Анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить особенности личности учителей начальных классов, определяющие стиль педагогического общения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Теоретико-методологический анализ изучения педагогического общения в психологии.
2. Разработка теоретико-методологической базы для эмпирического исследования.
3. Определение педагогического стиля общения учителей.
4. Исследование личностных черт и коммуникативных качеств учителей, влияющих на стиль педагогического общения.
5. Изучение особенностей эмоционально-личностной сферы учителей с разными стилями педагогического общения.
6. Исследование мотивационной структуры личности учителей с разными педагогическими стилями.
7. Изучение некоторых особенностей личности учителя, характерных для большинства представителей педагогического коллектива.
8. Изучение особенностей личности учителей, характерных для авторитарного и демократического стиля общения, проведение сравнительного анализа.
9. Составление психологического портрета учителя с авторитарным и демократическим стилем общения.
структура, эмоционально-характерологический базис, а так же стиль педагогического общения.

Содержание работы

Введение
Глава 1: Анализ теоретико-методологических аспектов изучения педагогического общения в психологии
1.1. Психология и структура педагогического общения
1.1.1. Общая характеристика специфики педагогического общения
1.1.2. Коммуникативный, перцептивный и интерактивный аспекты педагогического общения
1.2. Личность учителя в структуре педагогического общения
1.2.1. Учитель как субъект педагогической деятельности
1.2.2. Профессионально – значимые качества личности педагога
1.3. Педагогический стиль учителя как характеристика педагогического общения
1.3.1. Общая характеристика стиля педагогического общения
1.3.2. Поведенческие различия стилей педагогического общения
Глава 2: Психологический анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения
2.1. Программа эмпирического исследования
2.1.1. Первичные сведения
2.1.2. Описание выбранных методик
2.1.3. Статистическая обработка данных
2.1.4. Психологическая характеристика педагогического коллектива в целом
2.2. Результаты исследования особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения
2.2.1. Анализ достоверности различия средних значений в группе учителей авторитарным и демократическим стилем педагогического общения (по Т-критерию Стьюдента
2.2.2. Результаты корреляционного и факторного анализа особенностей личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения
2.2.3. Психологические особенности личности учителей с авторитарным и демократическим стилем педагогического общения
Выводы
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

педобщение 122.doc

— 813.00 Кб (Скачать файл)

 

Выводы

 

Подводя итог данной главы, необходимо сказать, что в результате нашего исследования, были выявлены и изучены психологические особенности личности учителей с разными стилями педагогического общения. Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Существуют различия между  особенностями личности учителей  с авторитарным и демократическим стилем общения, а именно:

а) Коммуникативная компетентность среди учителей с демократическим стилем находится на более высоком уровне. Им в большей мере присущи такие качества личности, как деловитость, уверенность в себе, требовательность, психологический такт. Эти позитивные организаторские и коммуникативные качества занимают особое место в психологическом портрете учителя с демократическим стилем педагогического общения. Они характеризуют учителя как эффективного коммуникатора.

Авторитарный педагог занимает более отстраненную позицию в общении. Об этом свидетельствуют такие личностные особенности, как независимость, неотзывчивость, неуступчивость. Качества, свидетельствующие о коммуникативной компетентности, мало представлены в личности учителя с авторитарным стилем общения.

б) В мотивационной структуре учителей с авторитарным и демократическим стилем общения также были обнаружены некоторые отличия.

Следует заметить, что в мотивационной структуре личности педагога с демократическим стилем общения наиболее выраженными оказались мотивация «общая активность», «творческая активность» и «социальная полезность». Из этих компонентов мотивационной структуры и складывается рабочая направленность личности.

В мотивационной структуре личности учителя с авторитарным стилем общения в большей мере представлена мотивация «социальный статус» и «общая активность». Вероятно, это может быть связано с тем, что учитель стремится за счет достижений в профессиональной сфере занять определенный социальный статус.

В группе учителей с демократическим стилем общения мотивация «общая активность» более выражена, чем в группе учителей с авторитарным стилем. Это говорит об активности и деятельности учителей с демократическим стилем общения.

в) Учителей с авторитарным и демократическим стилем общения можно охарактеризовать разным набором черт личности. Так педагоги с демократическим стилем общения обладают такими свойствами, как эмоциональная устойчивость, доверчивость, чувствительность, обязательность, высокий самоконтроль. Авторитарным педагогам свойственна реактивная уравновешенность, смелость, твердость характера, самоуверенность, подозрительность.

г) Различия между группами учителей с авторитарным и демократическим стилем были выявлены и в эмоционально – личностной сфере педагогов.

При всей видимой активности и деятельности педагогов с демократическим стилем общения можно наблюдать признаки неблагополучия в эмоциональной сфере. Эти учителя испытывают потребность в покое и самоутверждении. Профессиональная деятельность учителя требует большой самоотдачи и работоспособности. Не исключено, что собранность, требовательность к себе и окружающим, деловитость, рабочая направленность личности учителя с демократичным стилем отражается на его эмоциональной сфере. Поэтому мы можем наблюдать напряжение и усталость педагогов. Все это вызывает у учителя стремление к покою, комфорту и благополучию. Для авторитарных педагогов характерна такая личностная особенность, как тревожность. Для того чтобы подавить тревогу педагог стремится подавить партнера в общении, проявляет жесткость, упрямство, подозрительность.

2. Существуют некоторые особенности  личности, характерные для большинства  представителей педагогического  коллектива, в независимости от  стиля его общения:

а) Для всей выборки, в независимости от стиля педагогического общения, характерно такое качество, как доминирование. По нашему мнению, это может быть связано со спецификой деятельности педагога в начальной школе. Для того чтобы помочь ребенку освоиться в школе, помочь понять те требования, которые ему предъявляют, учитель берет инициативу в свои руки, занимает место доминирующего лидера.

б) Еще одной общей характеристикой для всей группы является стремление к независимости. На наш взгляд, это может быть связано с постоянным контролем за деятельностью учителя со стороны администрации школы и вышестоящих органов. Педагогам не хватает самостоятельности и свободы в выборе действий.

в) Работа учителя тесно связана с большим грузом ответственности за жизнь и здоровье учеников, особенно в начальной школе. На наш взгляд, эта проблема характерна для большинства учителей в наши дни. И данная группа учителей не является исключением. Для всех учителей из исследуемого педагогического коллектива характерно такое личностное качество, как чувство вины.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что у учителей одного педагогического коллектива могут быть некоторые личностные особенности, которые характерны для большинства представителей этой группы. Эти особенности могут быть не связаны со стилем педагогического общения. Но существуют и различия между особенностями личности характерные для учителей с авторитарным и демократическим педагогическим стилем общения. Эти различия могут наблюдаться в эмоционально – личностной и в потребностно – мотивационной сфере личности учителя. Так же отличия можно проследить в коммуникативных и организационных качествах педагога, и в наборе личностных черт.

Таким образом, полученные в ходе исследования данные подтвердили наши гипотезы и реализовали первоначально поставленные цель и задачи дипломной работы.

 

Заключение

 

Теоретико-методологический анализ представлений о педагогическом общении в психологии позволил осознать, что педагогическое общение играет важную роль в образовательном процессе. Педагогическое общение способствует познанию, обмену информацией, организации деятельности, обмену ролями, сопереживанию, самоутверждению. Информационная функция обеспечивает процесс обмена материальными и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, формирует обстановку поиска и размышлений. Велика роль педагога в таком общении: он организует его и управляет им.

Среди многообразных факторов успешности педагогической деятельности и общения важная роль принадлежит свойствам личности учителя. Рассматривая педагога как профессионала, необходимо сделать особый акцент на том, что его личностные особенности будут являться рабочим инструментом в его деятельности. Особенности личности учителя находят свое выражение в стиле педагогического общения.

Стиль представляет собой индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Оптимальный стиль общения создает в классе атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Педагогическое общение осуществляется в рамках определенного стиля.

Проблема эффективности общения в системе «учитель – ученик» особенно важна, когда речь идет о взаимодействии учителя с младшими школьниками. Младший школьный возраст – ответственный период в жизни ребенка. И от того, как сложатся отношения школьника и учителя, будет зависеть все дальнейшее развитие личности ребенка не только в период обучения, но и в последующие годы.

Наш интерес к личности учителя связан, прежде всего, с той значимой ролью, которую он играет в жизни ребенка. Изучая особенности личности педагога и стиль педагогического общения, мы стремились понять, как сделать процесс обучения более комфортным для школьника. Зная особенности личности характерные для каждого стиля педагогического общения, мы можем очертить тот круг проблем, над которым необходимо работать как самому учителю, так и школьному психологу.

Нами была предпринята попытка системного подхода к изучению проблем личности в общении, на основе которого была разработана программа эмпирического исследования психологических особенностей личности учителя с разными стилями педагогического общения. В ходе проведенного исследования были выявлены особенности личности учителей с авторитарным и демократическим стилем. Были изучены особенности мотивационной структуры личности, эмоционально – личностная сфера, организаторские и коммуникативные качества личности, а так же набор личностных черт педагогов из каждой группы. Основная гипотеза данного исследования подтвердилась. С помощью полученных экспериментальных данных было доказано, что существуют отличия в особенностях личности учителей с разными стилями педагогического общения. Но, не смотря на выявленные отличия, в особенностях личности исследуемых педагогов были обнаружены и общие качества, характерные для каждого представителя педагогического коллектива в независимости от стиля общения.

По результатам исследования были составлены психологические портреты личности учителя с авторитарным и демократическим стилем общения. Они позволяют нам делать выводы о том, какие позитивные и негативные особенности личности стоят за каждым стилем педагогического общения.

 

Библиографический список

 

  1. Авертисян К.А. Экспрессивное поведение учителя // Психологическая наука и образование. 2000г., № 1
  2. Альбуханова–Славская Е.А. Личностный аспект проблемы общения в психологии. М., 1981г.
  3. Аминов Н.А. Природные предпосылки педагогических стилей у преподавателей начальной школы.// Вопросы психологии 1997г. № 2
  4. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996г.
  5. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М., 1983г.
  6. Аратунян М.Ю. Учителя и ученики: два мира. М., 1992г.
  7. Бахтеев В.М. Объективная психология. М., 1991г.
  8. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М., 1992г.
  9. Березовин Н.А. Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив. Минск, 1975г.
  10. Битянова М.Р. Социальная психология. М., 1994г.
  11. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. М., 1983г.
  12. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994г. №1
  13. Василюк Ф.Е. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990г.
  14. Вербова К.В. Кондратьева С.В. Психология труда и личности учителя: Учебное пособие по курсу Возрастная и педагогическая психология для студентов пед. спец. Гродно, 1991г.
  15. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. Новосибирск, 1997г.
  16. Витт Н.В. Об эмоциях и их выражении // Вопросы психологии.1984г. № 3
  17. Зеленова М.Е. Особенности самовосприятия и восприятия своих учеников учителями начальных классов с разным типом психологического взаимодействия // Психологическая наука и образование, 1999г. №1
  18. Зимняя И.А., Малахова В.А. и др. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач. М., 1980г.
  19. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2001г.
  20. Знаков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1996г.
  21. Золотникова А.С. Проблемы психологии общения. Р.н/Д., 1976г.
  22. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987г.
  23. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1989г.
  24. Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. М., 2002г.
  25. Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащегося. // Вопросы психологии, 1980г. №5
  26. Кондратьева С.В. Учитель – ученик. М.,: Педагогика 1984г.
  27. Коротаев А.А. Тамбовцева Т.С. Исследования индивидуального стиля педагогического общения. // Вопросы психологии 1990г. №2
  28. Краткий психологический словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Я. Ярошевского. Р. н/Д., 1998г.
  29. Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя. М, 1976г.
  30. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. Р.н/Д., 2002г.
  31. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. М., 2001г.
  32. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Р. н./ Д., 1986г.
  33. Леонтьев А.А. Психология общения, Тарту, 1974г.
  34. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. Нальчик, 1996г.
  35. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.,1986г.
  36. Мальковская Т.Н. Учитель – ученик. М., 1977г.
  37. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993г.
  38. Маркова А.К. Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя. // Вопросы психологии 1987г. №5
  39. Матюхина М.В. Психология младшего школьника. М., 1976г.
  40. Мижериков В.А. Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. М., 2002г.
  41. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.,1994г.
  42. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998г.
  43. Межличностное восприятие в группе. М., 1981г.
  44. Мишина Ю.Д. Педагогическая психология. НГУ, 2001г.
  45. Многофакторный личностный опросник Р.Кэттелла. М., 2002г.
  46. Мудрик А.В. Общение школьников. М., 1987г.
  47. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1986г.
  48. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1994г.
  49. Нечаева А.П. Психология и школа: избранные педагогические труды. Воронеж, 1997г.
  50. Николаева Т.М. Жест и мимика в лекции. М., 1972г.
  51. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалёва В.В. Столина. М., 1988г.
  52. Общение и формирование личности младшего школьника. М., 1987г.
  53. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979г.
  54. Панфёров В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения. // Психологический журнал, 1987г. №4
  1. Педагогическая энциклопедия. / Под ред. И.А Каирова, Ф.Н Петрова, М., 1968г.

  1. Петрова Е.А. Знаки общения. М., 2001г
  2. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986г.
  3. Прохоров А.О. Психологические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке. // Вопросы психологии. 1990г. № 6.
  4. Психологический словарь./ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1996г.
  5. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982г.
  6. Психология педагогического общения: методические разработки для преподавателей и студентов. Саратов, 1980г.
  7. Психология труда и личности учителя. / Под ред. Щербакова А.П. Л., 1977г.
  8. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. // Под редакцией А.А Бодалёва, В.Я. Ляудис. М., 1980г.
  9. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. / Под ред. П.И. Пидкасистого. Р. н/Д., 1998г.
  10. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащегося. М., 1990г.
  11. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология. С.-П., 2000г.
  12. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Р.н/Д., 1996г.
  13. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.,1990г.
  14. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995г.
  15. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск, 1998г.
  16. Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветный тест Люшера. МЦВ-метод цветовых выборов. С.-П., 2001г.
  17. Степанов В.Г. Психология индивидуального подхода. М., 1991г.
  18. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Р.н/Д., 2002г.
  19. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Р.н./Д., 1999г.
  20. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1999г.
  21. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М., 1986г.
  22. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского, М, 1987г.
  23. Фридман И.К. Невербальное взаимодействие учителя со школьниками. // Психология в школе, 1991г., № 4
  24. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. М., 1985г.
  25. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991г.
  26. Хрестоматия по педагогической психологии. /составители А.И. Красило, А.П. Новгородцев. М., 1995г.
  27. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. П., 1976г.
  28. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1999г.
  29. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969г.
  30. Эльконин Д.Б. Психология общения младшего школьника. М., 1974г.
  31. Юзефавичус Т.А. Педагогические ошибки учителей и пути их предупреждения: Учебное пособие для преподавателей и студентов. М., 1998г.
  32. Якунин В.А. Педагогическая психология. С.-П., 1998г.

Информация о работе Анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения