компонентами среды… Одним словом, экология - это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование. (Это определение Эрнста Геккеля написано в те времена, когда экология была исключительно биологической наукой. Нынешнее понимание экологии шире.)

Информация о работе Формирование экологических знаний детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности………………………………………………