Анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить особенности личности учителей начальных классов, определяющие стиль педагогического общения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Теоретико-методологический анализ изучения педагогического общения в психологии.
2. Разработка теоретико-методологической базы для эмпирического исследования.
3. Определение педагогического стиля общения учителей.
4. Исследование личностных черт и коммуникативных качеств учителей, влияющих на стиль педагогического общения.
5. Изучение особенностей эмоционально-личностной сферы учителей с разными стилями педагогического общения.
6. Исследование мотивационной структуры личности учителей с разными педагогическими стилями.
7. Изучение некоторых особенностей личности учителя, характерных для большинства представителей педагогического коллектива.
8. Изучение особенностей личности учителей, характерных для авторитарного и демократического стиля общения, проведение сравнительного анализа.
9. Составление психологического портрета учителя с авторитарным и демократическим стилем общения.
структура, эмоционально-характерологический базис, а так же стиль педагогического общения.

Содержание работы

Введение
Глава 1: Анализ теоретико-методологических аспектов изучения педагогического общения в психологии
1.1. Психология и структура педагогического общения
1.1.1. Общая характеристика специфики педагогического общения
1.1.2. Коммуникативный, перцептивный и интерактивный аспекты педагогического общения
1.2. Личность учителя в структуре педагогического общения
1.2.1. Учитель как субъект педагогической деятельности
1.2.2. Профессионально – значимые качества личности педагога
1.3. Педагогический стиль учителя как характеристика педагогического общения
1.3.1. Общая характеристика стиля педагогического общения
1.3.2. Поведенческие различия стилей педагогического общения
Глава 2: Психологический анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения
2.1. Программа эмпирического исследования
2.1.1. Первичные сведения
2.1.2. Описание выбранных методик
2.1.3. Статистическая обработка данных
2.1.4. Психологическая характеристика педагогического коллектива в целом
2.2. Результаты исследования особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения
2.2.1. Анализ достоверности различия средних значений в группе учителей авторитарным и демократическим стилем педагогического общения (по Т-критерию Стьюдента
2.2.2. Результаты корреляционного и факторного анализа особенностей личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения
2.2.3. Психологические особенности личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения
Выводы
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

педобщение 122.doc

— 813.00 Кб (Скачать файл)

Следует заметить, что для этой группы учителей характерен высокий уровень развития наиболее ценных коммуникативных качеств. Можно сказать, что учитель их этого коллектива чуток и внимателен к другим людям. Этот педагог - эффективный коммуникатор. Но порой ему не достает жесткости и настойчивости в отношениях.

 

Характеристика группы учителей по методике диагностики мотивационной структуры личности В.Э. Мильман

Исследуя мотивационную структуру личности учителей начальной школы, мы получили следующие результаты:

- Наиболее выраженной  в личности учителя стала мотивация «творческая активность». Для этой группы педагогов характерно стремление открывать новое, создавать, изобретать. Такие учителя привносят в свою работу творчество, и от этого получаю удовлетворение. Для педагогов важно повышение профессионального уровня, приобретение новых знаний.

- Особое место  в мотивационной структуре педагогов  занимает мотивация «социальная полезность». Она тесно связана с профессиональной деятельностью учителя. Педагоги стремятся передать свой опыт и знания окружающим. Для них важно чувствовать собственную полезность, уважение, признание и благодарность других. Учителя любят общественную работу.

- Так же для  исследуемой нами группы характерна  мотивация «общая активность». Она свидетельствует о том, что профессиональная деятельность очень важна для педагогов. Они стремятся к профессионализму и личностному росту.

Вышеперечисленные компоненты мотивационной структуры образуют рабочую направленность личности учителей.

Характеристика группы учителей по восьмицветному тесу М. Люшера

С целью выявления эмоциональной основы поведения учителей, а так же их актуального состояния проведено тестирование по методике М.Люшера. В процессе обработки результатов для группы учителей начальных классов был рассчитан средний ранг каждого цвета, то есть определялся цветовой ряд предпочтений.

1 позиция: желтый цвет; 2 позиция: зеленый цвет; 3 позиция: фиолетовый цвет; 4 позиция: красный цвет; 5 позиция: синий цвет; 6 позиция: серый цвет; 7 позиция: коричневый цвет; 8 позиция: черный цвет.

Так как основные цвета занимают, преимущественно, первые пять позиций мы можем говорить об отсутствии конфликта и оптимальном состоянии изучаемой группы педагогов.

Учителя имеют потребность в действии, эмоциональной вовлеченности, переменах, общении. Оптимистичность, легкое вживание в разные социальные роли, демонстративность, потребность нравиться окружающим, зависимость от средовых воздействий, поиски признания и стремление к сопричастности в межличностном взаимодействии. Любые формальные рамки для учителей тесны и плохо переносятся.

У педагогов выражен стеничный тип реагирования, активность позиции, эмотивность. Широта интересов и высокая поисковая активность в содружестве с тенденцией к планомерности в принятии решений и действиях способствуют эффективной деятельности. Для учителей характерна проблема личности, «ищущей признания».

Педагоги имеют потребность в определенной «социальной нише» и тонком понимании со стороны окружающих. Сензитивность к средовым воздействиям. Учителя эмоционально вовлечены в свою деятельность, могут демонстрировать оригинальность и творческий подход в решениях.

У педагогов выражена общительность, активность, обращенность в мир окружающих явлений жизни.

 

Таблица №2

Средние значения по факторам теста М.Люшера для всего педагогического коллектива.

Фактор

Среднее значение в %

1

Нестабильности выбора

31,56

2

Отклонения от аутогенной нормы

42,81

3

Тревожности

17,5

4

Активности

44,17

5

Работоспособности

75,13


 

Анализируя данные, представленные в таблице, мы можем сделать вывод, что исследуемая нами группа учителей имеет достаточно высокий показатель работоспособности и активности. Учителя из исследуемой нами группы деятельны, предприимчивы, активны в профессиональной сфере.

 

Возрастной аспект

В нашей выборке представлены педагоги в возрасте от 28 до 56 лет. Мы предположили, что будут существовать некоторые тенденции в особенностях личности учителей, связанные с возрастной характеристикой группы. Для того чтобы подтвердить свое предположение, нами был проведен анализ достоверности различия средних значений в группе учителей до 37 лет и после 37 лет. По результатам Т-критерия Стьюдента между указанными подгруппами были обнаружены следующие достоверные различия:

- Для учителей старшей возрастной группы более характерно корректировать ответы на вопросы теста. По шкале лжи они набрали больший балл, чем учителя младшей возрастной группы. Вероятно, это может быть связано с более высоким уровнем тревожности этих учителей. На наш взгляд, учителя из старшей возрастной группы более настороженно отнеслись к исследованию. Тестирование вызывало у них напряжение, педагоги отвечали на вопросы осторожно.

- По шкале «робость – смелость» результаты в подгруппах так же отличаются. Смелость, как личностная, черта присуща педагогам в возрасте до 37 лет, в то время как для учителей старше 37 лет характерна робость. Педагоги младшей возрастной группы более активны и решительны. Они уверенны и смелы во взаимоотношениях.

- По фактору «практичность – мечтательность» больший балл набрали учителя в возрасте старше 37 лет. Это говорит об их мечтательности, чувствительности, эмоциональности. Для второй подгруппы характерна практичность, расчетливость, уравновешенность.

- По шкале «отзывчивость» результаты между подгруппами также различаются. Учителя старшей возрастной группы более отзывчивы. На наш взгляд, это может быть связано с их высоким уровнем чувствительности.

- Для педагогов в возрасте  старше 37 лет более характерна  мотивация «жизнеобеспечение». Это говорит об их стремлении к материальному благополучию, физическому и психическому здоровью.

- Для учителей моложе 37 лет более  характерна мотивация «социальный статус». Это может быть связано, со стремлением этих педагогов занять свое место в обществе, самоутвердиться. Для них важно признание окружающих.

- Учителя моложе 37 лет значительно  чаще в тесте М.Люшера отдают  свое предпочтение желтому цвету, чем учителя в возрасте старше 37 лет. Это говорит о том, что  учителя из первой подгруппы  испытывают потребность в действии, эмоциональной вовлеченности, переменах, общении. Это оптимистичные, эмоционально неустойчивые люди. Они испытывают потребность нравиться окружающим, стремятся к признанию. Может проявляться тенденция к избеганию ответственности.

Таким образом, возраст учителя является важной характеристикой, которая может также влиять на особенности его личности.

 

2.2. Результаты исследования  особенностей личности учителей  с разными стилями педагогического  общения

 

2.2.1. Анализ достоверности  различия средних значений в группе учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения (по Т-критерию Стьюдента)

Результаты Т-критерия Стьюдента по тесту 16PF Р.Кэттелла

 

Таблица №3

Определение достоверностей различий по тесту Р.Кэттелла 16PF, между учителями с авторитарным и демократическим педагогическим стилем.

Переменные

Авторитарный стиль

Демократический стиль

Р

1

MD – адекватность самооценки

5.2+0.49

6.6+0.43

0.91

2

А - отчужденность - добросердечность

6.2+0.49

7+0.58

0.39

3

В - конкретное мышление - абстрактное

5.2+0.85

6.7+0.58

0.67

4

С – неустойчивость эмоциональная - устойчивость

6.7+0.73

6.5+0.4

0

5

Е – подчиненность - доминантность

4.4+0.54

5.3+0.76

0.3

6

F – озабоченность - беспечность

5+0.58

5.2+0.90

0

7

G – безответственность - обязательность

6.8+0.68

6+0.87

0

8

Н – робость - смелость

5.7+0.67

4.5+0.73

0.52

9

I – твердость характера - мягкость

6.4+0.4

6.1+0.46

0

10

L – доверчивость - подозрительность

6.4+0.83

4.1+0.38

0.96

11

М – практичность - мечтательность

4.9+0.51

6.2+0.77

0.65

12

N – наивность - проницательность

4.6+0.62

3.2+0.53

0.79

13

О – безмятежность - тревожность

8+0.54

7.8+0.66

0

14

Q1 - консерватизм - радикализм

5.2+0.96

4.1+0.59

0.32

15

Q2 – зависимость от группы – самостоятельность

5.4+0.69

5.9+0.61

0

16

Q3 – импульсивность - самоконтроль

6.1+0.53

6.5+0.5

0

17

Q4 – расслабленность - напряженность

5.8+0.63

5.6+0.4

0

18

F1: адаптированность - тревожность

6.9+0.48

6.46+0.4

0

19

F2: интроверт – экстраверт

5.23+0.74

5.01+0.79

0

20

F3: чувствительность - реактивная уравновешенность

4.78+0.44

4.04+0.27

0.66

21

F4: конформность - независимость

4.27+0.45

4.74+0.79

0


 

При сравнении особенностей личности учителей из групп с авторитарным и демократическим стилем было выявлено:

  • В группе учителей с демократическим стилем результаты по шкале MD – адекватность самооценки достоверно отличаются (0.91), от результатов учителей с авторитарным стилем. Можно сделать вывод о том, что демократичные педагоги в ходе тестирования пытались представить себя в лучшем свете, их ответы довольно часто были не искренними. Вероятно, мнение окружающих людей для учителей с демократическим стилем играет большую роль, поэтому и сработали вопросы на социальную желательность. Авторитарные же педагоги более прямолинейны
  • Достоверно различаются результаты между учителями с авторитарным и демократическим стилем по шкале L – доверчивость – подозрительность (0,96). При этом среднее значение у последних ниже, это говорит о тяготении их к полюсу «доверчивость», в то время как высокий средний балл у авторитарных педагогов свидетельствует об их склонности к полюсу «подозрительность». Таким образом, можно сказать, что авторитарные учителя с самого начала ко всем людям подходят с предубеждениями, настороженно. Мало кому доверяют. В коллективе такие педагоги часто держатся обособленно, считают, что их недооценивают. В отношениях с людьми настойчивы, но раздражительны, не терпят конкуренции. У них высокая самооценка. Авторитарные учителя чаще проявляют мнительность, подозрительность, осторожность. Низкий балл по фактору у педагогов с демократическим стилем говорит об их изначально положительном восприятии окружающих людей. Эти учителя чаще доверяют малознакомым людям. Самооценка их реалистична. В коллективе они уживчивы, веселы и доброжелательны. Эти педагоги проявляют искреннюю заботу о своих учениках. Возникающие отрицательные эмоции быстро угасают. Можно сказать, что учителя с демократическим стилем более терпимы к детям, прощают их, понимают.

Учитывая размер выборки, мы можем, говорит о ряде тенденций, обнаруженных в ходе исследования. Не исключено, что если бы выборка была большей, то можно было бы говорить уже о достоверных различиях между средними по группам. Итак, были выявлены следующие тенденции:

  • В группе учителей с демократическим стилем результаты по шкале М – практичность – мечтательность на уровне тенденции (0,65) отличаются от результатов учителей с авторитарным стилем. Из того, что в группе демократических учителей среднее значение выше, можно предположить, что это люди с богатым воображением. Они бывают часто погружены в себя, имеют самобытное мировоззрение, творческое воображение. Среди таких лиц не мало людей одаренных. Учителя с демократическим стилем не редко бывают поглощены своими идеями, интересуются абстрактными проблемами, увлечены своими фантазиями. Это непрактичные, неуравновешенные люди, легко приходящие в восторг. У авторитарных учителей низкий балл по этому фактору говорит о том, что это лица зрелые, уравновешенные, здравомыслящие, трезво оценивающие обстоятельства и людей. Они следуют требованиям объективной реальности и общепризнанным нормам поведения. Это добросовестные люди, однако, в неожиданных нестандартных ситуациях им часто не хватает воображения и находчивости. Авторитарные педагоги заняты решением практических вопросов, заняты устройством личных дел, избегают всего необычного, руководствуются объективной реальностью, надежны в практических вопросах. Это спокойные твердые люди.
  • В группе учителей с авторитарным стилем результаты по фактору N – наивность – проницательность на уровне тенденции (0,79) отличаются от результатов учителей с демократическим стилем общения. Показатели по этому фактору выше у авторитарных учителей (по тесту это средние баллы). Это говорит об их расчетливости и принципиальности. Они не поддаются эмоциональным порывам. Держатся корректно, отстраненно. Ко всему подходят разумно, хитро и умело строят свое поведение. Проницательны по отношению к окружающим, осторожны. У демократических учителей низкий балл по тесту свидетельствует об их прямолинейности. Это обычно открытые, наивные люди, общительные, многое принимают на веру, легко загораются общими увлечениями. Сентиментальны, чувствительны, спонтанны. Не умеют хитрить и ловчить, ведут себя естественно и просто.
  • В группе учителей с демократическим стилем результаты по шкале В - конкретное мышление – абстрактное на уровне тенденции (0,67) отличаются от результатов учителей с авторитарным стилем. Средний балл выше у педагогов с демократическим стилем, при этом вообще по всей группе результаты находятся на среднем уровне. В целом для учителей с демократическим стилем характерны высокие умственные способности, хорошее понимание абстракций. Эти педагоги имеют широкие интеллектуальные интересы. Они упорны, настойчивы. У авторитарных учителей мышление более конкретное.
  • В группе учителей с авторитарным стилем общения результаты по шкале F3: чувствительность - реактивная уравновешенность на уровне тенденции (0,66) отличаются от результатов учителей с демократическим стилем. Если сравнивать средний балл между двумя представленными группами, то можно говорить о том, что авторитарные учителя находятся ближе к полюсу «реактивная уравновешенность», в то время как учителя с демократическим стилем тяготеют к полюсу «чувствительность». Средний балл по группе авторитарных учителей свидетельствует об их решительности, предприимчивости, стабильности, склонности не замечать тонкостей жизни. Часто у таких учителей возникают трудности из-за слишком поспешных действий без достаточных размышлений. Учителя с демократическим стилем характеризуются эмоциональностью, чувствительностью, спокойствием и вежливостью. Иногда у них возникают трудности из-за избытка раздумий.

 

Результаты Т-критерия Стьюдента по методике определения организаторских и коммуникативных качеств Л.П. Калинского

 

Таблица №4

Определение достоверностей различий по тесту Л.П. Калинского, между учителями с авторитарным и демократическим педагогическим стилем.

Переменные

Авторитарный стиль

Демократический стиль

Р

1

Направленность

5.1+0.48

7.3+1.07

0.85

2

Деловитость

7.6+0.73

9.8+0.98

0.82

3

Доминирование

2.6+0.52

4.1+0.85

0.7

4

Уверенность в себе

4.4+0.56

5.4+0.85

0.32

5

Требовательность,

3.1+0.57

4.6+0.83

0.69

6

Упрямство, негативизм

3.6+0.78

4.2+0.8

0

7

Уступчивость

5.2+1.32

6.9+1.49

0.13

8

Зависимость

5+1.21

5.4+1.35

0

9

Психологический такт

6.6+0.98

9.8+1.25

0.88

10

Отзывчивость

6.7+1.34

7.8+1.11

0

Информация о работе Анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения