Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 10:21, автореферат

Описание работы

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных проблем современной педагогической науки. Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и средств обучения.
При решении проблемы активизации познавательной деятельности выход видится в повышении теоретического уровня преподаваемого материала с параллельным ознакомлением и обучением школьников методам познания, вооружения их методами самостоятельной работы по развитию и приобретению инструментария познания [124, c. 183-184].

Файлы: 1 файл

disser.doc

— 881.00 Кб (Скачать файл)

 

Приложение 10

Метод «Пять по пять»

Метод позволяет:

• одновременно включить в работу учащихся всей группы;

• ознакомить с достаточно большим объемом учебного материала на занятие;

• развивать устную речь учащихся;

• дифференцировать задания в соответствии с уровнем подготовленности учащихся;

• развивать умения работать с текстом.

Подготовка и проведение: Педагог выбирает текст (можно использовать тексты параграфов учебников) и делит его на несколько (три-шесть) приблизительно равных по объему и законченных по смыслу частей. Он организует расстановку мебели в кабинете (форма «Дискуссионный клуб») и делит учащихся на малые группы, количество которых соответствует числу смысловых частей текста. Число учащихся в группах должно быть одинаковым и не превышать шести.

Группы располагаются за отдельными столами, каждый учащийся получает одну часть текста.

Педагог предлагает в течение 10 минут поработать над содержанием полученной части текста индивидуально. При работе над содержанием учащийся должен внимательно прочитать текст, для того чтобы как можно точнее передать его основной смысл другим учащимся в произвольной форме (составляет план, тезисы и т. п.).

По окончании работы учащимся в каждой группе предлагается рассчитаться по порядку и запомнить свои номера. Затем образуются новые группы: первая группа формируется из первых номеров всех групп; вторая - из вторых номеров всех групп и т. д. Таким образом, образовавшиеся группы состоят из учащихся, каждый из которых владеет одной частью текста.

Учащимся предлагается представить содержание текста в группе. Работа продолжается около 15-20 минут в зависимости от объема и сложности материала.

По окончании работы учащиеся могут задать вопросы друг другу, педагог также в форме вопросов проверяет, как учащиеся поняли содержание всего текста.

Педагог может собрать на проверку тетради, в которых учащиеся фиксировали основные тезисы.

Материальное обеспечение: учебный текст (тексты параграфов учебников), ксерокопии статьи.

На что следует обратить внимание:

• все ли учащиеся в процессе презентации частей текста слушают друг друга;

• продумать конкретный механизм проверки понимания учащимися всего текста;

• рассчитать время работы на каждом этапе проведения метода.

 

Приложение 11

Метод «Принятие решения»

Метод позволяет:

• расширить представление учащихся об обсуждаемой теме;

• определить учащемуся свою позицию в содержании предмета;

• закрепить материал.

Подготовка и проведение

Педагог готовит утверждения, делит группу на две малые группы и расставляет мебель вдоль стен аудитории, оставляя центр помещения свободным для передвижения. Аудитория делится на две части центральной линией. Одна часть помещения обозначена словом «Да», вторая - «Нет» (рис. ).

Первый этап (10 минут). Одна группа является наблюдателями, цель которых фиксировать интересные высказывания, аргументы, мнения участников, следить за развитием самой дискуссии, а также за выполнением норм работы в группе. Наблюдатели располагаются по периметру аудитории.

Вторая группа участвует в дискуссии и располагается на линии, разделяющей аудиторию .

Рис.: схема расположения учащихся в аудитории

 перед  первым этапом проведения метода:

 

● - наблюдатель; ○ - участник дискуссии

 

Педагог предлагает учащимся утверждение, по отношению к которому они, после минутного обдумывания, должны определить свою позицию. Позиция обозначается расположением учащегося относительно линии, разделяющей аудиторию. Чем категоричнее ответ участника дискуссии, тем дальше он будет находиться от разделяющей линии (рис.).

Рис.: пример расположения учащихся

в процессе первого этапа проведения метода:

 

● - наблюдатель; ○ - участник дискуссии

 

После того как учащиеся заняли определенные позиции, педагог предлагает каждому по очереди привести ряд аргументов в защиту своего выбора и попытаться своими высказываниями повлиять на мнения оппонентов. В процессе дискуссии участник может менять свои взгляды по отношению к предмету дискуссии и занимать новое положение относительно разделяющей линии.

Завершив обсуждение, учащиеся возвращаются на разделяющую линию. Педагог зачитывает новое утверждение.

После обсуждения всех высказываний педагог предоставляет слово наблюдателям, которые высказывают свое мнение о том, как проходила дискуссия.

