Аттестации педагогических кадров. Общие требования оценки труда учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 22:33, реферат

Описание работы

Нельзя говорить об эффективной работе или об улучшении работы образовательного учреждения без регулярной оценки труда педагогического работника. Оценка работы персонала - это процесс сбора анализа информации о том, как работники выполняют порученную работу, и выяснение того, в какой степени их рабочее поведение, показатели и индивидуальные характеристики отвечают установленным требованиям.

Содержание работы

Введение.
Глава I. Аттестация персонала как научная проблема
1.1. Место системы оценки в процессе управления
1.2. Формы оценки педагогических работников
Глава II. Аттестация педагогических работников
2.1. Цели и задачи аттестации
2.2. Процедура аттестации работников
Заключение.

Файлы: 1 файл

педагогика реферат.docx

— 39.10 Кб (Скачать файл)

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.П. Астафьева»

Институт физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

По дисциплине «Педагогика»

 

Тема: Аттестации педагогических кадров. Общие требования оценки труда учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                          Выполнил студент:

                                                                                             Москаленко Е.А

                                                                                   

                                                                                     Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

КРАСНОЯРСК 2014

 

  1. Оглавление
  2. Введение.
  3. Глава I. Аттестация персонала как научная проблема
  4. 1.1.   Место системы оценки в процессе управления
  5. 1.2.   Формы оценки педагогических работников
  6. Глава II. Аттестация педагогических работников
  7. 2.1. Цели и задачи аттестации
  8. 2.2. Процедура аттестации работников
  9. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня политика в области образования направлена на целесообразное и оптимальное использование педагогических кадров в соответствии с их профессиональной подготовкой, опытом и личными возможностями, на формирование у них потребности в профессиональном развитии и предоставление им возможности для профессионального роста и продвижения. Активно проводится поиск новых подходов, в том числе экономических, стимулирующих профессиональное развитие кадров. Одним из таких способов является аттестация педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Аттестация (от лат. attectatio - свидетельство) – определение деловой квалификации работника, отзыв о его способностях, достоинствах, обязательное условие для присвоения работнику персонального  разряда, звания, чина (Словарь иностранных слов).

Аттестация педагогических кадров – комплексное оценивание уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательного учреждения (педагог. энциклопед. словарь).

Аттестация педагогических кадров – аттестация специалистов массовой профессии. Изменения прошедших лет привели к необходимости обновления не только процедуры и методик аттестации, но и сути самой ее концепции. Аттестация стала служить средством установления соответствия квалификации специалиста его разряду в Единой тарифной сетке, основным методом установления разницы в оплате труда между педагогами различного уровня профессионального мастерства. В образовании аттестация уже много лет.

Проведение аттестации призвано стимулировать (в том числе и материально) профессионального личностного развития учителей, содействовать его повышения их вклада в достижение результатов работы школы. Итогом аттестации является присвоение педагогу квалифицированной категории в соответствии с уровнем его профессионализма.

Квалификационная категория – соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности (педагог. энциклоп. словарь).

Нельзя говорить об эффективной работе или об улучшении работы образовательного учреждения без регулярной оценки труда педагогического работника. Оценка работы персонала - это процесс сбора  анализа информации о том, как работники выполняют порученную работу, и выяснение того, в какой степени их рабочее поведение, показатели и индивидуальные характеристики отвечают установленным требованиям. Оценка работы персонала способствует выявлению путей повышения отдачи от людей, работающих в образовательном учреждении. Оценка не только позволяет человеку яснее увидеть стоящие перед ним задачи и узнать, насколько хорошо он трудится, но также оказывает влияние на будущую работу, на его отношение к делу и на желание добиться наилучших результатов, предполагает разработку плана улучшения, совершенствования его профессиональной деятельности.

Оценка персонала также является составной частью процесса управленческого контроля, осуществляемого в отношении человеческих ресурсов организации. Чаще всего результаты оценки используются для принятия управленческих и административных решений, связанных с назначениями, переводами, увольнениями, оплатой труда или наказаниями.

Добиться от членов педагогического коллектива высоких трудовых результатов и нужных образцов рабочего поведения, отвечающих более широкому набору требований, возможно лишь в том случае, если образовательное учреждение способно создать все необходимые для этого условия. Нужно понять за счет чего может быть улучшена деятельность сотрудника, и добиться сотрудничества с ним в вопросе выработки и реализации самой стратегии этих улучшений. Система оценки должна быть способна не только выявить те различия в рабочих результатах и трудовом поведении сотрудников, которые четко соотносятся с различиями в уровне их профессиональной успешности, но и помогать в разработке стратегии повышения эффективности их труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Аттестация персонала как научная проблема

1.1. Место системы оценки в процессе управления

Очень сложно оторвать какую-либо отдельную функцию или отдельное направление кадрового менеджмента от всего комплекса задач, решаемых в процессе управления персоналом.

Смысл оценки работы исполнителей становится понятен лишь в контексте кадровой политики, реализуемый организацией, и принципиальным условием эффективной работы системы оценки является её комплексный характер. Оценка работы персонала призвана содействовать лучшему использованию человеческих ресурсов организации за счет тесной увязки задач, решаемых в ходе оценки, с другими направлениями работы с персоналом, в первую очередь со следующими направлениями:

 Анализ работы, определение  требований работы;

 Поиск, отбор и адаптация  новых работников;

 Кадровое планирование;

 Обучение персонала;

 Развитие работников и планирование  их карьеры;

 Система стимулирования труда;

Формирование кадрового резерва и работа с ним.

Место оценки работы персонала в общей системе управления персоналом организации рассмотрено на рисунке 1.

Можно увидеть, что характерной особенностью эффективной системы оценки является ее комплексный характер; при этом необходимо взаимоувязывание всех элементов системы оценки с другими составляющими процесса управления персоналом организации.

Анализ работы. Для оценки работы персонала большое значение имеет выработка критериев, в соответствии с которыми будет производиться оценка, т.е. тех показателей или характеристик работы, которые определяют успешность работы на данном рабочем месте, при выполнении данных рабочих функций. разработка критериев оценки предполагает тщательный анализ работы, выполняемый специалистами. Первым шагом является заполнение специального вопросника по анализу работы (если такой анализ необходим), анализ полученной информации и подготовка должностных инструкций (или внимательное изучение уже существующих).

 

 

 

 

 

 

1.2. Формы оценки педагогических работников

В соответствии с пунктом 2.3 Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений проведение аттестационных (экспертных) процедур предполагается на основе действующих тарифно-квалификационных характеристик.

Для качественного проведения экспертизы аттестационная комиссия разрабатывает качественные и количественные показатели оценки деятельности аттестуемого и определяет критерии соответствия аттестуемого заявленной квалификационной категории.

Показатель - то, по чему можно судить о состоянии, развитии, ходе чего-либо, качественная или количественная характеристика какого-либо процесса (Словарь русского языка).

Показатели могут быть частными, определяющими значение какой-либо одной величины, параметра, и комплексными, определяющими значение совокупности величин, всего процесса в целом. Комплексный показатель состоит из совокупности частных показателей.

Критерий - (греч. kriterion - мерило) - отличительный признак, правило, на основании которого производится оценка или принимается решение (больше - меньше, соответствует - не соответствует и т.п.

Критерии определяются членами экспертной группы в соответствии с целями экспертизы. Обычно критерий выражается через определенные показатели. Критерии могут быть:

качественные (словесные, сравнительные) - «превышает требования должностной инструкции», «соответствует должностной инструкции», «существенно ниже, чем требуется в должностной инструкции»;

количественные - числовые, балльные;

бинарные (дихотомические) - «да-нет», «больше-меньше», «0-1».

Экспертиза соответствия аттестуемого заявленной второй аттестационной категории производится по трем основным комплексным показателям:

1. профессиональная компетентность  аттестуемого;

2. эффективность деятельности аттестуемого;

3. коммуникативная культура.

Школьная аттестационная комиссия проводит оценку компетентности аттестуемого работника на основе анализа документально зафиксированных результатов повышения его квалификации, а также участия в реализации планов работы учреждения (творческие отчеты, выступления на совещаниях, советах и семинарах и т.п.). Рассмотрение авторских разработок аттестуемого производится только на основе его личного желания предъявить собственные разработки для обсуждения.

Оценка эффективности деятельности аттестуемого производится на основе сравнительного анализа документально зафиксированных результатов внутришкольного контроля, осуществляемого администрацией школы (собеседований, анализа выполнения должностной инструкции, результатов письменного или устного контроля и т.п.).

Аттестуемые педагогические работники имеют право в дополнение к указанному перечню представить в школьную аттестационную комиссию любые документально зафиксированные результаты, подтверждающие его личную компетентность и эффективность его труда (результаты предметных олимпиад, конкурсов, соревнований его обучающихся, выступления, доклады на научно-практических конференциях и др.).

Коммуникативная культура работника позволяет оценить такие его личные качества, как интеллигентность и общая культура, творческая инициатива и увлеченность, организаторские способности, доброжелательность и чуткость, порядочность и честность, требовательность, стремление и умение работать без конфликта, самообладание и выдержка, самокритичность, способность воспринимать критику, оптимизм и чувство юмора.

Оценка проводится на основе собеседования с аттестуемым и анализа результатов анкетирования коллег, учащихся, родителей.

Аттестация как деятельность и процесс предполагает, прежде всего, понимание учителем эталонных требований, которые будут к нему предъявлены в ходе аттестации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Аттестация педагогических работников

2.1. Цели и задачи аттестации

Аттестацию проходят изъявившие желание получить квалификационную категорию, подтвердить или повысить имеющуюся квалификационную категорию педагогические работники.

Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям тарифно-квалификационных категорий при присвоении ответствующей квалификации.

На основе тарифных требований вырабатываются критерии оценки деятельности педагогов, являющиеся элементом модели оценки. Количество отобранных критериев может существенно отличаться в различных регионах в зависимости от степени их детализации.

Один из важнейших принципов, на которых строится аттестация педагогических кадров — это приоритет личности, уважительное отношение личности оцениваемого, его гражданским и профессиональным правам. Аттестация должна проводиться в соответствии с общественными нормами и имеющимися юридическими основаниями, быть этичной, не унижающей человеческое достоинство.

Основными принципами аттестации являются:

добровольность аттестации на II, I и высшую квалификационные категории;

 открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педагогическим работникам.

Основные задачи аттестации:

стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников;

обеспечивать педагогическим работникам образовательных учреждений возможность повышения уровня оплаты труда.

Информация о работе Аттестации педагогических кадров. Общие требования оценки труда учителя