Формирование графических навыков у детей второй старшей группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:33, контрольная работа

Описание работы

По данным Е.Н. Соколовой, у детей 4-5 лет изображение прямой черты, овала сопровождается дрожанием пальцев кисти, так что в результате прямые черты получаются изогнутыми, овал – зигзагообразным и не всегда замкнутым. К 6 годам движения руки при письме букв и их элементов уверенные, однако остаточный тремор при переходе от письма прямой черты к закруглению еще вполне возможен у многих детей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Педагогические условия успешного формирования графических навыков у детей второй старшей группы……………………………………..4
2. Разработка плана-конспекта занятия……………………………………..6
3. Описание порядка выполнения работы с методическими рисунками…8
4. Методические рекомендации к занятию…………………………………13
Заключение……………………………………………………………………17
Список использованной литературы………………………………………19

Файлы: 1 файл

Контр Формирование графических навыков.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

 

Тема: Формирование графических навыков у детей второй старшей группы.

 

3 вариант

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...3

1. Педагогические условия успешного формирования графических навыков у детей второй старшей группы……………………………………..4

2. Разработка плана-конспекта занятия……………………………………..6

3. Описание порядка выполнения работы с методическими рисунками…8

4. Методические рекомендации к занятию…………………………………13

Заключение……………………………………………………………………17

Список использованной литературы………………………………………19

 

Введение

 

В дошкольного  возрасте у ребенка должны быть сформированы навыки, необходимые для успешного  обучения на занятиях в детском саду и в дальнейшем в школе. Формирование графических навыков является одним  из важнейших аспектов дошкольного  образования.

В дошкольном возрасте происходит накопление опыта движений, развитие двигательного, наблюдаются  первые движения с карандашом на основании  двигательной импульсации: большие  размашистые движения, еще нет  попытки зрительной регуляции движений (Е.В. Гирьянов). В дошкольном возрасте при формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания, роль словесного объяснения (данные А.В. Запорожца). При недостаточности указанных приемов дети могут при усвоении движений ориентироваться на мускульные ощущения, получаемые с помощью ведения руки взрослыми (Т.С. Комарова).

По данным Е.Н. Соколовой, у детей 4-5 лет изображение  прямой черты, овала сопровождается дрожанием пальцев кисти, так  что в результате прямые черты  получаются изогнутыми, овал – зигзагообразным и не всегда замкнутым. К 6 годам движения руки при письме букв и их элементов уверенные, однако остаточный тремор при переходе от письма прямой черты к закруглению еще вполне возможен у многих детей.

Изучив теоретический  материал по вопросу формирования графических навыков детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что ученые подошли к этому вопросу с разных сторон, изучили разные аспекты этой проблемы. Малоизученными остался вопрос о специфике влияния продуктивных видов деятельности на формирование графического навыка. Поэтому темой нашей работы стало формирование графических навыков у детей второй старшей группы.

 

1. Педагогические условия успешного формирования графических навыков у детей второй старшей группы

 

В отличие от устных форм речевой деятельности, которыми человек может овладеть и вне обучения (конечно, до определенного уровня), писать нужно учиться. Причем процесс этот длительный и непростой.

Для того, чтобы  правильно обучать ребенка чистописанию, надо знать, как у него формируются графические навыки письма, как складывается почерк и каковы наилучшие условия формирования этих навыков.

Графические навыки письма относятся к сенсорным  навыкам человека. Но, в отличие  от большинства сенсорных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность (шитье, навыки выпиливания, работы с каким-то инструментом), либо в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы, игры в мяч и т.д.), графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи.

Очень важно  для овладения навыками письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода. Если захватывание предметов – шарика, кубика – формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то держание карандаша в руке, ложки при еде требует более сложных координаций. Если эти навыки не отрабатываются, дети и в шесть лет не владеют ими: держат карандаш всеми пальцами, сильно сжимают его. Развитие пальцев и кисти достигается правильно организованным рисованием, лепкой, конструированием, что в дальнейшем очень поможет детям в овладении навыками письма.

Содержание  графических упражнений разнообразно: штриховка, обведение заданных линий  и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений  в цвете, воспроизведение графических  узоров по клеточкам и без опоры  на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам (точкам, палочкам) и без них с учетом принципов ритма, симметрии, написание графем (отдельных элементов буквенных знаков).

 Параллельно  на том же самом материале  у детей развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания (способность концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах), функции контроля как неотъемлемые компоненты графомоторной деятельности. Дети получают представление о рабочей строке, клеточке, линейке.

 Выполняя  графические упражнения, ребенок  учится точно следовать инструкции  и работать самостоятельно, связно  и последовательно высказывать  свои суждения, что особенно важно  при его подготовке к обучению в школе.

 Применение  изобразительных материалов при  выполнении графических упражнений  вариативно. На первых этапах  работы уместно использовать  фломастеры: они оставляют четкий, яркий след и не вызывают  напряжения руки ребенка при  проведении линий разной конфигурации. Цветные карандаши позволяют выполнять изображения в цвете. Сочетание в изображении цветных карандашей и фломастеров формирует у детей опыт работы с различными материалами с учетом их изобразительных особенностей, закрепляет навыки регуляции силы нажима.

 При выполнении  графических упражнений также  уместно использовать простой  карандаш повышенной мягкости. Легкость  и дифференцированность четкости  штриха, оставляемого карандашом  на бумаге, упрощает контроль  движений при письме, кроме того, сохраняется возможность коррекции неточных линий, штрихов, контуров. Карандаши должны быть хорошо заточены, иметь достаточную длину. Ручку использовать не рекомендуется.

2. Разработка  плана-конспекта занятия по обучению  графических навыков

Тема: Павлово-посадские платки.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ  РАБОТА :

  1. Провести занятие по знакомству с народным художественным промыслом Павлово-Посада.

ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :

    1. Научить составлять симметричные узоры в квадрате.
    2. Закрепить понятия: плоскость, линии, контур рисунка.
    3. Познакомить с понятиями : ритм, симметрия, растительный  геометрический узоры.
    4. Закрепить знания детей о народном художественном промысле Павлово-Посада.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ  ЗАДАЧИ :

  1. Воспитывать опрятность и аккуратность, вкус в одежде и внешнем виде.
  2. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к произведениям народных промыслов (Павлово-Посад) и уважение к труду других людей.
  3. Воспитывать творческое отношение к выполняемой задаче.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  РАБОТА :

  1. Подготовить геометрические и растительные элементы для составления узора на фланелеграфе.
  2. Подготовить иллюстрации или настоящие Павлово-Посадские платки.
  3. Подготовить 3 куклы в русских народных костюмах (без головных уборов) и платки для них.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. В игровой  зоне.

1.1. Беседа народном  промысле Павлово-Посада.

Воспитатель: Три девицы под окном

                      Пряли поздно вечерком...

Ребята, сегодня  к нам в гости пришли русские  красавицы. Они очень красиво  одеты, но на головы им нечего надеть. Скажите, а какие головные уборы вы знаете ?

Дети: Шапки, кепки, бейсболки, береты и пр.

В. А в русском народном костюме ?

Д. Шапки, картузы, кокошники, платки.

В. Вот сегодня мы для наших девушек-красавиц нарисуем платочки. Но для начала давайте вспомним, как делаются платки?

Д. Сначала из шерстяных ниток ткётся платок, потом мастерами разрабатывается рисунок на бумаге. Он переносится на специальные печатные станки - каждый цвет на свой. Потом постепенно за узором узор наносится на ткань.

В. А где делают такие платки, вы помните?

Д. В городе Павлово-Посад.

В. Вот и мы сегодня будем разрабатывать рисунки для платочков нашим красавицам. Посмотрите, у меня на фланелеграфе разбросаны разные элементы. Могу я сказать, что этот платок из Павлово-Посада ?

Д. Конечно, нет. Рисунок на платке должен повторяться.

В. Правильно. Расположите элементы узора так, чтобы получился настоящий Павлово-Посадский платок. (Дети либо вместе, либо по вызову находят одинаковые элементы и симметрично раскладывают их на фланелеграфе). Вот мы и разработали рисунок, а теперь посмотрите, если бы мы могли сложить его пополам, то у нас получились 2 совершенно одинаковые половинки. Такие узоры называются симметричными. Посмотрите на настоящие Павлово-Посадские платки и покажите, какие из них симметричные, а какие - нет. (Дети выполняют задание, складывая платки в разных направлениях на 2, 4, 8 частей).

Физкультминутка. Игра "Повтори фигуру".

В. Сейчас мы поиграем в красавицу у зеркала. Я буду красавицей, а вы - зеркалами. Какую фигуру я покажу, такую вы должны отразить. Кто лучше и быстрее справится с заданием, тот и будет красавицей. (Воспитатель следит, чтобы дети именно отражали фигуру : правая рука у красавицы - левая у отражения и т .д.)

Рисование Павлово-Посадского платка.

В. Тогда попробуйте сами создать платочки для наших красавиц. Только помните, что платки должны быть из Павлово-Посада. (Дети выполняют работы).

После занятия. Дети рассматривают работы друг друга  и выбирают наиболее интересные платки.

Вместо гимнастики для глаз.

Воспитатель: Закройте глазки и представьте себе, как наши красавицы будут выглядеть в этих платочках. А теперь глазками последите, как одна из них станцует для вас в новом платочке.

 

3. Описание  порядка выполнения работы с  методическими рисунками

Графические навыки письма достаточно сложны и складываются из различных приемов: приемов, необходимых для письма, и приемов письма.

Процесс письма осуществляется при помощи инструмента письма (ручка, карандаш, мел), который человек соответственно передвигает рукой, осуществляя  нужные движения под контролем зрения и двигательным контролем пишущей руки. В зависимости от того, каким инструментом человек пользуется (ручка перьевая, шариковая, карандаш, мел), он осуществляет движения и приемы. Представим приемы в виде такой схемы.

Приемы, необходимые для  письма:

1) владение инструментом  письма;

2) соблюдение правильного  положения тетради и продвижение  ее при письме;

3) соблюдение правильной  позы, посадки при письме;

4) движение руки вдоль  строки во время письма [2; 5].

Приемы письма:

1) умение сравнивать образец  с результатом письма;

2) приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную;

3) приемы написания букв (начало, куда вести перо, поворот,  соединения);

4) приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и так далее);

5) приемы сопоставления  букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке;

6) письмо букв между  линиями строки и на линии;

7) начало письма, запоминание  строки;

8) приемы правильного наклонения письма.

Таким образом, с самого начала формирования навыка письма перед обучающимися встает ряд задач по овладению разными приемами.

Педагоги и психологи  рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного  возраста. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось  в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Например, можно катать шарики из пластилина, рвать на мелкие куски бумагу, перебирать крупные деревянные бусы, складывать пирамидки, учить застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы и т.п.

Рассмотрим классификацию  упражнений по развитию мелкой моторики руки. Итак, пальчиковые игры условно  разделяются на три группы. Деление  на группы связано не со степенью сложности  упражнений, а с использованием различной  наглядности и атрибутики:

- 1 группа упражнений - пальчиковые игры без предметов: в игровых упражнениях данной группы особо важное значение имеет игровая мотивация, так как только она и является тем привлекательным моментом, побуждающим ребенка действовать своими пальчиками;

- 2 группа упражнений – пальчиковые игры с использованием атрибутики;

- 3 группа упражнений –  пальчиковые игры с предметами; пальчиковые игры без предмета, с атрибутами, с предметами; работа  со штампами: работа с одним  штампом, работа с карандашом-штампом  [20].

При определении готовности руки ребенка к письму педагогу важно обращать внимание на следующее: 1) как ребенок держит карандаш; 2) в какой руке ребенок держит карандаш; 3) как ребенок начинает чертить карандашом (характер линии: с нажимом, тыкая, ломаная, прерывистая и т.п.); 4) как ребенок заканчивает линию; 5) соединяет ли ребенок линии при изображении геометрических фигур; 6) как ребенок ориентируется в пространстве листа.

Система графических  понятий в дошкольном возрасте вводится поэтапно и совместно с формированием навыков и чувственных образов :

1-й этап. Знакомство с  разнообразными живописными, графическими  и пластическими материалами  (работа начинается в младшем  дошкольном возрасте). Системой заданий  эти представления доводятся  до уровня использования разных материалов, цвета, линии, пятна, объёма для выразительности изображаемых образов. На компьютере дети осваивают навыки проведения различных линий, заливки контура, рисования геометрических фигур, выбора оттенков цвета, "разбрызгивателя краски" и прочие возможности компьютерной графики.

Информация о работе Формирование графических навыков у детей второй старшей группы