Анализ учебника по английскому языку для 2 –го класса Верещагиной И.Н.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:56, практическая работа

Описание работы

1. Вся система УМК с первого по пятый класс и далее построена на одних и тех же теоретических положениях, принципах:
- принципе коммуникативной направленности (в учебник включены разнообразные устные и письменные упражнения, позволяющие учащимся использовать английский язык как средство общения, средство установления контактов между людьми, например такие упражнения как расскажи своему другу, кем ты хочешь быть);
- принципе дифференциации и интеграции обучения различным видам речевой деятельности и аспектам языка;

Файлы: 1 файл

Анализ учебника.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Анализ учебника по английскому языку для 2 –го  класса Верещагиной И.Н.

1. Вся система УМК  с первого по пятый класс  и далее построена на одних  и тех же теоретических положениях, принципах:

- принципе коммуникативной  направленности (в учебник включены разнообразные устные и письменные упражнения, позволяющие учащимся использовать английский язык как средство общения, средство установления контактов между людьми, например такие упражнения как расскажи своему другу, кем ты хочешь быть);

- принципе дифференциации и интеграции обучения различным видам речевой деятельности и аспектам языка;

- принципах сознательности, активности, наглядности, воспитывающего обучения, индивидуальности и доступности,  учета родного языка, то есть  на важнейших дидактических принципах, преломляющихся при преподавании английского языка.

2. Структура учебника:

а) Учебник состоит  из двух частей, включающих в общем 96 уроков, а также англо – русского словаря. Первая часть учебника разделена на 2 раздела: Повторение и Basic Cource. В начале года на протяжении 13 уроков проходит повторение материала первого класса по учебным ситуациям «Давайте познакомимся», «Семья», «Игрушки», «Игры». Уроки из раздела Повторение состоят из следующих частей: «Говорим», «Читаем», «Пишем», «Играем» и части «Повторение», завершающая данный раздел. Для облегчения учащимся работы с предложенным учебным материалом в этом разделе все задания даются на русском языке. За разделом Повторение следует Basic Cource, включающий 5 ситуаций: «WHAT DO YOU WANT TO BE?», «SPORT», «PEOPLE IN THE FAMILY», «WE READ FAIRY TALES», «DAILY LIFE». Здесь задания учебника, данные по – русски, дублируются на английском языке. Уроки из раздела  Basic Cource  состоят из следующих частей: «Let Us Learn», «Let Us Read and Learn», «Let Us Read», «Let Us Talk», « Let Us Write» , «Puzzle Time», а также в конце каждого раздела находится «Test Yourself».

б) Повторение:

В разделе Говорим учащимся предлагаются творческие задания, которые дают возможность тренировать учащихся в использовании языкового материала со зрительной опорой на текст.

Раздел Читаем состоит из материала для чтения, который постепенно, от чтения слов, словосочетаний, предложений, подводит учащихся к чтению коротких текстов монологического и диалогического характера.

Раздел Пишем полностью посвящён развитию орфографических навыков и письменной речи. Здесь предлагаются упражнения на закрепление грамматического и лексического материала, которые также способствуют развитию умения осуществлять самоконтроль в процессе самодиктанта (внутреннего проговаривания фиксируемого на бумаге), а также тренируют зрительную и моторную память. Кроме того, представляется, что многократное «прописывание» новых лексических единиц второклассниками существенно способствует эффективному их закреплению и включению в активный словарь учащихся.

Раздел Играем направлен на повторение пройденного лексического и грамматического материала в игровой форме.

Итоговой урок данного  раздела «Повторение» предложен в форме КВН, включает элементы игры и соревнования, что близко учащимся 2-го класса, а также способствует развитию лидерских амбиций учащихся.

 

Basic Cource:

 В разделе Let Us Learn подаётся новый грамматический материал, лексический минимум к уроку и соответствующие упражнения на закрепление нового материала, которые также могут быть выполнены как в устной, так и в письменной форме.

В разделе Let Us Read And Learn предлагаются стихотворения, диалоги и песенки, предназначенные для заучивания наизусть. Запись этих материалов в исполнении профессиональных дикторов имеется на кассетах звукового пособия и может быть использована как для постановки произношения и интонации, так и для аудирования.

Материалы раздела Let Us Read (тексты и задания к ним) идеально соответствуют требованиям по достижению всех четырёх целей учебного процесса: практической (формирование и развитие лексических, грамматических и фонетических навыков по теме урока, развитие умений читать, говорить, писать и воспринимать на слух – в процессе выполнения заданий этого раздела могут быть задействованы все четыре вида речевой деятельности), развивающей (развитие произвольной и непроизвольной памяти – при пересказе текста; мышления – при выполнении заданий, предусматривающих обсуждение прочитанного; внимания – при ответах на вопросы; воображения – если требуется придумать продолжение истории; умения логически оформлять мысли на иностранном языке – при выполнении всех вышеперечисленных заданий; а также имитации, интонационного слуха, фонетических и фонематических навыков, усидчивости и сообразительности), воспитательная (в зависимости от тематики текста), образовательная (например, обучение работе со словарём, получение новых общих знаний в процессе осмысления и усвоения содержания текста).

В разделе Let Us Talk предлагаются упражнения на развитие навыков говорения и умения логически оформлять мысли на иностранном языке. Задания этого раздела идеально подходят для достижения воспитательной цели учебного процесса (ставятся проблемные вопросы, затрагиваются спорные темы, происходит обмен мнениями и делаются выводы на основе аргументированности суждений участников дискуссии), а также для развития и совершенствования орфоэпических навыков; активизируются ресурсы пассивного лексического запаса, применяются на практике грамматические знания.

Раздел Let Us Write полностью посвящён развитию орфографических навыков и письменной речи. Здесь предлагаются упражнения на закрепление грамматического и лексического материала, которые также способствуют развитию умения осуществлять самоконтроль в процессе самодиктанта (внутреннего проговаривания фиксируемого на бумаге), а также тренируют зрительную и моторную память. Кроме того, представляется, что многократное «прописывание» новых лексических единиц второклассниками существенно способствует эффективному их закреплению и включению в активный словарь учащихся.

Раздел Puzzle Time направлен на повторение пройденного лексического и грамматического материала в игровой форме.

Test Yourself – предназначен для самостоятельного выполнения учащимися, его целью является выработка у учащихся уже в этом возрасте навыка самоконтроля.

в) Учебник для пятого класса школ с углублённым изучением английского языка авторов Верещагиной И. Н. и Афанасьевой О. В. состоит из двадцати трёх уроков, а также грамматического справочника, англо-русского словаря и таблицы неправильных глаголов. Каждый урок состоит из шести частей: Let Us Review, Let Us Learn, Let Us Read And Learn, Let Us Read, Let Us Talk и Let Us Write. Упражнения раздела Let Us Review предназначены для повторения и закрепления пройденного материала и могут выполняться как в устной, так и в письменной форме (по усмотрению учителя). Структура остальных разделов анологична учебнику для 2-го класса. В конце каждого урока учебника предусмотрены задания по аудированию (тексты содержатся в книге для учителя и на кассетах звукового пособия, задания к ним – в рабочей тетради) и домашнему чтению (тексты и задания к ним содержатся в книге для чтения). Эти виды работы наиболее полно охватывают цели учебного процесса и виды речевой деятельности. Таким образом, мы видим, что большинство разделов в обоих учебниках и для 2 и для 5-го класса являются общими. Такая структура учебников обеспечивает максимальный охват всех видов речевой деятельности, способствует использованию учащимися ресурсов как активного, так и пассивного словарного запаса и придаёт динамичность учебному процессу.

3. Данное построение учебника подтверждает принципы, на которых строится обучение языку, так структура учебника свидетельствует о высокой степени охвата всех видов речевой деятельности в связи с высоким уровнем вариативности заданий. Примером упражнения отвечающего всем принципам, на которых построен учебник (принцип коммуникативной направленности, принцип дифференциации и интеграции обучения различным видам речевой деятельности и аспектам языка, принцип сознательности, активности, наглядности, воспитывающего обучения, индивидуальности и доступности, учета родного языка) является следующее упражнение: учащимся предлагается посмотреть на картинки, на которых изображены профессии, под каждой профессией сделана подпись на русском языке. Учащиеся должны согласиться или нет, подходит ли подпись к картинке.

4. а) Упражнения и тексты данного учебного пособия в достаточной мере способствуют осуществлению целей обучения иностранному языку: тематика предлагаемого материала удовлетворяет программным требованиям, учёт закономерностей усвоения знаний произведён удовлетворительно – путём обеспечения высокого уровня взаимодействия всех компонентов УМК (вариативность заданий и, следовательно, видов речевой деятельности) и применения эффективных методов управления процессом усвоения: своевременного контроля уровня усвоения знаний после выполнения ряда эффективных упражнений на закрепление изученного материала.

Функция целенаправленности учебника осуществляется путём ориентации всех предлагаемых заданий на достижение основной (практической) цели обучения и целостности элементов УМК.

Учебник ориентирован на учащихся вторых классов школ с углублённым изучением английского языка. Учёт индивидуальных (аппелирование тематики учебных материалов к вкусам и интересам среднестатистического второклассника) и возрастных (адекватный уровень сложности заданий и насыщенности учебного материала, адаптированность его содержательного компонента для облегчения восприятия восьми - девятилетними детьми) особенностей осуществлён в полной мере с необходимым упором на потенциальные возможности учащихся, а также с опорой на их интеллектуальный уровень и степень обученности. При этом разнообразие приёмов работы и видов учебной деятельности создаёт оптимальные условия для самостоятельной работы учащихся.

Обеспечение высокого уровня развития мотивационной сферы процесса обучения осуществляется путём стимулирования познавательной активности с помощью проблемности изложения и личностной значимости учебного материала. Учёт коммуникативных потребностей учащихся производится путём высокого уровня вариативности учебного материала, актуальности и разнообразия его содержательного компонента, а также оптимального баланса упражнений и заданий на развитие коммуникативных навыков в контексте как диалогической, так и монологической речи.

б) В учебнике большое количество иллюстраций, которые выполняют функцию наглядности, при семантизации материала,или в качестве аутентичного материала к текстам. Кроме того, наличие наглядного материала повышает мотивацию при обучении ИЯ, создает игровое пространство для интересного и заинтересованного  изучения ИЯ.

5. Материал расположен четко и обозначен специальными значками, по которым сразу можно понять, что можно найти в данном конкретном разделе. Для выделения раздела используются различные шрифты и цвета шрифтов, что привлекает внимание и позволяет сократить время поиска нужного раздела; учебник напечатан на бумаге хорошего качества, приятная на ощупь, белая;  рисунки яркие, красивые, соответствуют тематике, привлекают внимание. Масштабное использование средств оформления учебника (красочные иллюстрации, наглядность, богатый иллюстративный материал для развития навыков монологической речи (описывание картинок), оптимальный для восприятия второклассниками тип и размер шрифта) обеспечивает привлекательность и мотивационную оснащённость познавательных процессов в ходе изучения английского языка.

 

Анализ  книги для учителя к учебнику 2 класса

1. Книга для учителя  содержит следующие разделы: Предисловие,  Планирование, Методические рекомендации по работе над учебными ситуациями и Приложение.

В предисловии содержится общая информация о данном УМК, его  характеристика, цели обучения ин. языку, принципы на которых построен данный УМК. Далее дано описание работы с отдельными видами речевой деятельности, в частности с чтением и письмом. Планирование содержит рекомендации по организации материала по четвертям. Материал каждого урока расписан по следующим пунктам: номер урока, название учебной ситуации,  говорение (слова (лексический минимум урока), структуры (грамматический минимум урока), чтение (тексты урока), стихи, песни и др.). Методические рекомендации по работе над учебными ситуациями содержат рекомендации по работе над учебными ситуациями: «WHAT DO YOU WANT TO BE?», «SPORT», «PEOPLE IN THE FAMILY», «WE READ FAIRY TALES», «DAILY LIFE», а также рекомендации по проведении внеклассной работы. Приложение содержит 1)тексты звуковых пособий для каждого урока, а также 2) стихи, песни, считалочки.

2. Содержание разделов  книги для учителя соответствует  его структуре.

3. Книга для учителя  незаменимый элемент в составе  УМК. Кроме того он является  важнейшим элементом управления  учебной деятельностью учащихся. Учитель обязан всегда строить свою работу над учебным материалом опираясь, беря за основу книгу для учителя, так как в ней изложена концепция курса, то есть то, как составители УМК планировали достижение цели обучения на данном этапе. Использование книги для учителя избавляет учителя от лишней работы по продумыванию структуры урока относительно набора и последовательности упражнений – всё это сделано в книге для учителя. Так для каждого урока в данной книге для учителя выделяется тема, лексический и грамматический минимум, практические задачи и последовательность выполнения упражнений.

 

Анализ  одного урока из учебника для 2 класса.

1. Урок №14 в рамках учебной ситуации«WHAT DO YOU WANT TO BE?»,  состоит из следующих разделов:

1)Let Us Learn, в нем подаётся новый грамматический материал (структуры: They are…; I am a…; He\She is a…; They want to be…; He\She wants to be… ), лексический минимум к уроку (a doctor, an engineer, a pupil, an officer, a dentist) и соответствующие упражнения на закрепление нового материала, которые могут быть выполнены как в устной, так и в письменной форме.

2)В разделе Let Us Read And Learn предлагается песенка “That`s My Mother”, предназначенной для заучивания наизусть. Запись этого материала в исполнении профессиональных дикторов имеется на кассете звукового пособия и может быть использована как для постановки произношения и интонации, так и для аудирования.

Информация о работе Анализ учебника по английскому языку для 2 –го класса Верещагиной И.Н.