Второй этап (10 минут). Группы меняются ролями: теперь наблюдатели становятся участниками дискуссии, а роль наблюдателей переходит к дискутировавшей ранее группе.

Третий этап (15 минут). Педагог формирует несколько малых групп, целью которых является изменение утверждений таким образом, чтобы с новой формулировкой согласились все члены малой группы. Оптимальное количество групп - четыре (одно утверждение - одной группе).

На что следует обратить внимание:

• учащиеся могут передвигаться со стульями и сидеть на них во время дискуссии;

• в процессе дискуссии желательно, чтобы каждый учащийся высказался и привел аргументы в защиту выбранной позиции;

• утверждений не должно быть более двух;

• группы наблюдателей могут помогать педагогу выставить отметки участникам дискуссии;

• педагог может разбивать учащихся на пары, которые будут наблюдать по очереди друг за другом в ходе дискуссии, а затем обсуждать этот процесс.

Существующая практика устных дебатов предполагает длительную целенаправленную подготовку команд, сложную технологию проведения и их организацию в свободное от занятий время. Рассмотрим методы «Письменные дебаты» и «Письменная дискуссия», использование которых позволит педагогу придерживаться временных рамок занятия, организовать дискуссию учащихся в парах или в большой группе.

 

Приложение 12

Метод «Письменные дебаты»

Метод позволяет:

• сформировать культуру дискуссии;

• развивать умение формулировки аргументов в защиту своей позиции;

• развивать навыки письменной речи.

Подготовка и проведение

Учащиеся знакомятся с темой, которая является предметом дебатов, и с механизмом их проведения.

Педагог объединяет учащихся в пары и определяет, какую позицию будет отстаивать каждый участник (например, один - сторонник данной позиции, другой - противник). Если в группе нечетное количество учащихся, то педагог организует работу одной триады.

Учащиеся садятся спиной друг к другу. Педагог зачитывает утверждение, и учащиеся начинают письменный диалог. На формулирование аргументов в защиту своей позиции дается 5 минут. Участники записывают их на листе бумаги в форме развернутых тезисов.

По истечении отведенного времени учащиеся меняются листами, читают тезисы своих оппонентов и приводят ряд антитезисов. Время работы - 5 минут. Такая процедура обмена листами повторяется 2-3 раза.

В последнем раунде учащиеся пишут индивидуально (или совместно, в парах) итоговую работу по дискуссии и сдают ее педагогу. При подведении итогов письменных дебатов педагог может задать вопросы: «Каковы лучшие аргументы партнера?», «Что понравилось в аргументах твоего партнера?», «Что вызвало недоумение в аргументах партнера?».

Материальное обеспечение: листы бумаги (формат А4).

На что следует обратить внимание:

• работа учащихся может быть оценена индивидуально или попарно. Если педагог планирует выставить оценки за работу, он должен предупредить об этом в начале занятия.

Приложение 13

Метод «Карусель»

Метод позволяет:

• сочетать работу в парах и малых группах;

• обсудить несколько вопросов.

Подготовка и проведение

Педагог готовит несколько вопросов для обсуждения, делит учащихся на две равные группы. Учащиеся садятся друг напротив друга, образуя два круга, как показано на рисунке:

Рис.: размещение групп учащихся:

●- первая группа; ○ - вторая группа

Таким образом, у каждого учащегося есть партнер для общения.

Далее работа проходит в несколько этапов.

1. Педагог рассказывает о порядке работы, зачитывает первый вопрос и дает минуту на обдумывание.

2. Затем в течение 3 минут учащиеся в парах дискутируют, обсуждают вопрос, совместно ищут на него ответ.

3. По истечении 3 минут педагог предлагает учащимся внешнего круга переместиться на один стул по ходу часовой стрелки и образовать новые пары. Учащиеся на этот раз без минутного обдумывания обсуждают этот же вопрос с новым партнером.

4. Через 3 минуты педагог просит учащихся внутреннего круга поменять свое место. Они двигаются против хода часовой стрелки. Вновь образуются новые пары.

5. Зачитывается новый вопрос, дается минута на обдумывание, и учащиеся в течение 3 минут ищут ответ.

6. Далее повторяются пункты 3, 4 и 5 до тех пор, пока не закончатся вопросы для обсуждения.

7. После обсуждения всех вопросов педагог делит учащихся на новые группы, для того чтобы сформулировать и записать на листах бумаги (формат А1) общий ответ на поставленный вопрос. Одна группа получает один вопрос.

8. Педагог организует представление итогов работы малых групп.

Материальное обеспечение: бумага (формат А1) по количеству малых групп, маркеры, скотч.

На что следует обратить внимание:

• количество вопросов не должно превышать трех-четырех.

 

Приложение 14

Метод «ПРЕСС»

Метод позволяет:

  • определить учащимся свою позицию по теме занятия;
  • кратко, точно излагать свою точку зрения, идею, аргумент

Подготовка и проведение

На доске или флипе педагог записывает значение каждой заглавной буквы в названии метода «ПРЕСС» (на английском языке «PRES»), а затем показывает учащимся завершенную схему аргументации через последовательное прохождение четырех этапов:

1. П/P - точка зрения / point of view

2. Р/R - причина / reason

3. Е/E - пример / example

4. С/S - итог / summary

Например, при обсуждении тезиса о том, что лидер открыт группе все 24 часа в сутки по теме «Человек среди людей» по предмету «Человек и общество», учащийся может дать аргументированный ответ:

«Я считаю, что лидер должен быть доступен группе все 24 часа в сутки (точка зрения), так как его необходимо информировать о том, что происходит в группе, для более гибкой организации ее работы (причина). Например, в группе произошел серьезный конфликт накануне мероприятия, которое готовила группа. В результате часть членов группы отказалась принимать участие в его проведении. Решить конфликтную ситуацию может только лидер (пример). Вот почему я считаю, что лидер должен быть доступен все 24 часа в сутки (итог).

Учащиеся также могут отстаивать и противоположную точку зрения. Например: «Я считаю, что лидер не должен быть доступен группе все 24 часа, так как у лидера есть право свободно распоряжаться своим временем. Например, лидер решил усовершенствовать свои навыки работы с компьютером и выразил желание брать дополнительные занятия. Поэтому я уверен, что лидер не должен быть доступен группе все 24 часа».

Материальное обеспечение: бумага (формат А1), маркеры, скотч.

На что следует обратить внимание:

• данный метод можно использовать в качестве механизма для лучшей аргументации в других методах проведения дискуссии.

Заключительный этап предполагает решение следующих задач:

• подведение итогов дискуссии, помощь учащимся в проведении анализа проделанной работы;

• выражение благодарности за участие в дискуссии.

Подведение результатов дискуссии, помощь учащимся в проведении анализа проделанной работы. Учащимся задаются простейшие вопросы:

• какие результаты получила группа?

• все ли учащиеся принимали активное участие?

• много ли было желающих высказаться или педагогу приходилось им постоянно предлагать участвовать в обсуждении?

• была ли у каждого возможность высказать свою точку зрения, особенно у застенчивых учащихся?

• удерживала ли группа тему обсуждения или уходила от предмета дискуссии?

• занимал ли кто-нибудь доминирующую позицию при обсуждении вопросов?

• задавались ли учащимися и педагогом открытые вопросы, вопросы на уточнение?

• подводились ли промежуточные итоги, суммировались ли точки зрения?

• приводились ли четкие аргументы, примеры, делались ли обобщения самими учащимися в процессе обсуждения?

Ответить на эти вопросы помогут: презентация совместной работы всей группы или каждой малой группы; запись дискуссии на магнитофоне; записи и наблюдения педагога; комментарии учащихся, выделение ими интересных идей, сильных аргументов разных сторон; поддержание доброжелательной атмосферы в процессе обсуждения.

На этапе подведения итогов всей дискуссии педагог может использовать методы организации оценочной деятельности, получения содержательной обратной связи (опросник, анкета, таблицы с критериями оценивания дискуссии, незаконченные предложения, письменное эссе и т. д.).

Высказывание благодарности за участие в дискуссии. Педагог вербально и невербально высказывает свою благодарность учащимся за участие в обсуждении вопросов.

Важным условием успешности дискуссии является активная позиция всех учащихся в данном виде деятельности. Так, организуя дискуссию с помощью метода «Да и нет», педагог дает возможность всем учащимся занять позицию по обсуждаемому вопросу и определенным образом зафиксировать ее.

 

Приложение 15

Метод «Орфографическая эстафета»

Метод позволяет:

• развить умение работы в группе;

• развить логическое мышление и память;

• удовлетворить потребность учащихся в желании двигаться.

Подготовка и проведение

Текст диктанта, написанный в нескольких экземплярах или на одной переносной доске, вывешивают на стене в фойе учебного заведения на расстоянии 1-2 метров от учебной аудитории.

«Орфографическая эстафета» проходит в несколько этапов.

1. Педагог делит учащихся на  группы по 3-4 человека и предлагает

в каждой группе определить роль:

• «курьеров» (Один-два каждой группе). «Курьеры» стараются запомнить как можно больше текста, не делая никаких записей. Причем, «курьер» может только один раз побывать у доски;

Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла