Анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить особенности личности учителей начальных классов, определяющие стиль педагогического общения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Теоретико-методологический анализ изучения педагогического общения в психологии.
2. Разработка теоретико-методологической базы для эмпирического исследования.
3. Определение педагогического стиля общения учителей.
4. Исследование личностных черт и коммуникативных качеств учителей, влияющих на стиль педагогического общения.
5. Изучение особенностей эмоционально-личностной сферы учителей с разными стилями педагогического общения.
6. Исследование мотивационной структуры личности учителей с разными педагогическими стилями.
7. Изучение некоторых особенностей личности учителя, характерных для большинства представителей педагогического коллектива.
8. Изучение особенностей личности учителей, характерных для авторитарного и демократического стиля общения, проведение сравнительного анализа.
9. Составление психологического портрета учителя с авторитарным и демократическим стилем общения.
структура, эмоционально-характерологический базис, а так же стиль педагогического общения.

Содержание работы

Введение
Глава 1: Анализ теоретико-методологических аспектов изучения педагогического общения в психологии
1.1. Психология и структура педагогического общения
1.1.1. Общая характеристика специфики педагогического общения
1.1.2. Коммуникативный, перцептивный и интерактивный аспекты педагогического общения
1.2. Личность учителя в структуре педагогического общения
1.2.1. Учитель как субъект педагогической деятельности
1.2.2. Профессионально – значимые качества личности педагога
1.3. Педагогический стиль учителя как характеристика педагогического общения
1.3.1. Общая характеристика стиля педагогического общения
1.3.2. Поведенческие различия стилей педагогического общения
Глава 2: Психологический анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения
2.1. Программа эмпирического исследования
2.1.1. Первичные сведения
2.1.2. Описание выбранных методик
2.1.3. Статистическая обработка данных
2.1.4. Психологическая характеристика педагогического коллектива в целом
2.2. Результаты исследования особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения
2.2.1. Анализ достоверности различия средних значений в группе учителей авторитарным и демократическим стилем педагогического общения (по Т-критерию Стьюдента
2.2.2. Результаты корреляционного и факторного анализа особенностей личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения
2.2.3. Психологические особенности личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения
Выводы
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

педобщение 122.doc

— 813.00 Кб (Скачать файл)

Второй фактор объясняет 15,66% дисперсии. С наибольшим вкладом в него вошли следующие переменные: независимость (а = -0,84), доминантность (а = 0,78), адекватность самооценки (а = 0,74), экстраверсия (а = 0,7304), обязательность (а = 0,71), неуступчивость (а = -0,71), смелость (а = 0,67), не упрямство (а = -0,64), самоконтроль (а = 0,62), безмятежность (а = -0,58), без психологического такта (а = -0,55), не активность (а = -0,54), серый цвет (-0,52), коричневый цвет (а = 0,52).

Второй фактор характеризует те свойства личности учителя, которые проявляются в основном в каких-либо стрессовых ситуациях. Эти свойства в повседневном общении могут быть незаметны, но они все же присущи личности педагога. Анализируя второй фактор, мы видим, что в него вошли качества, присущие сильному, смелому, собранному человеку. Перед нами портрет учителя с более жесткими чертами личности. Складывается впечатление, что этот человек немного отстранен от окружающих. Фактор можно назвать «жесткость, собранность».

В третий фактор вошли следующие шкалы: неработоспособность (а = -0,73), черный цвет (а = 0,72), отклонение от аутогенной нормы (а = 0,72), самоконтроль (а = 0,68), не авторитарный стиль (а = -0,66), добросердечность (а = 0,65), конкретное мышление (а = -0,64), беспечность (а = 0,63), адаптированность (а = 0,6), желтый цвет (а = -0,6), нестабильность выбора (а = 0,56), не направленность (а = -0,56), красный цвет (а = -0,55), тревожность (а = -0,55), синий цвет (а = 0,5).

В третий фактор вошло много шкал из теста Люшера. При этом все они говорят, о каком то неблагополучии в эмоционально – личностной сфере учителей с демократическим стилем общения. Можно предположить, что этот фактор связан с напряжением и усталостью, которые испытывают учителя. Мы видим снижение работоспособности, активности. Проявляется такая личностная черта, как тревожность. В целом фактор можно назвать «упадок сил».

В четвертый фактор вошли следующие переменные: мотивация «жизнеобеспечение» (а = 0,75), напряженность (а = 0,7), непопустительский стиль (а = -0,67), стабильность выбора (а = -0,66), тревожность (а = 0,65), обязательность (а = 0,56), чувствительность (а = -0,54), зависимость от группы (а = -0,52), неработоспособность (а = -0,52), мягкость характера (а = 0,05).

В четвертом факторе вошли свойства, характеризующие демократичного учителя, как мягкого и чувствительного, стремящегося к собственному благополучию. Фактор можно назвать «стремление к комфорту».

В пятый фактор вошли следующие шкалы: зеленый цвет (а = -0,7515), мечтательность (а = 0,7), без мотивации «общение» (а = -0,67), проницательность (а = 0,63), демократический стиль (а = 0,52), не общежитейская направленность (а = -0,51).

Анализируя фактор, мы видим перед собой неуверенного, отстраненного человека. Фактор можно назвать «мечтатель».

В шестой фактор вошли следующие переменные: твердость характера (а = -0,66), мотивация «творческая активность» (а = 0,65), рабочая направленность (а = 0,51).

Перечисленные в факторе характеристики свойственны для человека направленного на свою профессиональную деятельность, стремящегося быть успешным в ней. Фактор можно назвать «профессионал».

Сопоставляя данные из вышеперечисленных факторов, мы можем сделать следующие выводы:

- Среди личностных свойств педагога  с демократическим стилем общения  особое место занимают коммуникативные качества. Такой учитель может быть эффективным руководителем. Он уверен в себе, деловит, требователен, но в то же время чувствителен и отзывчив.

- Для демократичных учителей  характерна такая личностная  особенность, как доминирование. Вероятно, она может быть связана со спецификой деятельности школьного учителя в начальных классах.

- В критических ситуациях демократичный  учитель может проявить жесткость, собранность, неуступчивость.

- Не исключено, что собранность, требовательность к себе и  окружающим, деловитость, рабочая направленность личности учителя с демократичным стилем отражается на его эмоциональной сфере. Поэтому в третьем факторе мы видим напряжение, усталость, снижение активности.

- Четвертый фактор отражает  стремление педагога к покою, эмоциональному комфорту, благополучию. Работа учителя требует высокого уровня работоспособности, активности, самоконтроля. Все это в итоге вызывает определенный уровень напряжения и усталости. Закономерно, что человек стремится к эмоциональному комфорту, отдыху, разрядке, если для него характерны подобные состояния.

Результаты факторного и корреляционного анализа в группе учителей с авторитарным стилем общения

После проведения корреляционного анализа были получены следующие результаты: число значимых коэффициентов = 256; критическое значение = 0,5. Наибольшее число положительных и отрицательных связей имеют переменные – реактивная уравновешенность, зависимость от группы, расслабленность, экстраверсия, неотзывчивость. Так же были выявлены шкалы, обладающие наименьшим количеством корреляционных связей. Это такие переменные как добросердечность, активность, адекватность самооценки. Шкала «авторитарный стиль» имеет положительные корреляции со шкалами «беспечность», «экстраверсия», «деловитость», «доминирование», и отрицательные корреляции со шкалами «тревожность», «зависимость», синий цвет. Эти результаты говорят о том, что авторитарность педагога проявляется в его доминирование и независимости. Такой учитель легко адаптируется в обществе, имеет много социальных контактов.

В результате факторного анализа особенностей личностной структуры учителей из группы с авторитарным стилем общения было выявлено 6 главных компонент, объясняющих 81,93% дисперсии. Наибольшую значимость имеют первые две компоненты (первая – 20,8%, вторая – 16,355).

 

Таблица №9

Вклады главных компонент в общую дисперсию по результатам факторного анализа в группе учителей с авторитарным стилем

№ Главной компоненты

Собственное значение

Вклад в дисперсию %

Общий вклад в дисперсию %

1

11,65

20,8

16,35

2

9,16

16,35

37,15

3

7,97

14,22

51,37

4

7,38

13,19

64,56

5

5,26

9,39

73,96

6

4,47

7,97

81,93


 

Первый фактор объясняет 20,8% дисперсии. С наибольшим вкладом в него вошли следующие переменные: реактивная уравновешенность (а = 0,8), независимость (а = -0,79), экстраверсия (а = 0,79), расслабленность (а = -0,77), беспечность (а = 0,75), неотзывчивость (а = -0,74), адаптированность (а = -0,74), зависимость от группы (а = -0,74), черный цвет (а = -0,71), доминирующий (а = 0,7), коричневый цвет (а = 0,68), смелость (а = 0,66), неуступчивость (а = -0,65), тревожность (а = 0,61), мотивация «социальный статус» (а = 0,59), мотивация «активность» (0,57), безмятежность (а = -0,57), твердость характера (а = -0,56), рабочая направленность (а = 0,51).

Перед нами портрет независимой, доминирующей, экстравертированной личности, которая имеет твердый характер. Но при этом для нее характерна беспечность, расслабленность. Настораживает присутствие в портрете учителя такой личностной черты как неотзывчивость. Это свойство связано с неуступчивостью, независимостью и тревожностью. Фактор можно назвать «отстраненный лидер».

Второй фактор объясняет 16,35% дисперсии. С наибольшим вкладом в него вошли следующие шкалы: проницательность (а = 0,79), направленность (а = 0,78), желтый цвет (а = -0,77), мотивация «социальная полезность» (а = 0,76), отклонение от нормы (а = 0,75), мотивация «общение» (а = 0,64), психологический такт (а = 0,59), независимость (а = 0,58), уступчивость (а = 0,57), демократический стиль (а = 0,56), нестабильность выбора (а = 0,54), независимость (а = 0,53), неработоспособность (а = -0,53), тревожность (а = 0,51), рабочая направленность (а = 0,51).

Как уже говорилось выше, во второй фактор входят свойства, которые личность проявляет в каких – либо критических ситуациях, когда привычный способ действий становится неэффективным. В этом факторе собрались свойства более мягкие. Мы видим человека, направленного на достижение целей коллектива, с мотивацией «социальная полезность», «общение». Это портрет более отзывчивого и тактичного человека, мы можем наблюдать даже некоторую демократичность. Но в портрете присутствуют свойства, говорящие о снижении активности и работоспособности, неблагополучии в эмоциональной сфере. Фактор можно назвать «стремление быть принятым».

В третий фактор вошли следующие переменные: мотивация «комфорт» (а = 0,9), требовательность (а = 0,81), упрямство (а = 0,75), импульсивность (а = -0,7), подозрительность (а = 0,69), мечтательность (а = 0,6), доминантность (а = 0,59), независимость (а = 0,54), тревожность (а = 0,55), абстрактное мышление (а = 0,53), общежитейская направленность (а = 0,53).

Перед нами портрет учителя, который стремится обеспечить себе комфорт, избавиться от тревоги. Для этого он пытается подавить партнера в общении, проявляет жесткость, упрямство, подозрительность. Фактор можно назвать «комфорт за счет подавления другого».

В четвертый фактор вошли следующие переменные: уверенность (а = 0,76), доминирование (а = 0,75), деловитость (а = 0,72), радикализм (а = 0,66), авторитарный стиль (а = 0,63), красный цвет (0,62), серый цвет (а = -0,59), обязательность (а = 0,55), не отклоняющийся от аутогенной нормы (а = -0,54), синий цвет (а = -0,51), рабочая направленность (а = 0,5).

На наш взгляд в четвертом факторе собрались свойства, типичные для педагога с авторитарным стилем общения. В нем присутствует шкала «авторитарный стиль». Она связана с уверенностью, доминированием, радикализмом, активностью. И все эти свойства проявляются в профессиональной сфере. Фактор можно назвать «авторитаризм».

В пятый фактор вошли следующие шкалы: синий цвет (а = 0,8), фиолетовый цвет (а = -0,58).

Пятый фактор можно назвать «спокойствие».

В шестой фактор вошли следующие переменные: эмоциональная неустойчивость (а = -0,67), нестабильность выбора (а = 0,62), фиолетовый цвет (а = 0,5812), серый цвет (а = -0,55).

В шестом факторе собрались шкалы из теста Люшера. Этот фактор можно назвать «эмоциональная неустойчивость».

Сопоставляя свойства представленные в каждом факторе, мы можем сделать следующие выводы:

- У педагогов с авторитарным стилем общения менее развиты позитивные коммуникативные качества личности. Соответственно такой учитель испытывает трудности в установлении и поддержании контакта с другими людьми. Ему не хватает внимательности и более чуткого отношения к партнеру в общении.

- Следствием недостаточного развития  коммуникативных качеств является  отстраненная позиция авторитарного  педагога в межличностном общении. Это независимый, уравновешенный, доминирующий лидер. Вероятно, эта отстраненность в общении связана с тревожностью, которая характерна для личности авторитарного учителя.

- Анализируя второй фактор, мы  можем наблюдать стремление педагога  к общению. Вероятно, отстраненная  позиция в общении приносит  учителю некоторое напряжение, поэтому  он стремится быть принятым в группе. Может проявлять демократичность, тактичность, уступчивость по отношению к другому человеку.

- Так же в портрете авторитарного  учителя мы можем видеть стремление  авторитарного педагога к эмоциональному  комфорту за счет подавления  другого человека. Вероятно, авторитарный стиль – это своего рода защитная реакция. Проявляя подозрительность, требовательность, импульсивность в отношении окружающих, учитель обеспечивает себе спокойствие, подавляет свою тревогу.

- Учитель с авторитарным стилем общения может проявлять жесткость в своей профессиональной деятельности. Он может быть обязательным, доминирующим, деловитым, уверенным, настойчивым и требовательным.

- В шестом факторе собрались  свойства, выражающие эмоциональную  неустойчивость авторитарного педагога, его неуравновешенность.

 

2.2.3. Психологические особенности  личности учителей с авторитарным  и демократическим стилем педагогического  общения

Психологические особенности личности учителя с демократическим педагогическим стилем

Наиболее выраженное качество в личности учителя с демократическим стилем общения – это уверенность в себе. Такой педагог уважает себя и своих учеников. Он убежден в собственных силах, надеется на себя. Стремится к созданию хорошего мнения о себе у окружающих в силу повышенного чувства собственного достоинства.

Доминирование учителя с демократическим стилем руководства не носит жесткого характера, оно имеет взаимосвязь с такими свойствами, как доверчивость и отзывчивость. Такие педагоги позитивно воспринимают своих учеников, считают их добрыми и хорошими. Они открыты и доступны для школьников, общаются с ними откровенно. Самооценка педагогов с демократическим стилем общения реалистична. В коллективе они веселы, уживчивы и доброжелательны. Проявляют искреннюю заботу о детях. Возникающие отрицательные эмоции у таких людей быстро угасают. Доминирование в сочетании с отзывчивостью проявляется скорее не во властности, а в опеке над детьми. Учитель чувствителен к поведению детей, умеет сопереживать. Он легко отзывается на чужие нужды, готов помочь. Учителям вообще присущи такие качества, как самоотдача и бескорыстие, но для группы учителей с демократическим стилем в особенности. Это совестливые, великодушные люди. Про альтруистическую направленность личности демократичных педагогов говорит также их мотивация «социальная полезность». Жизненное кредо людей с такой мотивацией: «делать добро, чего бы это ни стоило». Такие учителя любят свою работу, не смотря на ту большую ответственность, которую общество возлагает на них. Учителя стремятся передать свой опыт и знания детям, поддержать их. Они активны и стремятся к профессиональному росту. Для людей с такой мотивацией важно чувствовать собственную полезность, уважение, признание и благодарность других.

Информация о работе Анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения